Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГОЦЕНТРИЗМ / ДЕЦЕНТРАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Измайлова А.В., Баранова Э.А.

В статье показана роль наиболее важных условий преодоления эгоцентризма у детей дошкольного возраста, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию децентрации у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING EGOCENTRISM IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN: RESEARCH RESULTS

The article shows the role of the most important conditions for overcoming egocentrism in preschool children, presents the results of experimental work on the formation of decentration in preschoolers.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 159.922.73

Измайлова А.В. студент

Баранова Э.А., доктор психологических наук

доцент

заведующий кафедрой возрастной, педагогической

и специальной психологии ФГБОУВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Россия, Чебоксары

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: В статье показана роль наиболее важных условий преодоления эгоцентризма у детей дошкольного возраста, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию децентрации у дошкольников.

Ключевые слова: эгоцентризм, децентрация, дети дошкольного возраста, психолого-педагогические условия преодоления эгоцентризма.

Izmailova A. V. student

Baranova E.A., doctor of psychology associate professor

head of the department of age, pedagogical and special psychology Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev

Russia, Cheboksary

OVERCOMING EGOCENTRISM IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN: RESEARCH RESULTS

Abstract: The article shows the role of the most important conditions for overcoming egocentrism in preschool children, presents the results of experimental work on the formation of decentration in preschoolers.

Keywords: egocentrism, decentration, preschool children, psychological and pedagogical conditions for overcoming egocentrism.

В настоящее время проблема изучения эгоцентризма и умения децентрироваться является актуальной для современной психологической и педагогической науки.

Преодоление эгоцентризма, связано не с биологическим созреванием, а с социальным окружением, средой, в которой находится

ребенок. Его становление возможно только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, в ходе практической деятельности, процессе знакомства и учитывания других точек зрения. Иначе говоря, эгоцентризм как свойство личности возникает как реакция Эго-системы на характер межличностных отношений (С.А. Фролова) [3]. Соответственно, стратегии снижения эгоцентризма предполагают развитие у человека механизмов обратной связи, децентрации, рефлексии.

В детской психологии вопросы децентрации затрагиваются в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой, А.В. Недоспасовой, Д.Б. Эльконина и др. Принято выделять познавательную децентрацию и социальную. Первая проявляется при решении логико-математических задач, социальная децентрация имеет место в решении задач, возникающих в ходе общения.

Одним из наиболее адекватных путей формирования децентрации -исследователями признается игра.

Значение игры подчеркивали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. так как в ней формируется механизм идентификации, лежащий в основе многих фундаментальных общечеловеческих способностей.

Исследуя феномен центрации, описанный Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин предположил, что в ролевой коллективной игре, то есть в ведущем типе деятельности ребёнка дошкольника происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма» [4].

Еще одним из условий успешной децентрации, указывают исследователи, считается обучение. Так, С. Л. Рубинштейн отмечает, что одним из путей преодоления эгоцентризма является, во-первых, практическая деятельность самого ребёнка, и, во-вторых - обучение [2]. Было установлено, что формирование в процессе специально организованного обучения у детей старшего дошкольного возраста умения децентрироваться положительно влияет на изменение степени выраженности эгоцентризма и повышает показатели децентрации, что, в свою очередь, позитивно влияет на изменение уровня сформированности логических операций (классификации, сериации) и понимания принципа сохранения (длины, количества и объема воды).

Важным условием является и формирование у детей рефлексии, способствующей формированию у ребенка способности видеть и понимать позицию другого в общении. Опираясь на положение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций через общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, в результате чего ребёнок усваивает средства осуществления деятельности, Е.Е. Кравцова предположила, что начальные формы рефлексии, а, следовательно, децентрации, возникают в ситуации общения. В реальном общении рефлексия вынесена вовне и распределена между партнёрами. Разделение и необходимость согласования позиций

заданы уже самим фактом существования своей и чужой позиции в совместной деятельности. При последующей интериоризации деятельности позиция «другого» выступает как одна из возможных позиций субъекта в деятельности, а сопоставление различных позиций составляет содержание рефлексии [1].

