Научная статья на тему 'Преобразования знаковых ландшафтных элементов сада Харитонова, г. Екатеринбург'

Преобразования знаковых ландшафтных элементов сада Харитонова, г. Екатеринбург Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Природообустройство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ / САД ХАРИТОНОВА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЛИКА / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕСТАВРАЦИИ / АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ / THE STUDENTS CREATIVITY PALACE OF YEKATERINBURG / KHARITONOV GARDENS / RECONSTRUCTION / RESTORATION OF HISTORICAL APPEARANCE / PRESERVATION OF HISTORICAL HERITAGE / ETHICAL PRINCIPLES OF RESTORATION / ARCHIVE DATA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевлякова Мария Игоревна, Аткина Людмила Ивановна

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам реставрации на примере объекта наследия федерального значения «Дома Харитонова, XIX век». Сад при усадьбе Харитонова-Расторгуева был заложен в 1820-е гг. и выполнен в английском стиле. Является уникальным как единственный сохранившийся до наших дней общественный парк города Екатеринбурга. Цель работы проследить трансформацию знаковых элементов ландшафтной архитектуры в парке. Для исследования выбраны сохранившиеся как охраняемые объекты, так и утраченные, но имеющие особую ценность для планировочной структуры парка: беседки, купольная ротонда, ротонда-фонтан, пруд и прилегающие рядовые посадки, лучевые аллеи. Выделены четыре этапа преобразований сада. В начале каждого из этапов сад получал новое функциональное назначение: частная приусадебная территория, общественный увеселительный парк, советский парк культуры и отдыха, современный общественный парк исторического наследия, но при отсутствии должного ухода и плана развития территории до каждой из последующих реконструкций пребывал в запущении. К настоящему времени сад претерпел существенные изменения своего исторического облика. Наиболее наглядно это выразилось в смене знаковых малых архитектурных форм: павильонов, беседок, ротонды, грота и других. Для возвращения объекту наследия его первоначального облика следует восстановить соответствующие историческому пейзажному парку насаждения, сохранившиеся на снимках начала XX в., и его малые архитектурные формы эпохи расцвета, а именно 40-60-е гг. XIX в., которые в наибольшей степени выражают стилистику парка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations of the symbolic landscape elements of the Kharitonov garden, Yekaterinburg

This article is devoted to current issues in the restoration by the example of the object of heritage of the Federal value «the House of Kharitonov, XIX century». The garden at the estate of Kharitonov-Rastorguev was laid in 1820-ies designed in the English style. It is unique as the only surviving public Park in the city of Yekaterinburg.The aim of the present work is to trace the transformation of the emblematic elements of the landscape architecture in the Park. For the study there were chosen the objects, both under protection and preserved and lost, but particularly valuable for structural planning of the Park: arbours, dome rotunda, rotunda-fountain, pond and adjacent row plantings, radial paths. There are marked four stages of garden transformation. At the beginning of each stage the garden was given a new functional purpose: a private plot of land, public amusement park, soviet park of culture and recreation, modern public park of historical heritage, but due to the absence of the proper care and territory development plan it remained neglected before each of the subsequent reconstructions. By the present time the garden has undergone significant changes of its historic appearance. This was most clearly expressed in the change of symbolic small architectural forms: pavilions, arbors, rotunda, grotto and others. To return the heritage look to its original appearance, it is necessary to restore the appropriate historical landscape plantings survived in the park photographs of the early XX century as well as small architectural forms of the heyday, namely the 40-60-ies of the XIX century which most express the style of the park.

Текст научной работы на тему «Преобразования знаковых ландшафтных элементов сада Харитонова, г. Екатеринбург»

УДК 502/504:712.03(470.5)

