Научная статья на тему 'Преодоление институциональных ограничений при реализации инновационного потенциала высокотехнологичных фирм'

Преодоление институциональных ограничений при реализации инновационного потенциала высокотехнологичных фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурков Игорь Борисович

Наметившееся оживление в российской промышленности не может перейти в траекторию устойчивого экономического роста без качественного ускорения инновационных процессов. Инновационные фирмы, т. е. организации, активно реализующие производственные, маркетинговые и организационные инновации, присутствуют во всех отраслях отечественной промышленности. В то же время существует ряд «инновационных фирм по определению» — научно-исследовательских институтов с сильной опытно-конструкторской и эскпериментально-производственной базой. Данные учреждения и организации, созданные в основном в 1940—1970-е гг., были нацелены на разработку и скорейшее внедрение инноваций в различных отраслях народного хозяйства. Начиная с 1991 г., в общих условиях экономического спада и замедления инновационных процессов большинство из подобных научно-производственных центров испытали серьезнейшие трудности в своем функционировании, часть из них пришла в полный упадок и растеряла свой инновационный потенциал. В то же время ряд научно-производственных центров сохранил свой инновационный потенциал, который может быть развит и активно использован при определенных изменениях в схемах и методах функционирования и финансирования. Освещению опыта работы одного из подобных научно-производственных центров и изложению предложений и рекомендаций по изменению условий его функционирования и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление институциональных ограничений при реализации инновационного потенциала высокотехнологичных фирм»

Мир России. 2001. № 2

Преодоление институциональных ограничений при реализации инновационного потенциала высокотехнологичных фирм*

И.Б. ГУРКОВ

Наметившееся оживление в российской промышленности не может перейти в траекторию устойчивого экономического роста без качественного ускорения инновационных процессов. Инновационные фирмы, т. е. организации, активно реализующие производственные, маркетинговые и организационные инновации, присутствуют во всех отраслях отечественной промышленности. В то же время существует ряд «инновационных фирм по определению» — научно-исследовательских институтов с сильной опытно-конструкторской и эскпериментально-про-изводственной базой. Данные учреждения и организации, созданные в основном в 1940—1970-е гг., были нацелены на разработку и скорейшее внедрение инноваций в различных отраслях народного хозяйства. Начиная с 1991 г, в общих условиях экономического спада и замедления инновационных процессов большинство из подобных научно-производственных центров испытали серьезнейшие трудности в своем функционировании, часть из них пришла в полный упадок и растеряла свой инновационный потенциал. В то же время ряд научно-производственных центров сохранил свой инновационный потенциал, который может быть развит и активно использован при определенных изменениях в схемах и методах функционирования и финансирования. Освещению опыта работы одного из подобных научно-производственных центров и изложению предложений и рекомендаций по изменению условий его функционирования и посвящена данная статья.

* Данная статья была подготовлена в 1999 г. по итогам предварительной работы при подготовке широкомасштабного исследования по вопросам инновационного развития предприятий. Сам опрос был проведен в начале 2001 г. и охватил 730 промышленных предприятий. Мы надеемся в ближайшее время познакомить читателей с особо интересными результатами данного опроса. В то же время выводы, сделанные в ходе «качественного» пилотного обследования, по нашему мнению, во многом не потеряли актуальность и почти два года спустя.

Статья перепечатана с согласия автора и редакции из сборника Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России: в 2-х кн. / Под ред. Е.Г. Ясина. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

118

___________________________________________________________ИБГурков

Основные проблемы развития Г осударственного научного центра по антибиотикам

Общая характеристика ГНЦА

Государственный научный центр по антибиотикам (ГНЦА) - уникальный

в России научный центр, который более 50 лет осуществляет полный комплекс исследований по разработке фундаментальных химико-технологических и медико-биологических проблем в области всех известных классов антибиотиков и иных биологически активных веществ, а также работы по созданию и внедрению в производство и в медицинскую и ветеринарную практику разработанных препаратов.

По разработкам ГНЦА было организовано производство более 3 5 антибиотиков различных классов и более 150 лекарственных форм на их основе. Разработки оформлены в виде монографий, защищены более 500 авторскими свидетельствами, российскими и зарубежными патентами.

В настоящее время штат ГНЦА включает 160 научных сотрудников, в том числе 2 членов-корреспондентов РАМН, 12 докторов наук и 50 кандидатов наук.

ГНЦА имеет ряд лицензий на производство отдельных видов антибиотиков и иных препаратов.

