VORONOV Viktor Vasil'evich, Dr.Sci. (Soc.), Professor, Leading Researcher of the Sociological Institute — branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (bid. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117218; [email protected])
MODELLING OF INTERETHNIC RELATIONS IN RUSSIAN REGIONS
Abstract. On the base of generation of ethno-economic models, the article considers features of the development of the inter-ethnic relations in the regions under survey (Krasnodar Region, Nizhny Novgorod and Tyumen Regions) in the context of the all-Russian national and economic security. The author concludes that the formation of a common Russian identity as the unity of the diverse ethnic identities of the peoples of Russia on the base of civilization of the Russian nation - Russian socio-cultural type could be basic for harmonious interethnic relations in the country and regions. Keywords: diasporas and communities, migrants, region, ethno-economic models
КЛИМЕНКО Людмила Владиславовна — доктор социологических наук, доцент; профессор Высшей школы бизнеса Южного федерального университета (344019, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. 23-я линия, 43; [email protected])
ПОСУХОВА Оксана Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент; доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160; [email protected])
прекариатизация труда и протестные настроения социально ориентированных профессиональных групп в российском обществе
Аннотация. В статье представлены результаты опроса учителей и врачей бюджетных школ и больниц российских мегаполисов (г. Москвы, г. Ростова-на-Дону и г. Казани) в 2017-2018 гг. В статье рассматривается восприятие представителями социально ориентированных профессий своего социального и экономического положения; оценка степени прекариатизации их труда; уровень выраженности про-тестных настроений. Результаты исследования фиксируют выраженные риски прекариатизации городских учителей и врачей, связанные с нестабильностью их работы, повышением трудовой нагрузки без соответствующего роста зарплаты. Однако уровень протестных настроений представителей социально ориентированных профессий достаточно низок.
Ключевые слова: социально ориентированные профессиональные группы, прекариатизация социально-трудовых отношений, школьные учителя, врачи, мегаполис, трудовые права
Введение. В процессах интеграции общества и обеспечения социального порядка через воспроизводство и трансляцию нормативных ценностных установок и моделей поведения большую роль играет профессиональная деятельность социально ориентированных профессий (учителей и врачей) [Клименко, Посухова 2017а]. Не вызывает сомнения социетальная роль учительства, которое осуществляет знаниевую и ценностную социализацию молодежи и тем самым способствует поддержанию целостности общества. деятельность врачей также сопряжена с непосредственным контактом с гражданами и нацелена на сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания медицин-
ской помощи, что определяет важнейшую роль профессиональной группы врачей в воспроизводстве человеческих ресурсов социума.
В условиях реформирования институтов образования и здравоохранения, а также прохождения череды экономических кризисов российские учителя и врачи попадают в зону прекариатизации, когда сокращаются рабочие места, не исполняются социальные обязательства, увеличивается трудовая нагрузка без роста зарплаты. Феномен прекариатизации труда понимается как деформация/ кризис трудовых отношений, выражающийся в возникновении многочисленных групп работников с ущемленными социально-трудовыми правами и уязвимостью, ненадежностью социального положения [Голенкова, Голиусова 2013; Тощенко 2015; Шкаратан, Карачаровский, Гасюкова 2015; Клименко, Посухова 20176].
С целью изучения степени прекариатизации труда учителей и врачей в российских мегаполисах в 2017-2018 гг. было проведено социологическое исследование.
Выборка массового опроса учителей и врачей - квотно-пропорциональ-ная. По стандартизированной анкете были опрошены 2 778 учителей государственных общеобразовательных школ (948 - в Москве, 618 - в Ростове-на-Дону, 744 - в Казани)1; 1 270 врачей государственных медицинских учреждений (468 - в Москве, 402 - в Казани, 400 - в Ростове-на-Дону)2. Все респонденты работают в бюджетных организациях.
В исследовании проводились глубинные полуструктурированные интервью педагогов и врачей. Были проинтервьюированы 42 учителя и врача (по 7 педагогов и 7 врачей в каждом из трех рассматриваемых городов). Выборка глубинных интервью - типологическая.
Социально-экономическое самочувствие. Результаты исследования показали, что условия труда влияют на характер социально-экономического самочувствия педагогов и медиков. Интегративная оценка учителями и врачами базовых сторон своей жизни (достаток, отдых, жилье, здоровье и пр.) скорее удовлетворительная и колеблется в пределах 3,2-4,0 средних баллов по 5-балльной шкале (см. табл. 1).
