Научная статья на тему 'Преморбидные психические расстройства при эпилепсии в детском возрасте'

Преморбидные психические расстройства при эпилепсии в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
488
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Малинина Е. В.

The purpose of this investigation is studying mental health characteristics of epileptic children. Subjects are 346 epileptic children; 190 of them (54.9%) had premorbid mental pathology. The article discusses the pathogenic factors involved in development of premorbid disorders and describes the four major variants of premorbid mental pathology, specifically, mental retardation (70%), residual organic psychosyndrome (21.6%), child autism (2.6%) and behavior disorders (5.8%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREMORBID MENTAL DISORDERS IN CHILD EPILEPSY

The purpose of this investigation is studying mental health characteristics of epileptic children. Subjects are 346 epileptic children; 190 of them (54.9%) had premorbid mental pathology. The article discusses the pathogenic factors involved in development of premorbid disorders and describes the four major variants of premorbid mental pathology, specifically, mental retardation (70%), residual organic psychosyndrome (21.6%), child autism (2.6%) and behavior disorders (5.8%).

Текст научной работы на тему «Преморбидные психические расстройства при эпилепсии в детском возрасте»

ПРЕМОРБИДНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЭПИЛЕПСИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Е. В. Малинина

Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования

До настоящего времени остается недостаточно изученным вопрос о преморбидных особенностях больных эпилепсией. В литературе описываются случаи возникновения эпилепсии у пациентов, имеющих в преморбиде специфические черты личности, особенности характера, темперамента, а также непароксизмальные и пароксизмальные расстройства сна (сноговорения, снохождения, вздрагивания, ночные страхи и крики), головные боли, ночной энурез (1-3). Существует мнение о том, что церебральные (функциональные) нарушения, которые обуславливают развитие эпилептических феноменов, могут у некоторых пациентов способствовать и формированию ряда психопатологических расстройств еще задолго до манифестации приступов (5), это необходимо учитывать при правильной квалификации психических нарушений (3).

Значительный интерес представляет изучение преморбидных особенностей у детей, больных эпилепсией, так как именно у этих пациентов встречается широкий спектр различных патологических состояний, манифестирующих задолго до развития эпилептических приступов (4).

Целью данного исследования явилось изучение преморбидных психических особенностей у детей, больных эпилепсией.

Материалы и методы исследования

Было изучено 346 детей в возрасте от 3 до 18 лет (средний возраст составлял 11,5±4,1 лет; 47,2% жен., 52,8% муж. пола), прошедших комплексное обследование в условиях детских психиатрических отделений и эпилептологического кабинета Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1. Критериями включения в исследование явились: 1) наличие эпилепсии в соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10, раздела 040; 2) наличие в межприступном периоде психических и поведенческих расстройств в соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10; 3) возраст больных от 3

до 18 лет. Критерии исключения: 1) отсутствие эпилепсии; 2) психотические психические расстройства; 3) возраст младше 3 и старше 18 лет.

Все пациенты подверглись психопатологическому, психологическому (адаптированный вариант методики Векслера), электрофизиологическому (ЭЭГ) и нейрорадиологическому (КТ, МРТ) обследованию. Оценка ведущего психопатологического синдрома проводилась в соответствии с психиатрическим разделом МКБ-10 (1995). Диагноз эпилепсии верифицировался согласно рекомендациям комиссии ILAE по диагностике эпилепсии и основывался на Международной классификации эпилепсии и эпилептических синдромов (1989), на проекте новой классификации эпилептических синдромов (2001), а также МКБ-10 раздел G40-47. Статистический анализ полученных данных проводился с применением программы SPSS version 13.0. С целью сравнения групп по значению показателей был использован статистический критерий Манна-Уитни. За уровень значимости различий была выбрана величина p<0,05.

