ЛХ, UNIVERSUM:
_июнь. 2022 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 6 (96)
ПРЕПОДАВАНИЕ ГИДРАВЛИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ниязова Гулхаё Парпиевна
ст. преподаватель,
Ташкентский государственный транспортный университет,
Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: niyazova66@tstu. uz
Джалилов Жавлон Халилович
ст. преподаватель,
Ташкентский государственный транспортный университет,
Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
TEACHING HYDRAULICS AT A TECHNICAL UNIVERSITY
Gulxayo Niyazova
Senior Lecturer, Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Javlon Djalilov
Senior Lecturer, Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
Согласно анализу развития современной техники, в статье делается вывод, в котором описывается рост потребности в обществе специалистов, имеющих углублённые знания в области пневматических и гидравлических систем.
ABSTRACT
According to the analysis of the development of modern technology, the article concludes that describes the growing need in society for specialists with in-depth knowledge in the field of pneumatic and hydraulic systems.
Ключевые слова: технический вуз, гидравлика, качество подготовки специалистов. Keywords: technical university, hydraulics, quality of training.
ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день отрасль развития техники стремительно прогрессирует и неизбежно ведется к усложнению. Данное усложнение обуславливается преимущественно внедрением в повседневную жизнь различных технологических комплексов и устройств, а также роботов. На производственных фабриках повсеместно внедряют в работу полностью автономные цеха и линии. Иногда автоматизируют целое производство и это, в свою очередь, приводит к минимизации участия человека в технологических процессах. Зачастую автоматизация сложных технических систем затрагивает такие сферы машиностроения, в которых раньше непричастность человека казалось немыслимой. Транспорт также является объектом технологического процесса, в котором массово применяются автоматические системы.
Автоматическая система (робот) всегда состоит из двух групп элементов. Первая - группа управляющих элементов. Данные элементы представляют собой образование систем управления, отвечающих за сбор информации и формулирование управляющих сигналов на основе полученных данных, а также их дальнейшую передачу. Вторая - группа исполнительных элементов. В этой группе элементы отвечают за исполнение посланных сигналов управляющей системы. Они обеспечивают реализацию операций посредством осуществления необходимых действий. Совокупность элементов второй группы называется приводом исполнительного механизма.
В большинстве модернизированных систем управляющая часть выстраивается путём использования электрических и электронных элементов, которые впоследствии часто объединяют в компьютерные
Библиографическое описание: Джалилов Ж.Х., Ниязова Г.П. ПРЕПОДАВАНИЕ ГИДРАВЛИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2022. 6(96). URL:
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13803
№ 6 (96)
июнь, 2022 г.
блоки. Устройствам такого типа свойственны небольшие мощности сигналов, передаваемых по линиям, высокое быстродействие и малые габариты.
В современных роботизированных системах в качестве исполнительных элементов применяются электрические, гидравлические и пневматические приводы. В робототехнических устройствах электрические приводы используются малой мощности. Кроме того, при минимальной мощности им присущи малые размеры, но при этом, эффективность их использования остаётся на высоком уровне. Наряду с возрастанием передаваемой мощности, габариты устройств электрических приводов значительно увеличиваются, в связи с этим, их использование становится нерациональным. По этой причине, при высоких мощностях исполнительных механизмов роботизированных систем применяют гидравлические и пневматические приводы, которые существенно отличаются от электрических своими малыми габаритами.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что изучаемая в высших учебных заведениях дисциплина «Гидравлика», на основе законов которой сконструированы законы пневматических и гидравлических систем актуальна и по сей день. Эти системы имеют неопровержимые перспективы использования в будущем.
Для детального изучения и развития этого направления техники, необходимы работники не только с теоретическими углублёнными научно-техническими знаниями в области автоматического управления, эксплуатации и проектирования электронных средств автоматизации, но и со знаниями, которые затрагивают раскрытие особенностей создания, функционирования и эксплуатацию пневматических, гидравлических и электрогидравлических устройств. Учитывая прогнозы на ближайшее будущее, следует отметить, что потребность специалистов в этой сфере будет только расти. Помимо всего прочего, проектированием такого рода систем будут заниматься незначительное количество специалистов,
как и сейчас. В свою очередь, специалисты, которые по роду деятельности будут работать с механизмами, состоящими из значительного числа объектов, содержащих элементы пневматических и гидравлических систем, с каждым годом будут численно увеличиваться. Для успешного выполнения работы, они должны быть соответствующим образом подготовлены.
Очевидно, потребность в инженерах, конкурентоспособных на мировом рынке, может быть удовлетворена повышением качества профессиональной подготовки в ВУЗЕ [1], в частности за счет подачи актуального инновационного материала, применения новых педагогических и информационных компьютерных технологий в обучении, способствующих усвоению знаний базовых законов гидравлики, правил пользования законами, а также общих принципов построения пневматических и гидравлических систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время необходима интенсификация процесса учебной подготовки специалистов технических направлений, а именно внесение коррективов в содержание и процесс преподавания дисциплин, связанных с приобретением компетенций в области создания и эксплуатации устройств, включающих в себя пневматические и гидравлические системы. Одним из способов, позволяющим облегчить подачу и ускорить усвоение информации является использование ИКТ в форме электронных справочных баз, мультимедийных и презентационных материалов лекций, виртуальных лабораторных работ, программ для промежуточного тестирования [2]. В частности, в числе первоочередных рекомендуемых мероприятий по разделам «Гидравлика», «Гидравлические приводы» и «Гидравлические машины» является формирование комплекса виртуальных лабораторных работ [3,4] по соответствующим тематикам учебной дисциплины.
Список литературы:
1. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузe // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.
2. Хакимжонова Х.Х.К. Применение ИКТ в сфере стратегического и оперативного управления учебно-воспитательным процессом // Academy, 2018. № 5 (32). С. 70-71.
3. Ниязова Г.П. Современные способы проведения лабораторных занятий по гидравлике // Наука и образование сегодня, 2019. № 5 (40). С. 62-63.
4. Description by the method of combustion mass transfer of a gasoline-hydrogen-air mixture and reduction of harm to the environment. Ismatov, J., Matmurodov, F., Kholikov, A., ...Djalilov, J., Muhammadiyev, U. Journal of Physics: Conference Seriesthis link is disabled, 2021, 2131(3), 032067.
5. Исматов Ж.Ф., Джалилов Ж.Х., Файзуллаев А.Ж. Применение водорода в виде добавки автомобильных двигателях // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2021. 4(85). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/11523.
6. Повышение экологической безопасности автомобилей путем добавки водорода к бензину // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. Исматов Ж.Ф. [и др.]. 2021. 5(86). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/11777.