Научная статья на тему 'Преодоление социальной травмы репрессий 1937-1938 гг. : характеристика исследования и реконструкция на основе источников архивно-следственного дела (на примере А. К. Гампера)'

Преодоление социальной травмы репрессий 1937-1938 гг. : характеристика исследования и реконструкция на основе источников архивно-следственного дела (на примере А. К. Гампера) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАВМА / КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / "НЕМЕЦКАЯ" ОПЕРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / БОЛЬШОЙ ТЕРРОР / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СТАЛИНИЗМ / SOCIAL TRAUMA / CULTURAL TRAUMA / IDENTITY / IDENTIFICATION / "GERMAN" CAMPAIGN / NATIONAL CAMPAIGNS / POLITICAL REPRESSIONS / GREAT TERROR / HISTORICAL MEMORY / STALINISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колдушко Анна Анатольевна

Статья посвящена проблемам преодоления социальной (культурной) травмы в период массовых политических репрессий 1937-1938 гг. Проводится анализ преимуществ и недостатков исторических источников, при этом особое внимание уделяется документам архивно-следственных дел. Автор приводит программу исследования, выделяя его главные этапы. На основе писем в государственные органы, сосредоточенных в архивно-следственном деле А. К. Гампера, реконструируется индивидуальная траектория преодоления социальной травмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING SOCIAL TRAUMA OF REPRESSIONS OF 1937-1938: RESEARCH DESCRIPTION AND RECONSTRUCTION ON THE BASIS OF THE ARCHIVAL-INVESTIGATORY CASE (BY THE EXAMPLE OF A. K. GAMPER)

The article focuses on the problem of overcoming social (cultural) trauma that was acquired in the period of mass political repressions of 1937-1938. The author analyzes the advantages and shortcomings of historical sources paying special attention to the documents of archival-investigatory cases. The researcher provides the schedule of her research identifying its main stages. On the basis of letters to state bodies accumulated in A. K. Gamper’s archival-investigatory case the paper reconstructs an individual trajectory to overcome social trauma.

Текст научной работы на тему «Преодоление социальной травмы репрессий 1937-1938 гг. : характеристика исследования и реконструкция на основе источников архивно-следственного дела (на примере А. К. Гампера)»

Колдушко Анна Анатольевна

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАВМЫ РЕПРЕССИЙ 1937-1938 ГГ.: ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ НА ОСНОВЕ ИСТОЧНИКОВ АРХИВНО-СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ А. К. ГАМПЕРА)

Статья посвящена проблемам преодоления социальной (культурной) травмы в период массовых политических репрессий 1937-1938 гг. Проводится анализ преимуществ и недостатков исторических источников, при этом особое внимание уделяется документам архивно-следственных дел. Автор приводит программу исследования, выделяя его главные этапы. На основе писем в государственные органы, сосредоточенных в архивно-следственном деле А. К. Гампера, реконструируется индивидуальная траектория преодоления социальной травмы.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/10729.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 111-113. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 94(47).084.6

Исторические науки и археология

Статья посвящена проблемам преодоления социальной (культурной) травмы в период массовых политических репрессий 1937-1938 гг. Проводится анализ преимуществ и недостатков исторических источников, при этом особое внимание уделяется документам архивно-следственных дел. Автор приводит программу исследования, выделяя его главные этапы. На основе писем в государственные органы, сосредоточенных в архивно-следственном деле А. К. Гампера, реконструируется индивидуальная траектория преодоления социальной травмы.

Ключевые слова и фразы: социальная травма; культурная травма; идентичность; идентификация; «немецкая» операция; национальные операции; политические репрессии; большой террор; историческая память; сталинизм.

Колдушко Анна Анатольевна, к.и.н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет koldushko@mail. ги

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАВМЫ РЕПРЕССИЙ 1937-1938 ГГ.:

ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ НА ОСНОВЕ ИСТОЧНИКОВ АРХИВНО-СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ А. К. ГАМПЕРА)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 16-21-19002.

