Клименко Людмила Владиславовна, доктор социологических наук, доцент Южного федерального университета,
Ростов-на-Дону.
E-mail: lucl@yandex.ru
Посухова Оксана Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета,
Ростов-на-Дону.
E-mail: belloks@yandex.ru
Карьерные ориентации
социетально значимых профессиональных групп российских мегаполисов в условиях прекариатизации1 DOI: 10.19181/ezheg.2018.18
Аннотация. В статье рассматриваются результаты массовых социологических опросов представителей социетально значимых профессиональных групп (педагоги, врачи, военные) в российских мегаполисах (Москва, Казань, Ростов-на-Дону) в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений. Показывается, что столичные учителя и врачи выше оценивают карьерные шансы в профессии, чем в провинциальных городах. Также удовлетворенность своими карьерными возможностями в целом ниже у педагогов, чем у врачей. В армейской среде наблюдается обратная тенденция: московские военнослужащие реже, чем в южном регионе, рассматривают свою профессиональную деятельность через возможность карьерного продвижения, но столичные военные в большей степени удовлетворены своей карьерой в ВС РФ. Результаты социологического исследования также фиксируют влияние прекариатизации, когда опрошенные в мегаполисах педагоги, врачи и военные обеспокоены рисками увеличения трудовой нагрузки без роста заработной платы и потери работы.
1 Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306.
Ключевые слова: социетально значимые профессиональные группы, карьерные ориентации, врачи, учителя, военные, мегаполис, идентичность.
Klimenko Ludmila Vladislavovna, Doctor of Sociology, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: lucl@yandex.ru
Posukhova Oxana Yuryevna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
E-mail: belloks@yandex.ru
Career orientations
of socially important professional groups
of Russian megacities in conditions of precariatization process2
Abstract. The article reviews the results of the mass sociological surveys. The representatives of helping professions (teachers, doctors, military personnel) from the Russian megacities (Moscow, Kazan, Rostov-on- Don) were studied in conditions of precariatization of social and labor relations. It is shown that metropolitan teachers and doctors assess career opportunities higher than their colleagues in provincial cities. Moreover, educators are usually less satisfied with their career opportunities than doctors. In the army there is a reverse trend: Moscow military personnel less likely consider the possibility of career advancement (than in the Southern Region), but they are satisfied to a great extent with their careers in the Armed Forces. The results of the sociological survey also record the influence of precariatization: doctors, military and teachers, interviewed in megalopolises, are concerned about the risks of increasing the workload without increasing wages and losing work.
2 The article was prepared with the support of the Russian Science Foundation, project № 16-18-10306.
Keywords: socially important professional groups, career orientations, doctors, teachers, military personnel, metropolis, identity.
В процессах поддержания социетальной (макроуровневой) целостности общества через воспроизводство и трансляцию нормативных ценностных установок и моделей поведения большую роль играет профессиональная деятельность представителей социетально значимых профессий (педагогов, врачей, военных). В советском обществе данные профессиональные группы обладали значимым социальным статусом, социально-трудовыми гарантиями и материальными обеспечением со стороны государства. В условиях приоритета социально-групповой принадлежности, культивировании коллективизма, устойчивая профессиональная идентичность и позитивная мотивация трудовой деятельности представителей социально-ориентированных профессий способствовала поддержанию нормативной системы и обеспечению общественного порядка [Клименко, Посухова 2017].
Переформатирование в перестроечное время социальной структуры российского общества вызвало нисходящую групповую мобильность целых социально-профессиональных страт, деятельность которых была напрямую связана с поддержкой государственной власти и обеспечением ее легитимности. Социетально значимые профессиональные группы — педагоги, медицинские работники, кадровые военные — на массовом уровне потеряли ценностно-смысловые основания групповой солидарности. Долгое нахождение в зоне негативной профессиональной идентичности вызвало размывание их профессиональной мотивации, эрозию установок на служение общественности, снижение приверженности профессионально-этическому коду и ослабление восприятия собственной профессиональной группы как референтной, что создает риски для поддержания социетальной целостности общества.
