Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ" В УСЛОВИЯХ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ" В УСЛОВИЯХ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ПРЕПОДАВАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / FSES / MEDICAL UNIVERSITY / DEPARTMENT OF OUTPATIENT THERAPY / WORK PROGRAM / TEACHING / DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларина В.Н., Федорова Е.В., Орлов Д.А., Головко М.Г., Болотских В.И.

В статье приводится подробный анализ учебно-методического комплекса по дисциплине «Поликлиническая терапия», которая преподается на соответствующих кафедрах РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Вузы входят в НОМК «Восточно-Европейский», созданный в целях реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации. Принципиальное отличие образовательного процесса в двух вузах заключается в разном распределении часовой нагрузки по семестрам и методическом подходе к изучению дисциплины. Различные подходы в преподавании дисциплины в вузах направлены на достижение единой цели - подготовку врачебных кадров, ориентированных на профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и оказание первичной медико-санитарной помощи. Накопленный сотрудниками кафедр опыт позволяет полномасштабно подходить к подготовке специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларина В.Н., Федорова Е.В., Орлов Д.А., Головко М.Г., Болотских В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF "OUTPATIENT THERAPY" UNDER CONDITIONS OF INTERCLUSTER INTERACTION

The article provides a detailed analysis of the educational complex in the discipline «Outpatient therapy», which is taught at the relevant departments of RNIMU named after N.I. Pirogov and the department of the same name VSMU named after N.N. Burdenko. Both of these universities are part of the East European NOMK, which was created to implement the Strategy for the Development of Medical Science in the Russian Federation for the period until 2025. The fundamental difference between the educational process in the two universities is the different distribution of the hourly load across semesters and the methodological approach to studying the discipline. Various approaches to teaching discipline in universities are aimed at achieving a common goal - the training of medical personnel focused on achievement of a common goal- the training of medical personnel oriented to the professional standard “Physician-general practitioner (district general practitioner)” and the provision of primary health care. The experience accumulated by the staff of the departments allows us to fully approach the training of specialists and, quite justifiably, to begin interaction between structures for the exchange of this experience.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ" В УСЛОВИЯХ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 378.016-615.07

DOI 10.24075/МТСРЕ.2020.012

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ» В УСЛОВИЯХ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ларина В.Н.1, Федорова Е.В.1, Орлов Д.А.1, Головко М.Г.1, Болотских В.И.2,

Зуйкова А.А.2, Котова Ю.А.2

1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации, Воронеж, Россия

Для корреспонденции: Ларина Вера Николаевна, larinav@mail.ru

Аннотация

В статье приводится подробный анализ учебно-методического комплекса по дисциплине «Поликлиническая терапия», которая преподается на соответствующих кафедрах РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Вузы входят в НОМК «Восточно-Европейский», созданный в целях реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации. Принципиальное отличие образовательного процесса в двух вузах заключается в разном распределении часовой нагрузки по семестрам и методическом подходе к изучению дисциплины. Различные подходы в преподавании дисциплины в вузах направлены на достижение единой цели - подготовку врачебных кадров, ориентированных на профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и оказание первичной медико-санитарной помощи. Накопленный сотрудниками кафедр опыт позволяет полномасштабно подходить к подготовке специалистов.

Ключевые слова: ФГОС, медицинский вуз, кафедра поликлинической терапии, рабочая программа, преподавание, дисциплина

Оказание доступных и качественных медицинских услуг, а также формирование и реализация комплекса мероприятий по укреплению и сохранению здоровья населения страны в целом и каждого отдельного гражданина - главная задача системы здравоохранения в Российской Федерации (РФ)1 [1]. Базовым врачебным уровнем отечественной структуры здравоохранения, отражающим реальный социально-экономический уровень благополучия общества, является первичная медико-санитарная помощь [1,2,3]. Это максимально доступный этап непрерывного процесса охраны здоровья населения и начальный уровень контакта пациентов с системой здравоохранения в РФ [4, 6, 12]. Реализация целей и задач, поставленных перед первичным звеном здравоохранения, входит в компетенцию врачей-терапевтов участковых поликлиник. Для обеспечения уровня подготовки специалистов такого типа должна быть четкая координация действий по разработке и реализации образовательных и научно-исследовательских программ, объединение усилий участников кластера, направленных на повышение качества и конкурентоспособности медицинского образования и науки, содействие формированию и функционированию информационного пространства, единство и преемственность научного, образовательного, лечебного и технологического процессов [1,2,6,7]. В настоящее время обучение осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования (ВО) по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), ориентированного на профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (регистрация в Минюсте России 06.04.2017 №46293)2 . Ведущим подразделением в системе подготовки врачебных кадров и улучшения оказания медицинской помощи населению во внебольничных условиях являются кафедры поликлинической терапии (КПТ). Единый ФГОС - единые требования - единый специалист «на выходе», требуют объединения опыта владения педагогическими технологиями и уровнями соответствия преподавателей различных КПТ медицинских вузов профессиональным компетенциям. Научно-образовательный медицинский кластер (НОМК) «Восточно-Европейский»3,4 , представляет собой альянс усилий участников кластера, направленных на повышение качества и конкурентоспособности медицинского образования и науки, что позволяет повысить эффективность образовательного и научно-исследовательского процесса [1,8,9,10,11].