Проблемы коллективной памяти, социальной травмы и ее преодоления прочно вошли в научный дискурс. Медицинский термин «травма» применительно к исследованиям в сфере социальных изменений впервые использовали социологи [2; 3; 8; 13; 14; 16]. В настоящее время понятия «социальная травма», «культурная травма» активно используются культурологами и историками [1; 4; 6; 12]. Как отмечает Л. П. Репина, «концептуальная связка "память - идентичность - травма" сегодня является одним из наиболее востребованных инструментов социально-гуманитарного анализа» [10, с. 9]. Отметим, что научные труды, посвященные проблемам исторической памяти, преодолению социальной травмы, в большей степени сосредотачивают внимание на теоретических, концептуальных, методологических конструктах [2; 4; 11; 14]. Каналы формирования исторической памяти, преодоления социальной травмы целых поколений только начинают изучаться, сообразуясь с крупнейшими социальными катастрофами ХХ века (см., например: [4; 5; 12]).

С нашей точки зрения, немалый научный интерес представляют индивидуальные траектории преодоления социальных травм отдельных индивидов, из которых, в свою очередь, формируется травма коллективная.

С помощью каких источников мы можем отследить и интерпретировать состояние культурной травмы и варианты ее преодоления? Прежде всего, это личный пережитый опыт информантов. Второй компонент -информационный массив, описывающий рефлексивные практики (т.н. «проговаривание» травмы, т.е. как этот опыт пережит). В качестве источников здесь могут быть представлены «письма во власть», воспоминания, поздние «передопросы», когда спустя длительное время бывшие арестанты допрашиваются вновь, материалы реабилитации и др. Третий компонент - интервью с детьми, внуками репрессированных, в которых травматические воспоминания носят уже опосредованный характер, интерпретируются последующими поколениями (т.н. "postmemory") (подробнее см., например: [15]).

Безусловно, в контексте поставленных задач наиболее эффективным для использования был бы социологический инструментарий: интервью, опросы и пр. Однако очевидно, что спустя почти 80 лет после большого террора провести интервью с самими репрессированными не представляется возможным. В этой связи для автора является единственно возможным обратиться к анализу исторических источников - к архивно-следственным делам.

Архивно-следственные дела - особый комплекс, сосредотачивающий в себе большой массив разнообразных документов. В основном это строго формальные официальные документы: протокол допросов, ордер на арест, на обыск, обвинительное заключение, приговор и пр. Вместе с тем архивно-следственные дела могут стать уникальным историческим источником для изучения процессов преодоления социальной травмы. Личностная компонента, позволяющая уловить признаки социальной (культурной) травмы, маркеры ее преодоления присутствуют и в предельно формализованных архивно-следственных делах.

Источник, о котором идет речь, - т.н. «письма во власть». «Письма во власть», как отмечает А. Я. Лившин, -«один из наиболее интересных примеров "говорящих", текстово-речевых источников, отражающих культурный опыт предшествующих поколений наравне с типами повседневных политических, социальных и личностных взаимодействий» [7, с. 128]. Как полагаем, ряд таких писем, направленных в органы власти в разное время одним и тем же человеком, позволяет провести анализ преодоления социальной травмы - репрессии.

Итак, предметом нашего исследования является изучение культурной (социальной) травмы и ее преодоления в условиях расколотой идентичности в СССР на примере политических репрессий 1937-1938 гг. Речь идет о разрушении идентичности в условиях перехода от традиционного общества к эпохе модерна.

112

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Идентичность человека в традиционном обществе представляется целостной: все социальные роли и статусы, место его в социальной иерархии являются истинными, соответствующими «сущности» индивида. К примеру, если человек относит себя к интеллигенции, то он имеет весь «набор» элементов данной идентификации: профессию, должность, жилье, соответствующее статусу, имущество (картины, книги, которые он собирает по собственному вкусу); особые практики, символы, речевые образцы. В условиях же перехода к модерну идентичность разрушается, распадаясь на мелкие осколки - элементы идентичности, которые обычно называют идентификациями. Идентификации условно можно разделить на группы и институты. К группам можно отнести семью, общность, этнос, конфессии и др. Под институтами мы в данном случае подразумеваем профессию, партийность, гражданство (чаще всего, применительно к нашему исследованию - «советскость», образ советского человека).

Один и тот же человек в условиях перехода к современному обществу может обладать несколькими идентификациями: идентифицируя себя с семьей или этносом, он может приобретать институциональные идентификации - быть гражданином, членом партии.

Таким образом, первым этапом исследования должен стать поиск этих обломков идентичности - идентификаций. Второй этап исследования - поиск самой социальной (культурной) травмы, ее сути. Социальная травма заключается собственно в утрате имеющихся идентификаций: потеря социального статуса, семьи, отсутствие возможности отправлять религиозные культы и т.д. Взамен возможно приобретение черт «совет-скости»: усвоение новых символов, речевых образцов, новой реальности в целом.