Менее всего удовлетворены своим достатком и условиями жизни учителя областного центра и средних по численности городов Ростовской обл. (инте-гративный показатель - 3,2). К ним близки педагоги Казани (3,4), а выше всего показатели удовлетворенности среди столичных педагогов (3,9). Интегративная оценка качества жизни у московских, ростовских и казанских врачей скорее удовлетворительная (от 3,4 до 3,7 средних баллов) (см. табл. 1).
Показатели прекариатизации труда. Материалы массового опроса городских педагогов показали, что в столице и крупном провинциальном городе степень прекариатизации труда различна. В Москве от 36% до 46% педагогов указывают на рост трудовой нагрузки, тогда как в Ростове-на-Дону от 64% до 76%, а в Казани от 65% до 81% учителей фиксируют увеличение объема выполняе-
1 Критерии отбора респондентов: 1) место работы респондентов - городские бюджетные школы, расположенные в разных районах города: 30- 35% - в центре города, 70-65% в спальных районах; 2) гимназии, лицеи - от 10 до 15% общей численности школ; 3) средние общеобразовательные организации МБОУ СОШ - 85- 90%.
2 Критерии отбора респондентов: 1) категория врачей в исследовании - это лица, получившие высшее медицинское образование по соответствующей специальности и работающие в медицинском учреждении; 2) место работы респондентов - городские бюджетные больницы, расположенные в разных районах города: 30- 35% - в центре города, 70-65% в спальных районах, в медицинских учреждениях разного профиля: терапевтические, хирургические и травматологические, педиатрические, профилактические и пр.; 3) профиль работы: терапевты - 10-15%, педиатры - не менее 10%, хирурги - не менее 5%, врачи скорой медицинской помощи - не менее 5%.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Оцените различные стороны своей жизни по 5-балльной шкале, где 1 - полностью не удовлетворен, а 5 - полностью удовлетворен» (средние баллы)
Стороны жизни Опрос учителей Опрос врачей
Москва Ростов н/Д Казань Москва Ростов н/Д Казань
Здоровье 3,9 3,5 3,4 3,9 3,7 3,7
достаток 3,8 2,8 3,0 3,5 3,1 3,2
Жилище 3,8 3,3 3,8 3,6 3,4 3,6
Отдых 3,8 2,8 2,9 3,5 3,1 3,3
Жизненные перспективы 3,8 3,2 3,4 3,7 3,3 3,6
То, как складывается жизнь в целом 4,0 3,7 3,8 3,8 3,6 3,7
Таблица 2
Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Как изменилась Ваша трудовая нагрузка за последние 1-2 года?» (один ответ, %)
Опрос учителей
Москва Ростов н/Д Казань
Трудовая нагрузка ь с а ь с а ь с а ь с а ь с а ь с а ь с а ь с а ь с а
в = н з ел в = н з ел в = н з ел
£ и е X £ £ и е X £ £ и е X £
Работа по подготовке и проведению уроков (освоение ФГОС, новые формы и методы обучения) 13 40 46 3 27 70 2 17 81
Административная нагрузка, отчетность 8 56 36 3 21 76 1 31 68
Индивидуальная работа с обучающимися 4 58 38 3 31 66 3 32 65
Нагрузка по внеурочной работе (воспитательные, творческие, спортивные и др. мероприятия) 6 54 40 6 30 64 1 29 70
мой ими работы. Московские и казанские педагоги чаще всего отмечают рост объема работы по подготовке и проведению уроков и увеличение нагрузки по внеурочной работе. Ростовские учителя чаще указывают на значительный рост административной нагрузки, заполнение разного рода отчетности (см. табл. 2).
Учителя ростовских школ во время глубинных интервью сетуют на увеличение всех видов нагрузки, что негативно сказывается на их профессиональном самочувствии и качестве работы.
«Трудовая нагрузка у нас увеличилась колоссально. Нас просто заваливают
ненужными бумагами!.. И детей как бы отодвигаешь на второй план, и, не побоюсь сказать, иногда подумаешь где-то, что дети мешают тебе работать с этими бумагами» (учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, 34 года, Казань).