Учитывая цель настоящей работы, необходимо было соотнести выявленные психические расстройства со сроками появления эпилепсии и определить их взаимосвязь. С этой целью было выделено две группы обследуемых. Первая группа - 190 пациентов (54,9%), у которых психические нарушения наблюдались до развития эпилепсии, в преморбиде. Именно эта группа (основная) и явилась объектом исследования. Вторая группа была представлена детьми, у которых психопатологические расстройства возникли после появления эпилептических приступов, она составила 156 человек (45,1%). Возникновение эпилептических приступов у обследуемых второй группы привело к появлению психопатологических расстройств. В преморбиде у данных пациентов не обнаруживалось какой-либо психической патологии, их интеллектуальное развитие соответствовало возрастной норме, они не обращались к специалистам. Эта группа обозначена как контрольная.

Результаты исследования

В результате данных, полученных из указанных выше диагностических источников, всем детям (n=190) был выставлен диагноз эпилепсии в соответствии с Международной классификацией эпилепсии и эпилептических синдромов (1989), а также МКБ-10, разделом G40-47 и проектом новой классификации эпилептических синдромов (2001) (см. таблицу).

Как видно из таблицы, большее число больных основной группы (64,2%) составили фокальные формы эпилепсии. Среди них преобладающими были вероятно симптоматическая (37,4%) и симптоматическая формы (25,8%). Сюда вошли дети, у которых клинические и электрофизиологические проявления свидетельствовали о фокальном характере эпилептических приступов. Генерализованные эпилепсии зарегистрированы у 35,8% обследованных, преимущественно это были вероятно симптоматические формы (26,3%), где доминировали недифференцированная форма с изолированными то-нико-клоническими приступами (18,4%) и синдром Леннокса-Гасто (9,5%). Достоверные различия (p=0,003) по формам эпилепсии в группах выявлены по симптоматическим, как фокальным, так и генерализованным (преобладали в основной группе) и идиопатическим фокальным (преобладали в контрольной группе). Данное обстоятельство могло указывать на наличие более тяжелых поражений головного мозга в основной группе. Рассмотрение этиологических факторов симптоматических эпилепсий у данных пациентов с помощью методов нейровизуализации (КТ и МРТ головного мозга) показало, что достоверно чаще (р<0,005) здесь встречались: гидроцефалия (15,3%), атрофические процессы (9,5%), внутримозговые и арахноидаль-ные кисты (8,9%), аномалии развития (7,4%), сосудистые мальформации (1,1%), поствоспалительные изменения (0,5%).

Результаты неврологического обследования в обеих группах указывали на наличие органической церебральной недостаточности преимущественно перинатального генеза. В контрольной группе она выражалась в рассеянной микросимптоматике, а в основной - носила более грубый очаговый характер. Достоверные различия по группам отмечены по таким симптомам как гемипарез, косоглазие, центральный парез VII и XII пары черепных не-

рвов, стато-моторная недостаточность, мозжечковые нарушения и тремор век (данные симптомы преобладали в основной группе).

Изучение анамнестических сведений у детей основной группы и сравнение их с контрольной группой показало, что пациенты с преморбидной психической патологией были более раннего возраста (7-10 лет), у них достоверно чаще (р<0,005) встречалась наследственная отягощенность по умственной отсталости (14,7%) и наркологическим заболеваниям (32,6%). Во время беременности у матерей этих детей наблюдалась угроза прерывания беременности (47,9%), инфекции (22,6%), роды были преждевременными (17,9%), с пособием (31,6%), асфиксией (49,5%) и родовой травмой (14,7%). В постнатальном периоде жизни данные пациенты имели хроническую соматическую патологию (34,7%) и часто болели (21,6%). Анализ семейного социального статуса оказался достоверно более низким у больных с преморбидной психической патологией. Дети чаще воспитывались в неполных рабочих семьях (45,3%), родители имели среднее образование (54,7%) и проживали в сельских районах (21,1%), где уровень специализированной помощи был ниже.

