Научная статья на тему 'Особенности организации и проведения вводного занятия по философии'

Особенности организации и проведения вводного занятия по философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ / PHILOSOPHY TEACHING / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / ГНОСЕОЛОГИЯ / GNOSEOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Честнейшин Николай Васильевич, Честнейшина Диана Анатольевна

В статье разбираются проблемы преподавания материала первой темы по философии и способы их решения на основе многолетнего личного опыта работы. Как показывает практика, от содержания и способов преподавания материала первой лекции во многом зависит общий настрой всех последующих занятий и степень вовлеченности студентов в процесс изучения дисциплины. Общий характер вопросов, которые разбираются на первом занятии, может повлечь за собой сухой схематизм, который только оттолкнет студентов от философии. Поэтому перед преподавателем стоит сложная задача достижения баланса между системностью и логичностью представления материала и увлекательностью, художественной образностью и эмоциональностью его изложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND CONDUCT INTRODUCTORY COURSES ON PHILOSOPHY

The article deals with the problems of teaching the material of the first theme on philosophy and ways to solve them on the basis of many years of personal experience. As practice shows, from the content and methods of teaching the material of the first lecture depends largely on the General mood of all subsequent sessions and the degree of involvement of students in the process of studying the discipline. The General nature of the issues that are dealt with in the first lesson may entail dry schematism, which will only alienate students from philosophy. Therefore, the teacher faces a difficult task of achieving a balance between consistency and logic of presentation of the material and fascination, artistic imagery and emotionality of its presentation.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и проведения вводного занятия по философии»

19. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы. Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 624 с.

20. Столяренко Л.Д., Буланова-Топоркова М.В. Психология и педагогика высшей школы. Учебник. -Ростов н/Дону: Феникс, 2016. - 624 с.

21. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

22. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. - М.: Логос, 2017. - 448 с.

Педагогика

УДК 1:372.8

кандидат философских наук Честнейшин Николай Васильевич

Гуманитарный институт филиала Северного (Арктического)

федерального университета имени М. В. Ломоносова в г. Северодвинске (г. Северодвинск); кандидат философских наук Честнейшина Диана Анатольевна

Гуманитарный институт филиала Северного (Арктического)

федерального университета имени М. В. Ломоносова в г. Северодвинске (г. Северодвинск)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

Аннотация. В статье разбираются проблемы преподавания материала первой темы по философии и способы их решения на основе многолетнего личного опыта работы. Как показывает практика, от содержания и способов преподавания материала первой лекции во многом зависит общий настрой всех последующих занятий и степень вовлеченности студентов в процесс изучения дисциплины. Общий характер вопросов, которые разбираются на первом занятии, может повлечь за собой сухой схематизм, который только оттолкнет студентов от философии. Поэтому перед преподавателем стоит сложная задача достижения баланса между системностью и логичностью представления материала и увлекательностью, художественной образностью и эмоциональностью его изложения.

Ключевые слова: философия, преподавание философии, онтология, гносеология, методология, аксиология.

Annotation. The article deals with the problems of teaching the material of the first theme on philosophy and ways to solve them on the basis of many years of personal experience. As practice shows, from the content and methods of teaching the material of the first lecture depends largely on the General mood of all subsequent sessions and the degree of involvement of students in the process of studying the discipline. The General nature of the issues that are dealt with in the first lesson may entail dry schematism, which will only alienate students from philosophy. Therefore, the teacher faces a difficult task of achieving a balance between consistency and logic of presentation of the material and fascination, artistic imagery and emotionality of its presentation.

Keywords: philosophy, philosophy teaching, ontology, gnoseology, methodology, axiology.

Введение. Первое занятие по философии сопряжено с целым рядом трудностей, как для преподавателя, так и для студентов.Первая тема лекции по философии, как правило, посвящена определению предмета, функций, особенностей и структуры философского знания. Сложность данной темы обусловлена тем, что данные вопросы имеют неоднозначный характер, они уже сами по себе философичны. Поэтому перед преподавателем стоит целый ряд задач: 1) изложить сложный и объемный материал в доступной и краткой форме; 2) продемонстрировать специфику философского мышления и дискурса; 3) заинтересовать студентов предметом и при этом представить материал системно и логично. Таким образом, необходимо достичь очень сложного баланса между строгой научностью и увлекательностью, чтобы помочь студентам заинтересоваться предметом.

