Научная статья на тему 'Институциональные изменения среднеазиатского общества в колониальном периоде'

Институциональные изменения среднеазиатского общества в колониальном периоде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / TRANSFORMATION / RADICALIZATION / COLONIZATION / CIVILIZATION / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамадалиев И., Махмудова Н.

В статье рассказывается о целенаправленной политике царской России, то есть об обустройстве имперской окраины. В роли экспериментального поля выступает Центральная Азия. Главными гипотезами, которые автор ставит перед собой и пытается показать через призму исторической действительности, являются: трансформация социально-политического института среднеазиатского общества, а именно, радикальное изменение в системе политического управления, судебной системы, а так же изменения исторической географии и социума. Прослеживается так же имперская политика через ее колониальный аппарат, которая отражается в ее «Положениях» и « Указах» по отношению к окраине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Alterations of the Middle Asian Society in the Colonial Period

The article dwells on the targeted policy of tsarist Russia in reference to the arrangement of the imperial outskirt. It is Central Asia that is presented as an experimental field. The principal hypotheses the author moves forward and attempts to manifest through the prism of historic reality are: transformation of the social-political institute of the Middle Asian society and namely radical alterations in the system of political governance, forensic system; the changes of historical geography and socium being included too. Imperial policy is traced through its colonial managerial service reflected in “Provisions ” and “Deeres ” in relation to the outskirt.

Текст научной работы на тему «Институциональные изменения среднеазиатского общества в колониальном периоде»

ТАЪРИХ ВА Х,УК,УК,ШИНОСЙ ИСТОРИЯ И ПРАВОВЕДЕНИЕ

И. Мамадалиев., Н. Махмудова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ОБЩЕСТВА В КОЛОНИАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Ключевые слова: трансформация, радикализация, колонизация, цивилизация, геополитика.

Вторая половина XIX в. в истории Центральной Азии знаменуется не только завоеванием обширной территории со стороны Российской империи, но также кардинальным изменением ее социально-политического института. Завоевания преследовали не только геополитический, но также и торгово-экономический характер. В целом, трансформация происходит в жизни, политике, экономике и общественном строе среднеазиатских государств следующим образом:

- военная экспансия царской России и захват Кокандского, Пухарского и Хивинского ханств;

- полная, как в случае с Кокандом, или частичная, как в Пуха ре и Хиве, утрата независимости, создание колониальных структур власти:

- формирование законодательного пространства, закрепившего экономическое и политическое господство царизма, диктат российского торгового, промышленного и финансового капитала;

- создание новых экономических условий, ориентированных на расширение рыночного обмена между Средней Азией и Россией, радикализировавших колонизационные процессы и вызвавших неизбежные деформации экономических структур региона;

- полное игнорирование национальных интересов народов региона, их элементарных прав и их массовое порабощение.

Агрессия царизма, иачавшася с середины XIX в., с первых же шагов сопровождалась глубокой разведывательной работой, перманентным нарушением территориальной целостности Центральной Азии.

На завоеванных территориях создаются новые формы административного деления: сначала Туркестанская область, а затем Туркестанское генерал-губернаторство. На местах администрацию возглавляли начальники отделов, одновременно являвшиеся военными комендантами. Им подчинялись управляющие местным населением, назначаемые из царских чиновников и осуществлявшие общий контроль над сбором податей и налогов с коренного населения.

В судебной сфере были сохранены суды казиев для оседлого населения и суды биев для кочевого. Но одновременно были внесены некоторые изменения в структуру и функции этих судов, которые свелись:

- к управлению правами всех казиев, путем упразднения должности кази-калона;

- к введению выборности судей на трехлетний срок, предоставлению права истцу обращаться к тому казию, которому он больше доверял;

- дела, затрагивающие в какой-то мере интересы царизма или русского населения, или дела, влекущие по законам шариата смертную казнь или тяжелое увечье, передавались на рассмотрение царских судов;

- военному губернатору предоставлялось право заменять отдельные приговоры казийских и бийских судов соответствующими наказаниями российских военно-уголовных законов(1,8).

Народы Туркестана с самого начала были отданы под двойной гнет. Сохраненная для них ханская административно-налоговая

Г УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 143 ~

система оказалась не только не подорванной, но, напротив, усиленной всей мощью военно-полицейского государства и его методами национально-колониального угнетения.

Практика управления Туркестанской областью на началах, сформулированных в «Положении» 1865 г., показала, что откровенный оккупационный режим недостаточно эффективен. Он не обеспечивал, с точки зрения царизма, полноценной системы налогообложения, а, главное, оказался не в состоянии подорвать политическое влияние тех социальных слоев местного общества, которые открыто выступали против навязываемого режима - это мусульманское духовенство, крупные землевладельцы, родовая аристократия у кочевников, бывшие ханские чиновники и др.