Третий этап - изучение посттравматических состояний - вариантов «проживания травмы», ее преодоления. Преодоление травмы может быть реализовано в пассивных и активных формах: пассивные: в ее отрицании, бегстве от нее, обращении к паттернам традиционного общества; активные - инновация: быстрое приспособление к новому, усвоение новых образцов поведения в обществе, новых норм и ценностей, символов.

Реконструкция. На основе предложенных этапов рассмотрим казус Антона Карловича Гампера, инженера, преподавателя, в 1950-е гг. заведовавшего кафедрой начертательной геометрии и графики Молотовского горного института.

До января 1938 года А. К. Гампер был вполне успешным, уважаемым, состоявшимся человеком. Родился в 1877 г. в Москве, получил высшее техническое образование по специальности инженер. В 1911 г. переехал на Урал. До революции работал инженером при уездной земской управе сначала в Осе, потом в Перми. Пережил приход Колчака в Гражданскую войну: отчаянно сражался за сохранение имущества технического училища (бывшего реального училища), спас дорожную лабораторию. Он весьма удачно смог приспособиться к изменениям, произошедшим с приходом Советской власти: стал работать инженером дорожного участка, затем заведовал строительным отделением, а после перешел на преподавательскую работу. Именно он стоял у истоков создания ныне существующего в г. Перми авиационного техникума. Пережил два ареста органами ЧК-ОГПУ в 1920 и 1922 гг. по подозрению в принадлежности к партии эсеров, но вскоре был освобожден1. С 1936 г. до момента ареста в 1938 г. работал в Пермском педагогическом институте, преподавал начертательную геометрию. Как видим, перед нами - вполне успешный, состоявшийся человек.

Разгром семьи: «немецкая операция»

Все рушится в один миг. Дело в том, что А. К. Гампер по национальности немец, и в рамках национальной операции по «немецкой» линии он и вся его семья были арестованы: 18 мая 1937 г. - сын Георгий, работавший инженером по подстанциям Северо-Западного района Уралэнерго [9, д. 10366], в декабре 1937 г. -старший сын Евгений, возглавлявший электроотдел Краснокамской фабрики Гознак [Там же, д. 12166], была арестована и дочь Инга, имевшая на тот момент грудного ребенка [Там же, д. 12116, л. 75]. Далее «взяли» жену - Эмилию Эдуардовну [Там же, д. 2378], а потом арестовали и самого Антона Карловича. Репрессивная машина сработала довольно быстро и жестко: оба сына к январю 1938 г. уже были расстреляны, лишь дочь отпустили. Отцу в тех обстоятельствах, можно сказать, повезло.

Первый допрос Гампера состоялся 28 января 1938 г., он признал себя виновным в том, что являлся руководителем немецкой шпионско-диверсионной террористической организации. В протоколе сообщалось, что Гампер передавал немецкой разведке материалы о пермской авиашколе, количестве курсантов, количестве и марках самолетов и др. [Там же, д. 3036, л. 6]. В архивно-следственном деле имеется и обвинительное заключение по ст. 58 п. 6 и 11 за подписью начальника Пермского ГО НКВД Былкина [Там же, л. 8]. В октябре 1938 г. его допрашивают по автобиографическим данным, о родственниках за границей, по поводу арестов 1920 и 1922 гг., а в ноябре 1938 г. он отказывается от показаний, данных им на первом допросе: «Эти показания я подписал на допросе по требованию следователя, но я их не читал и до сего дня не знал, что там написано» [Там же, л. 14]. 21 ноября 1938 г. выходит постановление о прекращении следственного дела, А. К. Гампер был выпущен из Нижне-Тагильской тюрьмы [Там же, л. 17].

Борьба за имущество

После освобождения у А. К. Гампера не было абсолютно ничего - ни квартиры, ни имущества, не во что было даже переодеться. Первое время вместе с женой Эмилией Эдуардовной, которую тоже освободили, жили у знакомых. Оказавшись на свободе, он немедленно включается в тяжбу за квартиру и утраченное имущество. По поводу их возвращения Гампер пишет жалобы во всевозможные инстанции (НКВД, прокуратуру, в партийные и советские органы), пишет письма на имя Сталина, Калинина, Шверника, в конце концов, обращается в суд с исковым заявлением, доходит вплоть до Верховного Суда СССР.

