Научная статья на тему 'Прекрасная Санья, романтичный край земли? (глазами одного иностранца). Очерк'

Прекрасная Санья, романтичный край земли? (глазами одного иностранца). Очерк Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щукин Анатолий Александрович

Справка: Санья самый южный приморский город Китая на о. Хайнань, единственный тропический курорт (так называемые «китайские Гавайи»), центр китайского и международного туризма. Пять наиболее известных туристических пляжных зон расположены вдоль заливов Саньявань, Сяодунхай, Дадунхай, Ялунвань, Хайтанвань Южно-Китайского моря. Берега застроены высококлассными отелями мировых брендов, курортами и виллами. Климат Саньи позволяет отдыхать и купаться круглый год (средняя температура воды и воздуха от +22°С до +28 °C).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прекрасная Санья, романтичный край земли? (глазами одного иностранца). Очерк»

Клуб «ИВИ»

Щукин Анатолий Александрович

канд. филол. наук, профессор кафедры языков стран АТР Восточного института -Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: anatolyshchukin@mail.ru

Прекрасная Санья, романтичный край земли? (Глазами одного иностранца). Очерк

Справка: Санья - самый южный приморский город Китая на о. Хайнань, единственный тропический курорт (так называемые «китайские Гавайи»), центр китайского и международного туризма. Пять наиболее известных туристических пляжных зон расположены вдоль заливов Саньявань, Сяодунхай, Дадунхай, Ялунвань, Хайтанвань Южно-Китайского моря. Берега застроены высококлассными отелями мировых брендов, курортами и виллами. Климат Саньи позволяет отдыхать и купаться круглый год (средняя температура воды и воздуха - от +22°С до +28 °C).

«Прекрасная Санья, романтичный край земли» (^ШНЖ, Ш^Й) - такая надпись красуется на биллбордах, стенах и прочих рекламных местах города. Но насколько она соответствует действительности? Насколько эти «китайские Гавайи» гавайские? Или китайские?

Впервые я приехал в Санью ещё в январе 1998 г. Тогда я был стажёром Пекинского университета. В холодный январский снежный день за несколько дней до Чуньцзе (китайский Новый год) мы втроём - я, русская преподавательница и белорусская студентка - сели на скорый

Уголок известной

пляжной зоны Да- поезд до 1уанчжоу. Поезд шёл двое суток (сейчас это расстояние поез-

дунхай да серии «Хэсе» («Гармония») проделывают за 8 часов). Я ехал на верх-

ней, третьей (свою нижнюю уступил дамам), полке под сквозняками Вот так ездят в от щелей и вентилятора. Аномально сырая, холодная и туманная по- Санье по тротуа-

„ , , Оо^ч п рам, и это ещё днё

года стояла в тот год и в 1уанчжоу (+6-8 С). В итоге я простудился, затемпературил. А мои знакомые улетели в Санью.

Поправившись, я уже собрался было обратно в Пекин, отправился на городской вокзал, где увидел огромную монолитную толпу едущих на праздники «миньгунов» - «народных рабочих» . Естественно, в продаже билетов не было (китаисты знают, что такое столпотворение «чуньюнь» в канун Чуньцзе). Тогда в аэропорту Байюнь с большой переплатой купил авиабилет до Хайкоу. Из Хайкоу на автобусе к ночи добрался до Саньи. Удалось снять номер в отельчике напротив автостанции, упал и уснул без задних ног. Наутро, когда проснулся, увидел зелёную пальму в окне на фоне голубого неба. Контраст между холодным серым Пекином и цветущей тропической зеленью Саньи был настолько разительным, что, как пишут, «сердце исполнилось радостью».

О Санье я тогда почти ничего не знал. Стал бродить наугад. Тогдашняя Санья представляла собой провинциальный курортный город, выросший из рыбацкой деревни, с кровавыми пятнами на тротуарах от выплюнутого бетеля, неказистыми мастерскими, магазинчикам и ресторанчиками с нехитрой едой. Дверей не было, на ночь опускались жалюзи. Из автобусных маршрутов запомнились только номера «2» и «4» поскольку ими пользовался. В качестве частного «такси» преобладали неопрятные и небезопасные «тук-туки», фактически - мотоцикл с коляской и полотняным тентом. Интернета тогда,

естественно, не было, забронировать номер было невозможно. К счастью, мне удалось найти в Дадунхае недорогую китайскую гостиницу. Над кроватью был марлевый полог от москитов и прочих летающих и ползающих кровососов, в душевой душа, собственно, не было, был кран на уровне пояса, также бегали ящерицы, пауки и мыши. Розетка в комнате была оголена, один раз хорошо ударило током. Уровень обслуживания был соответствующий. Как-то раз упросил старичка-служителя принести термос кипятку, чтобы заварить чай. Через полтора часа заспанная «фууюанька» принесла полтермоса тёплой воды. Но всё искупала кухня из морепродуктов, лазурное тёплое море, мягкий климат. Нам, северянам, тогда ещё трудно было привыкнуть к мысли, что можно купаться зимой!