В результате клинико-анамнестического и клинико-психопатологического изучения было выявлено, что отдельные симптомы психической патологии у обследуемых основной группы были отмечены уже на первом году жизни, практически с самого рождения. Все дети наблюдались неврологом с диагнозом «перинатальная энцефалопатия». Начальные проявления нарушенного психического развития в большинстве случаев оценивались по становлению статокинетических и речевых функций. Поэтому даже при раннем дебюте эпилептических приступов (до 3-х лет) можно было судить о патологическом преморбиде. По данным анамнеза и медицинской документации (все дети наблюдались детским психиатром) обнаруживалось, что клинические проявления выглядели полиморфно и были представлены астенической симптоматикой, когнитивными, невротическими нарушениями, поведенческими реакциями. Выраженность данных расстройств была неоднородна. В зависимости от клинических проявлений, степени тяжести и уровня когнитивных расстройств были выделены четыре варианта преморбидных психических расстройств:

Структура форм эпилепсии

Форма эпилепсии Основная группа (n=190) Контрольная группа (n=156) p

абс. % абс. %

1. Идиопатическая фокальная эпилепсия 2 1,0 2 1,3

2. Симптоматическая фокальная эпилепсия 49 25,8 19 12,2 0,003

3. Вероятно симптоматическая фокальная эпилепсия 71 37,4 77 49,3

4. Идиопатическая генерализованная эпилепсия 4 2,1 9 5,8 0,003

5. Симптоматическая генерализованная эпилепсия 14 7,4 5 3,2 0,003

6. Вероятно симптоматическая эпилепсия 50 2б,3 44 18,2

Всего 190 100,0 156 100,0

2,60% 5-80%

□ Умственная отсталость

■ Резидуально-органический психосиндром

■ Нарушения поведения В Детский аутизм

Систематика преморбидной психической патологии при эпилепсии в детском возрасте

умственная отсталость, резидуально-органический психосиндром, детский аутизм и поведенческие расстройства.

Первый вариант включал 133 ребенка (70%), в клинической картине которых с самого рождения наблюдались выраженные расстройства интеллек-туально-мнестических функций. В клинико-анамнестических сведениях, в медицинской документации у всех детей зафиксированы нарушения становления двигательных функций (ходьбы, ручной умелости), запаздывание формирования навыков опрятности и самообслуживания, недоразвитие речи. Отмечалось замедление темпов развития всех психических функций. У обследуемых прослеживалась задержка становления познавательной деятельности, которая, прежде всего, проявлялась в недоразвитии предпосылок интеллекта (памяти, внимания, работоспособности). Они с трудом и неточно запоминали, были неспособны к сосредоточению, имелись отвлекаемость и дефицит внимания. Среди речевых расстройств по заключениям логопеда наиболее характерны были: общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия. Обнаруживались у них и изменения в эмоционально-волевой сфере (неадекватность реакций, слабость побуждений, консерватизм и тугоподвижность эмоций), в поведении (непоследовательность, импульсивность поступков, снижение критических способностей). Степень выраженности описанных нарушений отражала глубину и уровень интеллектуального недоразвития. Изучение динамики течения представленных расстройств до эпилепсии показало отсутствие прогредиентности симптоматики. Таким образом, по своим клиническим характеристикам данные нарушения отвечали диагностическим критериям умственной отсталости, разделу Б70 МКБ-10. По данным медицинской документации уровень интеллектуального развития в преморбидный период соответствовал легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталости.

У обследуемых с тяжелой формой умственной отсталости (24 чел.; 12,6%) наблюдалось глубокое

снижение всех психических процессов. У части детей (6 чел.) эпилептические припадки возникли на фоне детского церебрального паралича с грубыми двигательными расстройствами. Другие пациенты (9 чел.) были двигательно беспокойны, совершали стереотипные движения или действия автоматизированного, хаотичного характера. У 10 детей речь отсутствовала, они издавали только отдельные звуки, плохо понимали обращенную к ним речь. Периодически у большинства обследуемых (13 чел.) могли возникать импульсивность, двигательное возбуждение, агрессивность по отношению к себе или окружающим. Такие дети чаще всего находились дома, содержание их в медицинских учреждениях и организациях социальной защиты было затруднено по причине не только психического статуса, но и частых эпилептических приступов.

У 47 пациентов (24,7%) степень интеллектуального дефекта была умеренно выраженной. У них отмечались косность, тугоподвижность мыслительных процессов, недоразвитие речи, логической стороны деятельности, процессов обучения. По этим причинам такие дети не могли посещать школу. Эмоционально-волевая сфера была более дифференцирована. Некоторые из них (10 чел.) были послушны, выполняли простые просьбы, реагировали на похвалу. Другие (21 чел.) - проявляли полное равнодушие к близким, были импульсивными, агрессивными, мстительными, сексуально расторможенными.

