ный уровни, способными на самообучение и самоутверждение, и обеспечить им достойный уровень оплаты труда, его мотивации. Именно так удастся устранить скрытую «утечку мозгов» в данном наукоемком производстве и конкуренцию специалистов с бывшими коллегами на территории собственной страны. Не секрет, что наши ученые нередко подрабатывают на иностранные фирмы, даже не удосужившись уволиться из отечественных КБ5.
Инновационный процесс в авиапроме требует совершенствования системы управления, и здесь вряд ли можно ограничиться только введением должности помощника премьер-министра по интеграции предприятий авиастроительного комплекса. Возможно, было бы целесообразно создать специальное агентство для осу-
ществления высококвалифицированного руководства всем авиационным комплексом (а возможно, и многих смежных производств), выделив его из агентства по промышленности и наделив соответствующими полномочиями и ответственностью. Тогда, по нашему мнению, будут созданы реальные возможности для успешного инновационного развития этой стратегически важной для страны отрасли машиностроения.
1 См.: Deal T.E., Kennedy A.A. Corporate cultures. The rites and rituals of corporate life. Cambrige (M.A.), 2000.
2 См.: Комсомольская правда. № 75 (23712). 26.05.2006 г.
3 См.: Московский комсомолец. № 109 (24172). 26.05.2006 г
4 См.: Комсомольская правда. Указ. номер.
5 См.: Деньги. № 6 (562). 13.02 - 19.02.2006 г. С. 14.
УДК 004.4
ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ
Асимметрия информации снижает эффективность рынка в целом. Рассмотрим направления преодоления информационной асимметрии самими субъектами рынка и государством.
Асимметрия информации невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Казалось бы, проще всего про -информировать публику о качестве товара, непосредственно объявив об этом, например в рекламе. Однако такое объявление не является эффективным сигналом, так как его одинаково легко сделать как продав -цам действительно хорошего товара, так и всем прочим. Чтобы сигнал был эффективным, требуется выполнить следующее условие: продавцу хорошего товара значительно легче подать такой сигнал, чем продавцу плохого, и это должно быть понятно покупателю. Этой цели служат различные сигналы, которые дают возможность отличить более качественное от менее качественного:
- документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными (если рассматривать выбор товаров и ус -луг то это, как правило, сертификаты и другие документы, подтверждающие качество);
- гарантии (допустим, что фирма дает гарантию безотказной работы изделия на 2 года, обязуясь в случае любой неисправности немедленно предоставить покупателю новое изделие, и принимает на себя все расходы по доставке и замене. Гарантийное обслуживание само по себе есть существенный элемент качества товара. Но оно выполняет и сигнальную функцию: фирма, принимающая на себя дорогостоящие обязательства, уверена, что выполнять их придется достаточно редко). Предоставляются в тех случаях, когда всесторонняя оценка качеств и обнаружение дефектов происходят автоматически по ходу использования блага;
- репутация продавца (изготовителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю;
- защита от подделок. Для этого используются сложные в изготовлении упаковка, этикетки и т.д. Скажем, для предотвращения подделок алкогольных напитков применяются голографические марки, изготовление которых в кустарных условиях практически невозможно;
- бренды, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам, магазины, включенные в цепи единых поставок. Торговые марки используются в тех случаях, когда и измерение в момент покупки, и пре-
А.А. Жадан,
соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2005. № 11
доставление гарантий по обмену или ремонту дефектных экземпляров трудно осуществимы. Фирменный знак сигнализирует, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут полагаться на производимые им самим измерения. Ведь если будет обнаружен дефектный экземпляр, то под ударом окажется репутация фирмы, и ее потери намного превзойдут любой возможный выигрыш от манипуляций с качеством товара. Бренд рассматривается как сигнал, являющийся важной составляющей информационного процесса в развитой рыночной экономике; бренды суть носители информации о свойствах товаров и услуг.
