РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ И ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ГБОУ ВПО ВГМА ИМ.Н.Н. БУРДЕНКО МИНЗДРАВА
РОССИИ
Добрынина Ирина Сергеевна
канд. мед. наук, ассистент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ, г. Воронеж E-mail: dobrynina84@yandex. ru Зуйкова Анна Александровна зав. кафедрой поликлинической терапии и общей врачебной практики, д-р мед. наук, профессор Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ, г. Воронеж E-mail: ovpzuikova@rambler. ru Красноруцкая Ольга Николаевна канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ, г. Воронеж E-mail: onkrasnorutckaja@rambler. ru Колесникова Елена Николаевна ассистент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко
Минздрава РФ, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF THERAPY POLICLINIC AND GENERAL MEDICAL PRACTICE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION "VORONEZH STATE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER N.N. BURDENKO OF THE MINZDRAV OF RUSSIA"
Dobrynina Irina
candidate of Medical Sciences, Assistant of Voronezh State Medical Academy named
after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Zuikova Anna
doctor of Medical Sciences, Professor of Voronezh State Medical Academy named
after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh Krasnorutckaya Olga
candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Voronezh State Medical
Academy named after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Kolesnikova Elena
assistant of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia,
Voronezh
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com
АННОТАЦИЯ
На кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко для совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов используют комплексный подход. Он включает широкий спектр методов и средств обучения с обязательным внедрением в процесс обучения инновационных технологий.
ABSTRACT
At chair therapy policlinic of academy medical name N.N. Burdenko of Voronezh use the complexe method. This method include methodic of studing with adoption technology innovative.
Ключевые слова: врачи первичного звена здравоохранения; учебно-познавательная деятельность студентов; комплексный подход; инновационные технологии.
Keywords: doctors of primary branch of public health service; cognitive activities of students; complexe approach; innovative technology.
В 2011—12 учебном году российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения [1; 2]. В этой связи ведущей современной задачей высшего учебного заведения является подготовка высококвалифицированных специалистов, требующая использование инновационных технологий в педагогическом процессе [2]. Применяемые на современном этапе инновационные способы обучения в вузе должны быть направлены на формирование нравственных ценностей, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. На кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко (г. Воронеж) реализуются следующие инновационные методы обучения:
1. Использование студентами учебно-методического комплекса, разработанного сотрудниками кафедры в форме алгоритмизированного дневника по производственной практике «Помощник врача скорой и неотложной помощи» и рабочей тетради для практических занятий по циклу поликлиническая терапия, выполненных в едином стиле и являющихся взаимным дополнением друг друга. Дневник по производственной практике состоит из 4-х разделов. Первый раздел — протоколы курации — это специально разработанная форма для анализа больного со всеми видами возможной патологии на амбулаторном участке. С ее помощью студент может самостоятельно сформулировать диагноз с учетом всех критериев обследования пациента, а также составить план научнообоснованного обследования и лечения. Второй раздел — алгоритмы оказания неотложной медицинской помощи — позволяет отрабатывать механизм оказанием неотложной медицинской помощи в соответствии с современными утвержденными стандартами на уровне безусловного рефлекса. Третий раздел (учетно-отчетная документация врача терапевта/общей врачебной практики) направлен на отработку навыка ведения основных документов медицинского профиля первичного звена здравоохранения согласно требованиям МЗ РФ. Четвертый раздел дневника по производственной практике представлен научно-исследовательской работой студента, что отражает использование сразу нескольких инновационных технологий (исследовательская и инновационная образовательная проектная деятельность) для обучения студентов. Так, предлагаемые формы научно-исследовательской работы представлены по одной из следующих форм: реферат, курсовая работа, научно-аналитический отчет, проектная деятельность. Представленная методика позволяет в полной мере раскрыть индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Подготовка НИР предполагает овладение технологией презентации проанализированного и накопленного материала на профессионально ориентированные темы в форме создания проектов, подготовки публичных выступлений, дискуссионного обсуждения профессионально важных проблем,
обучения в сотрудничестве, создания проблемных ситуаций, подготовки профессионально направленных видеофильмов и т. д. Только индивидуально направленная работа может в полной мере способствовать формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов.
Рабочая тетрадь студента состоит из первого и второго раздела, идентичных соответствующим разделам дневника, так как 90 % практических занятий включает в себя курацию студентами больных на дому на двух основных клинических базах кафедры БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника № 1 и № 4». В основе данного инновационного метода обучения студентов лежат технологии и приемы активного (проблемного) обучения, что пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности и позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решает целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, что является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов.
2. В 2013 году кафедрой внедрена дистанционная форма обучения и контроля: страница в социальной сети http://vk.com/club55579397 и электронная почта praktika_ovp@mail.т. Страница в соцсети представляет привычный способ общения для большинства студентов и предполагает свободный доступ каждого студента к ее ресурсам, что дает возможность применения еще одного инновационного метода — сase-study и предполагает:
• подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики (разбор протокола курации);
• самостоятельное изучение и обсуждение клинической ситуации студентами;
• совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя (консультации на кафедре и анализ протоколов курации на экзамене с учетом совместной работы преподавателя и студента);
• следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Эффективность примененных методов отражается в возможности оперативного ответа на поставленный студентом вопрос или возникшую проблему, неоднократной проверке и исправления материалов по заполнению дневника, грамотного ведения пациента за счет прямой консультации с преподавателем кафедры, в возможности общения между студентами на тему практики, взаимопомощь однокурсников, доступность учебных материалов и информации по данной дисциплине в круглосуточном режиме. Использование страницы в социальной сети http://vk.com/club55579397 зарегистрированными в группе студентами составило 217 человек (65,3 % курса). Общее количество уникальных посетителей — 550 человек. Просмотров страницы за сутки: от 217 до 999. От 30 до 85 человек в сутки просматривали раздел документов и от 47 до 322 студентов составил просмотр в сутки раздела вопросов и обсуждений по практике. Сообщений, содержащих вопросы — 223. Использование e-mail: общее количество писем за весь период практики 190. Все эти данные подтверждают обоснованность и результативность применяемых представленных методик кафедрой.
3. Разбор материала в форме деловой и ролевой игры. Например, на практическом занятие «Здоровье и семья. Основы семейной психологии в общей врачебной практике (семейной медицине)» указанные методики нашли свое широкое применение. Деловая игра «Самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье» моделирует предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Квазипрофессиональная деятельность обучающихся представлена имитационно-игровой моделью в тестовой форме, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов. Ролевая игра «Супружеский конфликт» обучает будущих специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности, нацелена на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.
Таким образом, использование инновационных методов обучения, реализуемых в педпроцессе на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики, способствует подготовке высокоспециализированных и конкурентоспособных медицинских кадров.
Список литературы:
1. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, и др. М.: Московский государственный горный университет. 2008. — 75 с.
2. Плотникова И.Е. Производственная практика как средство профессионального развиттия медицинского ВУЗА /Овсянникова В.В., Плотникова И.Е., Свиридова Т.Н.,// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 39-1. — С. 137—141.