М.И. ШЕВЛЯКОВА, Л.И. АТКИНА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗНАКОВЫХ ЛАНДШАФТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ САДА ХАРИТОНОВА, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам реставрации на примере объекта наследия федерального значения «Дома Харитонова, XIX век». Сад при усадьбе Харитонова-Расторгуева был заложен в 1820-е гг. и выполнен в английском стиле. Является уникальным как единственный сохранившийся до наших дней общественный парк города Екатеринбурга. Цель работы - проследить трансформацию знаковых элементов ландшафтной архитектуры в парке. Для исследования выбраны сохранившиеся как охраняемые объекты, так и утраченные, но имеющие особую ценность для планировочной структуры парка: беседки, купольная ротонда, ротонда-фонтан, пруд и прилегающие рядовые посадки, лучевые аллеи. Выделены четыре этапа преобразований сада. В начале каждого из этапов сад получал новое функциональное назначение: частная приусадебная территория, общественный увеселительный парк, советский парк культуры и отдыха, современный общественный парк исторического наследия, но при отсутствии должного ухода и плана развития территории до каждой из последующих реконструкций пребывал в запущении. К настоящему времени сад претерпел существенные изменения своего исторического облика. Наиболее наглядно это выразилось в смене знаковых малых архитектурных форм: павильонов, беседок, ротонды, грота и других. Для возвращения объекту наследия его первоначального облика следует восстановить соответствующие историческому пейзажному парку насаждения, сохранившиеся на снимках начала XX в., и его малые архитектурные формы эпохи расцвета, а именно 40-60-е гг. XIX в., которые в наибольшей степени выражают стилистику парка.

Дворец творчества учащихся, сад Харитонова, реконструкция, восстановление исторического облика, сохранение культурного наследия, этические принципы реставрации, архивные данные.

Введение. Сохранение объектов исторического наследия - важнейшая задача современности. Это не только придание охранного статуса, но и работы по воссозданию утраченного облика, так как любой исторический объект со временем претерпевает значительные изменения. В городе Екатеринбурге при наличии большого количества объектов культурного наследия Харитонов-ский сад уникален как единственный сохранившийся до наших дней общественный парк.

На сегодняшний день сад носит название парка Дворца творчества учащихся. Расположен он в границах улиц Карла Либкнехта, Шевченко, Мамина-Сибиряка и Клары Цеткин. Историческая ценность парка заключается в не изменившейся за столетия планировке и наличии архитектурных элементов различной степени сохранности [1].

Цель представленной работы - проследить трансформацию знаковых элементов ландшафтной архитектуры в парке.

Методика. Для исследования выбраны как сохранившиеся охраняемые объекты, так и утраченные, но имеющие особую ценность для планировочной структуры парка: беседки, купольная ротонда, ротонда-фонтан, пруд и прилегающие рядовые посадки, лучевые аллеи.

Результаты. История усадьбы берёт начало в 1806 г., когда титулярная советница Наталья Токарева продала землю вместе с недостроенным домом купцу 1-й гильдии, а затем золотопромышленнику и заводов-ладельцу Льву Ивановичу Расторгуеву. К 1814 г. общая площадь усадьбы составляла 2106 квадратных саженей (около 1 га). Согласно исследованиям [2], сразу по окончании работ Л.И. Расторгуев принимает решение устроить приусадебный сад. В многочисленных прошениях владельцу усадьбы отвести пустующее заболоченное место неподалёку от церкви Вознесения Господня было отказано в связи с тем, что «место под садом следует считать городским и дело прекратить» [3]. Однако просимый участок

Льву Ивановичу предоставили в аренду сроком на 12 лет [4]. На этой территории Расторгуев запроектировал первый общественный городской сад (арх. М.П. Малахов), строительство которого велось с 1820-х по 1840-е гг. К этому времени вся усадьба занимала уже около 8,6 га.

На первом этапе формирования сад являл собой образец высокого искусства в стиле классицизма, структура парка представляла органичное пространство, с выверенной сетью осей и композиционных центров. Прилегающая к усадьбе парковая территория, хотя и значилась общегородской, однако отношение к ней у Льва Ивановича, его наследников, закрепилось собственническое. Садом гордились как образцом высокого искусства, уход вёлся, как за частной территорией. Насаждения на первом этапе строительства практически не изменялись и представляли собой фрагмент естественного смешанного леса с участием ели обыкновенной, берёзы повислой, сосны обыкновенной, осины и других видов, характерных для лесов, окружающих Екатеринбург.