Таким образом, анализ проблемы выявления эффективных условий преодоления эгоцентризма, а по сути - децентрации показал, что основными условиями развития децентрации являются:

• сюжетно-ролевая игра;

• обучение;

• общение со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, наилучшие результаты по формированию децентрации у детей старшего дошкольного возраста возможны посредством комбинирования всех вышеперечисленных условий.

Исходя из обозначенных позиций нами было проведено экспериментальное исследование с целью определения психолого -педагогических условий преодоления эгоцентризма у старших дошкольников. Мы предположили, что развитие децентрации у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих психолого-педагогических условиях:

1) организация психолого-педагогической деятельности в направлении от развития познавательной децентрации к развитию социальной;

2) использование в комплексе мер игровых заданий и игровых упражнений, предполагающих ориентировку в графическом пространстве изображений;

3) актуализация у дошкольников способности к рефлексии собственных действий, формирование умения становиться на позицию другого.

В исследовании приняли участие 59 детей (5 - 6 лет), которые были разделены на экспериментальную (29 детей) и контрольную (30 дошкольников) группы.

На исходном этапе исследования мы установили уровнь децентрации у наших испытуемых. С этой целью использовался следующий комплекс методик: «Неожиданное перемещение спрятанного» (Х. Виммер) -выявление способности отвлечься от собственного знания и встать на позицию другого человека; «Три горы» (Ж. Пиаже) - изучение способности учитывать или принимать чужую точку зрения; «Кукла-полицейский и кукла-мальчик» (М. Хьюза) - выявление умения учитывать и координировать две различные точки зрения.

По результатам исследования испытуемые были разделены в 4 группы (уровни), для которых характерны специфические особенности децентрации/эгоцентризма:

1 уровень (оптимальный) - отсутствие выраженных проявлений эгоцентризма и полная децентрация, возможная к концу дошкольного возраста;

2 уровень (базовый) - обнаруживается частичная децентрация; это наиболее типичный для дошкольного возраста уровень, свидетельствующий в целом о довольно успешно проходящем процессе децентрации;

3 уровень (низкий) - на этом уровне ребенок демонстрирует слабую децентрацию;

4 уровень (очень низкий) - характеризуется выраженным эгоцентризмом.

Как показало исследование, самый высокий уровень децентрации (оптимальный) имеют в экспериментальной группе лишь 7%, в контрольной группе - 3%. У этих дошкольников наблюдается проявление способности принять внешнюю по отношению к себе точку зрения.

Базовый уровень продемонстрировали 31% детей экспериментальной и 43% контрольной группы. Эти дети не всегда могут отвлечься от собственного знания и встать на позицию другого человека, но у них обычно наблюдается способность умело сочетать собственную позицию (мнение, интерес) с позицией окружающих.

Доминирующим в обеих группах является низкий уровень децентрации - 59% в экспериментальной группе и 47% - в контрольной. Отличительными чертами дошкольников с низким уровнем децентрации является пассивность, безынициативность, неспособность отстаивать свою точку зрения, в связи с чем они довольно часто избегают взаимодействия, предпочитая индивидуальные игры и занятия. У 1 ребенка (3%) из экспериментальной группы и у 2 детей (7%) из контрольной группы обнаружился очень низкий уровень децентрации, что говорит о выраженном эгоцентризме - этим детям трудно учитывать другие точки зрения, вставать на позицию других.

На следующем этапе исследования осуществлялась реализация разработанного содержания работы по развитию децентрации у детей старшего дошкольного возраста с использованием комплекса игр и упражнений. Работа проводилась в два этапа.

Первый этап предполагал развитие способности к познавательной децентрации и был направлен на развитие умения гибко менять систему графических ориентиров в зависимости от точки зрения изображенного героя, осознанно выбирать точку зрения и с неё описывать пространство рисунка. Наряду с этим, задания были направлены на формирование ряда важных умений (ориентироваться в пространстве листа, на умение увидеть картину с чужой точки зрения; мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле; управлять своим вниманием; выражать в речи пространственные характеристики объекта), а также на

формирование понятия сохранения, развитие способности к пространственной децентрации.