1 Эти аресты не носили характера социальной травмы, не были отрефлексированы и закреплены в источниках.

Анализ этих писем дает нам основания считать, что главным травмирующим фактором для Гампера стала утрата имущества. До ареста Гампер проживал в трехкомнатной квартире с ванной, как он пишет в июне 1957 г.: «моя старая квартира в три комнаты с ванной (самое главное! - прим. А. К.) была спокойная и теплая)» [Там же, д. 12116, л. 78]. Он хлопочет о возвращении пианино, виолончели, книг, картин, столового серебра, украшений. В данной ситуации очевидна апелляция к приватной автономии городского жителя начала XIX века, т.е. к традиционной идентичности. Это для него важно: он выбирал картины, украшения, книги по своему вкусу, а не следуя нормам массового потребления советского общества. В целом, анализ текстов писем показал, что символика «советскости» им не усвоена. В них он не говорит ни о коллективе, ни о партии. Упоминается единственная апелляция к решениям ХХ съезда КПСС [Там же, л. 77]. Он придает высокое значение публичной идентификации, статусности: просит вернуть ему возможность возвращения в профессию [Там же].

Таким образом, мы видим, что переживание социальной травмы у Гампера реализовано в большей степени посредством стратегии ретритизма (по Р. Мертону) [8], он цепляется за обломки прошлой жизни, стремится укрыться от травмы. Этот процесс происходит на фоне крушения семьи, деградации институтов и маргинализации.

Список литературы

1. Аарелайд-Тарт А. Теория культурной травмы (опыт Эстонии) // Социологические исследования. 2004. № 10. C. 63-72.

2. Айерман Р. Социальная теория и травма // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 1. С. 121-138.

3. Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 5-40.

4. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.

5. Гучинова Э.-Б. Рисовать лагерь: язык травмы в памяти японских военнопленных о СССР. Sapporo, 2016. 220 с.

6. Копосов Н. Память строгого режима. История и политика в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 с.

7. Лившин А. Я. Власть и общественные настроения послереволюционной эпохи (по письмам во власть) // Куда идет Россия? Власть, общество и личность: международный симпозиум (17-18 января 2000 г.) / под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2000. С. 128-134.

8. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (современные буржуазные теории): сб. ст. / под ред. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. C. 299-313.

9. Пермский государственный архив новейшей истории. Ф. 641/1. Оп. 1.

10. Репина Л. П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти: сб. ст. / под ред. чл.-корр. РАН Л. П. Репиной. М., 2012. С. 3-37.

11. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // Цепь времен: проблемы исторического сознания: сб. ст. / отв. ред. Л. П. Репина. М., 2005. С. 38-63.

12. Травма: пункты: сб. ст. / сост. С. Ушакин и Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 903 с.

13. Хлевнюк Д. Бернард Гизен. Триумф и травма // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 112-117.

14. Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6-16.

15. Hirsch M. The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture after the Holocaust. Columbia University Press, 2012. 443 p.

16. Smelser N. J. Psychological Trauma and Cultural Trauma // Alexander J. C., Eyerman R., Giesen B., Smelser N. J., Sztomp-ka P. Cultural Trauma and Collective Identity. Berkeley: University of California Press, 2004. P. 31-59.

OVERCOMING SOCIAL TRAUMA OF REPRESSIONS OF 1937-1938: RESEARCH DESCRIPTION AND RECONSTRUCTION ON THE BASIS OF THE ARCHIVAL-INVESTIGATORY CASE (BY THE EXAMPLE OF A. K GAMPER)

Koldushko Anna Anatol'evna, Ph. D. in History Perm National Research Polytechnic University koldushko@mail. ru

The article focuses on the problem of overcoming social (cultural) trauma that was acquired in the period of mass political repressions of 1937-1938. The author analyzes the advantages and shortcomings of historical sources paying special attention to the documents of archival-investigatory cases. The researcher provides the schedule of her research identifying its main stages. On the basis of letters to state bodies accumulated in A. K. Gamper's archival-investigatory case the paper reconstructs an individual trajectory to overcome social trauma.

Key words and phrases: social trauma; cultural trauma; identity; identification; "German" campaign; national campaigns; political repressions; Great Terror; historical memory; Stalinism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.