На первом занятии можно столкнуться с определенными трудностями, связанными с некоторыми предубеждениями в отношении философии. Во-первых, поскольку предмет непрофильный, его считают необязательным и поэтому заранее не желают прикладывать усилия к его изучению. Во-вторых, философия нередко представляется чем-то абстрактным, бесполезным, излишне сложным и надуманным. Довольно часто от студентов можно услышать такое высказывание: «Какие-то люди что-то придумали, а нам теперь это учить». В-третьих, если даже некоторые студенты и относятся к философии положительно, то рассматривают ее как сугубо мировоззренческий феномен.

Кроме этого, на изучение дисциплины отводится небольшое количество аудиторных часов, например, в нашем ВУЗе выделено 24 академических часа для лекционных и 18 часов для практических занятий, поэтому каждое занятие должно быть проведено с максимальной эффективностью. В отношении первой темы сделать это особенно сложно, поскольку, для того чтобы понять предмет и специфику философии, необходимо иметь определенное представление о конкретных философских концепциях и основных этапах ее развития. Также философию следует изучать в широком культурном контексте. Особенно это важно в рамках первой темы, где философия рассматривается в кругу других видов знания и форм духовной деятельности. Для установления межпредметных связей следует учитывать специфику направления обучения студентов. Трудность также иногда встречается в том, что нередко проводятся поточные лекции, где присутствуют студенты разных специальностей, поэтому осуществить межпредметные связи оказывается довольно сложно. Тем не менее, на протяжении изложения всей темы преподавателю следует обращаться к истории философии, науки, религии, искусства, приводить примеры из повседневной жизни.

Формулировка цели статьи и задач. Целью данной работы является рассмотрение особенностей преподавания философии. В данной статье предпринимается попытка определения данных проблем и способы их решения на основе личного опыта преподавания философии в вузе студентам нефилософских специальностей.

Изложение основного материала статьи. В первой части лекции освещается вопрос о возникновении философии и дается общая формулировка ее предмета. Выделяются основные этапы понимания философии: философия как универсальная наука (античность и средневековье) и как система предельно общих знаний о мире и человеке (новое время и современность). Далее следует постепенно подвести к определению предмета

философии. Поскольку философия, с одной стороны, изучает внешний объективный мир в целом, а с другой - внутренний, субъективный мир человека, то поэтому она связана и с наукой, как системой объективного знания, и с внутренним духовным миром человека. Отсюда и выводится двойственная сущность философии. Ведь каждый человек, будучи мыслящим существом, является философом, поскольку он, так или иначе, размышляет о своем месте в мире и смысле жизни. Но, в то же время, для того чтобы заниматься философией нужна специальная подготовка, как и для занятия любой наукой.

Предмет философии определяется как «всеобщее в системе "мир - человек"». Здесь необходимо заострить внимание студентов, что понятие «всеобщее» не тождественно понятию «всё», поскольку философия не изучает абсолютно всё существующее во всех аспектах, а именно наиболее общие, предельные проблемы в контексте смысложизненных ориентиров и ценностей. Кроме этого, следует разъяснить отличие предмета философии от предмета прочих наук, изучающих конкретную область реальности, и, соответственно, разграничить понятия «всеобщего» и «общего».

Стоит акцентировать, что философия изучает не мир сам по себе и человека самого по себе, а именно в их связи и отношении друг другу, что и составляет специфику философского знания в отличие от других наук, особенно математических и естественных, которые отношение субъекта к реальности выносят за скобки.

Следующей сложной задачей является объяснение того, что философия — это не пустая абстракция, не смотря на предельный, универсальный, всеобщий характер философского знания. Важно продемонстрировать, что философские проблемы вырастают не на пустом месте, а являются выражением и отражением конкретных жизненных и экзистенциальных проблем человека.

На практическом занятии данная часть темы рассматривается в рамках двух вопросов: 1. «Время, место и условия возникновения философии». 2. «Предмет и функции философии». Для подготовки первого вопроса студентам необходимо прочитать 4 главу из книги Ф. Х. Кессиди «От мифа к логосу» [4, с. 102-143], а также выдержки из статьи Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия» [3, с. 76-82] по книге для чтения «Мир философии».