Торгово-промышленные круги России, крайне заинтересованные в эксплуатации природных богатств Туркестана, настойчиво пропагандировали необходимость более или менее решительных изменений в социально-экономическом строе среднеазиатских владений, сближения их в этом плане с коренными российскими областями, создания удобных путей сообщения. Они критиковали русскую администрацию за вмешательство в местные обычаи и законы и призывали ее искать и находить равновесие между местными условиями и требованиями скорейшего введения в крае российских органов управления.

Тем временем была создана новая административная единица, то есть Туркестанское генерал-губернаторство (3,163). Перед новой администрацией была поставлена задача - открыть «широкий и легкодоступный путь» российской торговле и промышленности в Среднюю Азию (5,21).

При выработке первых программных документов по управлению Туркестанским генерал-губернаторством определяющим оказался фактор «военной ситуации». Они появлялись на свет по мере захвата царизмом все новых и новых территорий среднеазиатских ханств и потому, как правило, имели «временный» характер. Например, «Проект положения об управлении в Сырдарьинской и Семиреченской областях 1867 г.» был введен «в виде опыта» на три года, а действовал в течение 20 лет. Также обстояло дело с «Временными правилами управления

Зеравшанским округом 1868 г.», «Временными правилами по управлению Амударьинским отделом 1874 г.» и «Временным положением по управлению Ферганской областью 1876 г.».

Все они в своей основе подтвердили «нераздельность военной и административной власти и соединение ее в одних руках». Вместе с тем, вышеуказанный ситуационный фактор и незнание колониальными чиновниками традиционных социально-правовых и цивилизационных норм местного общества вынудили царизм пойти на своеобразный «компромисс» - введение выборной системы, занятие низших административных должностей представителями коренного населения края. Хотя практика действия этой системы продемонстрировала ее чисто фиктивный характер.

В сфере правоотношений решено было оставить шариат и местные обычаи до времени, как говорилось в документах, «когда они будут определены русским законом», предусматривалось «отстранение в туземном управлении всего того, что окажется решительно вредным в интересах государства», а также планировалось постепенное развитие органов власти «сообразно возникновению и усложнению требований местного управления».

Эти общие принципы так называемого «военно-народного» управления развивались и детализировались в многочисленных указах, инструкциях и директивах, издававшихся как в Ташкенте, так и в Петербурге по линии Военного министерства, курировавшего подотчетное ему Туркестанское генерал-губернаторство.

Вершиной колониальной системы власти был генерал-губернатор, назначаемый царем. Он сосредотачивал в своих руках внешнеполитические, административные, военные, судебные, полицейские, хозяйственные вопросы. Также определял размеры налогового обложения населения Туркестана, предоставлял иностранцам русское подданство, имел право высылать из края по политическим мотивам любого на срок до 5 лет, передавать дела на рассмотрение военных и военно-полевых судов, имел право конфирмации приговоров о смертной казни, выносимых как царскими судами, так и судами казиев и биев. Как видим, за ним было закреплено право владеть и управлять народами Туркестана

при помощи бюрократической машины, которая приводилась в движение целой армией военных и гражданских чиновников.

Главным звеном этой машины была Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора - высший бюрократический орган колониального аппарата царизма, решавшего судьбы многих тысяч людей. Созданная в 1867 г. и состоявшая, на первых порах из 4-х, позднее из 9 отделений, канцелярия ведала вопросами административно-штатного и инспекторского порядка, земельными вопросами и повинностями, дорожным строительством и горным делом, решением вопросов, связанных с протекторатом Российской империи над Хивой и Бухарой и связями с сопредельными странами Востока.

Особо значительной была роль канцелярии в подготовке и проведении в жизнь различных нормативных актов по управлению краем. Вместе со специально созданными правительственными комиссиями Канцелярия принимала участие в разработке всех законопроектов, касающихся Туркестана и представляла их на рассмотрение министерств, ведомств и государственного Совета России. Несмотря на то, что Канцелярия являлась исполнительным органом при генерал-губернаторе, она во всех отраслях управления оставалась решающей, вплоть до 1886 г., когда начало действовать новое «Положение об управлении Туркестанским краем», резко ограничившее ее права в экономической и судебной сферах.

Состав Канцелярии во все времена существования колониального режима оставлял желать лучшего. Часто под маской личного «усердного служения» царизму скрывались люди малокомпетентные в вопросах административного управления, казнокрады и взяточники. Широкую негативную огласку в местной и российской печати получили действия чиновников кауфманской администрации П.П.Каблукова, Головачева, Савенкова, Гуюса и других, занимавшихся незаконными операциями с земельными участками коренного населения, лишая их пастбищ и угодий, разного рода злоупотреблениями служебным положением.