За ГНЦА, существующем в настоящее время в виде унитарного предприятия, закреплен в бесплатное пользование земельный участок, а также около 20 тыс. кв. м. производственных и исследовательских площадей.

Текущее экономическое положение ГНЦА

С 1991 г. началось значительное ухудшение положения ГНЦА. До 1992 г. его бюджет строился в пропорции 30 к 70. Около 30 % финансирования поступало из государственного бюджета. Данные средства использовались на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований. Остальное финансирование (около 70 % бюджета) поступало за счет договоров со специализированными заводами, выпускавшими препараты по технологическим регламентам ГНЦА.

После 1992 г. оба источника денежных поступлений почти иссякли. С одной стороны, государственное целевое финансирование сократилось на порядок (на 1999 г. выделенное государственное финансирование составило 1 200 тыс. руб.). С другой стороны, большинство отечественных специализированных предприятий по выпуску лекарственных форм перешло на производство из основы, закупаемой за рубежом, и прекратило отчисления за использование технологических регламентов ГНЦА. В результате сложного финансового положения в 1992-1998 гг. произошел значительный отток наиболее квалифицированных научных сотрудников, их общая численность сократилась с 800 до 160 человек. Характерной особенностью ГНЦА является его организационно-правовая форма - государственное унитарное предприятие, которая во многом определяет степень его рентабельности и финансовых возможностей.

1. Имущество находится на балансе предприятия на праве хозяйственного ведения и не может быть использовано на другие цели без разрешения собственника. Таким образом, эффективность деятельности предприятия не зависит от

119

Преодоление институциональных ограничений___________________________

возможности переориентации основных средств на другие цели, кроме указанных в его уставе.

2. Виды деятельности предприятия достаточно жестко закреплены как его уставом, так и имеющимися лицензиями. Для улучшения своего финансового состояния у предприятия существует весьма ограниченный набор возможностей. В настоящее время основными источниками дохода являются выпуск лекарственных препаратов и сдача части площадей в аренду по сравнительно небольшим арендным ставкам.

3. Уставом предприятия не предусмотрена возможность создавать хозяйственные общества или участвовать в них, что также снижает как финансовые, так и инвестиционные возможности предприятия. Ряд высокорентабельных проектов, которые не могут быть реализованы предприятием самостоятельно в связи с их высокой капиталоемкостью, также не могут быть осуществлены и совместно с другими инвесторами.

4. Основным направлением деятельности предприятия являются научные разработки в области создания и апробации новых видов антибиотиков. Данная деятельность высокозатратна и долгосрочна. Текущие затраты на нее могут быть покрыты лишь в отдаленном периоде при достаточно высоком объеме реализации лекарственных средств. Поэтому в настоящее время при отсутствии программы по производству лекарственных средств, основную деятельность ГНЦА можно рассматривать как планово-убыточную.

Тем не менее, на 1 апреля 1999 г. финансовое положение предприятия можно было признать достаточно удовлетворительным, несмотря на текущие убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности. В настоящий момент предприятие поддерживало свою ликвидность в основном за счет наличия денежных средств при сокращении объема затрат в незавершенном производстве. Сравнение значений запасов сырья, материалов и других аналогичных ценностей со значениями затрат в незавершенном производстве позволяет предположить, что основные затраты - это затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при завершении которых предприятие должно получить реальные денежные средства. Относительно небольшой объем материальных запасов (а они малы по сравнению не только с незавершенным производством, но и с показателем себестоимости) говорит о том, что производство лекарственных препаратов для последующей реализации невелико.

Перспективы развития ГНЦА

Несмотря на сложное текущее экономическое положение, ГНЦА имеет значительные перспективы развития, учитывая существующий высокий спрос на ряд лекарственных форм и препаратов. Основная идея его руководства состоит в «раскрутке» производства готовых лекарственных форм и постепенной реанимации научной базы за счет получаемой от производства прибыли.

Руководством предприятия был разработан бизнес-план производства готовых лекарственных форм на производственных площадях ГНЦА. Данный проект включает на первом этапе ввод в эксплуатацию линии по разливу и запайке ампул и флаконов, на втором этапе - выпуск лекарственных средств в таблетках и капсулах.

Согласно бизнес-плану, на первом этапе при осуществлении инвестиций в объеме 645 тыс. долл. возможно наладить производство восьми видов препара-

120

______________________________________________________________ИБТур ков

тов в общем объеме 5 606 тыс. долл. в год при рентабельности производства 142,7%. После возврата вложенных в проект средств (предположительно 0,6 года после начала производства) предусматривается направлять основную часть полученной чистой прибыли (в общем объеме 2 142,8 тыс. долл. в год) на возрождение научной базы ГНЦА.

