Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
преподавание философии / философия / концептуальные основания преподавания философии / teaching philosophy / philosophy / conceptual foundations of teaching philosophy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Согукпинар Д.А., Эрназарова Н.А.

В статье рассмотрены проблемы и предлагаемые пути их решения изменение статуса философии, смены концептуальных оснований в ее преподавании, а также раскрывают механизмы, способствующие повышению познавательного интереса и учебной мотивации студентов к изучению философских дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PHILOSOPHY AT UNIVERSITY: PROBLEMS, FORECASTS, PROSPECTS

The article examines the problems and proposed ways to solve them: changing the status of philosophy, changing the conceptual foundations in its teaching, and also reveals the mechanisms that contribute to increasing the cognitive interest and educational motivation of students to study philosophical disciplines.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 37 Согукпинар Д.А., Эрназарова Н.А.

Согукпинар Д.А.

старший преподаватель кафедры «Общественных наук» Узбекский государственный университет мировых языков (г. Ташкент, Узбекистан)

Эрназарова Н.А.

студентка первого курса направления «Английский язык и литература» Узбекский государственный университет мировых языков (г. Ташкент, Узбекистан)

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы и предлагаемые пути их решения изменение статуса философии, смены концептуальных оснований в ее преподавании, а также раскрывают механизмы, способствующие повышению познавательного интереса и учебной мотивации студентов к изучению философских дисциплин.

Ключевые слова: преподавание философии, философия, концептуальные основания преподавания философии.

Дискуссия о преподавании философии в вузах представляется нам актуальной по двум главным причинам: во-первых, вопрос о месте философии в ряду изучаемых дисциплин все чаще подвергается скепсису со стороны не только студентов, но и преподавателей непрофильных дисциплин, во-вторых, компетентностный подход к современному образованию, ориентированный на подготовку специалиста в конкретной области знания, направлен на «усиление» блока профильных дисциплин за счет гуманитарных[1]. Попробуем разобраться в проблеме, рассмотрев ее с различных ракурсов.

Образовательные реформы Республики Узбекистан позволяют говорить

о переоценке роли социально-гуманитарных дисциплин и их статусе в образовательном процессе высшей школы. Показателем сложившихся тенденций можно считать уменьшение часов преподавания гуманитарных дисциплин и исключение из учебного плана спецкурсов и курсов по выбору, относящихся к социально-гуманитарному блоку. В этой связи встает вопрос о том, как вернуть гуманитарным дисциплинам былую значимость, как доказать их необходимость в жизни каждого гражданина. Такая же проблема стоит и перед преподавателями философии в высшей школе.

Негативное отношение к философии как к ненужному и лишнему предмету в списке образовательных дисциплин ставит перед философами сложную задачу показать студентам, что философия не является «пустым» словом, что именно благодаря ей человек способен размышлять об экзистенциальных проблемах своего бытия, формировать критическое мышление и способность к аргументации своей позиции по различным общественным и профессиональным вопросам [2]. В основе дискуссий, детерминированных местом и ролью философии в образовательном процессе, лежат три главных вопроса: «Чему учить?», «Как учить?» и «Для чего учить?»

Предлагаемая статья — попытка поиска ответов на эти вопросы. Она посвящена проблемам преподавания философии в высших учебных заведениях, осмыслению роли философии в современном обществе и в системе образования. Показано, что, несмотря на присутствие философии как обязательной дисциплины базовой части учебного плана, можно констатировать отсутствие целостного образа ее преподавания. В этой связи излагаются взгляды на поиск новых подходов к преподаванию философских дисциплин с учетом специфики философского знания

Система преподавания философии на непрофильных факультетах традиционно носит пропедевтический характер. Здесь перед преподавателем возникает первая сложность. Например, как донести до студентов весь объем многовекового философского знания, кому из философов отдать предпочтение в анализе конкретного исторического периода, каким образом сделать

философский язык понятным для студентов? Этот ряд вопросов может быть продолжен, но именно он определяет сегодня проблемы и перспективы обращения к философскому наследию и его трансляцию в студенческую аудиторию. Начиная курс, часто приходится сталкиваться с отношением к предмету как к ненужному и отнимающему часть времени для подготовки по профильным дисциплинам. Время прагматизма не обошло и студенческую аудиторию, а потому и подходы к преподаванию философии требуют смены концептуальных оснований [3].

Модернизация образования в контексте Болонского процесса ставит своей задачей интеграцию образования в систему европейских образовательных стандартов. В этой связи происходит переосмысление содержания, целей и результата образования [4]. Одним из проблемных вопросов, стоящих перед учебными заведениями в Узбекистане, является соответствие качества образования требованиям современного рынка труда. Переориентация образовательного процесса в сторону формирования программ, направленных на реализацию запросов рынка труда, привела к появлению так называемого компетентностного подхода. Мы не случайно обратилась к этому вопросу в рамках предлагаемой статьи, поскольку вопрос о месте и роли философии в компетентностном подходе требует серьезного анализа.

Для начала следует четко определиться, что же представляет собой компетенция и какова ее роль в образовательном процессе. Для европейской системы обучения характерно следующее определение: «...результаты образования, выражаемые на языке компетенций. — это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций» [5]. Отсюда явственно прослеживается смена понятий, связанных с результатом образования.

Жизнь ставит перед нами новые вопросы, актуальность которых выходит за рамки преподавания истории философии, а потому рефлексивное осмысление проблем современности также требует практической реализации. Повысить

интерес к философии возможно лишь при условии выхода за рамки пересказа содержания учебников. Философско-педагогический курс необходимо строить таким образом, чтобы способствовать рефлексии студента, его способности осуществлять переход от обыденного к философскому рассуждению. Это возможно в том случае, когда преподаватель в проблемном изложении материала поставит перед студентами вопросы, мотивирующие их на поиск решения, в ходе которого, в свою очередь, появлялись бы новые философские вопросы дискуссионного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М. : Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. 72 с;

2. Брызгалина, Е. В. Философия образования в контексте традиций и инноваций // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4. М.: ИФРАН. 248 с. С. 3-18;

3. Вахитов, Р. Р. Как надо и как не надо преподавать историю философии. Размышления преподавателя вуза // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. №1. С. 60-65;

4. Гаттинг, Г. Образование французских философов. Знание, свободно картографирующее социальную жизнь, — за и против [Электронный ресурс] // Интернет журнал «Гефтер» URL: http://gefter.ru/archive/12583 (дата обращения: 03.08.2018);

5. Зимняя, И. А. (2004) Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании в контексте Болонских реформ. М. : Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. 42 с.

Sogukpinar D.A., Ernazarova N.A.

Sogukpinar D.A.

Uzbek State University of World Languages (Tashkent, Uzbekistan)

Ernazarova N.A.

Uzbek State University of World Languages (Tashkent, Uzbekistan)

TEACHING PHILOSOPHY AT UNIVERSITY: PROBLEMS, FORECASTS, PROSPECTS

Abstract: the article examines the problems and proposed ways to solve them: changing the status of philosophy, changing the conceptual foundations in its teaching, and also reveals the mechanisms that contribute to increasing the cognitive interest and educational motivation of students to study philosophical disciplines.

Keywords: teaching philosophy, philosophy, conceptualfoundations of teaching philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.