На второй день нашёл своих знакомых на пляже в Дадунхае, и мы сначала в морском ресторане вместе отметили мой день рождения, а через несколько дней, ночью, на дадунхайском пляже под нескончаемую канонаду из петард и хлопушек встретили наступление Чунь-цзе ...

Прошло 15 лет. Я вновь в Санье. Теперь уже по приглашению на работу в Саньяский университет. В свободный от занятий день первым делом поехал на знакомый пляж Дадунхай. Но я почти ничего не мог узнать! Мой ориентир - гостиницу, где я жил, снесли. Районы Дадунхай, Саньявань, берега и верховья рек Линьчуньхэ и Саньяхэ застроены новыми 5-звёздными отелями- «цзюдянями» мировых сетей. На главной улице города Санья - Цзефанлу (ул. Освобождения) -построены новые крупные торговые центры, здания банков и отелей,

Новые отели вблизи площади «Лухуэй-тоу»

прокладывается подземный пешеходный торгово-развлекательныи центр. Появился и свой местный «Арбат», пешеходная улица Бусинц-зе с магазинчиками для туристов. Вдоль рек появились новые городские парки, поля для гольфа. Некогда окраинная улица Иньбиньлу (Гостевая) фактически превратилась в новый административный центр города, обросла соответствующими зданиями. На северо-востоке города появился новый перспективный район - Хайтанвань с крупнейшим в Азии «Duty free» и т. д.

Что бросается в глаза? Санья и раньше, и сейчас сильно отличается от городов материкового Китая, в первую очередь своей некоей беспечностью и безалаберностью горожан и почти полным пренебрежением к правилам движения. Это как маленькое самодостаточное государство. Местные жители приветливы, жизнерадостны, но малокультурны. Искренне удивляются, что нельзя бросать мусор под ноги и идти или ехать на красный свет. Внешне они похожи на тайцев и вьетнамцев, говорят на понятном только им хайнаньском диалекте и резко отличаются от рослых, говорящих на нормативном «путунхуа» «северян» . Это вторая крупная категория горожан. Многочисленные переселенцы с Северо-Востока Китая (Дунбэя), уехав от северных морозов в тропическую Санью, покупают здесь квартиры, открывают магазины, продающие дунбэйские товары и продукты, и рестораны дунбэйской кухни. Кстати, именно поэтому город в шутку называют Новыи жилои

v - ^ сив»«Би хай,.

«провинция Хэйлунцзян, город Санья» . Третья категория - «времен- тянъ>>«л^ ные горожане», т.е., собственно китайские и зарубежные туристы. море, синее не Транжирящие здесь деньги «северяне» в глазах местных жителей - Санъяванълу

КваРтал новых вилл главные «кормильцы» Саньи и горожан. Иногда в толпе можно встре-

в районе тить женщин с платками на голове - это хайнаньские мусульмане.

ул. Шуйчэнлу . т, т т

Живут они здесь уже семь веков. Немногочисленны - их всего около пяти тысяч. В отличие от своих агрессивных ближневосточных единоверцев-арабов миролюбивы и спокойны. Но, глядя на события в соседних Индонезии и, отчасти, на Филиппинах, думаешь: «Как знать, не появятся ли и здесь радикально настроенные «воины аллаха» ...

Местное городское население, живущее в основном скромно и не имеющее денег на автомобиль, покупает мотоциклы двух видов: бензиновые или электромотороллеры (скутеры). Их здесь великое множество разных марок, часто без номерных знаков. Ездят на них как по проезжей части, так и, особенно в вечернее время, по тротуарам, лавируя между пешеходами и другими мотоциклами и постоянно сигналя. Каждый вечер множество частных мототакси - «моди» выкатывают на городские улицы и, отчаянно сигналя, зазывают клиентов (пассажиров). Преспокойно ездят и по встречной полосе. Не обращают внимания на светофоры. Отдыхающие в тени деревьев полицейские, позёвывая, провожают их глазами. Сами они тоже частенько нарушают правила. Тротуары широкие, на них выделены места для автомобилей, но автомобили, особенно вечером, часто стоят где попало, мешая пешеходам и даже вынуждая их ходить по проезжей части. Дисциплинированный немец или японец, попав сюда, непременно сошёл бы с ума. Самое удивительное - серьёзных аварий я видел относительно немного. Видимо, из-за небольших скоростей. Если на мотоцикле-скутере семейство, то ездят так: впереди - папаша, перед

ним почти на руле - малыш. Или: папаша впереди, за ним мамаша с Акж^ршр. Са-дитём на руках. Естественно, ни о каких шлемах речь не идёт! Если ньяхэ: белоснежные

- яхты китайских и

видишь мотоциклистку в глухом шлеме-забрале, то это она просто зарубежных милли.