Реализация бизнес-плана позволит в течение 3-4 лет:

1. провести обновление лабораторной базы, включая приборное оснащение основных научных подразделений;

2. обеспечить трудоустройство по крайней мере 300-400 выпускников ведущих профильных вузов (МХТУ, МИТХТ, МГУ) и таким образом частично решить как проблему трудоустройства дипломированных специалистов, так и проблему «утечки мозгов»;

3. развернуть работы по разработке антибиотиков новых поколений на основе геномики.

Основной проблемой в реализации данных проектов является вопрос формы и методов привлечения сторонних частных инвесторов в государственное предприятие. Статус ГНЦА как унитарного предприятия приводит к отсутствию отработанных схем инвестирования и нежеланию инвесторов вкладывать деньги в проекты, в которых они не могут получить достаточные гарантии контроля и управления.

Предложения по реализации программ развития ГНЦА и изменению схем функционирования подобных научно-производственных комплексов

Возможная приватизация ГНЦА и ее последствия

Наиболее простой схемой, активно лоббируемой в настоящее время Минимуществом России, является приватизация ГНЦА наряду с большинством других государственных унитарных предприятий. В то же время, по нашему мнению, приватизация ГНЦА не разрешит, а, наоборот, усугубит существующие проблемы и прибавит новые.

Во-первых, в нынешнем виде ГНЦА испытывает острый недостаток собственных основных и оборотных средств для устойчивого воспроизводства. Таким образом, приватизация, нацеленная на сохранение и развитие ГНЦА, должна включать ряд инвестиционных условий, что малореально.

Во-вторых, приватизация ГНЦА будет означать окончательную потерю накопленной базы патентов, авторских свидетельств и ноу-хау, так как:

• в настоящее время данные виды активов не оформлены должным образом и не нашли своего отражения в балансе ГНЦА (статья баланса «Нематериальные активы» пуста). Ускоренная приватизация будет означать, что ценнейшие научные и технологические ресурсы и ноу-хау будут немедленно выведены из государственной собственности без какой-либо должной компенсации;

• имеется значительный риск того, что накопленная «сумма знаний и технологий» будет просто безвозвратно потеряна. Привлекательность ГНЦА для ак-

121

Преодоление институциональных ограничений___________________________

ционеров будет состоять не в его научном потенциале, а в его имущественном комплексе. В результате будут воспроизведены те же проблемы, что и в других приватизированных НИИ, в которых вместо науки занимаются сдачей площадей в аренду. Учитывая относительно невыгодное расположение здания для офисных арендодержателей, ставки аренды не превысят 100 долл. за кв. м. При ограниченном фонде площадей, пригодных к немедленной сдаче в аренду, полученных средств хватит лишь для пролонгации стагнации научного потенциала ГНЦА.

Третьим необратимым последствием приватизации ГНЦА станет окончательное разрушение его кадрового потенциала. Это произойдет по двум причинам. Прежде всего, приход новых акционеров неминуемо вызовет смену руководства в пользу руководителей - представителей новых владельцев. Нет никаких гарантий, что новый генеральный директор будет представителем науки, обладающим необходимыми знаниями и специфическим опытом для руководства высококвалифицированным научным коллективом. Другая причина полного разрушения кадрового потенциала ГНЦА после приватизации - полное «снятие» серьезных научных задач. Современный российский рынок насыщен апробированными антибиотиками, в то время как цель ГНЦА - разработка новых. Данный вид деятельности характеризуется высокой капиталоемкостью, длительным циклом отдачи и высокими рисками. В сложившихся хозяйственных условиях все это выводит подобные задачи за пределы критериев функционирования коммерческих фирм.

Четвертым последствием приватизации явится потеря возможности получения ГНЦА статуса Федерального центра науки и высоких технологий, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1999 г. № 651, и соответственно исчезновение возможностей получения государственных инвестиций на развитие научной базы производства антибиотиков в России.

Результирующим последствием приватизации ГНЦА станет окончательное и необратимое снижение конкурентоспособности России в области разработки современных антибиотиков со всеми негативными последствиями для национальной безопасности, уровня здравоохранения и медицины.