После смерти хозяина в 1823 г. владельцем усадьбы стал Пётр Яковлевич Харитонов, замужем за которым была дочь Льва Ивановича — Мария. В это время усадьба была лучшей в Екатеринбурге, о чём свидетельствует интерес к ней у знаменательных особ XIX в. В сентябре 1824 г. в ней проживал царь Александр I, а в мае 1837 г. останавливался наследник — Александр II. В 1833 г. в Париже был выпущен альбом иллюстраций крупного учёного и путешественника — профессора физики и химии Казанского университета А.Я. Куп-фера «Путешествие на Урал, предпринятое в 1828 году», в котором были опубликованы снимки усадьбы, выполненные Карлом Клаусом [5]. Сад «на скате горы, с прекрасными цветниками, оранжереями, беседками и прудом» [6] был любимым местом отдыха горожан. По воспоминаниям Д. Сигова [6], «сад всегда открыт для публики, и в хорошие летние дни, особенно в праздничные, посещается лучшим обществом, и приносит много удовольствия. Этот сад мог бы быть украшением и столицы, а в Екатеринбурге почитается редкостью, где, кроме его, нет ни одного публичного сада».

Второй этап формирования облика парка условно начинается со ссылки Харитонова и передачи усадьбы в собственность владельцев Кыштымских заводов, которые

сдавали помещения дома различным учреждениям и частным лицам. Так, в 1880-е гг. часть дома арендовало Екатеринбургское реальное училище. К тому времени усадьба уже не имела того вида, которым по праву гордились первые наследники Расторгуева: она носила запущенный характер, постройки находились в неудовлетворительном состоянии.

В 80-е гг. XIX в. сад был передан в аренду мещанину В.В. Семёнову [7] и носил название по имени старого владельца: парк Харитонова.

Роль сада в этот период стала приобретать совсем иной характер: пейзажные картины и образы смещаются на второй план, появляются утилитарные постройки (павильоны, киоски), из усадебного сада для тихого отдыха и романтических прогулок парк трансформируется в общественный увеселительный парк развлечений, целью которого является получение доходов. С посетителей взымалась плата за вход, однако сад по-прежнему «доставлял немало удовольствия публике». В нём был обустроен летний театр, в котором ставились «всевозможные драматические, оперные и опе-реттные представления» [8]: «Для летнего помещения театр устроен хорошо, это не тот балаган, в котором несколько дней тому назад дождь поливал публику, теперь все сделано заново, и можно смело идти туда»

[8]. «Множество новых сооружений, начиная от небольших киосков тут и там раскинутых по саду <...> Хорошо утрамбованные дорожки и аллеи, вечером освещаемые множеством разноцветных фонарей, электрическое освещение, газовые солнца, различные игры и увеселения: бильярд, кегли, тир, фейерверк...».

Организация досуга горожан потребовала немало затрат, на 1895 г. входные билеты продавались номиналом в 50 коп.

[9], что мог себе позволить не каждый желающий, однако основным источником дохода арендатора были не спектакли и игры, а продажа спиртного. Несмотря на дурную репутацию в глазах горожан [7] в парке велось благоустройство: возвели деревянное ограждение, лестницы на спуске от купольной ротонды обезопасили деревянными перилами, велись посадки. На фотографии 1910 г. на первой из лучевых аллей, ведущих от купольной ротонды, хорошо видны

[10] посадки липы мелколистной в возрасте 12-14 лет (рис. 1).

Рис. 1. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.: вид на Вознесенскую церковь и утраченную беседку-ротонду

С введением «сухого» закона в 1914 г. арендатор оставил неприбыльное дело. После революционных событий 1917 г. долгое время дом Харитоновых передавали из рук в руки, пока в 1936 г. усадьбу вместе с са-

дом не передали в бессрочное пользование «Дворцу пионеров» [11]. За это время парк сильно обветшал. В 1924 г. на острове под деревянной беседкой произошёл провал, беседка полностью была утрачена (рис. 2).

Рис. 2. Деревянная беседка на острове до реконструкции, 1920-1930-е гг., опубликована в 1936 г. [12]. Почтовая карточка, 1933-1934 гг., сад Облпрофсовета

Судя по почтовой карточке 30-х гг. XX в. (рис. 2), изначально открытая беседка была утеплена, поставлена печка, использовалась клубом для игр.