«Даже вот если взять программы, которые мы готовим. Я просто могу вам показать, это вот кипа, которую мы должны разгрести... Большая часть времени на это уходит» (учитель истории, 44 года, Ростов н/Д).
«У нас за счет увеличения нагрузки растет заработная плата. Но ведь подаются сведения в среднем по зарплате, но не подается информация по количеству нагрузки, которую нам увеличили. А худо-бедно в полтора, в два раза выросла наша нагрузка относительно ставки минимальной» (учитель начальных классов, методист начальной школы, 42 года, Ростов н/Д).
Школьных учителей больше всего беспокоят риски увеличения трудовой нагрузки без роста заработной платы (суммарный процент вариантов «очень беспокоит» и «скорее беспокоит» составляет 71% в Москве, 84% - в Ростове-на-Дону, 73% - в Казани) и потери работы (78%, 62% и 49% соответственно). Обеспокоены опрошенные учителя рисками сокращения или задержки зарплаты (58%, 48% и 41% соответственно). Еще 55% московских, 41% ростовских и 35% казанских педагогов опасаются вынужденного перехода на неполную рабочую занятость.
В сфере здравоохранения наблюдается ситуация, когда московские врачи на порядок сильнее обеспокоены рисками прекариатизации, чем казанские медики, а также сегмент опрошенных педагогов в целом. Больше всего, с точки зрения докторов, увеличился объем служебных обязанностей, выполняемых задач (80% опрошенных в Москве и Ростове-на-Дону, 67% - в Казани). Рост административной нагрузки, заполнения отчетности отмечают 57% московских врачей, 73% ростовских и 78% казанских докторов. Большее число московских докторов, чем ростовских и казанских, отмечают рост трудовой нагрузки, которая не связана с их должностными обязанностями (66% против 46%) (см. табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Как изменилась Ваша трудовая нагрузка за последние 1-2 года?», (один ответ, %)
Опрос врачей
Москва Ростов н/Д Казань
.а Л ас .а .а с ■С ас .а .а с ь ас ь
Вариант ответа а ЕЕ .а не о « ас € Ч а ЕЕ .а не г го ас € Ч а ЕЕ ь не о з ас € Ч
£ и е X ве £ £ и е X ве £ £ и е X ве £
Выполнение служебных обязанностей, объем выполняемых задач 2 18 80 0 20 80 1 32 67
Административная нагрузка, отчетность 0 43 57 2 25 73 2 20 78
Деятельность, не связанная с должностными обязанностями 2 32 66 9 44 47 1 53 46
В глубинных интервью врачи также обращают внимание на значительный рост их трудовой нагрузки, который негативно отражается на качестве профессиональной деятельности.
«Про себя скажу, что сейчас я веду до 60 пациентов в рабочий день. Это 1 ставка, ну плюс еще есть стимулирующие доплаты смешные. Как вы думаете, насколько будет качественным оказание медицинской помощи?» Работа становится конвейерной, надо отработать, чтобы выполнить план» (мужчина, 28 лет, врач-невролог, г. Казань).
«За последние несколько лет трудовая нагрузка изменилась колоссально. Последние год-два она была такая, что я... приезжала домой и ложилась спать, я не могла пообщаться с детьми, посмотреть уроки. Не знала, по какой программе учится мой ребенок» (женщина, 34 года, эндокринолог, г. Ростов-на-Дону).
«Возрастает объем работы, возрастает нагрузка, что-то оптимизируют, идут сокращения. Понимаете, в чем парадокс ситуации? Не хватает врачей, но при этом идут сокращения, чтобы выполнить указы президента. Возрастает нагрузка, увеличиваются койки, увеличивается численность пациентов» (мужчина, 57 лет, терапевт, г. Ростов н/Д).
Подавляющее большинство опрошенных врачей трех городов опасаются роста трудовой нагрузки без увеличения оплаты труда (суммарный процент вариантов «очень беспокоит» и «скорее беспокоит» составляет 95% в первой группе, 69% - во второй и 63% - в третьей). Рисками потери работы обеспокоены еще 89% московских, 75% ростовских и 57% казанских врачей. Перспективы сокращений или задержки заработной платы вызывают опасения у 89% врачей в столице РФ и уже меньшее число врачей региональных городов-«миллионников» (у 56% - в Ростове и у 43% - в Казани). Риски перехода на неполный рабочий день/неделю беспокоят еще две трети московских и ростовских респондентов и вдвое меньшее число казанских (суммарный процент вариантов «очень беспокоит» и «скорее беспокоит» составляет 89% опрошенных в первой группе, 75% - во второй, 56% - в третьей).