Статья Э. Гуссерля представляет интерес в нескольких отношениях. Во-первых, в ней очень хорошо сформулировано принципиальное отличие древнегреческой философии и древневосточной мудрости. Во-вторых, в указанной работе дано ясное определение сущности теоретической и практической установок мышления. В-третьих, раскрывается культурно-историческое значение философии. Все это позволяет выяснить конкретно-исторические условия формирования свободного теоретического мышления, составляющего суть философии. На основе работы Ф. Х. Кессиди, а также школьных знаний по истории Древней Греции студентам необходимо установить природно-географические, социально-экономические, политические и духовные условия формирования философии.

Для подготовки второго вопроса рекомендуется знакомство с первой главой книги для чтения «Мир философии» [7, с. 10-129], а также прочтение соответствующих параграфов из различных учебников, в первую очередь В. В. Миронова, В. П. Кохановского, В. Н. Лавриненко, А. А. Горелова [8, с. 1-15; 10, 9-22; 5, с. 14-32; 2, с. 7-18]. Это необходимо для выявления многообразных подходов к пониманию предмета и назначения философии. Особенно акцентируется внимание на том, как эти подходы формировались исторически, поэтому студентов необходимо направить на ключевые формулировки предмета философии, например, у Аристотеля, Фомы Аквинского, Р. Декарта, М. Хайдеггера [1, с. 67-75]. Функции философии также следует рассмотреть в контексте определенных концепций в соответствии с трактовкой предмета.

В следующей части лекции рассматривается проблема особенностей философского знания и его отличия от других видов знания: обыденного, мифологического, религиозного, научного и художественного. В рамках лекции даются базовые определения данных видов знания и их специфика. В качестве основных особенностей философского знания указываются рефлексивность, теоретичность, системность, рациональность, критичность, фальсифицируемость, аксиологичность и личностный характер. Помимо общих формальных определений для студентов необходимо привести примеры из истории литературы, науки, мифологии, религии. Следует подчеркнуть не только отличия, но и взаимосвязь данных видов знания. На практическом занятии данный вопрос обсуждается на основе изученной дополнительной литературы. Студентам рекомендуется прочитать из «Мира философии» В. Виндельбанда «Прелюдии» и П. Л. Лаврова «Три беседы о нравственном значении философии» [6, с. 88-92]. Для подведения итогов составляется сравнительная таблица, в которой указываются сходства и различия философии и иных видов знания. Следует акцентировать внимание на различие по форме и предмету познания:

Таблица 1

Виды знания Форма познания Предмет познания

Обыденное Наглядно-образная Единичное и случайное

Художественное Наглядно-образная Общее, типическое

Научное Абстрактно-логическая Общее и необходимое

Философское Абстрактно-логическая Всеобщее

Можно заострить внимание на парадоксальности ситуации в связи с отсутствием четкой границы между наукой и философией, а также наукой и искусством. В качестве примеров для этого можно привести Платона, излагавшего философские проблемы в художественной форме, а также Ф. М. Достоевского или других известных писателей, которые в своих сочинениях затрагивали философскую проблематику и задать студентам вопрос: «Почему Платона считают философом, а Достоевского писателем?».

Последней частью темы является структура и основные проблемы философии. Приходится признать, что в большинстве учебников и учебных пособий для студентов основные разделы философии просто перечисляются, нередко даже без попыток систематизации. Исключением является учебник, подготовленный коллективом авторов под редакцией В. В. Миронова «Философия» [8, с. 15-20], в котором выделены основные уровни философского знания и соответствующие им группы проблем: онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический. Остальные разделы философии, к сожалению, просто перечисляются.

Структуру философии можно рассмотреть двояко, во-первых, в зависимости от уровня знания, а во-вторых, в соответствии с изучаемым предметным полем. Уровни философии стоит раскрыть, опираясь на схему, представленную в упомянутом учебнике «Философия» под редакцией В. В. Миронова.

В качестве первого уровня следует выделить онтологию и основные группы онтологических проблем: проблемы субстанции и причинности. Здесь же стоит раскрыть такие понятия как материализм, идеализм (субъективный и объективный), монизм, дуализм, плюрализм, детерминизм и индетерминизм. Определения рекомендуется давать как можно проще и желательно однотипно, не забывая про основные логические правила определения, например: «Субъективный идеализм - это философская концепция, согласно которой основой бытия является индивидуальное сознание», «Монизм - это философская концепция, согласно которой существует одна субстанция». Каждое определение стоит пояснить кратким конкретным примером.