Важным этапом в формировании парка была его масштабная реконструкция архитектором В.В. Емельяновым в 1937 г., в результате которой парк был сведён в границы 7 га. На острове вместо руин воз-

ведена каменная ротонда-фонтан, площадка ротонды и деревянные лестницы были оформлены каменной балюстрадой, произведены посадки тополей по берегу пруда. Сад в результате преобразований приобрёл дух советской любви к Родине, были созданы новые павильоны по мотивам русских сказок, под строительство которых были расчищены новые площади, исторически

занятые посадками. Согласно данным П.В. Луговых [13], к середине XX в. в парке насчитывалось около 2,5 тыс. деревьев и 12 тыс. кустарников (всего 32 вида), среди которых были липа, берёза, лиственница, ель, пихта, рябина, черемуха, яблоня сибирская, сирень и др.

До следующей реконструкции в 1984 г. в парке никаких работ не велось. Главное композиционное звено - купольная ротонда в верхней части парка (рис. 1) - была утра-

чена при пожаре до проведения реконструкции (сер. 1990-х гг.). Со времени основания (ок. 1830 гг.) она использовалась в качестве буфета (после реконструкции 1937 г.); позже, до 50-60-х гг. XX в., была передана под читальный зал библиотеки; в 60-е гг. в ней расположили склад театральных декораций. Китайская беседка над гротом тоже была утрачена. Последнее упоминание о ней сохранилось на плане 1950 гг., где она имела круглую форму (рис. 3).

Рис. 3. Вход и разрез винного грота с беседкой [14]

За последующий период до нашего времени найдено недостаточно сведений для восстановления этапов последующих преобразований парка. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что парк, как и прежде, имел увеселительный и доходный характер. В 1992 г. ветхий деревянный двухметровый забор заменили кованой металлической оградой, которой «здесь не было, но реставраторы считают, что не многим погрешили против истины, взяв за образ ограду соседнего храма» [15]. Это позволило в некоторой степени сохранить сам парк, но образ его вновь претерпел значительные изменения. По сведениям на 1995 г., липы вдоль лучевых аллей, представленные на фотографиях Прокудина-Горского, были вырублены [16]. Те же данные указывают на то, что установлена новая система водоснабжения насосами из подвалов института «Уралгипроруда» (ул. Мамина-Сибиряка, дом 85), которая была нарушена при прочистке в 1976 г. Восстановление прежней системы питания пруда истоком речки Засухин Ключ [7] сочтено невозможным. Как объяснял инженер Дворца творчества учащихся отсутствие проводимых в парке работ, «реставрировать парк обойдётся дороже, чем снести и построить все его фрагменты заново» [17]. В последую-

щие затем годы в парке проводились лишь мероприятия, направленные на удаление старых и больных деревьев (вырубка более 1 тыс. деревьев [18]), включая исторические посадки: например, тополь белый в 2005 г. у Детского экологического центра; возраст второго сохранившегося дерева сейчас достигает 112 лет). Лишь за последние три года интерес к Харитоновскому саду возобновился, встал вопрос о его реставрации, проводятся мероприятия по подсадке деревьев, проектированию мест отдыха.

Выводы

Парк претерпел за всё время своего существования, будучи всегда востребованным и любимым горожанами, разительные изменения, подстраивающиеся под этапы преобразования самого осмысления российским народом своего места в истории. Наиболее наглядно это выразилось в смене знаковых малых архитектурных форм: павильонов, беседок, ротонды, грота и др. Трансформация образа парка, выраженного через архитектурные сооружения, не всегда совпадала с реконструкцией насаждений. В наибольшей степени выражают стилистику парка малые архитектурные формы эпохи расцвета, а именно 40-60-е гг. XIX в.

Библиографический список

1. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1989. 160 с.

2. Раскин А.М. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области. Екатеринбург: РОО НИИМК, 2007. 160 с.

3. Екатеринбург за 200 лет (1723-1923). Екатеринбург: Типография «Гранит», 1923. 364 с.

4. Владимирский Д. Сад в центре // Вечерний Свердловск. 1969. 2 августа. С. 4-5.

5. Зорина Л.И. О книге «Путешествие на Урал» А. Купфера // Урал. старина: Лит. -краевед. зап. Екатеринбург, 1996. Вып. 2. С. 72-75.

6. Сигов Д. Описание города Екатеринбурга и его окрестностей // Заволжский муравей. Казань: Казанский ун-т, 1834. Ч. 3. № 22. С. 446-462.

