Научная статья на тему 'О преподавании гидравлики в техническом вузе'

О преподавании гидравлики в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ГИДРАВЛИКА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ниязова Гулхае Парпиевна

Согласно анализу развития современной техники, в статье делается вывод, в котором описывается рост потребности в обществе специалистов, имеющих углублённые знания в области пневматических и гидравлических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ниязова Гулхае Парпиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании гидравлики в техническом вузе»

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИДРАВЛИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ниязова Г.П.

Ниязова Гулхае Парпиевна- старший преподаватель, кафедра экологии и двигателей внутреннего сгорания, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: согласно анализу развития современной техники, в статье делается вывод, в котором описывается рост потребности в обществе специалистов, имеющих углублённые знания в области пневматических и гидравлических систем. Ключевые слова: технический вуз, гидравлика, качество подготовки специалистов.

На сегодняшний день отрасль развития техники стремительно прогрессирует и неизбежно ведется к усложнению. Данное усложнение обуславливается преимущественно внедрением в повседневную жизнь различных технологических комплексов и устройств, а также роботов. На производственных фабриках повсеместно внедряют в работу полностью автономные цеха и линии. Иногда автоматизируют целое производство и это, в свою очередь, приводит к минимизации участия человека в технологических процессах. Зачастую автоматизация сложных технических систем затрагивает такие сферы машиностроения, в которых раньше непричастность человека казалось немыслимой. Транспорт также является объектом технологического процесса, в котором массово применяются автоматические системы.

Автоматическая система (робот) всегда состоит из двух групп элементов. Первая -группа управляющих элементов. Данные элементы представляют собой образование систем управления, отвечающих за сбор информации и формулирование управляющих сигналов на основе полученных данных, а также их дальнейшую передачу. Вторая -группа исполнительных элементов. В этой группе элементы отвечают за исполнение посланных сигналов управляющей системы. Они обеспечивают реализацию операций посредством осуществления необходимых действий. Совокупность элементов второй группы называется приводом исполнительного механизма.

В большинстве модернизированных систем управляющая часть выстраивается путём использования электрических и электронных элементов, которые впоследствии часто объединяют в компьютерные блоки. Устройствам такого типа свойственны небольшие мощности сигналов, передаваемых по линиям, высокое быстродействие и малые габариты.

В современных роботизированных системах в качестве исполнительных элементов применяются электрические, гидравлические и пневматические приводы. В робототехнических устройствах электрические приводы используются малой мощности. Кроме того, при минимальной мощности им присущи малые размеры, но при этом, эффективность их использования остаётся на высоком уровне. Наряду с возрастанием передаваемой мощности, габариты устройств электрических приводов значительно увеличиваются, в связи с этим, их использование становится нерациональным. По этой причине, при высоких мощностях исполнительных механизмов роботизированных систем применяют гидравлические и пневматические приводы, которые существенно отличаются от электрических своими малыми габаритами.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что изучаемая в высших учебных заведениях дисциплина «Гидравлика», на основе законов которой сконструированы законы пневматических и гидравлических систем актуальна и по сей день. Эти системы имеют неопровержимые перспективы использования в будущем.

Для детального изучения и развития этого направления техники, необходимы работники не только с теоретическими углублёнными научно-техническими знаниями в области автоматического управления, эксплуатации и проектирования электронных

средств автоматизации, но и со знаниями, которые затрагивают раскрытие особенностей создания, функционирования и эксплуатацию пневматических, гидравлических и электрогидравлических устройств. Учитывая прогнозы на ближайшее будущее, следует отметить, что потребность специалистов в этой сфере будет только расти. Помимо всего прочего, проектированием такого рода систем будут заниматься незначительное количество специалистов, как и сейчас. В свою очередь, специалисты, которые по роду деятельности будут работать с механизмами, состоящими из значительного числа объектов, содержащих элементы пневматических и гидравлических систем, с каждым годом будут численно увеличиваться. Для успешного выполнения работы, они должны быть соответствующим образом подготовлены.

Очевидно, потребность в инженерах, конкурентоспособных на мировом рынке, может быть удовлетворена повышением качества профессиональной подготовки в ВУЗЕ [1], в частности за счет подачи актуального инновационного материала, применения новых педагогических и информационных компьютерных технологий в обучении, способствующих усвоению знаний базовых законов гидравлики, правил пользования законами, а также общих принципов построения пневматических и гидравлических систем.

Следовательно, в настоящее время необходима интенсификация процесса учебной подготовки специалистов технических направлений, а именно внесение коррективов в содержание и процесс преподавания дисциплин, связанных с приобретением компетенций в области создания и эксплуатации устройств, включающих в себя пневматические и гидравлические системы. Одним из способов, позволяющим облегчить подачу и ускорить усвоение информации является использование ИКТ в форме электронных справочных баз, мультимедийных и презентационных материалов лекций, виртуальных лабораторных работ, программ для промежуточного тестирования [2]. В частности, в числе первоочередных рекомендуемых мероприятий по разделам «Гидравлика», «Гидравлические приводы» и «Гидравлические машины» является формирование комплекса виртуальных лабораторных работ [3] по соответствующим тематикам учебной дисциплины.

Список литературы

1. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.

2. Хакимжонова Х.Х.К. Применение ИКТ в сфере стратегического и оперативного управления учебно--воспитательным процессом // Academy, 2018. № 5 (32). С. 70-71.

3. Ниязова Г.П. Современные способы проведения лабораторных занятий по гидравлике // Наука и образование сегодня, 2019. № 5 (40). С. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.