Целью статьи является сравнительный анализ учебно-методического комплекса (УМК) КПТ, который позволит оценить эффективность формирования у обучающихся всех элементов профессиональной деятельности (медицинской, организационно-управленческой и научно-исследовательской) ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), ориентированным на профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» профессорско-преподавательским составом (ППС) КПТ лечебного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ (г. Москва) и КПТ ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко МЗ РФ (г. Воронеж).

Для эффективной организации образовательного процесса в полном соответствии с учебным планом и требованиями ФГОС на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ВГМУ им. Н.Н. Бурденко разработаны УМК по дисциплине «Поликлиническая терапия». ППС кафедр - это высококвалифицированные специалисты, сертифицированные соответственно профилю преподаваемой дисциплины (общая врачебная практика/семейная медицина, терапия, пульмонология, кардиология, ревматология, нефрология, гастроэнтерология, функциональная диагностика, организация здравоохранения и общественное здоровье; гериатрия, паллиативная медицина) и получивших дополнительное профессиональное образование по педагогической деятельности в высшей медицинской школе.

1 План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период 2019—2024 год" (утв. Минздравом России 28.01.2019) https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/(8 Sept 2019).

2 ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), ориентированным на профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевтучастковый)» (регистрация в Минюсте России 06.04.2017 №46293) http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/2.

3 Соглашение о создании научно-образовательного медицинского кластера Центрального федерального округа - «Восточно-Европейский»> (17.12.2015 г., г. Москва) http://clustermed.ru/.

4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2015 г. №844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров»> в целях реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от28.12.2012 №2580-р http://clustermed.ru/.

Клинические базы КПТ обоих вузов многочисленные. Учебные занятия и лекции на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова проводятся на 14 клинических базах, а на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко -на 6 клинических базах. Студенты, обучаясь на клинических базах кафедр, имеют возможность в полном объеме познакомиться с особенностями лечебно-профилактической деятельности врачей на догоспитальном этапе, обрести коммуникативные навыки при работе с амбулаторными пациентами [7].

Основным обучающимся контингентом на КПТ медицинских вузов Москвы и Воронежа являются студенты 5 и 6 курсов (9,10 и 11 семестры) очной формы обучения (табл. 1).

Табл. 1 | Контингент обучающися на КПТ

Кафедры поликлинической терапии

РНИМУ им. Н.И. Пирогова ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Факультеты лечебный международный лечебный МИМОС

Курсы 5,6 5,6 5,6 5,6

Семестры 9,10,11 9,10,11 9,10,11 9,10,11

Формы обучения очная очная очная очная

Примечание: учитывается количество физических лиц, для которых не менее 1 раза были внесены результаты обучения по ДПП ПК.

Требования к обучающимся студентам соответствуют рабочим программам дисциплины «Поликлиническая терапия», которые включают в себя перечень компетенций, фонды оценочных средств (ФОС), тематику клинических занятий и лекций, конструктивные вопросы, ситуационные задачи и тестовые задания.

Все рабочие программы находятся в свободном доступе на электронных ресурсах медицинских вузов. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) кафедр предназначены для оценки студентами знаний и умений с целью оказания лечебно-профилактической помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях, доля которых в реальных условиях медицинской деятельности достигает 80% от общего количества больных [11].

При проведении сравнительного анализа двух рабочих программ дисциплины «Поликлиническая терапия» был выявлено, что общая трудоемкость дисциплины на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова на 1 ЗЕД (36 часов) больше, чем на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (табл. 2). Такая разница достигается почти 2-х кратным увеличением лекционного курса у студентов (33 лекций) на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова в сравнении с 17 лекциями на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Также на 3 академических часа увеличена самостоятельная работа студентов на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирого-ва.

Табл. 2 | Сравнительная характеристика трудоемкости дисциплины «Поликлиническая терапия» в рамках ФГОС ВО

Кафедры поликлинической терапии

РНИМУ им. Н.И. Пирогова ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Факультеты, обучающиеся на кафедре лечебный международный лечебный МИМОС

Общая трудоемкость дисциплины (АЧ/ЗЕД) 468/ 13 468/ 13 432/ 12 432/ 12

Лекции (АЧ) 70 70 34 34

Клинические занятия(АЧ) 192 192 195 195

Самостоятельная работа студента (АЧ) 170 170 167 167

Промежуточная аттестация (АЧ) 36 36 36 36

Примечание: АЧ - академические часы, ЗЕД - зачетные единицы, МИМОС - Международный институт медицинского образования и сотрудничества.

