/Эк
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
OVERCOMING MENTAL AND EMOTIONAL STRESS PHYSICAL
CULTURE
УДК 796/799 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10258
Дудко Андрей Васильевич
Ассистент кафедры физического воспитания, лечебной физической культуры, восстановительной и спортивной медицины. Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" Dudko Andrey Vasilyevich
Аннотация
В данной статье рассматриваются способы преодоления психоэмоционального напряжения человека. Интенсивные нагрузки, постоянный стресс может оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья. Разрядка негативных эмоций через двигательную активность и приемы самообладания в стрессовой ситуации помогут адоптироваться к негативным факторам. С помощью саморегуляции можно активизировать или замедлить психические процессы на короткое время по отношению к ситуации, а также повысить качество обучения и эффективность выполняемой деятельности. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на когнитивные, так и на мотивационные процессы; повышать эффективность мотивов и установок.
Annotation
This article discusses ways to overcome the psycho-emotional stress of a person. Intense exercise and constant stress can have an adverse effect on your health. Discharge of negative emotions through motor activity and self-control techniques in a stressful situation will help you adapt to negative factors. Using self-regulation, you can activate or slow down mental processes for a short time in relation to the situation, as well as improve the quality of training and the effectiveness of the activities performed. Using various forms of self-regulation, you can influence both cognitive and motivational processes; increase the effectiveness of motives and attitudes.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, психоэмоциональное напряжение
Keywords: physical culture, sports, healthy lifestyle, psycho-emotional stress
Мы часто испытываем тревогу из-за стресса, напряжения на работе, во время учебного процесса. Это сказывается на состоянии нашего здоровья.
При выборе и применении конкретных методик регуляции эмоциональных состояний важно правильно учитывать индивидуальные особенности человека. Аутогенная тренировка - это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов организма человека, нарушенных в результате стресса. Аутогенные тренировки появились в 1932 году, их ввел в использование врач из Германии Иоганн Шульц.
Когда мы предлагаем определенную систему техник саморегуляции, мы должны сказать, что не существует стандартных техник, которые подходят для всех людей и всех случаев. Однако, учитывая существенные свойства, присущие всем эмоциям, мы можем рекомендовать для практического использования определенную систему приемов саморегуляции эмоциональных состояний.
1. Дыхательные упражнения применяются в разных ритмах, с разным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними,
в зависимости от их назначения. Для поощрения, например, используется "полное дыхание" с сильным выдохом. Упражнения с медленным, постепенным вдохом и выдохом успокаивают.
2. Намеренная задержка в выражении лица или изменение выразительных движений. Научившись контролировать тонус лицевых мышц и других выразительных движений тела, человек приобретает в какой-то мере способность контролировать себя, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.
3. Специальные двигательные упражнения. Они используются для регулирования эмоциональных состояний. Размеренные ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые наоборот, возбуждают и заряжают энергией.
4. Специальные виды массажа и самомассажа. Сильное возбуждение центральной нервной системы можно снять успокаивающим массажем, самомассажем: медленным поглаживанием, легким разминанием, спокойным встряхиванием; при депрессии-активным массажем, самомассажем с энергичной работой мышц: быстрым поглаживанием, растиранием, энергичным и глубоким разминанием.
Чтобы восстановить работоспособность, очень важно уметь хорошо расслабиться, устранить ненужное мышечное напряжение и переключить свое внимание на нейтральные темы. Поскольку добровольное расслабление не всегда возможно, успокаивающее дыхание можно использовать в качестве восстановительных методов: выдох в два раза длиннее вдоха.
Не нужно форсировать дыхание, оно должно быть естественным, свободным. Хорошо, если эти упражнения сопровождаются специально подобранной музыкой, которая успокаивает, позволяет отвлечься. Наиболее удобными являются приятные ритмичные мелодии, исполняемые в среднем темпе.
Таким образом, каждый может подобрать для себя тактику контроля над психоэмоциональным напряжением. Но не забывайте, что любая физкультура хорошо помогает при депрессивных состояниях. В XIX веке философ Кьеркегор говорил, что все психологические проблемы решаются 20-минутной энергичной прогулкой.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Физическая культура личности является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т. е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации[1].
Физическая культура - это деятельность человека, направленная на упрочение здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм слаженно и поддерживает безупречное физическое состояние на долгие годы.
Монументы древней культуры, которые археологи находили при раскопках, наскальные зарисовки и гравюры, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, сказания и легенды помогают нам узнавать о культуре древнего человека, в том числе и о физической. Так ученые утверждают, что люди занимались физическими упражнениями еще в глубокой древности. Физические упражнения возникли на основе трудовой и военной деятельности, а физическое развитие - в связи с необходимостью подготовки охотника, бойца. В первобытном обществе роль физической культуры была велика, потребность в физической подготовке диктовалось суровыми условиями жизни. Опираясь на результаты многих материалов, академик Пономарев Н. И. пришел к заключению, что «человек стал
человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека, как главной производительной силы». Как раз в эту фазу становления жизни людей, человек оценил достижения новых знаний, реалистически необходимых движений, особенно силы, выносливости, быстроты.
Физическая культура выражалась у различных племен и народов в разных устоях и нравах. Так, например, у некоторых народов юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные испытания, а девушкам выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни.
В условиях современного мира с появлениями устройств, облегчающих трудовую деятельность, резко сокращается физическая деятельная активность человека. Это приводит к снижению функциональных возможностей людей. Но ведь человеческая жизнь и здоровье, на самом деле, очень связана с физической культурой. Ведь именно она способствует излечению от многих болезней и продлевает жизнь.
Физическая культура, в той или иной степени, оказывает деятельное воздействие на все грани развития личности, и, прежде всего, на нравственное развитие. Упрочнение здоровья, усовершенствование своих потенциальных возможностей, необходимость в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг каждого человека.
В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора[2].
Литература
1. Г. В. Руденко, С. В. Бахвалова Роль физической культуры в поддержании и восстановлении работоспособности горных инженеров // Записки Горного института. 2006. №1.
2. Дубровский В.И. «Гигиена физического воспитания и спорта» изд. «Владос» 2003г.
3. Bitskaya, M. (2018). Ecologically adaptive receptions control the number of pests in the ecosystems of transformed at the forest reclamation. World Ecology Journal, 8(2), 1-10. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2018.2.2.001
4. Gribust, I. (2018). Regulation of the state of plantings in the anthropogenically transformed territories: the principle of dendrological diversity. World Ecology Journal, 8(2), 11-21. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2018.2.2.002
Literature
1. G.V. Rudenko, S.V. Bakhvalova The role of physical culture in maintaining and restoring the working capacity of mining engineers // Notes of the Mining Institute. 2006. No1.
2. Dubrovsky V.I. "Hygiene of physical education and sport" ed. Vlados
2003
3. Bitskaya, M. (2018). Ecologically adaptive receptions control the number of pests in the ecosystems of transformed at the forest reclamation. World Ecology Journal, 8(2), 1-10. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2018.2.2.001
4. Gribust, I. (2018). Regulation of the state of plantings in the anthropogenically transformed territories: the principle of dendrological diversity. World Ecology Journal, 8(2),