На конкретных рынках сигналы могут быть самыми разнообразными: хорошее образование используется в качестве сигнала о производительности работника. Щедрые скидки сигнализируют о силе продавца на рынке, финансирование за счет долговых обязательств (а не эмиссии акций) сигнализирует о прибыльности компании и т.д. Выплата дивидендов свидетельствует о прибыльности компании.
Другой пример относится к рынку кредитов, где информационное преимущество принадлежит покупателю: заемщик лучше, чем кредитор, знает о своих возможностях и своем намерении вернуть долг. Установление единой процентной ставки выгодно «плохим » и невыгодно «хорошим» заемщикам. Репутация заемщика определяется его кредитной историей, и банк может, используя имеющуюся у него информацию, дать преимущество «хорошему» заемщику, что выгодно и заемщику, и банку. Во многих странах мира кредиторы (банки, финансовые компании, эмитенты кредитных карт, инвестиционные и торговые компании, предоставляющие коммерческие кредиты) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитные бюро. Теоретической основой их деятельности служат многочисленные работы экономистов, посвященные проблеме асимметрии информации в финансовом посредничестве.
При неблагоприятных макроэкономических условиях (например, высокой и непредсказуемой инфляции) процентные ставки повышаются, что заставляет лучших заемщиков уйти с рынка. В странах с переходной экономикой качество оценки риска финансовыми организациями невысокое, что чревато неэффективным отбором заемщиков. Отсюда кредиторы либо ведут рискованную политику, ставя под угрозу свою финансовую состоятельность, либо стремятся максимально ограничить выдачу ссуд. Это негативно отражается на состоянии как реального сектора, так и финансового рынка, что и наблюдается в российской экономике на современном этапе.
Создание кредитных бюро может способствовать решению данной проблемы. В странах, где они действуют, объем банковских кредитов по отношению к ВВП на 15 - 20% больше, чем в странах, не имеющих подобных институтов. Есть и возможные негативные стороны функционирования кредитных бюро (конфликт интересов кредитной организации, когда она является одновременно и источником, и получателем информации о своем клиенте; злоупотребления в процессе формирова-
ния и использования информации и др.), присущие многим информационным системам, но они преодолимы за счет организационно-правовых мер.
Несовершенная информация объясняет существование различных корпоративных стратегий. Страховые компании изменяют ставки страховых платежей, чтобы учесть более высокую вероятность появления недобросовестного клиента, разрабатывают новые формы страхования. К контрактам с долевым вознаграждением («ройалти») прибегают тогда, когда измерение ex ante затруднительно и для продавца, и для покупателя. Так, при издании книг малоизвестных писателей гонорар устанавливается обычно в виде определенного процента от суммы продаж, поскольку издательству трудно заранее предугадать, каким спросом они будут пользоваться.
«Провалы рынка» из-за институциональной нелегитимности имеют место, когда фирма не может привлечь необходимые ресурсы из-за недостатка доверия к ней на рынке.
Даже тогда, когда потенциальный рынок необходимых ресурсов существует, обмен отдельными ресурсами может не работать в случае, если покупатели и продавцы не могут договориться об условиях обмена либо по причинам асимметрии информации и ее двустороннего недостатка. Примером, в котором имеют место «провалы рынка» обоих типов, является ситуация, когда существует значительная неопределенность в ценах и процедурах выявления и передачи требуемых ресурсов. Рассмотрим случай, когда одна фирма покупает у другой систему дистрибуции для входа на новый рынок. Такой обмен требует отделения системы от деятельности компании-продавца и ее приспособление к продукции и клиентам компании-покупателя. Этот процесс может быть длительным и трудным, требовать значительной координации между продавцом и покупателем. Более того, этот продолжающийся процесс может вызвать опасения относительно степени зависимости, возникшей между фирмами, и того, будут ли их взаимоотношения справедливыми. В случае таких информационных «провалов рынка» попытки просто совершить обмен отдельными ресурсами, не обеспечивая более длительной координации и защитных механизмов , будут часто заканчиваться неудачами.