Лекционный курс 9 семестра посвящен знакомству студентов с работой врачей-терапевтов поликлиник, врачей общей практики (ВОП) и изучению ряда синдромов, наиболее часто встречающихся в амбулаторной практике (таблица 3, 4).

На КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко посчитали необходимым начать учебную работу студентов 5 курса в мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре. Как показывают результаты аккредитации: 97,8% студентов лечебного факультета и МИМОС ВГМУ им. Н.Н. Бурденко успешно проходят этот этап обучения.

Табл. 3 | Сравнительная характеристика трудоемкости дисциплины «Поликлиническая терапия»

в 9, 10 и 11 семестре обучения

Кафедры поликлинической терапии

РНИМУ им. Н.И. Пирогова ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

лечебный международный лечебный МИМОС

ЛК КЗ ЛК КЗ ЛК КЗ ЛК КЗ

9 семестр (АЧ) 12 34 12 34 12 60 12 60

10 семестр (АЧ) 12 54 12 54 12 45 12 45

11 семестр (АЧ) 46 104 40 92 10 90 10 90

Примечание: АЧ - академические часы, ЛК - лекционный курс, КЗ - клинические занятия, МИМОС - Международный институт медицинского образования и сотрудничества.

На КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова начало подготовки к аккредитации - 11 семестр (6 курс), что также не отражается на ее качестве, более того, элективный курс «Неотложная врачебная помощь в амбулаторно-поликлинической практике» в 11 семестре позволяет закрепить полученные знания студентов.

Тематическая направленность лекционного курса 10 семестра совпадает на КПТ обоих вузов. В РНИМУ им. Н.И. Пирогова обучение студентов затрагивает изучение нозологических форм заболеваний, наиболее часто встречающихся в структуре мультиморбидности, и не ограничивается патологией конкретной системы. Работая, в том числе, с маломобильными мультиморбидными пациентами в поликлинике и на дому, студенты имеют возможность познакомиться с особенностями оказания медицинской помощи лицам старшего возраста и принципами паллиативной медицинской помощи. Более углубленное изучение этих аспектов происходит в рамках самостоятельной работы студентов на основании лекционного материала и учебных пособий, подготовленных сотрудниками кафедры с учётом собственного опыта и тесного многолетнего сотрудничества с ОСП «Российский геронтологический научно-клинический центр» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. На КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко основное внимание уделяется изучению патологии дыхательной системы (табл. 4).

Табл. 4 | Тематический план лекционного курса дисциплины «Поликлиническая терапия»

в 9, 10 и 11 семестре обучения

Кафедры поликлинической терапии

РНИМУ им. Н.И. Пирогова лечебный / международный факультеты ВГМУ им. Н.Н. Бурденко лечебный факультет / МИМОС

9 семестр Врач поликлиники. Врачебная этика и деонтология Синдром АГ в амбулаторной практике

Здоровый образ жизни Алгоритмы амбулаторного ведения пациента с гипертоническим кризом

Синдром кашля Синдром боли в грудной клетке в амбулаторной практике

Синдром боли в грудной клетке в практике врача-терапевта поликлиники Тактика ведения больных со стабильной стенокардией напряжения на амбулаторном этапе

Табл. 4 | Тематический план лекционного курса дисциплины «Поликлиническая терапия»

в 9, 10 и 11 семестре обучения. Продолжение

Кафедры поликлинической терапии

РНИМУ им. Н.И. Пирогова лечебный / международный факультеты ВГМУ им. Н.Н. Бурденко лечебный факультет / МИМОС

9 семестр Затяжной субфебрилитет в практике врача-терапевта поликлиники ХСН в амбулаторно-поликлинической практике

Приверженность лечению. Роль врача-терапевта поликлиники Кардиоваскулярная профилактика на амбулаторном этапе практического здравоохранения

10 семестр Мультиморбидный пациент в практике врача-терапевта поликлиники Тактика ведения больных с ОРВИ на амбулаторном этапе

АГ в практике врача-терапевта поликлиники Причины кашля, тактика обследования и лечения в амбулаторно-поликлиниче-ской практике

Стенокардия в практике врача-терапевта поликлиники Внебольничная пневмония в амбулаторной практике

Нарушение ритма и проводимости в практике врача-терапевта поликлиники Тактика ведения больных с бронхиальной астмой на амбулаторном этапе

Внебольничная пневмония в практике врача-терапевта поликлиники Тактика ведения больных с ХОБЛ на амбулаторном этапе

ФГИР: СРК в практике врача-терапевта поликлиники Общий подход к пациентам с лихорадкой на амбулаторном этапе

11 семестр Синдром боли в грудной клетке Пациент с патологией желудочно-кишечного тракта. Основы ведения на амбулаторном этапе

Синдром АГ

Бронхообструктивный синдром Хроническая болезнь почек в амбула-торно-поликлинической практике

Синдром боли в животе

Синдром кашля Амбулаторная тактика ведения пациента с анемическим синдромом

Анемический синдром

Отечный синдром Особенности течения соматической патологии при беременности на амбулаторном этапе