избегает загара. онеров соседству-

Как-то на Цзефанлу (главная улица города) познакомился с ин- ют с рыбацкими теллигентной семьёй туристов из Санкт-Петербурга. Глава семьи, судёнышками профессор, указывая на хаотичное движение, спросил: «Как вы тут живёте?» . Я не нашёлся, что ответить: «Привык», или: «Ничего не поделаешь - Китай», или «Обстановка меняется к лучшему» . Последнее суждение, как ни странно, самое верное. Уже на многих тротуарах стоят привинченные или вкопанные штанги-ограничители и шлагбаумы. Пока только таким способом можно приучить местных водителей к порядку.

Автобусы все с кондиционерами, ездят на газе. (Экология! Но тут же на некоторых улицах сжигают листву). Ходят довольно часто, но шофёр по пути может остановиться, где удобно, и сбегать в ближайшую забегаловку или магазинчик за продуктами или готовой едой.

В последние годы к старым проблемам (сравнительно отсталая городская инфраструктура, загрязнение рек и заливов сточными водами и другими вредными веществами, нехватка электроэнергии и воды в сухой сезон) добавилась новая - загрязнение окружающего воздуха. При том что в городе нет промышленных предприятий. Санья раньше славилась своим чистым воздухом, но по мере бурной автомобилизации Китая в целом и Хайнаня в частности, качество его, по словам местных жителей, в последние годы ухудшилось. Эту про-

Новый жилой район блему стараются решить через развитие личного электротранспорта, на.угшце Санья- перевод общественного транспорта на газ, но желающих прокатиться

ваньлу „ - .

с ветерком по Санье на мощном автомобиле еще слишком много!

Санья уже более 20 лет развивается как город отечественного и международного туризма, стремится стать курортом действительно мирового уровня. И многое уже сделано.

В Санье на городской территории сейчас, пожалуй, больше всех в мире 5-звездочных отелей известных мировых брендов. Здесь и «Хилтон», и «Хайят», и «Шератон» и прочие бренды и отельные сети. И строятся, и строятся новые. Все они предназначены для туристов с тугими кошельками. Я бы сказал, что таких отелей уже переизбыток. На мой взгляд, сейчас надо развивать сеть недорогих относительно небольших отелей типа «7days», «Home Inn», «Jinjiang Inn» и др. для средне- и низкообеспеченных туристов.

Если пройтись по улицам вечерней Саньи в старой части города, то во многих местах можно наблюдать одну и ту же картину: безмятежно дремлющих в плетеных креслах мужчин или стариков, а то и молодых, или шумные компании, ужинающие за поставленными прямо на тротуаре столиками, попивающие зеленый чай или популярное здесь пиво «Циндао».

Уже стало штампом, что Санья - город контрастов. 5-звездные отели и шикарные новые жилые «резиденции» и виллы соседствуют с неказистыми домами местных жителей, по улицам проносятся кабриолеты «Порше», «Феррари», машины других известных западных и японских марок с молодыми китайскими плэйбоями или плейбой-

ками за рулём, а на рейдах рек Линьчуньхэ и Саньяхэ рядом стоят бе- Новый рай°н лоснежные яхты миллионеров и обшарпанные рыбацкие судёнышки. на проспекте

„ •• Цзиньцзилин

В городе идёт большое, даже масштабное, жилищное строительство. Новые жилые здания, микрорайоны, виллы возводятся быстро, по единому плану, комплексно и целыми кварталами со всей инфраструктурой и озеленением. Архитектура новых высотных зданий современная, приспособленная к тропическому климату: много стекла, открытых пространств, геометрических линий в стиле «хайтек» . Новостройки появляются как грибы на прежних пригородных территориях, на местах бывших деревень и крестьянских полей. Фактически, крестьян за компенсацию изгоняют с их земель, что может вызывать недовольство последних. Так, на моих глазах новостройки (новые жилые дома, отели) уже практически поглотили некогда загородную деревню Личжигоу. Но, поскольку стоимость квадратного метра в них высока, квартиры во многих новостройках стоят непроданными долгое время. Покупатели - в основном северные китайцы. Присматриваются к недвижимости и иностранцы, в том числе и русские. Некоторые крестьяне, видя этот прибыльный бизнес, бросают земледелие, берут кредиты и на своих землях (участках) сами строят небольшие гостиницы в 3-4-5 этажей для бюджетных туристов.

