Научная статья на тему 'Преобразования форм управления в колониальном Туркестане'

Преобразования форм управления в колониальном Туркестане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
678
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ТУРКЕСТАН / КОЛОНИАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / СУД / РЕВИЗИЯ / RUSSIAN EMPIRE / COLONIAL ADMINISTRATION / COURT / TURKISTAN / REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамадалиев И.

Статья посвящена одному из важнейших вопросов отечественной истории специфике местного управления в Туркестанском крае в конце XIX начале XX столетий. Автор освещает также проблемы видоизменения в системе административного управления в Туркестанском крае, характер и сущность колониальной политики. Кроме того, автор статьи проводит сопоставительный анализ пакета законов, изданных в 1865, 1867, 1886 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations of Managerial Forms in the Colonial Turkistan

The article dwells on one of the most important issues of home history the peculiarities of local management in Turkistan region at the end of the XIX-th the beginning of the XX-th с. c. The author highlights also the problems of modifications in the system of administrative management in Turkistan region, character and essence of colonial policy. Besides, the author conducts a correlative analysis of the packet of laws published in 1865, 1867, 1867.

Текст научной работы на тему «Преобразования форм управления в колониальном Туркестане»

— ,68~ ~ НО МАИ донишгох 1

И. Мамадалиев

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В КОЛОНИАЛЬНОМ ТУРКЕСТАНЕ

Ключевые слова: Российская империя, Туркестан, колониальная администрация, суд, ревизия

В исследовании вопросов социально-экономического развития общества имеет большое значение понимание функционирующих здесь институтов управления. В частности, немаловажный интерес представляет изучение специфики местного управления в Туркестане в конце XIX - начале XX вв., претерпевшей в тот период заметные трансформации в силу завоевания региона Российской империей. Во второй половине XIX века в результате завоевания Российской империей Средней Азии на её территории организовывалось не только новое административное деление, но и специфическая административно-управленческая система.

В целях более четкого административно-хозяйственного подчинения окраин и демонстрации толерантности административной политики на начальном этапе было принято решение сохранить низовые традиционные системы управления в регионе, особенно систему налогообложения [4,8].

В рамках дальнейшего совершенствования системы управления в администрации Туркестана был подготовлен целый ряд проектов «Положений» по управлению краем. Однако первоначальные варианты проекта не были утверждены в силу недостаточного отражения интересов империи в крае.

12 июня 1865 г. был утвержден проект «Положения об управлении Туркестанским краем» [5,1]. Одной из главнейших

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 169~

его задач было подчинение интересам империи системы землепользования в регионе. В последующие годы Туркестанский край управлялся на основе «Положения» 1867 г., с введением изменений и дополнений, с целью «довести до минимума государственные затраченные средства в управление» [3,289].

До прихода русских в Среднюю Азию функционировали традиционные институты управления. Система традиционного местного управления, тесно связанная с политической, социально-экономической и культурной жизнью общества, с присутствием русских, была подвергнута кардинальным изменениям. Во-первых, в целях упрочнения колониального господства в крае был внедрен новый метод в системе налога и налогообложения; во-вторых, были разрушены родственные отношения в кочевой среде; в-третьих, была сделана попытка по усилению политики уменьшения влияния светских и духовных авторитетов среди оседлого населения и родоплеменной знати среди кочевников.

Согласно проекту «Положения об управлении Туркестанским краем» 1867 г., оседлое население на основе одноэтапной структуры объединялось в аксакальства, а кочевое население на основе двухэтапной структуры - в волости и аулы.

Представители коренного населения достаточно широко были представлены в низовых структурах системы управления в качестве управителей волостей, старшин аулов, народных судей и их помощников, арык-аксакалов, мирабов, элликбаши, унбаши и прочие. Для представителей коренного населения, несших службу в системе административного управления, было установлено ежегодное жалованье и право получения различных поощрений [1,293]. Ежегодное жалованье управляющего волостью составляло 500 руб., его помощника - 200 руб., аксакалов, старшин аулов и их помощников - от 40 до 200 рублей [11,4].

При участии коренного населения функционировали такие общественные органы, как волостные, сельские чрезвычайные собрания и съезды. В дальнейшем по «Положению об управлении Туркестанским краем» 1886 г., взамен одноэтапной избирательной системы для оседлого населения вводилась двухэтапная система. Право участия в сельских и аульных собраниях получили все

— 170

НОМАИ донишгох

владельцы кибиток и дворов данной общины [10,24]. Голосование проходило на основе сбрасывания в ящики шариков за кандидатов. Составлялись сведения о кандидатах, где содержалась краткая информация о возрасте, образовании, имуществе, семье кандидата. Итоги выборов утверждались уполномоченным правительства, после чего передавались начальнику уезда. Начальник уезда подавал сведения военному губернатору области. Губернатор области издавал приказ об утверждении избранного кандидата [9,180].

Несмотря на то, что внешне система выборов в низовые структуры административной системы была основана на свободном волеизъявлении граждан, на практике все вопросы, связанные с выборами, утверждением и деятельностью должностных лиц нижнего звена, находились под жестким контролем представителей верхушки колониальной администрации, в частности, уполномоченных колониального правительства [7,6]. Последние, по своему усмотрению, имели право назначать на местные управленческие должности любого человека без проведения выборов [6,21].

С укреплением позиций колониальной административной системы в крае в начале 90-х годов XIX в. начался второй этап реформы, направленный на дальнейшее утверждение системы колониального управления. К этому моменту в значительной степени были изучены особенности менталитета и образа жизни местного населения. На основе этого была предпринята попытка еще большего подчинения деятельности нижнего звена управления интересам колониальной империи.