Суставной синдром

Паранеопластические синдромы Дифференциальный диагноз суставного синдрома в практике участкового терапевта

Инфекционные заболевания в амбулаторной практике

Таким образом, после 2-х семестров обучения на КПТ вузов студент уже имеет определенный уровень знаний, который позволит ему максимально полноценно пройти практику, которая проводится в период между 10 и 11 семестрами. Практика включает в себя два типа: учебная и производственная. Продолжительность учебной практики («Получение первичных профессиональных умений и навыков врача лечебно-профилактического учреждения, в том числе, первичных навыков НИР») и производственной практики («Получение профессиональных умений и навыков врача лечебно-профилактического учреждения, в том числе закрепление первичных навыков НИР») на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова составляет 4 недели. Для прохождения летней практики на кафедру направляются студенты 5 курса РНИМУ им. Н.И. Пирогова, которые работают на клинических базах кафедры в качестве помощника врача-участкового терапевта. Работа студентов включает: патронаж маломобильных пациентов на дому, амбулаторный прием, помощь в проведении диспансеризации и профилактической вакцинации, работа с единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС), анкетирование пациентов и написание НИР.

Летняя учебно-производственная практика на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко («Помощник врача ам-булаторно-поликлинического учреждения») проводится дискретно в медицинских организациях города Воронежа, Воронежской области и других областях РФ по месту жительства студента на основе договоров с медицинскими организациями в течение 20 дней. Цель прохождения практики: обучение студентов основным этапам работы врача в первичном звене здравоохранения и применение студентами своих знаний на практике в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения. Основное направление данной практики - это оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, в том числе на дому; ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в подчинении среднего медицинского персонала; оказание неотложной помощи в амбулаторных условиях. Аттестация полученных практических навыков и умений проходит в виде зачета с оценкой. Вторая форма производственной практики, реализуемая на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, - «Научно-исследовательская работа». Цель данной практики - формирование навыков и умений НИР для комплексного решения научных и практических задач в профессиональной деятельности врача первичной медико-санитарной помощи. Аттестация по данной практике проводится в виде зачета. По итогам летней производственной практики ежегодно, с участием КПТ двух вузов, проводится студенческая конференция, которая в 2019 году получила статус Всероссийской. В рамках конференции студенты презентуют лучшие научные работы, подготовленные во время практики. Такой подход повышает профессиональную заинтересованность и ориентированность будущих врачей.

Клинические занятия 9 семестра на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова (трудоемкость дисциплины составляет 46 аудиторных часов и этого достаточно для первого знакомства с предметом) включают в себя:

1) «Организация работы врача поликлиники» (знакомство с амбулаторной службой; организацией, проведением диспансеризации населения и патронажем маломобильных пациентов; работой «Центров здоровья», «Школ пациентов»; основными направлениями работы врача общей практики, терапевтов, врачей-специалистов поликлиник; единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС); работой колл-центра, помощи на дому и неотложной помощи; правилами заполнения медицинской документации);

2) «Медико-социальная экспертиза» (экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности);

3) «Острые респираторные вирусные инфекции»;

4) «Синдром боли в горле»;

5) «Маломобильный пациент, приверженность терапии» с подготовкой рефератов на тему: «Оценка приверженности лечению маломобильного пациента», осмотренного студентами на дому совместно с врачами патронажной службы, с рекомендациями по разрешению проблем при низкой приверженности.

Каждое клиническое занятие включает: тестовый контроль для оценки исходного уровня подготовки студентов, решение ситуационных задач по теме занятия с заполнением медицинской документации (тренировочных амбулаторных карт и листков нетрудоспособности), итоговое тестирование. Полученные на занятиях теоретические знания студенты имеют возможность закрепить и применить, работая с врачами на приеме в поликлинике или на дому. Информация о результатах тестовых контролей, устного собеседования и практической работы студентов (в баллах) вносится в АОС. Завершает цикл «Поликлиническая терапия» итоговый модульный контроль с использованием билетов, содержащих конструктивные вопросы по всему материалу, пройденному в 9 семестре.

На КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко тематический план 9 семестра (трудоемкость дисциплины -72 аудиторных часа, что превышает данный показатель в РНИМУ им. Н.И. Пирогова) состоит из:

1) «Общие принципы организации работы участкового врача-терапевта»;

2) «Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности в поликлинической практике»;

3) «Синдром артериальной гипертензии (АГ) в амбулаторно-поликлинической практике»;

4) «Диагностика вторичной АГ в амбулаторно-поликлинической практике»;

5) «Гипертонический криз: тактика участкового врача при неосложнённом и осложнённом гипертоническом кризе»;

6) «Диагностика и ведение больного с легочной гипертензией на амбулаторно-поликлиническом этапе»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) «Поликлиническая тактика ведения больных c синдромом боли в грудной клетке»;

8) «Тактика ведения пациента с инфарктом миокарда на амбулаторно-поликлиническом этапе»;

9) «Тактика ведения пациента с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) на амбулатор-но-поликлиническом этапе»;

10) «Тактика ведения больных с нарушением ритма и проводимости сердца на амбулаторно-по-ликлиническом этапе»;

11) «Тактика ведения пациента с фибрилляцией предсердий на амбулаторно-поликлиническом этапе»;

12) «Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистых заболеваний в амбулаторной практике»;

13) «Синкопальные состояния, тактика ведения больных на амбулаторном этапе;

14) «Медицинская профилактика в профессиональной деятельности участкового врача-терапевта»;

15) Итоговое занятие.

