7.4. ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН «ПРАВО» И «ПРАВОВЕДЕНИЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Хохлова Елена Михайловна, канд. юрид. наук, доц. кафедры правовых дисциплин Место работы: юридический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
Аннотация: в статье анализируются традиционные и инновационные методы обучения праву, предлагается использование данных методов в органичном единстве для выполнения требований, предъявляемых к обучаемым разных уровней, что способствует воспитанию ответственного гражданина, формированию высококультурной личности. Статья имеет важную научно-практическую ценность, поскольку содержит обладающие научно-практической новизной авторские обобщения и выводы, направленные на развитие системного подхода обучению праву с применением традиционных и инновационных методов обучения.
Ключевые слова: слова: методы и формы обучения, право, эффективное обучение праву.
TEACHING OF «LAW» AND «LEGAL SCIENCE» USING TRADITIONAL AND INNOVATIVE TEACHING METHODS
Khokhlova Elena M., Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Department of Legal Disciplines Place of employment: Mordovia State University named after N.P. Ogarev
Abstract: the article analyzes traditional and innovative methods of teaching law. It is proposed to use these methods in organic unity for the fulfillment of the requirements for trainees of different levels that contributes to the education of responsible citizens, the formation of highly cultured personality. The article has the important scientific-practical value as it contains the author's generalization and insights having scientific novelty which aimed at the development of a systematic approach to teaching the law using traditional and innovative teaching methods.
Keywords: methods and forms of education, law, effective learning law.
Современный мир характеризуется введением инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства. Отметим, что внедрение эффективных образовательных технологий во все уровни российского образования способствуют формированию необходимых квалифицированных трудовых ресурсов.
Применение образовательных технологий в преподавании таких дисциплин как «право» и «правоведение» в различных образовательных уровнях способствую формированию правовой культуры в государстве, стимулируют граждан разных возрастных категорий (в том числе, и школьников) к защите своих прав и законных интересов.
В этой связи необходимо осуществлять преподавание права не только в высших учебных заведениях, но и в общеобразовательных учреждениях и школах.
Возрастание неправомерного поведения среди подростков, культивация жестокого обращения с окружающими являются острейшими причинами для преподавания права не только в старших классах, но и в средних, и даже в начальных классах. Воспитание ответственного гражданина происходит на всем жизненном пути человека. Конечно, методы преподавания права для разных возрастных групп должны отличаться.
Преподавание права в школе способствует пониманию школьниками основных регулятивных начал общества, осознанию своих прав и мер ответственности, что способствует позитивному и нравственному развитию полноценного гражданина. В данном случае мы должны рассматривать обучению праву школьников как нравственный процесс развития общества в целом. Изучение основных правовых категорий, таких как
государство, право, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность наказание, а также изучение основ конституционного права, гражданского, уголовного, трудового, семейного и иных отраслей права способствуют формированию осознания школьником потенциала для реализации своих профессиональных предпочтений, способствующих развитию общества и государства.
Таким образом, современное преподавание права должно соответствовать требованиям современного развивающегося общества и осуществляться с применением не только традиционных, но и современных методик преподавания.
Опираясь на наблюдения и опыт преподавания дисциплин «право» и «правоведение» следует выделить некоторые требования к качественному преподаванию права в школе и в организациях высшего образования.
Требования, предъявляемые к знаниям школьников можно изложить следующим образом:
- знать основы развития государства и права, принципы формирования правового государства и гражданского общества, признаки правоотношения и правонарушения, понятие и виды юридической ответственности;
- уметь применять правовые знания на практике путем формирования правомерного поведения, ответственности, формировать свою гражданскую позицию;
- владеть навыками бережного отношения к человеку, обществу, государству, развития чувства патриотизма и долга.
Для неюридических направлений подготовки в организациях высшего образования должны предъявляться требования более высокого уровня:
- знать содержание и принципы осуществления основных правовых категорий российского права, правовые нормативы своей будущей профессии;
- уметь анализировать судебную практику, применять нор-
Хохлова Е. М.
ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН «ПРАВО» И «ПРАВОВЕДЕНИЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
мативные правовые акты, использовать в практической деятельности правовые знания, составлять основные правовые акты и осуществлять правовую оценку получаемой информации в профессиональной деятельности;
- владеть навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности, навыками работы с нормативными правовыми актами, профессиональной правовой терминологией, навыками публичных выступлений.
Системный подход к изучению права, когда основы правового воздействия государства на общество уже освоены учениками, позволяет в дальнейшем уже студентам более углубленно изучить необходимые отрасли права. Часто бывают ситуации, когда студенты в школе не изучали право, и тогда преподавателю высшего образовательного учреждения приходиться начинать с основ. Важно понимать что, изучение права, осознание своих прав и обязанностей учениками и студентами позволит им в дальнейшем ориентироваться в правовых ситуациях, правильно и своевременно разрешать конфликты, как в профессиональной деятельности, так и в жизненных ситуациях.
Отметим, что положительный эффект освоения правовых знаний возможен при применении различных методов преподавания. Представляется, что лекционные и семинарские занятия, как и уроки должны проходить с учетом появления новых технологий, и соответственно применения их на практике.
Так лекционные занятия можно проводить в виде вводной лекции, академической лекции, лекции-беседы, лекции-дискуссии и др.[1, с. 5-6]
Данные виды знакомы давно, но их можно модернизировать путем использования вспомогательного оборудования.
Вводную лекцию, которая проводиться в начале изучения курса, можно представить в форме презентации (полностью или частично). Отдельно обозначить цели и задачи данного курса, требования и систему оценки знаний. Изложить материал, предлагаемый для изучения в виде блоков, рассматривая которые обучаемые могут представить, что они будут изучать в дальнейшем, какие знания, умения и навыки они приобретут по завершению изучения курса.
Сегодня есть возможности более интересно представить материал вводной лекции, например, показать видеоролик, где все необходимые элементы данного занятия будут освещены в наглядной и доступной форме для современного ученика и студента. Хорошо ученик (студент) осваивает тот материал, который он не только слышит, но и оценивает визуально. [2, с. 81]
Академическая лекция является традиционным методом изложения материала для обучаемых. Ее нельзя полностью исключить из процесса преподавания, как права, так и любой другой дисциплины. Отметим, что данная лекция должна отличаться высоким научным уровнем (приведение различных взглядов на изучаемый объект, цитирование высказываний научных деятелей в данной области), четкой и строгой логикой (выделение в каждой отрасли определенной схемы: предмет, метод, субъекты, объекты отрасли), убедительными доказательствами и краткими выводами. Академическая лекция сопровождается наглядными иллюстрациями - построение схем или таблиц под запись для студентов, что позволяет более эффективно освоить материал. Отметим, что данные лекции -это не пересказ текста из учебника, а передача знаний, накопленных преподавателем за годы его науч-
ной деятельности.
Наиболее распространенной при преподавании права является лекция-беседа. При активном вовлечении обучаемых такая форма позволяет выявить уровень их знаний по данной теме, актуализировать интерес слушателей. В данном режиме предлагается тезисное изложение материала, который при контактном общении с аудиторией раскрывается в дальнейшем. Очень интересно ученикам (студентам) в такой форме воспринимать информацию по таким темам дисциплины «право» как семейное право, гражданское право, наследственное право, трудовое право. При таком общении преподаватель выявляет наиболее проблемные вопросы темы, ориентируясь на особенности аудитории, он определяет темп и содержание своей лекции, что позволяет рассмотреть больший объем материала.
При изучении права актуально использовать и лекции-дискуссии. В данном случае для изложения изучаемого материала необходимо выделить основные логически связанные разделы. При завершении каждого раздела нужно задать вопросы ученикам (студентам) и выслушать их мнение по обсуждаемым проблемам. Как правило, ребята оживляются при таком общении и стараются, опираясь на имеющиеся правовые знания, убедительно отстаивать свою точку зрения.