Ко второму уровню философского знания относится гносеология, здесь можно заострить внимание на проблемах познаваемости мира и основных источниках знания. В качестве основных гносеологических концепций следует выделить агностицизм, гносеологический оптимизм, скептицизм, рационализм, сенсуализм, эмпиризм и иррационализм.

В качестве третьего уровня следует выделить методологию, а в качестве основной проблемы методологии - разработку общенаучных и всеобщих методов познания. Общенаучные методы в рамках данной темы подробно не излагаются, основное внимание уделяется метафизике и диалектике как базовым философским методам. Помимо общих определений этих методов стоит продемонстрировать на конкретных примерах диалектическое и метафизическое осмысление соотношения единого и многого, конечного и бесконечного, движения и покоя и т.п., прибегая к элементам дискуссии. Как правило, студенты очень живо и увлеченно реагируют на рассуждения на эти темы, что создает благоприятную почву для формирования субъективного интереса к изучаемой дисциплине.

К четвертому уровню философского знания относится аксиология. Здесь, помимо раскрытия понятия аксиология, необходимо кратко охарактеризовать основные аксиологические проблемы: субъективности и объективности ценностей, относительности и абсолютности, соотношения материальных и духовных ценностей. В качестве базовых понятий дать определения релятивизма и абсолютизма, как аксиологических концепций.

Для того чтобы раскрыть структуру философии в соответствии с предметным полем изучения, следует напомнить общую формулировку предмета философии как всеобщего в системе «мир-человек» и далее структурировать данную систему на четыре предметных поля: природа как естественная форма бытия, общество как сфера социального взаимодействия, человек и культура как результат и способ взаимодействия человека, общества и природы. Отсюда основными философскими дисциплинами будут философия природы, социальная философия, философская антропология и философия культуры. К социально философским дисциплинам, в свою очередь, следует отнести философию политики, философию, права, философию экономики (хозяйства), философию истории, философию морали (этику), т.е. дисциплины, изучающие конкретные сферы общественных отношений. К философии культуры, соответственно, можно отнести философию техники, философию науки, философию искусства (эстетику). У студентов, как правило, возникает закономерный вопрос: «Для чего нужна, например, социальная философия, если существует социология?» Поэтому стоит пояснить, что философия и наука изучают одну и ту же реальность, но в различных аспектах, и задачей философии является раскрытие онтологических, гносеологических, методологических и аксиологических проблем любой предметной области (природной, социальной, человеческой, культурной). Таким образом, необходимо показать студентам, что уровни философского знания пронизывают все предметное поле философии. Немаловажно подчеркнуть специфическое положение истории философии, как дисциплины, которая изучает саму философию в аспекте развития в конкретно-исторические эпохи: Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Новейшее время.

На практическом занятии необходимо провести письменный опрос для проверки усвоения основных понятий, раскрытых на лекции. Здесь можно столкнуться с еще одной трудностью. Иногда студенты, считая философию гуманитарной дисциплиной, пренебрегают точностью формулировок.

Также следует учитывать то, что большинство философских понятий не имеют однозначного толкования, но в педагогических целях необходимо, чтобы студенты могли точно формулировать определения.

Точность формулировки означает не простое воспроизведение определения слово в слово, а способность ясно выразить смысл. Поэтому не нужно заставлять заучивать термины, напротив, следует помочь студентам разобраться в сущности основных философских проблем, чтобы они могли самостоятельно формулировать определения. Именно глубокое понимание базовых проблем, а не зубрежка, дает ключ к усвоению категориального аппарата философии и создает фундамент для формирования культуры философского мышления. Перед практическим занятием студентам рекомендуется познакомиться с такими трактовками структуры и проблем философии, как Аристотеля, Ф. Бэкона, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, др. Тем самым, можно будет показать многомерность данной проблемы и ее культурно-историческую обусловленность.

Выводы. Самое главное на первом занятии - заинтересовать студентов изучаемым предметом, от этого будет зависеть весь ход обучения и, во многом, отношения между преподавателем и студентами. Важно сохранить равновесие между содержательностью и увлекательностью; системностью и логичностью, с одной стороны, и художественной образностью и эмоциональностью, с другой. Как говорил Мишель Монтень: «Если перед вами нечто печальное и унылое - значит философии тут нет и в помине» [9, с. 150].

Литература:

1. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - С. 67-75.