Каждое клиническое занятие на КПТ обоих вузов включает: тестовый контроль для оценки исходного уровня подготовки студентов, решение ситуационных задач по теме занятия с заполнением медицинской документации (тренировочных амбулаторных карт и листков нетрудоспособности), итоговое тестирование. Полученные на занятиях теоретические знания студенты имеют возможность закрепить и применить, работая с врачами на приеме в поликлинике или на дому. Информация о результатах тестовых контролей, устного собеседования и практической работы студентов (в баллах) вносится в АОС. Завершает цикл «Поликлиническая терапия» итоговый модульный контроль.

Большинство пациентов, обращающихся за помощью к врачу-терапевту поликлиники - это лица с множественными сопутствующими заболеваниями. Расширение знаний о мультиморбид-ности необходимо для усовершенствования проведения лечебно-профилактических мероприятий, особенно на амбулаторном этапе, с целью замедления прогрессирования хронических заболеваний и уменьшения инвалидности56. В связи с этим, в 10 семестре на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова (трудоемкость дисциплины составляет 66 аудиторных часов и превышает этот показатель в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко; большая трудоемкость дисциплины целесообразна перед проведением летней учебно-производственной практики) студенты знакомятся с понятием «Мультиморбидный пациент» и на клинических занятиях изучают заболевания, наиболее часто встречающиеся в структуре мультиморбидности - АГ ИБС, язвенная болезнь, хронический гастрит, гастро-эзофагеальная реф-люксная болезнь, хронический пиелонефрит, хронический бронхит, внебольничная пневмония, метаболический синдром. На занятиях студенты имеют возможность применять и совершенствовать полученные на лекциях теоретические знания. Структура клинических занятий аналогична структуре занятий в 9 семестре. Кроме того, с целью подготовки к летней учебно-производственной практике, в 10 семестре студенты обучаются правилам написания научно-исследовательской работы (НИР), собирают материал по выбранной теме, используя амбулаторные карты пациентов, проводят статистическую обработку и анализ полученных данных, работают над обзором литературы, итогом чего являются написание и защита НИР. Завершает цикл «Поликлиническая терапия» в 10 семестре итоговый модульный контроль с использованием билетов, содержащих конструктивные вопросы по материалу клинических занятий и ситуационные задачи.

В 10 семестре на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (трудоемкость дисциплины - 57 аудиторных часов) изучаются следующие темы: 1) «Тактика ведения больного с острыми респираторными заболеваниями на амбулаторно-поликлиническом этапе»; 2) «Внебольничная пневмония: тактика ведения больных в амбулаторных условиях»; 3) «Лихорадочный синдром в амбулаторно-поликли-нической практике»; 4) «Тактика ведения врачом поликлиники больных с бронхиальной астмой»; 5) «Современные принципы диагностики и терапии хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) на амбулаторно-поликлиническом этапе»; 6) «Ранняя диагностика и профилактика неврологических расстройств на амбулаторно-поликлиническом этапе»; 7) «Ранняя диагностика, тактика ведения и профилактика сосудистых заболеваний головного мозга на амбулаторно-поликлиниче-ском этапе»; 8) «Психические расстройства в практике врача участкового терапевта». В разделе неврология и психиатрия рассматриваются вопросы головной боли, ДЭП, вторичной профилактики ишемических инсультов, ведения пациентов с депрессивным синдромом, а также с нарушением пищевого поведения в амбулаторных условиях.

5 План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период 2019—2024 год" (утв. Минздравом России 28.01.2019) https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/(8 Sept2019).

6 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2015 г. №844 «Об организации

работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» в целях реализации Стратегии

развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжени-

ем Правительства Российской Федерации от28.12.2012 №2580-р http://clustermed.ru/.

В 11 семестре на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова (трудоемкость дисциплины составляет 150 аудиторных часов и превышает этот показатель в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Большая трудоемкость дисциплины целесообразна для подготовки студентов 6 курса к семестровому экзамену, ГИА, аккредитации) студенты знакомятся с многочисленными синдромами, на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (трудоемкость дисциплины - 100 аудиторных часов) - с нозологическими формами и синдромами.

