Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:
Акашева А.А. Преподавание дисциплин информационно-математического цикла студентам-историкам: опыт Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Историческая информатика. 2024. № 1. DOI: 10.7256/2585-7797.2024.1.70278 EDN: OSGYZC URL: https://nbpublish.com/lfcrary_read_article.php?id=70278
Преподавание дисциплин информационно-математического цикла студентам-историкам: опыт Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Акашева Анна Анатольевна
кандидат исторических наук
доцент кафедры информационных технологий в гуманитарных исследованиях, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф 326
И annakasheva@yandex.ru
Статья из рубрики "Информационные технологии в историческом образовании"
DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70278
EDN:
OSGYZC
Дата направления статьи в редакцию:
28-03-2024
Аннотация: Статья написана по материалам доклада, сделанного автором на традиционном научно-методическом семинаре Межрегиональной Ассоциации «История и компьютер» и исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, который состоялся 27 января 2024 года. Предметом анализа являются наименования и почасовой объем (в академических часах) дисциплин информационно-математического цикла в Горьковской государственном университете (Национальном исследовательском Нижегородском государственном университет им. Н.И. Лобачевского или Университете Лобачевского) с 1984 по 2023 год, наименования выпускных квалификационных работ специалистов, бакалавров и магистров, выполненных на кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях (ИТГИ) с 2007 по 2023 год, наименования учебно-методических пособий за 2010 по 2023 год, изданных преподавателями кафедры. Для исследования использовались методы описания и измерения, а в своих выводах мы
руководствовались принципами системности, объективности и историзма. Выявлено, что предметы информационно-математического цикла за 40 лет их преподавания в ИМОМИ ННГУ стали более специализированными и практико-ориентированными, как в бакалавриате, так и в магистратуре. Самостоятельное значение имеет восстановленный начальный период преподавания количественных методов в истории в 1980-х годах на основании воспоминаний коллег и первого лектора С.В. Субботина. Приведен полный перечень информационно-математических дисциплин (бакалавриат и магистратура) в 2023-2024 году с указанием их трудоемкости в академических часах. Приведены основные сведения о кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях, которая отвечает за преподавание указанных дисциплин с 2007 года. Обнаружено, что с 2007 года кафедра ИТГИ выпустила 86 студентов, из которых 31% использовали в своих выпускных квалификационных работах количественные методы и компьютерные технологии. Показано значение облачных технологий в возможностях распределенной проектной работы студентов-магистрантов. Сделан вывод о том, что основной формируемой информационной компетенцией историков является критическое отношение к оцифровке исторических источников и публикации их в сети Интернет.
Ключевые слова:
образование, математические методы, информационные технологии, факультет, Университет Лобачевского, кафедра, методология, историческая информатика, история, цифровая трансформация
Вопросы преподавания информационных технологий и математических методов на исторических факультетах России не раз становились объектом пристального внимания исследователей - на биеннале-конференциях Ассоциации «История и компьютер» постоянно действует секция, в которой обсуждаются теоретические и практические
аспекты обучения студентов-историков соответствующим дисциплинам -Ш. Все чаще эти вопросы включаются в более широкую научную повестку о цифровой трансформации университетского образования, как это было, например, в докладе Галины Васильевны Можаевой (НИУ ВШЭ) на прошедшем январском семинаре АИК. Вместе с тем, осмысление опыта преподавания дисциплин информационно-математического цикла (наименование, предложенное нами) в региональном вузе на длительном хронологическом отрезке происходит не так часто. Наша статья посвящена как раз такому ретроспективному анализу преподавания дисциплин информационно-математического цикла на историческом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (далее - Университета Лобачевского или ННГУ) с 1980-х по 2020-е гг. Исследование было выполнено с применением комплекса методов, включающих анализ и синтез, индукцию и дедукцию, описание и измерение. Количественные подсчеты выполнялись в MS Excel.