2. Горелов А. А. Философия: учебное пособие. - М.: КноРус, 2016. - 320 с.

3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - С. 76-82.

4. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). - М.: Мысль, 1972. - 312 с.

5. Лавриненко В. Н. Философия: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с.

6. Лавров П. Л. Три беседы о нравственном значении философии // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - С. 88-92

7. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - 672 с.

8. Миронов В. В. Философия: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 928 с.

9. Монтень М. Опыты. В трех книгах.- М.: Наука, 1979. - 703 с.

10. Философия: учебник / коллектив авторов; под ред. В. П. Кохановского. - М.: КНОРУС, 2014. - 368 с.

Педагогика

УДК: 378.2

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Крайнева Елена Ивановна

Государственное областное бюджетное учреждение «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Великий Новгород)

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В

ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями. Основу разработанной модели курсов повышения квалификации составляет междисциплинарный подход в системе «наставник-слушатель»; при оценке результативности освоения программы используется компетентностный подход.

Ключевые слова: инклюзия, междисциплинарная команда, профессиональные компетенции.

Annotation. In article questions of the Organization of vocational training of the teachers working with students with limited opportunities are considered. The basis of the developed model of advanced training courses is made by cross-disciplinary approach in the mentor listener system; at assessment of effectiveness of development of the program competence-based approach is used.

Keywords. Inklyuziya, cross-disciplinary team, professional competences.

Введение. Получение образования - важнейший этап социализации людей, имеющих ограниченные возможности. Приоритетным направлением в их обучении является внедрение инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования доступного для всех. Инклюзивная практика предполагает активное включение лиц с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс.

В настоящее время образование лиц с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений государственной политики. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 № 497 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. В Программе определена система мероприятий и комплексных мер, обеспечивающих возможность получения качественного и доступного образования лицами с ограниченными возможностями на базе ведущих профессиональных образовательных организаций с использованием новейших технологических инноваций, с разработкой методического обеспечения инклюзивного обучения, создания безбарьерной образовательной среды в учреждении. Планируется, что к 2020 году в 70% ВУЗов будут созданы условия обучения студентов с ограниченными возможностями.

В декабре 2017 года в Российской государственной специализированной академии искусств, проходила встреча Президента с молодыми людьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, инвалидами, представителями общественных организаций, оказывающих содействие инвалидам, и профессиональными сообществами, организующих обучение студентов с ограниченными возможностями. В ходе беседы, были затронуты такие важные вопросы как увеличение количества профессиональных учебных заведений с использованием инклюзивной практики, создание условий для получения людьми с ограниченными возможностями современного образования, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий. Обсуждалась проблема трудоустройства молодых инвалидов после окончания профессионального учебного заведения.

Теоретико-методические аспекты внедрения инклюзивной практики в систему образования актуализировались в работах специалистов Института проблем инклюзивного образования С. В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Специалисты института коррекционной педагогики РАО -Н. Н. Малофеев, О.С. Никольская, Ю.А. Резенкова, О. И. Кукушкина, исследовали проблему образования детей с различными нозологиями. Проблемы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями, его социально-педагогического потенциала освещены в работах С. Лебедевой, Н. Назаровой, М. Никитиной, М.Д. Коновалова, П. Романова, Т. Приваловой, Е. Старобиной, О. Тарасовой, Л. Шипицыной, Р.М. Шерайзиной, Е. Ярской-Смирновой.

Использованию информационно-образовательных технологий, в частности дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями, при реализации инклюзивной практики посвящены работы Б.Б. Айсмонтас, Е.В. Богданова, Г.А. Балыхина, Е.Ю. Медведевой, Д.Ф. Романенковой.

Проблемы организации и содержания работы структурных подразделений, ответственных за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями рассмотрены в работах: Б.Б. Айсмонтас, М.А. Одинцовой, Ф.З. Наставиной, В.В., Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович, Е.А. Мартынова.

Изложение основного материала статьи. Немаловажным аспектом организации обучения студентов с ограниченными возможностями является готовность педагогов работать в инклюзивной образовательной среде. Важным аспектом их готовности является дополнительная профессиональная подготовка.

Опрос педагогов, работающих со студентами (обучающимися) с ограниченными возможностями, по вопросам организации повышения квалификации (курсовая работа и дальнейшее методическое сопровождение) показывает, что в настоящий момент определяются две группы проблем:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.