В качестве направления преодоления асимметрии информации многие аналитики называют развитие электронных рынков. Такое положение опирается на утверждение о практически абсолютной эффективности электронных рынков. Основная идея заключается в том, что Интернет сокращает издержки потребителей, связанные с поиском и получением информации, поэтому продавцы оказываются в ситуации совершенной конкуренции и вынуждены снижать цены до уровня предельных издержек. Теоретические модели (Salop и Stiglitz, 1977, и Varian, 1980), описывающие рынки с асимметричной информацией, допускают, что в равновесии продавцы могут назначать разные цены. Однако по мере снижения издержек поиска дисперсия цен снижается. Помимо более тесной конкуренции между продавцами и лучшей информированности потребителей, электронные рынки должны обеспечивать и относительную экономию для компаний,
торгующих онлайн, в первую очередь за счет отсутствия издержек на аренду офисных и складских помещений. Другими словами, идентичные товары в Интернете должны продаваться по одинаковой цене, близкой к предельным издержкам.
Государство также старается преодолеть асимметрию информации на рынке. Для этого оно предоставляет информацию о социально значимых товарах и формирует образ неприемлемости потребления «недостойных» товаров.
Несмотря на то что нарушение принципа информированности может касаться всех товаров, чаще всего данная проблема все же затрагивает социально значимые товары. Это связано со спецификой таких товаров (их общественным характером, сложностью, непосредственным влиянием на здоровье и безопасность людей). Когда в структуре индивидуальных предпочтений приоритет приобретают недостойные блага, государство действует в противоположном направлении: повышает информированность населения относительно негативных последствий потребления этих благ, увеличивает налоги, вводит количественные ограничения, вмешивается в ценообразование, проводит национализацию отрасли, занимающейся производством недостойных благ, для того чтобы снизить спрос и предложение на них.
Если о частных потребительских товарах рынок предоставляет достаточно информации через рекламные радио- и телепередачи, специальные газеты и журналы, то в отношении социально значимых благ он не дает столь же полной информации. Это связано со сложностью данной информации, а также с тем, что для ее восприятия требуются определенный уровень образования, специальные знания, навыки по обработке информации. Кроме того, препятствием к получению информации могут стать высокие издержки на ее доставку к потребителю и обработку Поэтому многие ученые склонны считать, что функционирование частных рынков, особенно в сфере социально значимых благ, связано с дефицитом информации.
Также государство содействует повышению информированности.
Повышение эффективности рынка напрямую связано с усилением информированности потребителей, поскольку полнота информации является одним из необходимых условий конкурентного рынка, выполнение которых и обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Но для этого информация должна стать общедоступной, неисключаемой и бесплатной, что противоречит законам функционирования рынка.
Невозможность обеспечения таких условий распространения информации рынком показывает, что информацию наряду с другими товарами, отличающимися от частных товаров свойствами неконкурентности и неисключаемости, можно отнести к общественным благам, оптимальный объем производства которых рынок обеспечить не в состоянии. Присоединение к числу потребителей информации все новых индивидов не уменьшает ее количества для других. Для того чтобы исключить такую информацию из потребления, требуются высокие издержки, часто превышающие выгоды от мер по ее защите. Кроме того, высокая зна-
чимость информации для безопасности и здоровья людей позволяет также отнести ее к разряду социально значимых благ
Вопрос об «общественности» информации неоднозначен и вызывает споры среди ученых и политиков. Если информация является общественным и социально значимым благом, то, как мы видели выше, государство может использовать меры принуждения для производства дополнительной информации, т.е. требовать от экономических субъектов раскрывать всю информацию, даже если это не отвечает их частным коммерческим интересам. Противники подобных мер утверждают, что конкурентный рынок сам заинтересован в наибольшей информированности потребителей. Что касается индивидов, то им не нужна лишняя информация, так как затраты на сбор и доставку последней превышают выгоды от ее использования (в этом случае возникает феномен рационального невежества, когда индивиды добровольно отказываются от информации).
Тем не менее общепризнанным является тот факт, что в сфере производства социально значимых товаров и услуг (например, здравоохранения и образования, профессиональной переподготовки, жилищного строительства и др.), где информационная несостоятельность частных рынков проявляется в большей мере, чем на рынке продовольственных и потребительских товаров, есть достаточные основания для государственного регулирования.