В областях Туркестана полными «хозяевами» положения были военные губернаторы, являвшиеся одновременно командующими войсками на правах командиров корпусов или дивизий, в

зависимости от численности войск, расквартированных в той или иной области. Наряду с административными, военные губернаторы были наделены полицейскими и судебными функциями. Им предоставлялось право подвергать штрафу лиц коренной национальности на сумму не свыше 100 рублей и аресту в административном порядке на срок не более месяца. В их компетенцию входил также контроль над деятельностью всех судебных и карательных учреждений, утверждение приговоров по политическим и уголовным делам, рассмотрение прошений и жалоб местного населения на противоправные действия низовых звеньев колониальной администрации (2,109-126).

Важнейшими административными учреждениями в областях являлись правления при военных губернаторов. Они состояли из отделений, количество которых возрастало по мере утверждения и усиления колониального режима. Так, если в начальный период действовало всего 3-4 отделения: распорядительное, хозяйственное, судное и бухгалтерская часть, то к середине 80-х годов XIX в. были открыты строительное, межевое, сельско-врачебное, ветеринарное. А по заведованию государственным имуществом были открыты поземельно-податное и лесное отделения, а также типографии и статистические комитеты при каждом областном правлении.

Главная роль в областных правлениях была всегда отведена хозяйственному отделению, на которое были возложены следующие важные функции: поземельное «устройство» оседлого и кочевого населения, заведование делами о вакуфах. Сюда также относились дела по водопользованию и податному обложению коренного населения, составление смет денежных земских повинностей и заведование земскими расходами, наблюдение за взиманием таможенных пошлин, оформление и выдача лицензий на разработку сырьевых ресурсов края, оформление торговых сделок и подрядов. Хорошо просматриваемая тенденция к всеобъемлющей регламентации и бесцеремонному вмешательству колониальной власти во все сферы жизни коренного населения становится еще яснее и четче при рассмотрении структуры и функций низовых органов управления. Прежде всего, это касается

уездной администрации во главе с уездными начальниками. Последние, как правило, совмещали несколько должностей: городского главы, земского начальника, председателя поземельно-податного присутствия, полицмейстера, командующего войсками, расквартированными в уезде (5,12).

Колониальная система, действовавшая в Центральной Азии на протяжении второй половины XIX - начала XX столетий, лишила его народа не только собственной системы управления, но также, отрезав возможные пути их самостоятельного участия в общецивилизационных процессах развития, нанесла серьезный ущерб социо-культурным параметрам общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кауфманский сборник. - Москва, 1910

2. Проект положения об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях. СПб., 1867

3. Проект всеподданнейшего отчета генерал-адъютанта К.П.Кауфмана по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. 7 ноября 1867 -март 1881 г. СПб., 1885

4. ЦГА Респ. Уз. Ф. И.-19, оп. 34, д. 555, л. 12

5. ЦГА Респ. Уз. Ф. И.-1, оп. 34, д. 78, л. 21

Институциональные изменения среднеазиатского общества в колониальном периоде

И. Мамадалиев., Н. Махмудова

Ключевые слова: трансформация, радикализация, колонизация, цивилизация, геополитика

В статье рассказывается о целенаправленной политике царской России, то есть об обустройстве имперской окраины. В роли экспериментального поля выступает Центральная Азия. Главными гипотезами, которые автор ставит перед собой и пытается показать через призму исторической действительности, являются: трансформация социально-политического института

— 148 - НОМАИ ДОНИШГОХ J

среднеазиатского общества, а именно, радикальное изменение в системе политического управления, судебной системы, а так же изменения исторической географии и социума. Прослеживается так же имперская политика через ее колонгшлънъш аппарат, которая отражается в ее «Положениях» и « Указах» по отношению к окраине.

Institutional Alterations of the Middle Asian Society in the Colonial Period

I.Mamadalieyev, N. Makhmudova

Key words: transformation, radicalization, colonization, civilization, geopolitics

The article dwells on the targetedpolicy of tsarist Russia in reference to the arrangement of the imperial outskirt. It is Central Asia that is presented as an experimental field. The principal hypotheses the author moves forward and attempts to mamfest through the prism of historic reality are: transformation of the social-political institute of the Middle Asian society - and namely - radical alterations in the system of political governance, forensic system: the changes of historical geography and socium being included too. Imperial policy is traced through its colonial managerial sewice reflected in "Provisions " and "Decres " in relation to the outskirt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.