Важной работой КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова является организация и проведение элективных курсов для студентов 6 курса ЛФ в 11 и 12 семестрах, имеющих своей целью усилить теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов амбулаторно-поликлинического звена. Темы элективных курсов обучения: «Ведение пациентов с нарушениями ритма в поликлинических условиях», «Возможности ранней диагностики сердечно-сосудистых заболеваний в амбу-латорно-поликлинической практике с использованием функциональных проб и эхокардиографии», «Синдром обструктивного апноэ сна», «Неотложная врачебная помощь в амбулаторно-поликлини-ческой практике». Выбор вышеперечисленных тем элективов обусловлен необходимостью углубленного изучения проблем, либо дополнительного образования студентов для подготовки их к работе в качестве врача-терапевта поликлиники или врача общей практики. С этой же целью в 2018-2019 уч. году на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова подготовлена и утверждена учебная программа междисциплинарного электива: «Возможности ранней диагностики смежной патологии в практике врача-терапевта поликлиники» с участием сотрудников кафедр эндокринологии, фтизиатрии, инфекционных болезней. С этого же учебного года в 12 семестре на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко реализуется вариативная дисциплина «Гериатрия и паллиативная медицина». Продолжительность цикла по данной дисциплине составляет 15 занятий, из которых 9 по гериатрии и 6 по паллиативной медицинской помощи. В данной дисциплине разработано учебно-наглядное пособие (Дневник студента) для самостоятельной работы, отличительной особенностью которого является наличие комплексной гериатрической оценки и протокола курации паллиативного пациента, заполняемые во время ведения профильных пациентов в течение цикла. Завершает последний цикл занятий на кафедрах - семестровый экзамен по дисциплине «Поликлиническая терапия», который проводится с использованием АОС (Москва) и БРС (Воронеж).

Одним из эффективных мотивационных стимулов повышения качества освоения дисциплины на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова является привлечение студентов к подготовке и проведению «Школ» для амбулаторных пациентов. В настоящее время хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) являются одной из причин летальных исходов в мире. Эти заболевания имеют общие модифицируемые поведенческие факторы риска (курение, избыточное употребление алкоголя, низкая физическая активность, нерациональное нездоровое питание, АГ ожирение) [5, 9], что диктует необходимость в профилактических мероприятиях. Одним из подходов вторичной профилактики является обучение пациентов в «Школах здоровья» с целью повышения медицинской информированности населения и снижения риска развития заболеваний и их осложнений. К занятиям в «Школах» привлекаются амбулаторные пациенты, страдающие ХНИЗ, которые знакомятся с причинами, особенностью течения заболеваний, факторами риска осложнений и летальных исходов, принципами самоконтроля и первой помощи при ухудшении состояния. Студенты анкетируют, тестируют пациентов, отвечают на их вопросы. Работа «Школ» направлена на развитие грамотности населения в вопросах профилактики и приверженности лечению ХНИЗ [1]. Подготовленные студентами материалы к работе в «Школах» в виде листовок, памяток, брошюр, плакатов, в дальнейшем, используются врачами поликлиник.

В этот же временной отрезок на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко студентами изучаются вопросы амбулаторной гастроэнтерологии, эндокринологии, ревматологии, гематологии, нефрологии, особенности соматической патологии при беременности. В каждом семестре проводится итоговое занятие, которое включает в себя тестовый контроль, устный ответ студента на конструктивные вопросы и решение ситуационных задач. Также ППС КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова принимают активное участие в подготовке к первичной аккредитации студентов 6 курса лечебного факультета. Занятия проводятся в Методическом аккредитационно-симуляционном Центре (МАСЦ) РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Кафедра отвечает за подготовку студентов к работе на станции «Диспансеризация». Занятия проводятся в помещении, имитирующем кабинет амбулаторного приема в поликлинике. Задачей преподавателей является демонстрация аккредитуемым алгоритма обследования дыхательной системы и методики измерения артериального давления.

Сотрудники КПТ двух вузов создают многочисленные учебные пособия, соответствующие целям и задачам подготовки специалистов первичного звена здравоохранения, пишут учебники, обмениваются между собой опытом и наработками.

Для подготовки студентов к занятиям на КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко издан учебник «Поликлиническая терапия», который в 2019 году получил гриф учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Также издан сборник ситуационных задач с эталонами ответов «Поликлиническая терапия в задачах и тестах», который позволяет использовать подход «проблемного обучения». Имеющиеся издания обновляются ежегодно с учетом выходящих новых клинических рекомендаций.

Для самостоятельной работы студентов разработаны учебно-наглядные пособия (Дневник студента), включающие в себя таблицы, схемы по темам занятий, алгоритмы неотложной помощи, рецептурные бланки, а также вопросы, рассматриваемые на занятиях. Данные учебно-наглядные пособия позволяют легко вспомнить ранее изученный материал при подготовке к занятию или к промежуточной аттестации.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: традиционные лекции, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, разбор клинических случаев по теме занятия, участие в научно-практических конференциях. Разбор клинических случаев составляет около 30% всех практических занятий. В настоящее время широкое распространение получили дистанционные образовательные технологии - обучение на основе платформы Moodle, где представлен весь учебно-методический комплекс дисциплины. Кроме того, на данной платформе студенты имеют возможность обмениваться быстрыми сообщениями с преподавателями кафедры в формате онлайн консультации.

КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова в своей работе, также, использует учебник «Поликлиническая терапия», подготовленный ППС кафедры и изданный в 2005 году с последующими переизданиями, и большое количество учебных и учебно-методических пособий, в том числе, и междисциплинарных.

Для максимально эффективной подготовки обучающихся необходимо общение, которое выступает главной целью конференции «Внутренние болезни на догоспитальном этапе». Конференция стартовала в июне 2019 года и призвана объединить научно-ориентированных студентов, ординаторов и аспирантов, стать местом для ярких дискуссий и обмена мнениями по вопросам этиологии, патогенеза, ранней диагностики различных фенотипов терапевтических синдромов на догоспитальном этапе. Общение и тесное взаимодействие с кафедрами нашего университета, с вузами научно-медицинского кластера - проявление мультидисциплинарного подхода в подготовке будущих специалистов.

Таким образом, профессиональная педагогическая деятельность сотрудников КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ВГМУ им. Н.Н. Бурденко направлена на реализацию ФГОС ВО по специальности 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), ориентированным на профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Учебная дисциплина «Поликлиническая терапия», преподаваемая студентам в 9-11 семестрах, позволяет многосторонне подготовить будущих врачей-специалистов к работе в практическом амбулаторно-поликлиническом звене.

Принципиальное отличие образовательного процесса в двух вузах заключается в разном распределении часовой нагрузки по семестрам и методическом подходе к изучению дисциплины. Постепенный переход от рассмотрения общих вопросов в работе врача догоспитального этапа и нозологий, входящих в структуру мультиморбидности, с целью подготовки студентов 5 курса к прохождению летней практики, к изучению клинических синдромов на КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова позволяет подготовить студентов 6 курса к семестровому экзамену, ГИА и аккредитации. На КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко параллельно с синдромами изучаются нозологические формы, а также разбираются некоторые вопросы из области неврологии и психиатрии. КПТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова уделяет основное внимание мультиморбидности, особенностям ведения пациентов старшего возраста и профилактике, а КПТ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко - когорте пациентов, имеющих клини-ко-социальные, медико-социальные, психологические и возрастные особенности, т.е. гериатрии и паллиативной медицине. Оба эти подхода оправданы и приносят определенную пользу.

Отмечена разница во времени подготовки к аккредитации студентов, которая, видимо, обусловлена разным распределением часов внутри преподаваемой дисциплины или иными причинами.

Вполне оправдано позаимствовать этот опыт педагогической деятельности друг у друга для совершенствования образовательного процесса в соответствии с требованиями современного здравоохранения, используя как технические возможности образовательных траекторий, так и развивая креативный подход к методике проведения клинических занятий и лекционного курса.

Список литерауры

1. Bloom D.E., Cafiero E.T., Jane-Lopis E., et al. The Global Economic Burden of Non-Communicable Diseases. Geneva: World Economic Forum, 2011. http://www. Weforum.org/Economics Of NCD (25 September 2019).

2. Драпкина О.М., Самородская И.В., Ларина В.Н. Вызовы и перспективы профилактической медицины на уровне первичного звена // Профилактическая медицина. - 2018. - Т. 21, № 5. - С.15-21.

3. Драпкина О.М., Самородская И.В., Ларина В.Н., Лукьянов М.М. Вопросы организации помощи пациентам с мультиморбидной патологией: аналитический обзор международных и российских рекомендаций // Профилактическая медицина. - 2019. - Т. 22, №2. - С.107-114.

4. Концевая А.В., Муканеева Д.К., Мырзаматова А.О., и др. Экономический ущерб факторов риска, обусловленный их вкладом в заболеваемость и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в 2016 году // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2020. - Т.19, №1. - С. 48-55. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-1-48-55.

5. Лопатина М.В., Драпкина О.М. Грамотность в вопросах здоровья выходит на передовые позиции повестки дня в профилактике и контроле неинфекционных заболеваний // Профилактическая медицина. - 2018. - №3. - С.31-37.

6. Медицинское образование в современных условиях / Катрунов В.А., Кузнецова М.Н., Павлова Л.А., Засыпкина Е.В. // Социально-психологические аспекты взаимодействия участников медицинского процесса: материалы межкафедральной научно-практической конференции. - Саратов, 2010. - С.57-59.

7. Романова М.М., Зуйкова А.А. Особенности организации преподавания поликлинической терапии в современных условиях // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-8. - С. 1308-1310.

8. Свистунов А.А., Осадчук М.А., Киреева Н.В. Амбулаторной службе и поликлиническому образованию в Москве - 120 лет // Профилактическая медицина. - 2018. - №3. - С. 79-83.

9. Скворцова В.И., Ачкасов Е.Е., Дайхес Н.А. и др. Общественные слушания по обсуждению проекта федерального закона «об основах охраны здоровья граждан в РФ» стенограмма выступлений на общественных слушаниях по обсуждению проекта федерального закона «об основах охраны здоровья граждан в РФ» 18 мая 2011 г // Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие. - 2011. - Т. 6, № 2. - С. 13-28.

