Научная статья на тему 'Преодоление профессиональных заболеваний геодезистов педагогическими средствами'

Преодоление профессиональных заболеваний геодезистов педагогическими средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОДЕЗИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / SURVEYOR / PROFESSIONAL DEFORMATION / PROFESSIONAL DISEASE / PHYSICAL EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкудинов Евгений Маратович

Рассмотрена специфика профессиональной деятельности геодезиста, характерные для этой профессии медицинские противопоказания и профессиональные заболевания. Предложены пути преодоления профессиональных деформаций геодезистов, связанных с ухудшением их здоровья, педагогическими средствами (занятиями физической культурой и дополнительным профессиональным образованием).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анкудинов Евгений Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING PROFESSIONAL DISEASES OF SURVEYORS BY PEDAGOGICAL MEANS

The specific character of surveyor’s professional activity, typical for this kind of job contra-indications and professional diseases are reviewed. The ways of overcoming surveyors’ professional deformations which are connected with deterioration of their health by pedagogical means (physical education lessons and additional professional education) are offered.

Текст научной работы на тему «Преодоление профессиональных заболеваний геодезистов педагогическими средствами»

УДК 528:61+377.5 ББК Ч448.974.8

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЕОДЕЗИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

Е.М. Анкудинов

ООО «Эфекс системс», ООО «Инженерный центр» (г. Челябинск)

OVERCOMING PROFESSIONAL DISEASES OF SURVEYORS BY PEDAGOGICAL MEANS

E. Ankudinov Efecs Systems Ltd., Engineering Center Ltd. (the city of Chelyabinsk)

Рассмотрена специфика профессиональной деятельности геодезиста, характерные для этой профессии медицинские противопоказания и профессиональные заболевания. Предложены пути преодоления профессиональных деформаций геодезистов, связанных с ухудшением их здоровья, педагогическими средствами (занятиями физической культурой и дополнительным профессиональным образованием).

Ключевые слова: геодезист, профессиональная деформация, профессиональное заболевание, физическая культура, дополнительное профессиональное образование, педагогические средства.

The specific character of surveyor’s professional activity, typical for this kind of job contra-indications and professional diseases are reviewed. The ways of overcoming surveyors’ professional deformations which are connected with deterioration of their health by pedagogical means (physical education lessons and additional professional education) are offered.

Keywords: surveyor, professional deformation, professional disease, physical education, additional professional education, pedagogical means.

Геодезия - это наука о Земле, ее измерении, в разных, важных для человечества целях. Различают высшую геодезию, топографию и гидрографию, фотограмметрию, гидрографию, картографию, маркшейдерию, инженерную геодезию, космическую геодезию.

Мы будем исследовать профессиональную деятельность инженеров геодезии, которые в области строительства занимаются различными измерениями земли, зданий и сооружений. В их число входят представители практически всех разделов геодезии, кроме высшей или космической (астрономической) геодезии. Инженеры-геодезисты на практике решают следующие профессиональные задачи: проведение инструментальной съемки, расчетов; обновление карт, планов местности в процессе изменения геодезической обстановки; ведение геодезического контроля промышленных, жилых, гидротехнических и других сооружений в процессе строительства и эксплуатации.

Профессия геодезиста требует высоких интеллектуальных затрат, а также владения общекультурными компетенциями (аналитические способности, склонность к исследованиям, высокий уровень организованности); личностных качеств (обязательность, дисциплинированность, аккуратность); сформиро-ванности психических функций (внимание, разные виды восприятия, глазомер, ассоциативность мышления, координация, эмоциональная устойчивость) [5].

Исходя из требований к геодезисту, можно назвать и ограничения по здоровью. Для геодезиста не допустимы: заболевания сердца и сосудистой системы; нервно-психические расстройства; различные виды алкогольной и наркотической зависимости; расстройства органов восприятия; некорректируемое снижение остроты зрения; боязнь высоты; заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей; выраженные физические (ана-

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 17

161

Краткие сообщения

томические) недостатки. Несмотря на ограничения, геодезисты могут страдать вышеназванными заболеваниями в слабовыраженной форме. В этом случае речь идет о том, что они приобретают заболевания, которые изначально не совместимы с профессией геодезиста. Но эти болезни являются следствиями склонности человека к ним или развитием уже имевшихся заболеваний и не связаны с профессиональной деформацией.

Другие заболевания могут возникнуть вследствие специфики профессиональной деятельности геодезиста. Это заболевания, возникающие в результате профессиональных деформаций или им сопутствующие. К специфике профессиональной деятельности геодезистов можно отнести: длительные командировки, практически постоянное пребывание на улице (в том числе при высоких и низких температурах воздуха), продолжительность рабочего дня не всегда соответствует рабочему графику.

Выбираемые педагогические средства направлены на сохранение здоровья. Их функции следующие:

- развивающие - развитие психических функций средствами физической культуры и в процессе дополнительного профессионального образования;

- общеукрепляющие - укрепление физического и психического здоровья посредством физической культуры в системе дополнительного образования, в деятельности в процессе производства, в досуговой и иных сферах;

- обучающие - педагогическое содействие усвоению геодезистом социального опыта о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья;

- корректирующие ценности (воспитательные) - создание положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, все педагогические средства разделяются на две компоненты. Первая -непосредственная коррекция отклонений от здоровья средствами физической культуры; вторая - воздействие на сознание специалиста (геодезиста) средствами образования для того, чтобы он мог самостоятельно управлять сохранением и укреплением своего здоровья.

Возникает вопрос, в каких формах они могут реализовываться. Известно, что все

педагогические воздействия на специалиста осуществляются через систему дополнительного профессионального образования [1-4, 6, 7]. В этих рамках может происходить образование (воспитание и коррекция ценностных ориентаций личности). Средства физической культуры часто не связаны с профессиональным образованием. Можно говорить о том, что для занятий физической культурой приемлемы как специальные корректирующие физические управления, направленные на борьбу с профессиональными заболеваниями, так и общеукрепляющие здоровье средства. Они относятся к разным организационным формам дополнительного образования взрослых. Мы считаем, что для комплексной борьбы с профессиональными заболеваниями нельзя ограничиваться только одной формой дополнительного образования, следует сочетать профессиональное дополнительное образование и дополнительное образование взрослых.

Литература

1. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта / Н. О. Вербицкая // Педагогика. - 2002. -№ 6. - С. 14-19.

2. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие /Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: УГППУ, 1999. -245 с.

3. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека: моногр. /И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Урал. акад., 2011. -180 с.

4. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -320 с.

5. Куштин, И. Ф. Инженерная геодезия / И.Ф. Куштин, В.И. Куштин. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2002. - 416 с.

6. Образование взрослых: опыт и проблемы / под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 2002. -165 с.

7. Сериков, С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения / С.Г. Сериков. -Челябинск: УралГАФК, 1998. - 79 с.

Поступила в редакцию 27 апреля 2012 г.

162

Вестник ЮУрГУ, № 26, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.