Статьи основана на ряде источников: приложения к дипломам о высшем образовании за разные годы выпуска, начиная с 1983 по 2020 гг., профессиональные образовательные стандарты (ГОС и ФГОС первого, второго и третьего поколения с 1995 по 2020 гг.) по истории, учебные планы бакалавриата и магистратуры по направлению «История» с 2013 по 2023 гг., рабочие программы дисциплин (РПД) математического цикла бакалавриата за 2015 и 2017 г., журнал регистрации курсовых и выпускных работ студентов по кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях (ИТГИ) с 2007 г. до настоящего времени, а также положения о программах развития ННГУ (Программа НИУ,
Проект 5-100, Приоритет 2030). Отдельное место занимают воспоминания коллег-преподавателей, которые по просьбе автора статьи ответили на вопросы о том, кто и когда вел предметы, связанные с математикой и информационными технологиями, насколько полезными были полученные знания в их профессиональной деятельности.
Объектом анализа явились наименования и почасовой объем дисциплин информационно-математического цикла с 1984 по 2023 гг., наименования выпускных квалификационных работ, выполненных на кафедре ИТГИ с 2007 по 2023 гг., наименования учебно-методических пособий за 2010 по 2023 гг.
Исследование имеет ряд ограничений и особенностей: собранные данные содержат временные лакуны и потому для всестороннего научного анализа они нуждаются в дополнительных сведениях, которые могут быть извлечены из учебной документации, хранящейся в архиве ННГУ; анализ данных был выполнен только по дневному отделению (очной форме обучения) специалитета, бакалавриата и магистратуры по учебным, а не по календарным годам; размерность дисциплин указывается в академических часах их общей трудоемкости, т.е. с учетом лекций, семинаров, зачетов, экзаменов, контрольных работ и самостоятельной работы студента; исходя из учебного плана, дисциплины разделяются на обязательную часть (ОЧ), вариативную часть (ВЧ) и дисциплины по выбору студента (ДВ).
В сентябре 1984 г. в Фундаментальную библиотеку Горьковского государственного университета (ГГУ) поступили десять экземпляров первого учебного пособия для историков «Количественные методы в исторических исследованиях», изданного под
редакцией И.Д. Ковальченко-^. Уже в следующем, 1985 г., историки-второкурсники прослушали одноименный курс. Его преподавателем стал молодой, только что устроившийся в ГГУ ассистент кафедры новой и новейшей истории Сергей Викторович Субботин. Он с отличием окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана и, естественно, что этот курс дали именно ему. По воспоминаниям самого преподавателя, курс был семестровым и составлял 36 часов. С выходом в 1987 г. монографии И.Д. Ковальченко «Методы
исторического исследования» дисциплина была расширена за счет материалов этого издания. Таким образом, книги Ивана Дмитриевича послужили базой для знакомства студентов-историков ГГУ с возможностями применения математических методов в изучении прошлого.
Вот как характеризует опыт преподавания этого курса Сергей Викторович: «Студенты слушали его с интересом (хотя и не без сложностей: для «гуманитарного» ума математика есть нечто, мягко говоря, непривычное). А для меня это был один из любимых и интересных курсов: в силу привлекательности преодоления вышеупомянутых сложностей и как напоминание о моём инженерно-техническом прошлом. Один из моих дипломников использовал мат. аппарат (т. е. «полученные знания») в своём дипломном сочинении, написал блестящую работу (анализ президентских кампаний в США), в которой выявил удивительную статистическую зависимость между финансовыми затратами кандидатов и полученными результатами, составил корреляционную таблицу и вычислил корреляционное отношение. Защита произвела впечатление!». Этот ответ Сергей Викторович написал по почте в ответ на мою просьбу поделиться воспоминаниями.
Для студентов-гуманитариев курс был действительно сложен в освоении, что подтверждается воспоминаниями коллег, слушавших его в 1986-1987 и в 1993-1994 гг.:
«эти курсы только вводились, ни методичек, ни учебников не было... все лекции исправно посещала и все тщательно записывала, но эти дисциплины как-то совсем в голове не отложились» и «для нас все в песок уходило».
Курс по количественным методам читался до 1995-1996 гг. В 1997 г. он, судя по собранным данным, был заменен на другой - «Современные компьютерные технологии в науке и образовании» (48 часов).