Ввиду вышесказанного необходимы альтернативные пути, позволяющие сохранить ГНЦА как научный комплекс в государственной собственности и сделать возможным для него ведение вспомогательной производственной деятельности, доходы от которой будут направляться на поддержание и расширение научной базы. Основной выход из сложившейся ситуации - не меняя существующего статуса ГНЦА, позволить ему расширить возможности привлечения инвестиционных ресурсов, как отечественных, так и зарубежных.

Следует указать, что данное направление развития полностью согласуется с духом и буквой постановления Правительства Российской Федереции «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» от 30 октября 1997 г. № 1373. В данном постановлении указано, что «целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности».

122

_____________________________________________________________ИБ._Гур ков

Альтернативные механизмы привлечения инвестиционных ресурсов в ГНЦА и аналогичные научно-производственные комплексы

Привлечение инвестиционных ресурсов для развития ГНЦА без изменения его нынешнего статуса государственного унитарного предприятия возможно за счет трех источников:

1. договор простого товарищества (совместной деятельности);

2. создание хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ);

3. участие в финансово-промышленной группе.

Вариант 1 - Договор простого товарищества

Наиболее простым для реализации выступает вариант договора простого товарищества. Согласно ст. 1041 ГК РФ договор простого товарищества предусматривает, что стороны обязуются соединить вклады и совместно действовать без объединения юридического лица для достижения общих целей. При этом прибыль, получаемая от совместной деятельности, распределяется между участниками согласно договору простого товарищества.

Договор о совместной деятельности может создаваться по аналогии с Положением о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 751.

Для реализации данной схемы необходимо:

• закрепить в уставе ГНЦА его право участвовать в совместной деятельности по видам деятельности, указанным в уставе;

• внести изменения в Положение о Государственной регистрационной палате, расширив ее компетенцию на данный тип договоров.

Основным достоинством данной схемы является то, что государство сохраняет контроль за стратегическим развитием ГНЦА и может воздействовать на условия договора простого товарищества путем:

а) определения видов имущества, используемого для совместной деятельности согласно договору о простом товариществе;

б) установления сроков действия подобных договоров;

в) установления нормативов отчислений от прибыли, полученной по договору простого товарищества, направляемых на финансирование научных проектов.

Все это может быть воплощено в типовом договоре простого товарищества для государственных унитарных предприятий, утверждаемого Министерством экономики для предприятий, находящихся в его ведении. Данный договор должен в обязательном порядке быть зарегистрированным в Государственной регистрационной палате.

Недостатками подобной схемы являются следующие.

Для Минэкономразвития России:

• невозможность отслеживания реальных хозяйственных потоков простого товарищества;

• дополнительная нагрузка на специалистов Министерства по контролю за составлением и соблюдением условий договора простого товарищества.

123

Преодоление институциональных ограничений_______________________

Для потенциальных инвесторов:

• недостаточно надежная защита интересов инвесторов при возможном досрочном расторжении договора простого товарищества;

• как следствие, нежелание серьезных инвесторов, особенно иностранных, вступать в данного рода соглашения.

Для ГНЦА:

• излишняя опека со стороны Минэкономразвития за хозяйственной деятельностью;

• отсутствие оперативности принятия решений при появлении серьезных производственных и рыночных возможностей.

Вариант 2 - Создание хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ)

ГНЦА может по существующему законодательству:

• без разрешения собственника закрепленного имущества создавать хозяйственные общества на правах учредителя с внесением в оплату своего участия собственных денежных средств и собственного движимого имущества (машин и механизмов);

• с разрешения собственника вносить в оплату своего участия движимое имущество, которым он владеет на правах хозяйственного ведения. Единственное важное ограничение на участие в хозяйственных обществах - то, что их деятельность должна соответствовать видам деятельности, указанным в уставе ГНЦА.

ГНЦА может создавать хозяйственные общества с участием только российских резидентов:

• с разрешения МАП России;

• с регистрацией в общем установленном порядке Московской регистрационный палатой.

При создании хозяйственного общества с участием иностранных инвесторов (нерезидентов) дополнительно необходима регистрация в Государственном реестре предприятий с иностранными инвестициями Государственной регистрационной палаты при Минэкономразвития России.

Основные условия для реализации данной схемы:

• наличие собственных денежных средств и собственного движимого имущества;

• получение разрешения собственника;

• внесение соответствующих изменений в устав в части наделения ГНЦА правом участия в хозяйственных обществах.