Наибольшее количество детей этого варианта было с легкой умственной отсталостью (62 чел.; 32,7%). В клинической картине на первый план выступали интеллектуальные расстройства, которые проявлялись в разных сферах деятельности и главным образом в учебной. Практически все обследуемые обучались по специализированной программе 8 вида. У них отмечались слабость развития предпосылок интеллекта - внимания, памяти, психической работоспособности. Наблюдались нарушения целенаправленности внимания, трудности привлечения и фиксации. Детям были свойственны замедление и непрочность процессов запоминания. Особенно страдало логическое, опосредованное запоминание, в то время как механическая память была сохранной. Значительное место занимали речевые нарушения. Эмоционально-волевая сфера также отличалась чертами недоразвития. Поведение таких пациентов характеризовалось слабостью побуждений и инициативы, недостаточной самостоятельностью, нецеленаправленными и импульсивными поступками. Они были склонны к девиантным формам поведения - делинквентным, аддиктивным. У 88,8% детей этого варианта наблюдались различные формы нарушенного поведения.

Клиническая картина второго варианта, к которому отнесено 41 обследованных (21,6%), была представлена церебральной астенией, содержащей элементы соматовегетативных, когнитивных, психомоторных, эмоциональных и поведенческих на-

рушений резидуально-органического генеза, что соответствовало структуре резидуально-органического психосиндрома по МКБ-10 и отвечало рубрике Б07.9. По данным анамнеза и медицинской документации с первых дней жизни все эти дети имели признаки перинатальной энцефалопатии, наблюдались неврологом. На первом году регистрировались проявления органической невропатии с последующей задержкой становления моторных функций, проявляющихся в недостаточности тонких движений, координации, с дальнейшим затруднением выработки двигательных, школьных навыков. Речевые расстройства были представлены недоразвитием от легких до тяжелых форм. Уровень интеллектуального развития соответствовал легким когнитивным нарушениям, 10 у всех детей был в зоне 70-79. Достаточно ярко была выражена и эмоционально-волевая незрелость - преобладание игровых интересов, несамостоятельность, неспособность к волевому напряжению.

Третий вариант был представлен детским аутизмом и составил 5 детей (2,6%). Психический статус данных пациентов соответствовал диагностическим критериям МКБ-10 - Б84.0. В клинической картине у обследованных отмечались качественные нарушения социального поведения и расстройства коммуникативной сферы - отгороженность от внешнего мира, отсутствие потребности в общении с окружающими. Дети имели специфические интересы и стереотипное поведение - игра неигровыми предметами, игровое перевоплощение, приверженность к рутинному порядку. Среди речевой патологии наблюдалось, прежде всего, нарушение коммуникативной функции речи - отсутствие диалога, речь в третьем лице, речевые стереотипии (эхолалии), неологизмы. Уровень интеллектуального развития у всех детей соответствовал пограничному (задержке психического развития). Манифестация симптоматики отмечена до трехлетнего возраста.

В четвертом варианте в клинической картине 11 больных детей (5,8%) преобладали невротические расстройства в основном в рамках поведенческой патологии. По МКБ-10 данный вид нарушений квалифицировался в рубрике Б91 - расстройства поведения. У большинства из них (8 чел.) ключевыми были расстройства, связанные с неблагоприятным социальным окружением (дети воспитывались в неполных, неблагополучных семьях), и характеризовались расстройствами невротического уровня - эмоциональной напряженностью, аффективной лабильностью, раздражительностью, агрессивностью. В этой связи у них наблюдались делинквентные поступки, прогулы школы, суицидальные высказывания, алкоголизация.

Изучение динамики преморбидных психических расстройств у больных эпилепсией выявило следующие закономерности. Возникновение эпилептических приступов у данных пациентов изменяло течение психопатологической симптоматики. В за-

висимости от формы эпилепсии происходило либо утяжеление клинических проявлений, либо симптоматика оставалась неизменной. Сравнение уровня интеллектуального развития в преморбиде и на фоне течения эпилепсии, то есть в динамике, показало, что у 44 (23,2%) пациентов произошло изменение когнитивного функционирования по пути нарастания интеллектуального дефекта. Усложнение преморбидной симптоматики наблюдалось при вероятно симптоматических формах эпилепсии.