Государство принимает законы, направленные против появления на рынке некачественных товаров. Например, законы о «лимонах»1 или регулировании рынка ценных бумаг имеют для общества позитивное значение.
В августе 2001 г. Государственной Думой России был принят «Закон о государственном лицензировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации». До принятия этого закона на территории России осуществление более 1000 видов предпринимательской деятельности требовало лицензирования на федеральном уровне или уровне субъектов Федерации. Новым законом число лицензированных видов деятельности снижено более чем на 140. Кроме того, в нем четко определено, на каком уровне власти должен выдаваться каждый вид лицензий, что позволяет значительно упростить порядок выдачи лицензий и в некоторой степени оградить предпринимателей от произвола чиновников на местах. Но по некоторым видам деятельности (например, космической, ветеринарной, медицинской) законом предусмотрено введение особых положений об их лицензировании, что делает довольно неопределенными количественные рамки ли -цензированных хозяйственных операций.
Новая редакция закона о государственном лицензировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации сократила перечень до 120 позиций. Радикально сократить число лицензируемых видов деятельности, доведя их до нескольких десятков, удовлетворяющих понятным критериям2, не удалось. Также предполагалось, что новая редакция закона исключит ссылки на иные законы и сделает процедуру лицензионного контроля универсальной. Этого не произошло; целый ряд (свыше 15) лицензируемых видов
деятельности остались неформализованными (включая контроль за электронными средствами массовой информации). Некоторые из подлежащих лицензированию видов деятельности плохо специфицированы (эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; пожароопасных производственных объектов; химически опасных производственных объектов) и позволяют через подзаконные акты распространять лицензирование на десятки и сотни новых видов дея-тельности3.
По мнению Г.Дж. Бродмана, «хотя процедуры лицензирования экономических субъектов в России отличаются от региона к региону, в среднем новый заявитель должен обойти 20 - 30 учреждений и получить 50 -90 утвержденных регистрационных форм... На этом фоне неудивительно, что процесс лицензирования создает благодатную почву для коррупции»4. Следовательно, институт лицензирования, вместо того чтобы способствовать защите прав потребителей, является одним из факторов, порождающих административные барьеры для входа в отрасль потенциальных конкурентов, увеличивая тем самым монопольную власть уже действующих в отрасли фирм.
Однако желание правительства в 2004 г сократить число лицензированных видов деятельности (53 вида) неожиданно получило противодействие со стороны силовых ведомств, пожарных, представителей МЧС. Правительство считает, что лицензирование постепенно должно уйти в прошлое, так как все участники рынка - будь то рынок аудиторских, или строительных , или туристических услуг - станут членами саморегулируемых организаций (СРО), которые сами будут устанавливать правила и следить за тем, как они выполняются. Реальной альтернативой лицензирования могли бы быть жесткие требования к размеру уставного капитала компаний, оказывающих услуги населению, а также введение для них обязательного страхования. Такие виды деятельности, как выпуск лекарств, медтехники и табачных изделий, перевозка пассажиров легковым автотранспортом, переработка и хранение нефти, а также обслуживание авиатехники и эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производств, по мнению представителей бизнес-лоббистов и чиновников. необходимо лицензировать. Самыми активными критиками новых предложений стали представители Министерства транспорта, Минсельхоза и Минпромэнерго. Это неудивительно , поскольку эти министерства лишаются полномочий в области лицензирования сразу нескольких видов бизнеса (от 5 до 20 с лишним). Именно наличие возможности извлекать административную ренту делает возможность существования и воспроизводства гипертрофированной системы административных барьеров. Технологии извлечения рентного дохода могут быть разными (прямые платежи оператору барьера, носящие легальный или «полулегальный» характер, плата за облегчение бюрократических процедур, плата за допуск к прохождению процедур). Представители бизнеса также не поддерживают законопроект в части отмены лицензирования некоторых работ, так как опасаются усиления конкуренции на рынке. Лицензирование - это барьер, который они
уже преодолели, а потенциальные конкуренты - еще нет. Например, Российский союз производителей соков стремится закрепить свои стандарты в качестве ГОСТов.