К основным достоинствам предложенного варианта относятся следующее:

1. значительная привлекательность для внешних инвесторов, так как создается правовая база для установления их контроля за деятельностью хозяйственного товарищества в соответствии с долей и размером внесенных средств;

2. возможность для Минэкономразвития выступать одним из соучредителей (5-10 %) за счет части закрепленного за государством недвижимого имущества, при этом государство сохраняет контроль за деятельностью общества и получает часть прибыли;

124

____________________________________________________________И. Б. Гурков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. созданное общество будет работать в соответствии с рыночными условиями и хозяйственной конъюнктурой, таким образом снимается противоречие между тактическими задачами получения быстрой отдачи от вложенных средств и стратегическими задачами ГНЦА по производству новых знаний и развитию технологий;

4. минимизируются риски для Минэкономразвития и ГНЦА за счет того, что со стороны ГНЦА в уставный капитал вносится право использования патентов и авторских свидетельств (а не сами патенты). Таким образом, при банкротстве созданного общества ГНЦА сохраняет свои права на патенты. Есть и проблемы, которые могут возникнуть при реализации данной схемы.

Так, ГНЦА как хозяйственное общество может оказаться в значительной зависимости от своих соучредителей. Отсутствие в балансе данных о созданных центром нематериальных активах (патенты, авторские свидетельства) не дают ГНЦА возможности выступать на равных с производственными, сбытовыми и финансовыми структурами, которые могут быть соучредителями. Таким образом, его доля в уставном капитале создаваемого общества будет заведомо мала. Для решения данной проблемы предлагается провести:

1. инвентаризацию созданных в ГНЦА за последние 10 лет в рамках служебного задания патентоспособных научных работ;

2. выявление патентов и авторских свидетельств, зарегистрированных за ГНЦА;

3. рыночную оценку стоимости данных патентов и авторских свидетельств с последующим внесением размера оценки в уставной капитал ГНЦА. Методика подобной оценки была разработана совместно Минэкономики России, Миннауки России и Минюстом России в 1999 г. Проведение самих оценок рыночной стоимости патентов и авторских свидетельств на аналогичных унитарных предприятиях должно осуществляться независимым оценщиком (аудитором) в соответствии с общим порядком выполнения государственного заказа на конкурсной основе.

Вариант 3 - Участие ГНЦА в финансово-промышленной группе

Предыдущие варианты привлечения инвестиционных ресурсов представляли компромиссы между тактической целью получения прибыли от производственной деятельности и стратегической целью развития научного потенциала ГНЦА. В то же время имеется возможность органически совместить данные цели в рамках создания финансово-промышленной группы, так как смысл создания ФПГ - реализация комплексных долгосрочных инвестиционных проектов и иных целевых программ.

Подобная финансово-промышленная группа может создаваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ.

Структура финансово-промышленной группы предполагает участие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. При этом государственные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленных групп в порядке и на условиях, «определяемых собственником их имущества» (п. 3, 4 ст. 3 Закона).

Финансово-промышленные группы обязаны учреждать центральную компанию ФПГ (п. 1 ст. 3), при этом центральная компания может быть создана как

125

Преодоление институциональных ограничений_____________________________

в форме коммерческого хозяйственного общества, так и в форме некоммерческой организации - ассоциации или союза (п. 2 ст. 11).

Если учреждение центральной компании в виде хозяйственного общества предусматривает внесение участниками ФПГ имущественных вкладов в уставный капитал, то создание ассоциации или союза подобного не требует.

Возможны два варианта структуры ФПГ в зависимости от формы организации центральной компании. По первому варианту центральная компания ФПГ создается в виде некоммерческой организации - ассоциации. Основными функциями центральной компании по данному варианту становится стратегическое планирование и координация текущей инвестиционной, производственной и сбытовой деятельности участников ФПГ.

Обобщенная структура ФПГ с участием ГНЦА по данному варианту может выглядеть следующим образом:

1. центральная компания ФПГ «Антибиотики» - координация;

2. научный центр - ГНЦА - разработка инноваций;

3. опытное производство ГНЦА в г. Москве - подготовка продукции к массовому выпуску;

3. производственное подразделение ГНЦА в г. Москве, Филиал ГНЦА в г. Пензе, возможные иные фармацевтическое предприятия - серийный выпуск готовых лекарственных форм;

4. банк или иное кредитное учреждение - кредитование и инвестирование в научно-технологические работы и производство;

5. сбытовая организация, созданная в форме хозяйственного товарищества (общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество) совместно ГНЦА, фармацевтическими предприятиями и кредитно-финансовым учреждением и осуществляющая:

а) маркетинг и продажи готовых лекарственных форм;

б) продажи лицензий по производству лекарств, технологических регламентов, ноу-хау и иных результатов научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической деятельности.