В пару курсу по количественным методам в 1985 г. в учебный план подготовки историков был поставлен еще один предмет информационно-математического цикла - «ЭВМ и программирование». По воспоминаниям коллег, его вели преподаватели с факультета высшей математики и кибернетики ГГУ, курс носил теоретический характер, т. к. главной сложностью практического преподавания было отсутствие у историков машин, на которых можно было бы учить студентов основам программирования. К 1997 г. на третьем этаже истфаковского здания, что на улице Ульянова 2/2, в корпусе ННГУ № 14, уже появился компьютерный класс с персональными ЭВМ, так что на практических занятиях компьютеры «включать/выключить учили:)))» - так говорят коллеги, учившиеся в то время. Для сравнения, первые персональные ЭВМ на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в Лаборатории исторической информатики, принадлежавшей
кафедре источниковедения, были установлены в 1988 г. [4], то есть примерно на девять лет раньше, чем был компьютеризирован истфак ННГУ.
В 2000-х гг. ситуация с качеством преподавания принципиально не поменялась -выпускник бакалавриата 2008 года вспоминает о том, что «"Математика и информатика" . была чистой математикой без всякого участия компьютеров и информатики, а на "Компьютерных технологиях" учили нас форматировать текст в ворде». По сравнению с 1980-1990-ми годами, когда количественные методы были заточены под нужды исторического исследования, произошел откат к преподаванию основ высшей математики для гуманитарных факультетов, а при изучении дисциплин, связанных с компьютерными технологиями, преподаватели вынуждены были подтягивать студентов-историков до элементарного уровня владения Проводником Windows и текстовым редактором MS Word, в котором можно было бы набирать курсовые и дипломные работы. О продвинутых программах, позволявших решать специализированные задачи анализа исторических источников, говорить не приходилось. В итоге, коллега обобщил: «Если резюмировать, то в период моего обучения 2004-2010 гг. (бакалавриат и магистратура -А.А.) нас по сути не учили ничему из информационных технологий».
Однако, возможно, это просто субъективная оценка. Объективные факторы можно проследить, если понаблюдать за изменениями названий предметов информационно-математического цикла с течением времени. Так, «Количественные методы» трансформировались в «Математику и информатику» (2005-2006 гг.), а те, в свою очередь, - в «Математические методы в исторических исследованиях» (2015-2016 гг.). Следовательно, с 1985 по 2024 гг. преподавание информационных технологий для историка стало более специализированным, и возросло значение статистической обработки данных, неудовлетворенность же результатами обучения коллеги с 2004 по 2010 г. объясняется методологической «ямой», когда математика и информатика были максимально далеки от практических потребностей студента истфака.
Предмет «ЭВМ и программирование» менял название чаще: «ЭВМ и программирование» (1985-1986 гг.) ^ «Информатика и ПЭВМ» (1993-1994 гг.) ^ «Математика и информатика» (2005-2006 гг.) ^ «Информатика» (2014-2015 гг.) ^ «Информационные технологии в гуманитарных науках» (с 2018 гг. по настоящее время). Это отражало
ориентацию образования на возрастающие потребности гуманитарных наук в цифровых технологиях и движение в сторону усиления прикладных аспектов информатики за счет уменьшения внимания к теоретическим аспектам устройства вычислительных машин и высокоуровнего программирования.
***
Магистратура по истории в ННГУ была открыта в 1996 году. Тогда информационно-математический цикл предметов составлял один курс «Компьютерные технологии в науке и образовании» (84 часа), который входил в ОЧ учебного плана. В течение двадцати одного года магистрантам рассказывали об информационных технологиях только в рамках этой дисциплины. В 2017 году ситуация изменилась. В связи с участием университета в реализации государственной программы поддержки крупнейших российских вузов для повышения их конкурентноспособности на мировом научно-
образовательном рынке (Программа 5-100)^ цифровые компетенции историков-магистрантов существенно расширились. С 2017 по 2019 гг. была единожды реализована программа «Информационные технологии в исторических исследованиях» по направлению 46.04.01 «История». Тогда студентам было предложено освоить помимо одной дисциплины в ОЧ еще одиннадцать новых предметов в ВЧ и в блоке ДВ. Вследствие этого, начиная со следующего 2018 года и до настоящего момента в программе «Всеобщая и отечественная история» присутствует пять дисциплин по выбору студента, а дисциплина «Статистические методы и базы данных в исторических исследованиях» заняла свое место сначала в ВЧ учебного плана, а с 2022 года передвинулась в обязательную.