10. Теплякова О.В. Обучение коммуникативным навыкам при преподавании дисциплины «поликлиническая терапия» // Психологические и педагогические науки. - 2014. - №1. - С. 298-301.

11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.33).

12. Шеметова Г.Н., Красникова Н.В. Значение кафедр поликлинической терапии в решении задач первичного звена здравоохранения // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2016. - Т. 12, № 3. - С. 418-420.

References

1. Bloom D.E., Cafiero E.T., Jane-Lopis E., et al. The Global Economic Burden of Non-Communicable Diseases. Geneva: World Economic Forum, 2011. http://www. weforum.org/ Economics Of NCD (25 September 2019).

2. Drapkina O.M., Samorodskaya I.V., Larina V.N. Challenges and prospects of preventive medicine at the primary care level // Preventative medicine. - 2018. V.21, № 5. - P. 15-21.

3. Drapkina O.M., Samorodskaya I.V., Larina V.N., Lukyanov M.M. Issues of organizing care for patients with multimorbid pathology: an analytical review of international and Russian recommendations // Preventative medicine. - 2019. V. 22, №2. - P.107-114.

4. Federal Law of November 21, 2011 N 323-03 (as amended on June 8, 2020) «On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation» (Article 33).

5. Kontsevaya A.V., Mukaneeva D.K., Myrzamatova A.O., et al. Economic damage to risk factors due to their contribution to morbidity and mortality from major chronic noncommunicable diseases in the Russian Federation in 2016 // Cardiovascular therapy and prevention. - 2020; 19 (1): 48-55. https://doi. org/10.15829/1728-8800-2020-1-48-55.

6. Lopatina M.V., Drapkina O.M. Health literacy is at the forefront of the agenda in the prevention and control of noncommunicable diseases // Preventative medicine. - 2018. - №3.- P.31-37.

7. Medical education in modern conditions / Katrunov V.A., Kuznetsova M.N., Pavlova L.A., Zasypkina E.V. // Socio-psychological aspects of the interaction of participants in the medical process: materials of the interdepartmental scientific and practical conference. - Saratov, 2010. - P.57-59.

8. Romanova M.M., Zuykova A.A. Features of the organization of teaching outpatient therapy in modern conditions // Successes in modern natural sciences. - 2015. - No. 1-8. - P. 1308-1310.

9. Shemetova G.N., Krasnikova N.V. The value of the departments of outpatient therapy in solving the problems of primary health care // Saratov Journal of Medical Scientific Research. - 2016. - T. 12, No. 3. - P. 418-420.

10. Skvortsova V.I., Achkasov E.E., Dayhes N.A., et al. Public hearings on the discussion of the draft Federal Law "On the Basics of Protecting Citizens 'Health in the Russian Federation" A transcript of a speech at a public hearing on the discussion of the draft Federal Law "On the Basics of Protecting Citizens' Health in the Russian Federation" dated May 18, 2011 // Life without danger. Health. Prevention. Longevity. 2011. - V.6, № 2. - P.13-28.

11. Svistunov A.A., Osadchuk M.A., Kireeva N.V. Outpatient service and outpatient education in Moscow - 120 years // Preventative medicine. - 2018. - №3. P. 79-83.

12. Teplyakova O.V. Teaching communicative skills in teaching the discipline «outpatient therapy» // Psychological and pedagogical sciences. - 2014. - №1. P. 298-301.

TEACHING OF «OUTPATIENT THERAPY» UNDER CONDITIONS OF

INTERCLUSTER INTERACTION

Larina V.N.1, Fedorova E.V.1, Orlov D.A.1, Golovko M.G.1, Bolotskikh V.I.2,

Zuykova A.A.2, Kotova Yu.A.2

7 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Pirogov Russian National Research Medical University", Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education 'Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko' Ministry of Health of the Russian Federation, Voronezh, Russia

Correspondence should be addressed: Larina Vera Nikolaevna, larinav@mail.ru

Abstract

The article provides a detailed analysis of the educational complex in the discipline «Outpatient therapy», which is taught at the relevant departments of RNIMU named after N.I. Pirogov and the department of the same name VSMU named after N.N. Burdenko. Both of these universities are part of the East European NOMK, which was created to implement the Strategy for the Development of Medical Science in the Russian Federation for the period until 2025. The fundamental difference between the educational process in the two universities is the different distribution of the hourly load across semesters and the methodological approach to studying the discipline. Various approaches to teaching discipline in universities are aimed at achieving a common goal - the training of medical personnel focused on achievement of a common goal - the training of medical personnel oriented to the professional standard "Physician-general practitioner (district general practitioner)" and the provision of primary health care. The experience accumulated by the staff of the departments allows us to fully approach the training of specialists and, quite justifiably, to begin interaction between structures for the exchange of this experience.

Keywords: FSES, medical university, department of outpatient therapy, work program, teaching, discipline

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.