Обсуждение

В результате изучения детей, больных эпилепсией, с наличием в клинической картине психической патологии было установлено, что выявленные психопатологические расстройства определяются временем дебюта эпилепсии. В большой части случаев (54,9%) они являются преморбидными и не связаны с эпилепсией, в 45,1% - могут быть следствием эпилептического процесса.

Клинико-анамнестическое исследование детей с преморбидными психическими нарушениями выявило ряд особенностей, связанных с условиями их формирования. Основанием для развития преморбидной психической патологии явились множественные повреждающие воздействия в ранние периоды онтогенеза мозга. Прежде всего, это пре-, пери- и постнатальные факторы, среди которых значимыми явились: угроза прерывания беременности и инфекции у матери во время беременности, преждевременные роды, роды с пособием, с асфиксией, родовая травма, хроническая соматическая патология и тяжело протекающие заболевания. Помимо факторов раннего органического поражения ЦНС существенная роль в развитии преморбидной психической патологии принадлежит генетическим механизмам. Катамнестический анализ в семьях обследованных позволил выявить наличие наследственной отягощенности по умственной отсталости и наркологическим заболеваниям. Существенную роль для данных пациентов сыграли и неблагоприятные социальные условия. Следовательно, у обследованных детей причинные факторы носили комплексный характер и определялись как ранним органическим повреждением ЦНС, неблагоприятным социальным статусом, так и генетическими механизмами. Сочетание множественных факторов привело к очень ранним нарушениям головного мозга, явившимся основой для развития, в первую очередь, психической патологии (умственной отсталости, резидуально-органического психосиндрома, детского аутизма и поведенческих расстройств), на фоне которой в последующем возникла эпилепсия. Рассмотрение структуры эпилепсии у данных детей показало преобладание симптоматических форм, как генерализованных, так и фокальных, что свидетельствовало о наличие тяжелых и резистентных ее форм.

Таким образом, эпилепсия в детском возрасте может протекать на фоне умственной отсталости,

резидуально-органического психосиндрома, детского аутизма и поведенческих нарушений. Данные психические расстройства не связаны с дебютом эпилепсии и не могут рассматриваться в рамках эпилептического процесса. Течение эпилепсии на

фоне преморбидной психической патологии усугубляет общую клиническую картину болезненного процесса, что требует правильной и точной их систематизации и квалифицированного оказания помощи данным пациентам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдырев А.И. Эпилепсия у взрослых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1984. - 288 с.

2. Гиндикин В.Я. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А.Гурьевой. - М.: Генезис, 2001. - 480 с.

3. Максутова Э.Л., Фрешер В. Психофармакотерапия эпилепсии. - Берлин-Вена: Блэквелл Виссенштафтс-Ферлаг, 1998. - 180 с.

4. Betts T.A. Psychiatric disorder in epilepsy / J.S.Duncan, J.Q.Gill (Eds.). Lecture notes British branch of the International League against epilepsy. - Oxford: Keble College, 1995. - P. 153-158.

5. Huber G., Penin H. Psychische Dauerveranderungen und Personlichkeit der Epileptiker // Psychiatrie der Gegenwart, Band 2, Teil

2, Aufl. 2 / K.P.Kisker, J.E.Meyer, M.Moller, E.Stromgren (Hrsg.). -Berlin-Heidelberg-New York: Springer, 1972. - S. 641-690.

PREMORBID MENTAL DISORDERS IN CHILD EPILEPSY E. V. Malinina

The purpose of this investigation is studying mental health characteristics of epileptic children. Subjects are 346 epileptic children; 190 of them (54.9%) had premorbid mental pathology. The article discusses the pathogenic factors involved in development of premorbid

disorders and describes the four major variants of premorbid mental pathology, specifically, mental retardation (70%), residual organic psychosyndrome (21.6%), child autism (2.6%) and behavior disorders (5.8%).

з2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.