7. Зорина Л.И., Слукин В.М. Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург: «Баско», 2005. 256 с.

8. Хроника // Екатеринбургская неделя. 1887. 23 июня. С. 513.

9. Рябова С. А. Увеселительные сады в социокультурном пространстве городов России в конце XIX - начале ХХ века: Автореферат дис. ...канд. ист. наук. М., 2016. 304 с.

10. Prokudin-Gorskii Collection // Library of Congress: Prints & Photographs Online Catalog. - Washington, 2015. URL: http://www. loc.gov/pictures/collection (Дата обращения: 13.10.2016 г.).

11. Козинец Л.А. Композиционная роль усадьбы Расторгуева-Харитонова (ныне дворец пионеров) в системе застройки исторически сложившегося центра г. Свердлов-

ска / Вопросы теории и практики архитектурной композиции. М.: Моск. орд. труд. Крас. знам. арх. ин-т, 1979. Ч. 10. С. 64-70.

12. Garden showing a pavilion, Sverdlovsk, Soviet Union Collection: Centre Cana-diend'Architecture / Canadian Centre for Architecture. Montréal, 2016. URL: http://www. cca.qc.ca (Дата обращения: 13.10.2016 г.).

13. Луговых П.В. Озеленение Свердловска. Свердловск: Изд-во МКХ РСФСР, 1959. 60 с.

14. Раскин А.М. Знаменитые усадьбы Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008. С. 18-19.

15. Сидоров М. Белоколонный, таинственный, многострадальный // Вечерний Екатеринбург. 1992. 3 окт. С. 8.

16. Пейзаж. Восстановление парка // Урал. 1995. № 2. С. 267-268.

17. Краеведы сомневаются // Республика. 1996. 29 авг. № 37(146). С. 3.

18. Шевлякова М.И., Луганская С.Н. Характеристика насаждений Харитоновско-го сада, г. Екатеринбург // Пермский аграрный вестник. Пермь: Изд-во ИПЦ «Про-кростъ», 2016. № 2 (14). С. 94-100.

Материал поступил в редакцию 24.03.2017 г.

Сведения об авторах

Шевлякова Мария Игоревна, аспи-рантка,УГЛТУ, 620100, Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 37; тел.: +7(912)252-09-18; e-mail: shevlyakovamaria@gmail.com.

Аткина Людмила Ивановна, д-р с.-х.н., проф., зав. каф. ландшафтного строительства, УГЛТУ, 620100, Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 37; e-mail: Atkina@mail.ru.

M.I. SHEVLYAKOVA, L.I. ATKINA

Federal state budgetary educational institution of higher education «The Ural state forestry engineering university», Yekaterinburg, Russian Federation

TRANSFORMATIONS OF THE SYMBOLIC LANDSCAPE ELEMENTS OF THE KHARITONOV GARDEN, YEKATERINBURG

This article is devoted to current issues in the restoration by the example of the object of heritage of the Federal value «the House of Kharitonov, XIX century». The garden at the estate of Kharitonov-Rastorguev was laid in 1820-ies designed in the English style. It is unique as the only surviving public Park in the city of Yekaterinburg.The aim of the present work is to trace the transformation of the emblematic elements of the landscape architecture in the Park. For the study there were chosen the objects, both under protection and preserved and lost, but particularly valuable for structural planning of the Park: arbours, dome rotunda, rotunda-fountain, pond and adjacent row plantings, radial paths. There are marked four stages of garden transformation. At the beginning of each stage the garden was given a new functional purpose: a private plot of land, public amusement park, soviet park of culture and recreation, modern public park of historical heritage, but due to the absence of the proper

nPMPOAOOByCTPOÉCTBO

care and territory development plan it remained neglected before each of the subsequent reconstructions. By the present time the garden has undergone significant changes of its historic appearance. This was most clearly expressed in the change of symbolic small architectural forms: pavilions, arbors, rotunda, grotto and others. To return the heritage look to its original appearance, it is necessary to restore the appropriate historical landscape plantings survived in the park photographs of the early XX century as well as small architectural forms of the heyday, namely the 40-60-ies of the XIX century which most express the style of the park.