Название главного «информационного» предмета в подготовке магистрантов-историков с 1996 года претерпело следующие изменения: Компьютерные технологии в науке и образовании ^ Компьютерные технологии в исторической науке (2007 г.) ^ Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных (2013-2017 гг.) ^ Информационные технологии в исторических исследованиях (2017 г. -настоящее время). Этот ряд показывает, что на второй ступени исторического образования за двадцать восемь прошедших лет информационные технологии стали более специализированными и практико-ориентированными также, как и на первой.
Динамика удельного веса всех дисциплин информационно-математического цикла от общей трудоемкости программ бакалавриата и магистратуры свидетельствует, с одной стороны, об их весьма и весьма скромном месте в подготовке историка, 2% и 15% (хотя последняя цифра - это не так уж и мало!) времени соответственно, а с другой, показывает положительный эффект от целенаправленного развития образования второй ступени в ННГУ с 2009 года. Тогда он получил грантовую поддержку Президента РФ в
рамках системы национальных исследовательских университетов [6], в 2013 году она продолжилась в Программе 5-100, а в 2021 году перешла в программу «Приоритет 2030» Эти данные наглядно отражены на графике рисунка 1.
Рис. 1. Изменение трудоемкости предметов информационно-математического цикла в программах подготовки специалистов, бакалавров и магистров истории (% ак. часов от
общей трудоемкости программы)
Все имеющиеся в 2023-2024 учебном году дисциплины информационно-математического цикла в бакалавриате и магистратуре сведены в одну таблицу (см. Таблица 1):
Таблица 1. Дисциплины информационно-математического цикла в подготовке студентов бакалавриата и магистратуры по направлению «История» в ИМОМИ
ННГУ, 2023-2024 учебный год
№ п/п Название дисциплины Академических часов ОЧ ВЧ ДВ Промежуточная аттестация/Общая трудоемкость программы, ак.ч.
1 Информационные технологии в гуманитарных науках 72 1 0 0 зачет
2 Интернет-ресурсы в исторической науке и образовании 108 1 0 0 зачет
И того в бакалавриате: 180 2 0 0 8640
3 Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании 144 1 0 0 экзамен
Статистические методы и базы
Ж ж ж
4 данных в исторических исследованиях 144 i 0 0 экзамен
Интернет-эвристика:
поиск и работа с
5 профессиональной информацией в глобальной Сети 72 0 0 1 зачет
Виртуальные 3D-
реконструкции
6 объектов культурного наследия 72 0 0 1 зачет
Гуманитарные
7 аспекты цифровых технологий 72 0 0 1 зачет
Библиометрия и
8 количественные методы в историографии 72 0 0 1 зачет
Геоинформационные
9 системы в исторических исследованиях 72 0 0 1 зачет
Итого в
магистратуре: 648 2 0 5 4320
Источник: составлено по данным учебных планов бакалавриата и магистратуры
по истории в ИМОМИ ННГУ за 2023-2024 гг.
В настоящее время учебный план бакалавров включает две дисциплины, входящие в обязательную часть - «Информационные технологии в гуманитарных науках» и «Интернет-ресурсы в исторической науке и образовании», всего 180 часов или 2% от общей трудоемкости программы. Первая из них преподается на первом курсе в весеннем семестре, вторая - на втором курсе в осеннем семестре. В рамках информационных технологий, как и десять лет назад изучаются основы редактирования курсовой работы в MS Word, мультимедийные презентации в MS PowerPoint, а также простейшие способы обработки данных исторических источников в MS Excel на примере первичного анализа динамики временных рядов. Сейчас уже нет необходимости учить функционалу офисных программ - базовые знания приобретаются в школе и, следовательно, есть возможность сосредоточиться на оформительской части научно-исследовательских работ, подготовке презентаций студентов и показе возможностей редактора электронных таблиц.