Другой вариант создания ФПГ с участием ГНЦА может предусматривать создание центральной компании в форме хозяйственного общества и передачу в ведение данного хозяйственного общества функций маркетинга и продаж готовых лекарственных форм, патентов, ноу-хау и иных результатов деятельности участников ФПГ.

При создании ФПГ согласно абз. 3 п. в ст. 1 Указа Президента России «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996 г. № 443 (с изменениями от 24 августа 1998 г.) предоставляется право государственным унитарным предприятиям - участникам финансово-промышленных групп вносить в качестве вклада в уставный капитал центральных компаний недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям указанное имущество в аренду или отдавать в залог.

Основные преимущества создания ФПГ:

• объединение производителей и науки в единую технологически-производст-венно-сбытовую цепочку;

• возможность получения государственных гарантий для участников ФПГ, например, в форме гарантий по закупке готовых лекарственных форм;

126

___________________________________________________________ИБГурков

• возможность привлечения дополнительных централизованных финансовых ресурсов;

• конвергенция государственной и частной собственности.

Действительно, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О финансово-промышленных группах», мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства России, являются, среди прочих:

1. передача в доверительное управление центральной компании финансовопромышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансов-промышленной группы;

2. предоставление государством гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

3. предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Таким образом, имеется реальная возможность передачи в доверительное управление центральной компании создаваемой ФПГ контрольных (блокирующих) пакетов акций ведущих производителей готовых лекарственных форм и восстановления потерянных связей между разработчиками технологий и производителями.

Кроме того, пункт о предоставлении государственных гарантий снимает ряд существующих ограничений по организации конкурса по размещению государственных заказов и организации государственных закупок. Правительство России может гарантировать создаваемой ФПГ закупку в течении 2-5 лет определенного объема готовых лекарственных форм по оговоренным номенклатуре и уровню цен в рамках существующих социальных программ. Подобные долгосрочные гарантии могут послужить важным стимулом для отечественных и зарубежных кредитных учреждений для открытия кредитных линий не только по закупке оборудования, сырья и лицензий, но и проведению завершающих стадий научных работ (клинические испытания, тестирование, разработка технологических регламентов). При наличии указанных государственных гарантий возможно (по мере развития в России полноценной страховой медицины) привлечение дополнительных средств страховых компаний не только на закупку лекарств, но и на научно-технологическую деятельность ФПГ.

Наконец, пункт Закона о предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы означает возможность использования средств бюджета развития.

Основным недостатком предложенной схемы, учитывая то, что формирование и государственная регистрация ФПГ производятся государством, выступает необходимость значительной лоббистской поддержки данного проекта со стороны Минэкономразвития России, Минздрава России и Миннауки России.

Краткие выводы

1. ГНЦА, как и другие государственные унитарные предприятия, созданные на базе научных центров, находится в весьма сложном положении, хотя и обладает определенной ликвидностью. Предприятие имеет значительные перспективы

127

Преодоление институциональных ограничений...________________________

развития, связанные с организацией производства готовых лекарственных форм и постепенной реанимацией за счет полученной прибыли научно-лабораторной и кадровой базы.

2. Развитию ГНЦА в настоящее время во многом мешает его статус государственного унитарного предприятия, отпугивающий потенциальных инвесторов. В то же время приватизация ГНЦА приведет к полному разрушению сложившегося научного потенциала и необратимым последствиям для конкурентоспособности отрасли и национальной безопасности России.

3. В ходе организационно-юридического анализа были предложены три возможные схемы привлечения инвестиционных ресурсов:

• договор простого товарищества (совместной деятельности);

• создание хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ);

• участие в финансово-промышленной группе.

Реализация каждой из данных схем требует определенных изменений в ныне действующем уставе ГНЦА и имеет свои плюсы и минусы как для ГНЦА, так и для Минэкономразвития России.

4. Схемой, требующей наибольших организационных усилий, но имеющей значительные потенциальные преимущества для ГНЦА и для развития отрасли в целом, выступает создание финансово-промышленной группы.

5. Следует особо отметить, что, помимо корректив в уставных документах и поиска оптимальных организационных форм взаимодействия с инвесторами, ГНЦА имеет реальные шансы улучшить свое положение с инвестиционными ресурсами в свете постановления Правительства Российской Федерации «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» № 651 от 18 июня 1999 г. и распоряжения Правительства России «О финансировании и гарантийном обеспечении инновационных проектов по освоению и выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции» от 6 июля 1999 г. № 1064.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.