Были использованы игровые задания следующего типа:

- на формирование у детей наблюдательности и умения вербально передавать наглядно воспринимаемое на картине - предмет, местность или действие («Составление рассказов по картине»);

- на способность ориентироваться в графическом пространстве рисунка (игры «Муха», «Полицейский», «Самолет»);

- задания, в которых ребёнок должен поставить себя на место другого и рассказать, что он видит с точки зрения этого объекта (игровая ситуация «Кто что видит»);

- задания, представлявшие собой незаконченные картинки, в которых дети должны нарисовать условные обозначения различных предметов («Незаконченные картинки», «Дорисуй рисунок»);

- игры, направленные на развитие у детей представления о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному, в зависимости от позиции наблюдателя («Угадай-ка», «Цветной кубик»).

Второй этап предполагал развитие у детей дошкольного возраста способности к социальной децентрации и был направлен на формирование понимания того, что все люди разные и поэтому необходимо учитывать то, что другой человек может думать и поступать не так, как ты; на развитие способности понимать различные точки зрения и способности вставать на место другого человека.

Система работы состояла из комплекса мер, включающего беседы и

игры:

- беседы на темы: «Все ли люди думают одинаково?», «Какие мы разные», «Можем ли мы понять другого человека?», в ходе проведения которых детей стимулировали к высказыванию собственной точки зрения, к аргументации своих суждений;

- игры, ориентированные на развитие представления детей о себе и о своих отличиях от других («Конкурс хвастунов», «Какое настроение у моего друга»);

- игры, предполагающие развитие способности занимать позицию другого, учитывать его точку зрения («Встань на его место», «Расскажи сказку от лица какого-либо героя»).

С целью выявления динамики в развитии децентрации и определения эффективности реализованных психолого-педагогических условий на контрольном этапе осуществлен сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов. Было выявлено, что в экспериментальной группе число детей, характеризующихся полной децентрацией на уровне возрастного потенциала (оптимальный уровень), составило 28% против имевшихся 7% на начало эксперимента; возросло количество дошкольников, обнаруживших частичную децентрацию (базовый уровень)

- с 31% до 48%, заметно снизилось число детей, которые первоначально показали низкие уровни децентрации - с 59% до 24%. При этом выраженного эгоцентризма не было выявлено ни у кого из воспитанников.

В контрольной группе на первых двух уровнях (оптимальном и базовом) картина не изменилась, однако на двух следующих уровнях ситуация стала даже более тревожной, поскольку произошло перемещение 7% детей с низкого уровня на очень низкий, что говорит о закреплении эгоцентрических тенденций у этой категории детей.

Итак, итоги контрольного этапа эксперимента показали значительно более выраженную положительную динамику в развитии способности к децентрации у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Произошли и изменения качественного порядка: дети на практике без затруднений могли вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, могли координировать две различные точки зрения. В контрольной же группе подобных изменений не произошло.

Таким образом, можно констатировать, что реализованная система работы с учетом ранее обозначенных психолого-педагогических условий доказала свою эффективность.

В целом результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в условиях дошкольного образовательного учреждения остро необходима организация специально организованной психолого-педагогической деятельности по преодолению эгоцентризма, что станет залогом результативности формирования децентрации, последующей успешной социализации ребенка и закрепления у него позитивных качеств личности, обусловливающих благоприятное бытие в социуме.

Использованные источники:

1. Кравцов, Г. Г. Психология игры / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. -Москва: Левъ, 2017. - 338 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Москва: АСТ, 2020. - 960 с.

3. Фролова, С. А. Особенности влияния знаковых и образно-символических средств на децентрированность в конфликте (на примере романтических пар): магистерская диссертация: 37.04.01 / С. А. Фролова. -Красноярск: СФУ, 2016.

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин - Москва: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.