Одна из последних тем, введенных в преподавание по этому курсу, инициировалась эпидемиологической ситуацией 2020 года, когда резко возросла электронная переписка преподавателей и студентов и необходимо было обучить последних навыкам цифрового этикета во взаимодействии с научным руководителем через электронные сервисы университета, почту и мессенджеры.
Основная сложность развития предмета заключается, на мой взгляд, в двух факторах -недостаточности рабочих мест в компьютерном классе (на сегодняшний день 9 компьютеров на группу студентов из 25-29 человек, до 2023-2024 года было 6 машин), и
- самое главное - в излишне широкой ориентации дисциплины, которая не позволяет углубленно изучать технологии работы в статистических пакетах, геоинформационных системах, редакторах графики и пр. Существующий уровень дифференциации компьютерных программ таков, что он настоятельно требует и дифференцированного подхода в обучении в виде отдельных курсов уже на уровне бакалавриата, не дожидаясь магистратуры.
Промежуточная аттестация по курсу представляет собой устный ответ на несколько вопросов по темам, освоенным в течение семестра, в формате блиц.
Курс по интернет-ресурсам в исторической науке и образовании появился в учебном плане в 2016 году, заменив собой «Математические методы в исторических исследованиях», которые были перемещены сначала в ВЧ, а в 2018 году и вовсе исчезли из учебного плана подготовки историков в ИМОМИ ННГУ. Курс построен на знакомстве с основными понятиями и устройством сети Интернет и Всемирной паутины (WWW). Главный его пафос заключается в развитии навыков критического мышления относительно контента по истории, который доступен в Сети и умении анализировать сайты, выделяя среди них научные, научно-популярные и популярные.
Круг тем, обсуждаемых со студентами, был довольно устойчив в течении длительного времени, однако, в этом учебном году (зима 2023 г.) впервые была введена тема о сервисах текстовых генеративных моделей и - шире - об искусственном интеллекте как помощнике историка.
С течением времени отмечается тенденция к сужению представлений студентов об институциональных ресурсах исторической науки - официальных сайтах исторических факультетов (гуманитарных институтов, школ в рамках которых присутствует история), исследовательских институтов в области истории РАН. Всю институциональную информацию и соответственно представление об электронных ресурсах тех подразделений, где обучаются студенты, они предпочитают получать со страниц последних в социальных сетях. Также хочется сказать о полном незнании целого сегмента некоммерческих общественных научных и культурно-просветительских организаций в области истории и их сайтах, которые являются явно недооцененными ресурсами в историческом образовании, т. к. представляют собой мощный канал горизонтальной научной коммуникации и богатую питательную почву для скорого профессионального роста студентов.
Промежуточная аттестация по интернет-ресурсам проводится в форме устного ответа по билетам на один из вопросов курса.
***
Перечень дисциплин информационно-математического цикла в магистратуре по истории (направление 46.04.01 «История», профиль подготовки «Всеобщая и отечественная история») в настоящее время включает семь предметов (Таблица 1), что составляет 15% временных затрат на обучение. Аннотации рабочих программ шести дисциплин, а также
сами рабочие программы можно найти по ссылке J81, где предварительно в открывшейся таблице необходимо обнаружить код специальности 46.04.01 с помощью комбинации клавиш CTRL+F.
Курс по информационным технологиям, читаемый автором статьи, представляет собой теоретико-историографическое описание современных направлений исследований в истории и отчасти археологии, в которых применяются компьютерные методы. Общий
план изучения каждой темы включает знакомство с технологией, историей ее становления, программным обеспечением, с помощью которого она реализуется, далее описываются достоинства и недостатки технологии. На практических занятиях рассматриваются соответствующие публикации последних лет, в основном из журнала «Историческая информатика», а также наиболее яркие и показательные проекты, доступные в Сети.
Тематический план курса включает знакомство со следующими технологиями: базы данных, геоинформационные системы, сетевой анализ, контент-анализ, виртуальные реконструкции. Также обсуждается тема институционализации цифровых технологий в истории в рамках исторической информатики и цифровые гуманитарные науки или цифровая гуманитаристика (digital humanities), обсуждается место и роль исторического источника в современной цифровой среде, затрагиваются вопросы цифровая трансформация исторического образования в вузе.