Протестные настроения. Опрошенные учителя и врачи в случае нарушения их трудовых прав занимают скорее пассивную позицию. Ничего не будут предпринимать от 49% до 64% опрошенных всех групп. На этом фоне педагоги чаще всего ориентированы на обращение с жалобами в органы власти (от 59% до 61% респондентов в трех городах). Не готовы участвовать в политических акциях, обращаться в судебные органы, средства массовой информации от 63% до 91% школьных учителей из разных городов (см. табл. 4).
Среди врачей московские респонденты демонстрируют большую готовность отстаивать свои права по сравнению с медиками из регионов. Обращаться в органы власти в случае нарушения их трудовых прав намерены 74% московских докторов против 42% ростовских и 32% казанских специалистов. Выражают готовность участвовать в деятельности общественных организаций по защите своих прав 57% опрошенных первой группы против 31% второй и третьей групп. В отношении других форм защиты своих прав (СМИ, политические акции, суд) показатель готовности их использовать не превышает 45% (см. табл. 5).
В глубинных интервью врачи также чаще нацелены на защиту своих трудовых прав, чем педагоги: «Ничего не делать - это неправильно, потому что надо свои права защищать, а так можно и в грязь человека втоптать, потерять себя как личность. Первое, что я сделаю, подам исковое заявление в суд. И СМИ тоже можно подключить, для огласки» (женщина, 44 года, акушер-гинеколог, г. Ростов-на-Дону).
Таблица 4
Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Как Вы поступите в случае нарушения Ваших трудовых прав (рост неоплачиваемой нагрузки, сокращение/ задержки зарплаты, потеря работы?)», (один ответ, %)
Опрос учителей
Москва Ростов н/Д Казань
Вариант ответа Скорее да Скорее нет Скорее да Скорее нет Скорее да Скорее нет
Буду обращаться в органы власти 59 41 41 59 39 61
Буду обращаться в СМИ: газеты, ТВ 30 70 13 87 9 91
Буду подавать исковые заявления в судебные органы 37 63 27 73 32 69
Буду участвовать в общественных организациях по защите своих прав 37 63 41 59 38 62
Буду участвовать в политических митингах и демонстрациях 15 85 13 87 16 84
Ничего не буду делать 38 62 39 61 52 49
Таблица 5
Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Как Вы поступите в случае нарушения Ваших трудовых прав (рост неоплачиваемой нагрузки, сокращение/ задержки зарплаты, потеря работы)?», (один ответ, %)
Вариант ответа Опрос врачей
Москва Ростов н/Д Казань
Скорее да Скорее нет Скорее да Скорее нет Скорее да Скорее нет
Буду обращаться в органы власти 74 26 42 58 32 69
Буду обращаться в СМИ: газеты, ТВ 28 72 15 85 15 86
Буду подавать исковые заявления в судебные органы 45 55 37 63 36 64
Буду участвовать в общественных организациях по защите своих прав 57 43 31 69 31 69
Буду участвовать в политических митингах и демонстрациях 23 77 13 87 7 93
Ничего не буду делать 36 64 54 46 44 56
«Если будут нарушены мои права, естественно, буду подавать исковые заявления в судебные органы» (женщина, 55 лет, врач-педиатр, Казань).
С другой стороны, многие оценивают эффективность защиты своих трудовых прав скептически: «Здесь все зависит от ситуации. Вот если ты в углу и если процесс увольнения происходит с нарушением, так сказать, чести и достоинства и профессиональной репутации, то тут нет другого способа, кроме как обращаться в соответствующие структуры. Тут и трудовая инспекция, и независимый профсоюз или еще что-нибудь такое. Можно, конечно, что-то предпринимать, и тебя могут в итоге оставить на работе. Но долго ты там не проработаешь, в любом случае. Потому что сейчас просто оклад составляет восемь-девять тысяч рублей, а все остальное - это стимуляция и ее распределение на усмотрение руководящего состава. Если будет конфликт, то тебе просто на работе-то оставят эти девять тысяч и все. Сколько ты так на своих принципах продержишься? Долго? Если ты сильно упертый, то, может быть, год, а может, и больше. Но детей-то принципами кормить не будешь» (мужчина, анестезиолог-реаниматолог, 33 года, г. Москва).