В последнее десятилетие меняется социальная политика в области образования, здравоохранения, военной службы и обороны в сторону повышения социально-экономического
положения социетально значимых профессий. В официальной риторике обозначается, что ценности и нормы поведения, которые поддерживаются данными профессиональными группами, являются важнейшими с точки зрения воспроизводства макроуровневой целостности общества. Не зря президент России в своем выступлении подчеркивал особую роль представителей данных профессиональных групп в обеспечении интегрированности российского общества [Нет ничего важнее... 2014].
С другой стороны, череда экономических кризисов в России (2008—2009 и 2014—2015 гг.) обострила социально-экономическую поляризацию в обществе. Значительно выросла безработица, когда с 1991 по 2015 г. фиксируется сокращение 8,1 млн рабочих мест [Российское общество. 2015: 49—51]. Ухудшается ситуация с соблюдением социально-трудовых прав работников, когда не исполняются социальные обязательства, растет трудовая нагрузка, не сопровождающаяся повышением оплаты труда [Labour Market. 2014]. Данные процессы вызывают феномен прекариатизации труда, которая понимается как деформация / кризис трудовых отношений, выражающийся в возникновении многочисленных групп работников с ущемленными социально-трудовыми правами и уязвимостью, ненадежностью социального положения. Численность постоянно занятых временным, негарантированным трудом составляет от 30 до 40 % экономически активного населения в России [Klimenko, Posukhova 2016]. Таким образом, прекариатизация получила масштабное распространение в России, что негативно сказывается на профессиональной мотивации и карьерных установках широких групп населения и ослабляет ее интеграционный потенциал для общества [Клименко, Посухова 2017; Posukhova, Nor-Arevyan, Klimenko 2016].
Остающийся недостаточный уровень материального и социального обеспечения педагогов, врачей и военных в условиях последствий экономических кризисов может негативно сказаться на качестве работы, идентичности и карьерных стратегиях данных социально-профессиональных групп. Поэтому целью настоящей статьи выступает анализ карьерных ориентаций представителей социетально значимых
профессиональных групп российских мегаполисов в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений.
Эмпирическая база исследования
Время опроса — март-май 2017 г. География исследования — города Москва, Ростов-на-Дону, Казань3.Методы исследования: 1) массовый опрос по стандартизированной анкете; 2) глубинные полуструктурированные интервью. Выборка массового социологического опроса учителей и врачей — квот-но-пропорциональная. Выборка глубинных интервью — типологическая.
Опрос учителей. В российских мегаполисах весной 2017 г. были опрошены по стандартизированной анкете 948 — учителей школ Москвы, 618педагогов Ростова-на-Дону и 488учителей Казани.
В Москве педагоги-женщины составили 89%4, имеют высшее образование 93 % опрошенных [Индикаторы образования... 2017: 197]. Преподают в школе гуманитарные дисциплины — 42 % педагогов, естественнонаучные предметы — 40 %, другие предметы — 18 %.
В Ростове-на-Дону было опрошено 94 % учителей-женщин, с высшим образованием 95 % респондентов. Преподают в школе гуманитарные дисциплины — 50 % учителей, естественнонаучные предметы — 31 %, другие предметы —19 %.
В Казани было опрошено 82 % педагогов-женщин, с высшим образованием 97 % респондентов. Преподают в школе гуманитарные дисциплины — 46 % учителей, естественнонаучные предметы — 35 %, другие предметы — 19 %.
3 Москва — столица Российской Федерации с численностью населения более 12 млн человек. Ростов-на-Дону — крупнейший город на Юге России, административный центр Южного федерального округа и Ростовской области. Численность населения города 1,1 млн человек. Казань —столица Республики Татарстан в составе РФ. Численность населения — 1,2 млн человек.
4 В России высокая степень феминизации педагогической профессии: около 85 % школьных педагогов — женщины [Индикаторы образования. 2017: 197].
Таблица 1
Выборка социологического опроса учителей российских мегаполисов (распределения групп опрошенных по возрасту и стажу работы,%)
Населенный пункт Возраст Стаж работы
До 30 лет 31-40лет 41-50лет 51-60 лет Старше 60 лет До 5 лет 5-10 лет 11-20 лет 21-30лет Более 30 лет
Москва 19 24 35 20 19 16 13 30 31 10
Ростов-на-Дону 22 23 36 16 22 18 11 25 33 13
Казань 15 21 36 23 5 15 16 28 31 10
В исследовании было проинтервьюировано по 7 школьных педагогов в каждом из трех городов.