Основная проблема преподавания данного курса заключается в том, что он носит обзорный характер. Знания о компьютерных методах остаются теоретическими и, как следствие, нереализованными в исследованиях студентов - они приходят к своим научным руководителям и пишут работы, основываясь на традиционных подходах, не пытаясь увеличить информационную отдачу источниковой базы исследования. Научные руководители, в свою очередь, не готовы предложить магистрантам попробовать компьютерные методы, т.к. не владеют ими или не знают о них. Возможно, что сами магистранты тоже не озадачивают руководителей такой постановкой вопроса, проявляя пассивность и ведомость. Специального исследования на эту тему автором не проводила и окончательно утверждать что-либо довольно сложно.
Думается, что нельзя выделить какую-то одну ведущую технологию, которая бы привлекала преимущественное внимание студентов, кажется, что виртуальные реконструкции воспринимаются легче за счет большей наглядности результата, как и геоинформационные системы заинтересовывают больше, потому что есть понимание связи между событием и местом в истории и возможностью отражения их на электронной ка рте.
Промежуточная аттестация проводится в форме устного собеседования по билетам, сформированным из тем, изученных в ходе семестра. Навыки владения конкретной технологией не оцениваются в силу обзорного характера курса.
Последние три года, начиная с 2021 года, на практических занятиях студенты под руководством преподавателя готовят веб-карты на базе Google Maps и Google Earth, погружаясь в проблематику геоинформационных систем и учась работать в распределенной команде единомышленников с помощью облачных веб-сервисов. Онлайновый характер магистратуры позволяет такой формат. Примеры подготовленных
проектов доступны по ссылкам ^ и -ЦШ, первый продолжается уже два года. Введение проектной деятельности можно оценивать как наиболее существенное обновление тематики за все время преподавания этой дисциплины с 2014 года.
Развитие цифровых компетенций историков в рамках бакалавриата и магистратуры осуществляется преподавателями кафедры ИТГИ ИМОМИ ННГУ. Она был организована в 2007 году и с этого времени ею заведует доктор исторических наук, профессор Алексей Андреевич Миронос. Изначально она называлась кафедрой методологии истории и исторической информатики, с 2014 года, в связи с реструктуризацией исторического
факультета, кафедра была переименована и носит свое нынешнее название уже в составе Института международных отношений и мировой истории. Первоначально на кафедре работало 5 человек, в том числе два кандидата и два доктора исторических наук. К 2024 г. штат кафедры расширился до 7 человек, из них два внештатных сотрудника (совместители) - доцент, кандидат физико-математических наук, и преподаватель- специалист в области компьютерных технологий.
Истинным богатством кафедры наряду с преподавательским составом является студенчество, специализирующееся на ней. С 2007 по 2023 год было выпущено 86 специалистов, бакалавров и магистров истории дневной формы обучения, сведения о компьютерных методах в выпускных квалификационных работах (ВКР) которых собраны в таблице 2.
Таблица 2. Количество выпускников кафедры ИТГИ ИМОМИ ННГУ с 2007 по 2023 гг. с распределением их ВКР по применяемым компьютерным методам
исследования
Компьютерные методы Всего Специалисты Бакалавры Магистры
Да, в том числе с помощью: 27 4 15 8
AutoCAD 2 - 1 1
Gephi 2 - 1 1
MS Access 1 - 1 -
MS Excel 18 4 10 4
QGIS 1 - - 1
языка R 2 - 1 1
другое 1 - 1 -
Нет 59 17 32 10
Итого 86 21 47 18
Источник: составлено по журналу регистрации курсовых и выпускных работ студентов по кафедре информационных технологий в гуманитарных исследований* ИМОМИ ННГУ с 2007 по 2023 гг.