Несмотря на то, что Санья по китайским меркам - небольшой город, но густонаселённый: когда выбираешься в центр, ощущаешь себя муравьём в муравейнике. Несмотря на такую суету, в Санье царит атмосфера какого-то спокойствия и расслабленности. Тем более, что уровень уличной преступности в Санье очень низкий.

Насыпной «Острт Санья - город дорогой, т.к. почти всё привозится с материка. Во-Феникса» в заливе вторых, туристы, не жалеющие денег на отдых и развлечения, готовы Саньявань потратить на один обед до 30000 юаней. Но дороги также и местные фрукты: манго, кокосы, а также чай и кофе. Поэтому местное население предпочитает отовариваться на местных зачастую неопрятных, с дурным запахом и почти полным отсутствием морозильных камер продуктовых рынках, а одежду покупать на сезонных «шёлковых» ярмарках, куда свозят товар «коробейники» из всех провинций Китая.

Санья - молодой город, и не может похвастаться значимыми историческими памятниками (как Пекин, Сиань, Сучжоу и другие старые города). И лишь иногда, забредая в жилой квартал старой части (улицы Шэнлицзе, Красного знамени, Строительная, Внешнеторговая и др.), ещё можно увидеть элементы традиционной китайской южной архитектуры, частичную отделку здания в китайском стиле (будь то изогнутая крыша, ажурные решётки, резные ворота и двери). К сожалению, эти фрагменты ветшают, разрушаются и, похоже, никому не нужны.

Новоделы типа «золотая статуя богини Гуаньинь» (2005 г.) в храме Наньшаньсы отнюдь не являются памятниками истории, но они тоже привлекают много туристов. А вот немногочисленные действительно природные культурно-исторические памятники государственного значения (такие, как палеопещера Лобидун со стоянкой людей каменного века), неухожены и утопают в мусоре.

Очевидно, что нерешаемых проблем в городе нет: упомянутая выше неразвитость городской инфраструктуры (имею в виду нехватку современных развязок, подземных и надземных переходов, транспортную систему в целом), следствием чего являются посто-

янные пробки в «часы пик» (особенно в разгар сезона), недостаточ- Этнографический

ный уровень цивилизованности части горожан, общей городской культурно-раз- „ , влекательный

культуры - все это проблемы временного порядка. Необходимо при- центр «ц^ньгу цин>> нять ряд практических мер по «окультуриванию» города. Биллбор- («Чуства прошЛых ды, призывающие «построить культурную Санью», пока не более чем времён») призывы. Конечно, необходима активизация работы по повышению водительской дисциплины, культуры обслуживания туристов вне отелей, культуры поведения и культурного облика горожан в целом. Некоторые шаги в этих направлениях уже сделаны. Это, в первую очередь, открытый в прошлом году этнографический культурно-развлекательный центр «Romance Park» «Цяньгу цин» («Чувства прошлых времен») '. В то время как регулярно проводившиеся здесь несколько лет подряд (назад) всякие конкурсы силачей, конкурсы красоты типа «Мисс Мира», «Мисс Азия» отнюдь не являются явлениями культуры. „Кстати fo^F^

1 _ J .J1 Санья - прекрасное

Частично помогает решить транспортную проблему и проблему место для проведе-

пробок новая скоростная магистраль в аэропорт Саньи, запущен- ния международно-

ная в этом году. Нельзя не упомянуть о важной роли порта-причала го кинофестиваля

«Фэнхуандао» («Остров Феникса») в развитии морских пассажирских наподобие канн,, „ ского. Здесь есть

и грузовых перевозок и высокоскоростной железной дороги Хайкоу-

r r " г 1 все условия: «море

Санья в модернизации грузопассажирских перевозок. солнце, острова»

Все вышесказанное - субъективные оценки человека, иностранца, плюс один из со-

который что-то увидел, что-то упустил, но искренне желает Санье до- временнейших и

стижения заветной конечной цели - превращения города в подлин- крупнейших в мире

1 х„ 1 театральных залов

ный мировой туристский рай и культурный центр мирового уровня. «Большой театр

«Чувств прошлых

Санья, июнь 2015 времен»» в составе

как раз «Romance Park».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.