Опрос врачей. По стандартизированной анкете было опрошено 468 врачей, работающих в Москве, и 402 врача —в Казани.
В Москве было опрошено 39 % врачей-мужчин и 61 % женщин. Русскими по национальности являются 98 % респондентов. 68 % опрошенных имеют высшее образование, 29 % — прошли обучение в ординатуре / интернатуре, 3 % — имеют ученую степень.
В Казани в исследовании врачебного корпуса медицинских учреждений приняло участие 39 % мужчин и 61 % женщин. 67 % опрошенных имеют высшее образование, 28 % прошли обучение в ординатуре / интернатуре, 5 % имеют ученую степень.
Таблица 2
Выборка социологического опроса врачей российских мегаполисов
(распределения групп опрошенных по возрасту и стажу работы, %)
Возраст Стаж работы
Населенный пункт До 30 лет 31-40лет 41-50лет 51-60 лет Старше 60 лет До 5 лет 5-10 лет 11-20 лет 21-30лет Более 30 лет
Москва 14 27 27 26 6 10 19 32 34 5
Казань 11 27 31 24 8 12 15 33 32 8
Методом глубинного интервью было опрошено еще по 7 врачей в каждом из двух городов.
Опрос военных. Социологический опрос военнослужащих проводился в марте-апреле 2017 г. В нем приняли участие представители офицерского состава ВС РФ и военные, проходящие военную службу по контракту. По стандартизированной анкете в Ростове-на-Дону было опрошено 256человек (93,3 % мужчин), в Москве — 470 человек (94,9 % мужчин).
В силу требования охраны сведений, содержащих государственную тайну, и неразглашения информации, предназначенной для служебного пользования, невозможно четко организовать выборку опроса военных. Можно судить, в каком населенном пункте размещены силы и средства ВС РФ только по косвенным признакам. Помимо этого, структура личного состава неоднородна по демографическим (пол, возраст, образование) и профессиональным (специфика выполняемой работы, уровень ответственности, опасность для жизни) характеристикам. Особенности геополитического расположения городов определяют различный профессиональный и возрастной состав военнослужащих. В Москве и Ростове-на-Дону опрашивались преимущественно старшие и младшие офицеры. Возрастной состав выборки опроса военных представлен в таблице 3.
Таблица 3
Выборка социологического опроса военных российских мегаполисов
(распределения групп опрошенных по возрасту и стажу работы,%)
Возраст Выслуга лет в ВС РФ
Населенный пункт До 30 31-40 41-50 51-60 2-5 6-10 11-15 16-20 Свыше
лет лет лет лет лет лет лет лет 20 лет
Москва 25,5 36,0 34,0 4,5 18,0 29,9 25,3 14,1 12,7
Ростов-на-Дону 31,5 42,4 26,1 - 15,1 22,3 26,9 16,4 19,3
Были также проведены глубинные интервью военнослужащих, являющихся представителями офицерского состава (7 в Москве, 8 в Ростове-на-Дону).
Карьерные ориентации учителей и врачей в контексте прекариатизации социально-трудовых отношений
Результаты проведенного исследования фиксируют влияние процессов прекариатизации социально-трудовых отношений на профессиональное сознание учителей и врачей. Следуя
сложившемуся в научной литературе выделению признаков прекариатизации [Стендинг 2014; Шкаратан, Карачаровский, Гасюкова 2015; Бобков, Вередюк, Колосова, Разумова 2015; Наемный работник... 2015], можно говорить о том, что общим местом в социально-профессиональных позициях данных профессиональных групп выступает значимый уровень тревожности по поводу инкорпорированных ценностей: стабильной работы, стабильного заработка, уверенности в будущем и выстраивании профессиональной и жизненной карьеры.
Материалы массового опроса городских педагогов показали, что школьных учителей больше всего беспокоят риски увеличения трудовой нагрузки без роста заработной платы (суммарный процент вариантов «очень беспокоит» и «скорее беспокоит» составляет 71 % в Москве, 84 % в Ростове-на-Дону, 73 % в Казани) и потери работы (78 %, 62 %, 49 %, соответственно). Обеспокоены опрошенные учителя рисками сокращения или задержки зарплаты (58 %, 48 %, 41 %). Еще 55 % московских, 41 % ростовских и 35 % казанских педагогов опасаются вынужденного перехода на неполную рабочую занятость.