Согласно таблице, 69% работ было подготовлено без использования каких-либо количественных и компьютерных методов, а среди тех, в которых они были использованы, преобладал подсчет данных с помощью MS Excel. С течением времени число защищенных ВКР с использованием информационных технологий менялось нелинейно (см. Рис. 2). Фильтрация графика по двум точкам выявила пики 2009, 2019 и 2022 гг. Они могут быть объяснены банально большим количеством выпускников в эти годы, и, следовательно, большим количеством студентов, которые изначально проявили интерес к использованию компьютерных методов ранее в своих курсовых работах.
Рис. 2. Динамика ВКР выпускников кафедры информационных технологий в гуманитарных исследованиях, выполненных с применением количественных и компьютерных методов, 2009-2023 гг.
Для обеспечения учебного процесса преподавателями кафедры в 2010-2023 гг. было подготовлено 5 учебно-методических пособий. На сегодняшний день из двух дисциплин бакалавриата обеспечена пособиями только одна, в магистратуре - ни одной. На внутриуниверситетской платформе e-learning.unn.ru имеются, однако, электронные курсы по всем дисциплинам информационно-математического цикла и бакалавриата и магистратуры.
В 2017-2019 гг. кафедрой единожды была реализована собственная программа в магистратуре по истории под названием «Информационные технологии в исторических исследованиях» (очно). С 2023 года началась реализация новой программы «Цифровые архивы в государственном и муниципальном управлении и социокультурной сфере» по направлению 46.04.02 «Документоведение и архивоведение» в смешанном (очно-дистанционном) формате.
Кафедра располагает следующей информационной инфраструктурой: интернет-страница на сайте ИМОМИ (http://www.imomi.unn.ru/about/struktura/kafedryi/283-kafedra-informacionnyh-tehnologij) и группа в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/inftech_unn). Страница «ВКонтакте» ведется с 2016 г. редакцией, в
которую входят преподаватели и студенты кафедры.
***
Представленный анализ программ и курсов бакалавриата и магистратуры за последние сорок лет показал, что математические методы и цифровые (компьютерные, информационные) технологии не являются ведущими в подготовке историков в ИМОМИ ННГУ. Профессия историка в том виде, в котором ей учат в нашем вузе - это профессия, построенная прежде всего на умении изучать и анализировать источник, добывая новые
знания о прошлом традиционными методами. Однако быстрое развитие в обществе цифровой среды сильно повлиял на формирование тех информационных компетенций студентов-историков, которые отвечают за критическое восприятие оцифрованных исторических источников и публикацию/(со)хранение их в различных форматах и на различных площадках в сети Интернет.
Автор выражает благодарность коллегами С.В. Григорьевой, М.В. Медоварову, А.А. Мироносу, Ю.В. Соколову, А.П. Шмелеву, а также Е.Э. Баскаковой (Фундаментальная библиотека Университета Лобачевского) за предоставленную информацию о преподавании информационных и математических дисциплин студентам-историкам. Отдельная благодарность С.В.Субботину за ценные факты о становлении преподавания количественных методов на истфаке ННГУ.
Библиография
1. Информационный бюллетень Ассоциации «Истории и компьютер» с 1990 по 2023 гг. // Ассоциация «История и компьютер»: официальный сайт. URL: https://aik-hisc.ru/library/series/ (дата обращения 28.03.2024).
2. Количественные методы в исторических исследованиях: [учеб. пособие для вузов по специальности "История"] / Под ред. И. Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1984. 384 с.
3. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1986. 187 с.
4. Бородкин Л. И. "Эффективность в науке - это прежде всего фундаментальность": квантитативная история через призму личного архива академика И.Д. Ковальченко. DOI: 10.7256/2585-7797.2023.4.69232; EDN: UZJDCU // Историческая информатика. 2023. № 4. С. 52-67. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 69232. Дата публикации: 08.12.2023.
5. Повышение конкурентоспособности ННГУ им. Н.И. Лобачевского среди ведущих мировых научно-образовательных центров // Университет Лобачевского : официальный сайт. URL: http://www.unn.ru/site/about/ofitsialnye-svedeniya-i-dokumenty/programmy-razvitiya/2015-12-04-15-23-23 (дата обращения: 11.03.2024).
6. Университет Лобачевского - Национальный исследовательский университет // Университет Лобачевского : официальный сайт. URL:
http://www.unn.ru/site/about/ofitsialnye-svedeniya-i-dokumenty/programmy-razvitiya/2015-12-04-15-23-22 (дата обращения 11.03.2024).