Крупные народные волнения, в частности, восстание 1898 г., вынудили колониальные власти активизировать деятельность по приближению местных управленческих порядков к общеимперским. Для этого был создан отдельный специальный орган по контролю над населением, который осуществляли назначенные волостные и уездные начальники, а также народные судьи, которые утверждались военным губернатором без выборов.

На начальном этапе колониальная администрация была вынуждена проводить «реформы» с учетом традиционных интересов местного населения. В результате, в компетенции

С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 171 ~

местного управления были сохранены такие функции, как сбор налогов, распределение и передача собранных налогов в государственную казну, аграрные и ирригационные вопросы. Помимо этого, вопросы, связанные со строительством и ремонтом дорог, мостов также находились в ведении местных органов управления [2,3].

Местное управление в некоторой степени было превращено в исполнительной орган, на который возлагалось решение социально-экономических вопросов, не противоречащих интересам империи. Деятельность низового управления полностью находилась под контролем краевой администрации.

Социально-экономические проблемы на местах разрешались, главным образом, за счет осуществления общественных мероприятий, а также благодаря усилиям частных лиц, обладавших более широкими материальными и функциональными возможностями. Это способствовало росту их авторитета, что вызывало опасения у имперских чиновников. Краевая администрация прилагала все усилия для обеспечения подконтрольности этих лиц, внесения соответствующих изменений в систему местного управления.

Несовершенство новой системы управления приводило к многочисленным злоупотреблениям на всех ее уровнях. В частности, серьезные нарушения имели место при сборе налогов. Непрерывный рост налогов и злоупотребления представителей низовых звеньев управления порождали недовольство местного населения. Царские чиновники, проводившие ревизию (Гире Ф.К., Пален К.К.), вынуждены были констатировать, что причиной всего этого было усиление своеволия должностных лиц, злоупотребления должностными полномочиями, широко распространенное взяточничество среди представителей всех звеньев управления [8,12].

Колониальная администрация Туркестана, учитывая опыт имперской политики в других регионах с мусульманским населениям (например, Кавказ, Сибирь и Западные окраины) поначалу сохраняла суды казиев и суды биев с ограниченными полномочиями и постепенно проводила их в соответствие с

— НОМАИ ДОНИШГОХ

общеимперской судебной системой. Согласно проекту «Положения об управлении Туркестанским краем» 1867 г., в крае действовали три института судебной власти - военный суд, русский суд, осуществлявший деятельность по общеимперским законам, и народный суд.

«Положение об управлении Туркестанским краем» 1886 г. еще больше ограничило полномочия шариатских судов [5,1]. За ними было оставлено право заверения каких-либо документов, фиксирующих сделку между представителями коренного населения, отправка лиц, отбывших срок заключения к постоянному месту жительства. Казийский съезд лишался права пересмотра переговоров, принятых казийскими судами. Изменилась и процедура назначения на должность казиев: «народных судей теперь избирало не население, а элликбаши -низшие официальные чиновники. Казийские и бийские суды в основном стали решать хозяйственно-бытовые вопросы» [6,21].

Несмотря на жесткий административный контроль колониальных властей, деятельность отдельных представителей местных органов управления Туркестана осуществлялась, исходя из интересов коренного населения. Это отражалось в их деятельности по защите прав коренного населения края, в решениях вопросов социальной жизни на местах, а также в выступлениях против произвола чиновников местного и краевого уровней.

Система традиционного управления в Туркестане сохранила в основных чертах свои функции на протяжении всего колониального периода, более или менее успешно решала внутренние проблемы, оставаясь важным институтом регулирования социальной жизни местного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Временное положение об управлении Туркестанской области. 11 июля 1865. СПб., 1867

2. Инструкция о правах, обязанностях и круге действий сельских должностных лиц. -Ташкент. 1908

3. Кипякина Н.С., Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. -М.: Наука, 1984

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ У~ 173 ~

4. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К.К.Паленом. Сельское управление: Русское и туземное. СПб. 1910

5. Положения об управлении Туркестанского края. СПб. 1886

6. ЦГАРУз. Ф. И - 1, оп. 23, дЛ4, л. 21.

7. ЦГА РУз. Ф. И - 19, on. 1, д. 4, л. 6.

8. ЦГА РУз. Ф. И - 19, on. 1, д. 7, л. 12.

9. ЦГА РУз. Ф. И - 19, on. 1, д. 9820, л. 180.

10. ЦГА РУз. Ф. И - 25, on. 1, д. 6, л. 24.

11. ЦГА РУз. Ф. И - 276, оп. 2, д. 5, л. 4.

Преобразования форм управления в колониальном Туркестане

И. Мамадалиев

Ключевые слова: Российская империя, Туркестан, колониальная администрация, суд, ревизия

Статья посвящена одному из важнейших вопросов отечественной истории - специфике местного управления в Туркестанском крае в конце XIX - начале XX столетий. Автор освещает также проблемы видоизменения в системе административного управления в Туркестанском крае, характер и сущность колониальной политики. Кроме того, автор статьи проводит сопоставительный анализ пакета законов, изданных в 1865, 1867, 1886гг.

Transformations of Managerial Forms in the Colonial Turkistan

I.Mamadaliev

Key words: Turkistan, Russian empire, colonial administration, court, reform

The article dwells on one of the most important issues of home history - the peculiarities of local management in Turkistan region at the end of the XlX-th - the beginning of the XX-th с. c. The author highlights also the problems of modifications in the system of administrative management in Turkistan region, character and essence of colonial policy. Besides, the author conducts a correlative analysis of the packet of laws published in 1865, 1867, 1867.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.