The Students Creativity Palace of Yekaterinburg, Kharitonov Gardens, reconstruction, restoration of historical appearance, preservation of historical heritage, ethical principles of restoration, archive data.

References

1. Kozinets L.A. Kamennaya letopis goroda. Sverdlovsk: Sred. - Ural. kn. izd-vo, 1989. 160 s.

2. Raskin А.М. Klassitsizm v pamyat-nikah arhitectury Scerdlovskoj oblasti. Yekaterinburg: ROO NIIMK, 2007. 160 s.

3. Yekaterinburg za 200 let (1723-1923). Yekaterinburg: Tipografiya «Granit», 1923. 364 s.

4. Vladimirsky D. Sad v tsentre // Vechernij Sverdlovsk. 1969. 2 avgusta. S. 4-5.

5. Zorina L.I. O knige «Putishestvie na Ural» А. Kupfera // Ural. starina: Lit. - kraeved. zap. Yekaterinburg, 1996. Vyp. 2. S. 72-75.

6. Sigov D. Opisanie goroda Yekaterin-burga i ego okrestnostej // Zavolzhskij mu-ravej. Kazan: Kazansky un-t, 1834. Ch. 3. № 22. S. 446-462.

7. Zorina L.I., Slukin V.M. Ulitsy i plosh-chadi starogo Yekaterinburga. Yekaterinburg: «Basko», 2005. 256 s.

8. Hronika // Yekaterinburgskaya nedelya. 1887. 23 iyunya. S. 513.

9. Ryabova S.A. Uveseliteljnye sady v sot-siokuljturnom prostranstve gorodov Rossii v kont-se XIX - nachale ХХ veka: Avtoreferat dis. ... cand. ist. nauk. М., 2016. 304 s.

10. Prokudin-Gorskii Collection // Library of Congress: Prints & Photographs Online Catalog. - Washington, 2015. URL: http://www. loc.gov/pictures/collection (Data obrashcheni-ya: 13.10.2016 g.).

11. Kozinets L.A. Kompozitsionnaya ro-lj usagjby Rastorgueva-Kharitonova (nyne dvorets pionerov) v sisteme zastrojki istoricheski slozhivshegosya tsentra g. Sverdlovska. / Vo-prosy teorii I praktiki arhitekturnoj compozitsii.

М.: Mosk. ord. trud. Kras. Znam. arh. in-t, 1979. Ch 10. S. 64-70.

12. Garden showing a pavilion, Sverdlovsk, Soviet Union Collection: Centre Cana-diend'Architecture / Canadian Centre for Architecture. Montréal, 2016. URL: http://www. cca.qc.ca (Data obrashcheniya: 13.10.2016 g.).

13. Lugovyh P.V. Ozelenenie Sverdlovska. Sverdlovsk: Izd-vo МКH RSFSR, 1959. 60 s.

14. Raskin А.М. Znamenitye usadjby Sverdlovskoj oblasti. Yekaterinburg: Sokrat, 2008. S. 18-19.

15. Sidorov М. Belokolonny, tainstvenny, mnogostradaljny // Vechernij Yekaterinburg. 1992. 3 okt. S. 8.

16. Pejzazh. Vosstanovlenie parka // Ural. 1995. № 2. S. 267-268.

17. Kraevedy somnevayutsya // Respubli-ka. 1996. 29 avg. № 37(146). S. 3.

18. Shevlyakova M.I., Luganskaya S.N. Harakteristika nasazhdenij Kharitonovskogo sada, g. Yekaterinburg // Permsky agrarny vestnik. Perm: Izd-vo IPTS «Prokrostj», 2016. № 2 (14). S. 94-100.

The material was received at the editorial office

24.03.2017

Information about the authors

Shevlyakova Maria Igorevna, Post-Graduate Student; FSBEI HE USFEU, Yekaterinburg; 620100, Yekaterinburg, 37 Sibir-sky tr. St.; tel.: +7(912) 252-09-18; e-mail: shevlyakovamaria@gmail.com.

Lyudmila Ivanovna Atkina, doctor of agricultural sciences, professor, head of the landscape building chair, FSBEI HE USFEU, Yekaterinburg, 37 Sibirsky tr. St.; e-mail: Atkina@mail.ru.

№ 4' 2017

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.