7. Стратегия развития национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Университета Лобачевского) до 2030 года // Университет Лобачевского: официальный сайт. URL: http://www.unn.ru/sveden/files/docs/local-norm-akts/2021/383-0D_01.07.2021.pdf (дата обращения: 11.03.2024).
8. Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Университет Лобачевского: официальный сайт. URL: http://www.unn.ru/sveden/education/edu-op.php (дата обращения: 13.03.2024).
9. Веб-карта "Когда Первомай был Выставкой. Павильоны Всероссийской
промышленной и художественной выставки 1896 года.": сайт / Коллектив авторов.
2022-2023. URL: https://www.google.eom/maps/d/edit?
mid = 1fxojNaNNlHq5m17UgAt9jn-UaxPZR8I&.usp = sharing (дата обращения
13.03.2024).
10. Веб-карта "Невидимая ярмарка. Прошлое среди нас": сайт / Коллектив авторов.
2021. URL: https://earth.google.eom/earth/d/1ZmfPEbWiVgzFBUXeF_Lw9ZrCDzM46IHv? usp = sharing (дата обращения: 12.03.2024).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Сегодня все чаще говорят о распространении в науке междисциплинарности, например, о расцвете той же биоэтики. Тем не менее в широких массах есть некое предубеждение против возможного сотрудничества информатики, математики и исторической науки, а ведь именно возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют решить проблему "белых пятен" прошлого. В этой связи вызывает важность изучение вопросов преподавания информационных технологий и математических методов на исторических факультетах России.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является региональный опыт преподавания дисциплин информационно-математического цикла студентам-историкам. Автор ставит своими задачами показать математические дисциплины на исторической факультете Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, а также определить различные сложности у студентов-историков при освоении математических дисциплин.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится осуществить ретроспективный анализ преподавания дисциплин информационно-математического цикла на историческом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского с 1980-х по 2020-е гг.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность: всего список литературы включает в себя 10 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена "приложения к дипломам о высшем образовании за разные годы выпуска, начиная с 1983 по 2020 гг., профессиональные образовательные стандарты (ГОС и ФГОС первого, второго и третьего поколения с 1995 по 2020 гг.) по истории, учебные планы бакалавриата и магистратуры по направлению «История» с 2013 по 2023 гг., рабочие программы дисциплин (РПД) математического цикла бакалавриата за 2015 и 2017 г., журнал регистрации курсовых и выпускных работ студентов по кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях (ИТГИ) с 2007 г. до настоящего времени, а также положения о программах развития ННГУ (Программа НИУ, Проект 5-100, Приоритет 2030)", а также воспоминаниями. Из привлекаемых исследований укажем на труды Л.И. Бородкина, в центре внимания которого находятся различные аспекты изучения использования математических методов в исторических исследованиях. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветильской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим
материалам по её теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствало решению стоящих перед автором задач. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как вопросами преподавания информационных технологий и математических методов на исторических факультетах России, в целом, так и ретпроспективным анализом этой проблемы, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что преподавание дисциплины «Количественные методы в исторических исследованиях» началось в 1985 г. Автор обращает внимание на то, что "быстрое развитие в обществе цифровой среды сильно на формирование тех информационных компетенций студентов-историков, которые отвечают за критическое восприятие оцифрованных исторических источников и публикацию/(со)хранение их в различных форматах и на различных площадках в сети Интернет ". Особый интерес вызывают приводимые автором воспоминания студентов и преподавателей. Главным выводом статьи является то, что
"математические методы и цифровые (компьютерные, информационные) технологии не являются ведущими в подготовке историков в ИМОМИ ННГУ".
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, снабжена 2 таблицами и 2 рисунками, а ее материалы могут быть использованы в рамках стратегий преподавания математических дисциплин студентам гуманитариям, в том числе историкам.
К статье есть отдельные замечания, так в тексте имеются опечатки, например, "быстрое развитие в обществе цифровой среды сильно повлиял"и т.д.
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале "Историческая информатика".