Данные правовые акты регулируют постфактум ситуацию с появившимся на рынке некачественным товаром. При этом, как правило, не учитывают прямые и косвенные издержки применения этих законов и обычно идентифицируют их с законами о «защите прав потребителя». Последние 20 лет государство в развитых странах уходит из сферы лицензирования и сертификации как системы, базирующейся на презумпции низкого качества. Вместо этого более жесткие нормы вводятся по фактам уже допущенного брака. Дело доходит до того, что вполне реален (уже продекларированный) выход США из системы ISO в 2007 г., т.е. государственный аппарат США уже не будет расходовать бюджетные средства на поддержку международных стандартов.
На международном уровне защита прав потребителей привела к созданию в 1960 г Международной организации потребительских союзов (МОПС). МОПС был создан пятью потребительскими союзами (США, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Австрии), и ее членами могут быть частные независимые и государственные организации. Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г, которая закрепила 8 прав потребителей на:
- безопасность товара;
- информацию;
- выбор товара;
- выражение своих интересов;
- удовлетворение основных потребностей;
- возмещение ущерба;
- потребительское образование;
- здоровую окружающую среду.
Особенно обострилась проблема защиты прав потребителей в связи с широкими масштабами фальсификации товарной продукции. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10 - 15%. Еще в середине 1990-х гг. его стоимость оценивалась уже в 200 млрд долл. в год. При этом особенно быстро он захлестнул отрасли, производящие высокотехнологичные и дорогие товары, массового производства товаров широкого потребления, фармацевтическое и продовольственное производства. Ни одна подделка не может обладать свойствами оригинала, следовательно, не удовлетворяет требованиям потребителя и не соответствует заявленному качеству. В то же время визуально отличить фальсификат от оригинальной продукции достаточно сложно, а иногда - и вовсе невозможно. Товаропроизводители и владель -цы товарных знаков вынуждены самостоятельно разрабатывать все более сложные методы по борьбе с подделкой их товаров, чтобы воспрепятствовать появлению «пиратской продукции» на рынке, но в связи с отсутствием единой, централизованной программы эти методы малоэффективны.
Таким образом, все пути преодоления информационной асимметрии можно представить в виде рисунка.
Преодоление информационной асимметрии
1 «Lemon law» - это закон, согласно которому продавец автомобиля обязуется бесплатно отремонтировать, заменить или вернуть деньги за автомобиль, в котором выявились недостатки.
2 Наличие очевидной и прямой опасности для потребителя от возможных недобросовестных действий производителя или продавца товара или услуги при отсутствии альтернативных систем проверок и возможностей обеспечения необходимого стандарта качества и безопасности.
3 См.: May В., Жаворонков С., Шадрин А., Яновский К. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках. М., 2002. С. 26.
4 Бродман Г.Дж. Конкуренция и вхождение российских промышленных предприятий на рынок // Материалы Международной конференции «Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России». М., 2000. С. 24.
УДК 352
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Муниципальное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий в себя выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных интервалах с целью решения стратегической задачи - повышения уровня комфортности проживания населения. Множество управленческих решений, возникающих как реакция на массу актуальных проблемных ситуаций в среде муниципального образования, должны быть своевременны, сбалансированы и взаимоувязаны по различным основаниям в силу сложного характера отношений между субъектами и подсистемами, определяющими повседневную жизнь муниципального образования (далее для определенности - города).
В настоящее время управление городским хозяйством переживает значительные перемены, связанные с экономическими преобразованиями, обусловленными развитием предпринимательства и рынка. Анализ принятия управленческих решений в муниципальных образованиях показывает, что руководители местных органов самоуправления в основном до сих пор используют административные методы управления. Функцио-
И.М. Зелъцер,
кандидат технических наук, доцент, директор Новосибирского филиала ГАСИС
ВЕСТНИК. 2005. № 11