Выводы. В условиях кризиса трудовых отношений многие важные с точки зрения воспроизводства социетальной целостности общества социально-профессиональные группы (педагоги, врачи) оказываются в зоне риска. Реформирование институтов образования и здравоохранения в России, с одной стороны, нацелено на повышение оплаты труда педагогов и врачей, реализацию социальных программ их поддержки. С другой стороны, реформы бюджетного сектора сопряжены с ростом трудовой и административной нагрузки врачей и учителей и ростом бюрократического контроля. Все это в сложных экономических условиях обнажает признаки прекариатизации - нестабильность работы учителей и врачей, повышение трудовой нагрузки без соответствующего роста зарплаты.
Результаты исследования фиксируют значимый уровень тревожности среди городских учителей и врачей по поводу инкорпорированных ценностей -стабильной работы, стабильного заработка, уверенности в будущем. Однако уровень протестных настроений представителей социально ориентированных профессий достаточно низок. Опрошенные учителя и врачи в случае нарушения их трудовых прав занимают скорее пассивную позицию. Наибольший уровень проективной активности в отстаивании своих прав фиксируется в группе московских врачей.
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306.
Список литературы
Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. 2013. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества. - Социологическая наука и социальная практика. № 3. С. 5-15.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. 2017а. Гендерные аспекты прекариатизации труда в российском обществе. - Женщина в российском обществе. № 1. С. 29-40.
Клименко Л.В., Посухова О.Ю. 2017б. Социетальные аспекты профессиональной идентичности социально ориентированных групп в российском обществе. - Общество и экономика. № 3-4. С. 176-183.
Тощенко Ж.Т. 2015. Прекариат - новый социальный класс. - Социс. Социологические исследования. № 6. С. 3-13.
Шкаратан О.И., Карачаровский В.В., Гасюкова Е.Н. 2015. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994-2013). - Социс. Социологические исследования. № 12. С. 99-110.
KLIMENKO Lyudmila Vladislavovna, Dr.Sci. (Soc.), Associate Professor; Professor of the Higher School of Business, Southern Federal University (43, 23rdLine St, Rostov-on-Don, Russia, 344019; [email protected]) POSUKHOVA Oksana Yur'evna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor; Associate Professor of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University (160 Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344006; belloks@ yandex.ru)
LABOR PRECARIZATION AND PROTEST SENTIMENTS OF SOCIALLY-ORIENTED PROFESSIONAL GROUPS IN RUSSIAN SOCIETY
Abstract. The empirical base of the article is a survey of teachers and doctors from public schools and hospitals in Russian cities (Moscow, Rostov-on-Don and Kazan) in 2017-2018. The article analyzes the social and economic status perception by socially oriented professionals, the assessment of the precarization degree of their labor and the level of protest sentiments manifestation. The results of the study report significant risks of precarization of urban teachers and physicians, caused by the instability of their work, increasing workload without an adequate increase in wages. However, the level of protest sentiments among socially oriented professionals is quite low.
Keywords: socially oriented professional groups, precarization of social and labor relations, schoolteachers, physicians, megalopolis, labor rights
ОЧИРОВА Виктория Мункоевна — доктор политических наук, старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского государственного университета (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; осЫюуа.у@ yandex.ru)
динамика политического развития россии в оценках региональных политических элит
Аннотация. Исследование российской элиты - одна из актуальных тем в постсоветской политической науке. Наряду с федеральной политической элитой изучению подвергаются и элиты региональные. Предметом исследования являются как вопросы функционирования группы, стоящей на вершине общественной иерархии, так и ее социальный портрет, особенности рекрутирования, ценностные ориентации. Последние ввиду особой важности и малоизученности представляют наибольший интерес. Учитывая данный факт, в настоящей статье автор раскрывает ценностные ориентации политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва, касающиеся актуальной темы - современного политического развития России.
Ключевые слова: политическая элита, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, политическое развитие России
Постсоветский период стал временем коренных преобразований во всех социальных сферах нашей страны. Подобные изменения во многом были инициированы политической элитой, которая существенно обновилась не только в персональном отношении, но и по своим внутренним характеристикам, что выразилось в эволюции ее ценностных ориентаций. Результатом данного процесса стала смена приоритетов в социально-экономическом и поли-