Однако полноценное изучение права не возможно без практических занятий (семинаров), которые ориентированы на формирование у обучаемых навыков критического мышления по изучаемой дисциплине [3, с. 43]. Формы практических занятий могут быть совершенно разными - это развернутая беседа (например, формы устройства детей оставшихся без попечения родителей), круглые столы (современные способы защиты прав и свобод человека и гражданина), деловые игры (наследственное право, брачный договор), дискуссии (суррогатное материнство), решение задач по разным отраслям права. При этом правила подобных занятий можно установить преподавателю самостоятельно или дать возможность обучаемым самим их сформулировать.
Особого внимания заслуживает проверка знаний у обучаемых путем выполнения ими творческих заданий практического, методического или научного характера. Такая работа направлена на систематизацию и оформление найденной самостоятельно информации в сфере дисциплины «право». Отметим, что каждое творческое задание носит индивидуальный характер, и оценивается, соответственно, тоже индивидуально в зависимости от выполненного объема работы.
По дисциплине «право» или «правоведение можно предложить целый комплекс творческих заданий. Так, по теме «Основы государства и права» интересно ученикам (студентам) давать характеристику государств по форме государства опираясь на географическую карту мира. При желании ребята могут представить государственную символику и описать признаки «своего» придуманного государства. Защита таких работ, как правило, происходит в аудитории пред другими обучающимися.
Так же актуально давать практические задания с целью подготовки ребят к будущим событиям в политической жизни государства и общества. В преддверии проведения выборов депутатов в «Государственную Думу» в рамках изучения конституционного права РФ ребятам интересно было узнать и сам механизм избирательного процесса, и порядок подведения итогов
выборов. Можно провести деловую игру на тему «Стань депутатом» (выступление перед потенциальным кругом электората с подготовленной программой развития государства, оценивание слушателями актуальности поставленных задач). Отметим, что такой подход позволяет вовремя сформировать блок активных избирателей. В таких играх и разъяснениях ребята проникаются пониманием важности каждого голоса избирателя, а это значит и их голоса, их выбора.
Творческие задания не всегда должны выполняться в группах. При выполнении таких заданий как составление тестов, задач, составление схем и таблиц, подборка высказываний ученых правоведов по конкретным проблемам, помогают ученикам (студентам) научиться, не только искать материал, но и анализировать его и применять на практике. Творческое задание может состоять в подготовке презентации или проекта по обсуждаемым темам. Необходимо предлагать темы актуальные для данного времени, или же предложить самим ребятам определиться с тематикой в рамках одной обширной проблемы. Такой метод хорошо применять при изучении семейного права, трудового права, уголовного права и других отраслей.
При применении таких методик происходит активизация учеников (студентов) в процессе подготовки и участия в деловых и учебных играх. Ребята такие занятия использую, как возможность блеснуть своими правовыми знаниями, а также раскрывают свой творческий потенциал.
Таким образом, применяемые активные методы обучения праву в школе и в организациях высшего
образования направлены на близкий и открытый диалог преподавателя и ученика (студента), который формирует творческий подход к пониманию права, развивает самостоятельность мышления и умение принимать оптимальные правовые решения в сложных правовых ситуациях. Все это способствует созданию более эффективной модели обучения праву, побуждающей к учебно-познавательной деятельности, что позволяет решать целый комплекс учебных и воспитательных задач.
Особенно актуально использование данных методов при формировании полноценного гражданского общества. Нельзя умалять значение права для человека. Правовые знания, приобретенные обучаемыми, способствую не только пониманию сути права и его значения для общества, но и формируют высококультурную личность, воспринимающую себя в единстве со своим народом, обществом и государством.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,89%.
Список литературы:
1. Гаврилов М. В. Инновационные методы чтения лекций // Современные методики преподавания учебных дисциплин в юридическом вузе. Саратов, 2009. С. 5-6.
2. Певцова Е. А. Теория и методика преподавания права. М.: ВЛАДОС, 2003. 400 с.
3. Фокина Л. В. Инновационные методы преподавания права // Мир науки, культуры, образования. № 3(46). 2014. С. 42-44.