Необходимо отметить, что по данным Росстата средний уровень зарплаты школьных педагогов в РФ составлял 30,1 тыс. руб. в 2016 г. На этом фоне ощутима разница оплаты труда учителей по регионам и городам федерального значения. В анализируемых регионах доход педагогических работников был в среднем в 2 раза ниже, чем в столице РФ (в Москве средняя зарплата в 2016 г. составляет 55,9 тыс. руб., в Ростовской области — 21,4 тыс. руб., в Татарстане 28,1 тыс. руб.). А также оплата труда школьных учителей в Республике Татарстан примерно на 25 % выше, чем в Ростовской области [Итоги федерального статистического.].
Материалы социологического исследования также показывают региональные отличия карьерных ожиданий соци-етально значимых профессиональных групп. Приоритетными характеристиками профессии педагога для опрошенных является содержание труда, соответствующее личным качествам и способностям (любовь к детям, возможность транслировать знания, педагогические компетенции и пр.). Столичные учителя оценивают выше карьерные шансы (30,9 % москвичей, 12,6 % ростовчан, 11,2 % казанцев) и делают акцент на пре-
стижности профессии, возможностях интеллектуального развития и профессионального совершенствования как эффективных, разнообразных и повышающих возможность реализации карьерных ожиданий. Присутствует также такой значимый фактор как уверенность в профессиональном будущем долгосрочно выбранной профессии (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов учителей на вопрос
«Что Вам кажется существенным в работе учителя?»
Варианты ответа Москва Казань Ростов- н/Д
1. Любовь к детям, желание работать с детьми 55,5 62,5 77,7
2. Возможность передавать знания, любовь к своему предмету 53,4 62,1 77,7
3. Профессия соответствует моим способностям, умениям 48,7 61,2 68,8
4. Возможность обеспечить достойный уровень жизни 30,5 22,8 10,6
5. Профессия ценится в обществе 33,9 12,5 11,3
6. Возможность сделать карьеру 30,9 11,2 12,6
7. Продолжение профессиональной династии 31,4 13,8 12,3
8. Самостоятельность, свобода деятельности 28,0 21,1 26,9
9. Пребывание в достаточно культурной среде 33,9 31,5 48,2
10. Творческий характер профессии 34,3 39,7 59,1
11. Возможность принести больше пользы обществу 35,6 34,9 49,8
12. Получение определенных льгот (большой отпуск летом, социальные программы и пр.) 37,7 45,7 32,9
13. Возможность избежать безработицы 45,8 29,7 29,6
14. Возможность приобрести уважение, признание в обществе 21,6 21,6 25,6
Всего 521,2 470,3 543,1
Эмпирические замеры показывают выраженную степень лояльности педагогов к своему месту работы. Порекомендовали бы свою школу как хорошее место для работы от 70,9 до 84,6 % учителей всех исследуемых городов (совокупный процент ответов «скорее согласен» и «полностью согласен»). Более всего устраивает место работы ростовских педагогов. Удовлетворенность работой в целом еще выше: 76,2 % среди московских учителей, 87,1 % казанских педагогов и 81 % в ростовском сегменте. На этом фоне удовлетворенность карьер-
ными перспективами ниже: 64,5 % в столице, 58,5 % в Казани и 61,1 % в Ростове-на-Дону. Также следует обратить внимание, что полная степень удовлетворенности перспективами карьеры в школе в казанском сегменте встречается в два раза меньше (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов учителей на вопрос
«Насколько Вы согласны со следующими утверждениями?»
Полностью Скорее не Скорее Полностью
не согласен согласен согласен согласен
Утвержде-
ния я а а с о ь I а м вО 5 ? а а а с о ь I а м вО 5 ? а а а с о ь X а м во 5 ? а а а с о ь X а м во 5 ?
2 а О. X 2 ы О. X 2 а О. X 2 а О. X
Я доволен
карьерными
перспектива- 7,7 9,0 14,5 27,8 32,5 24,4 47,0 49,1 45,9 17,5 9,4 15,2
ми на своей
работе
Я бы реко-
мендовал
мою школу 6,5 3,0 3,9 22,5 8,9 11,4 50,6 58,5 44,4 20,3 29,7 40,2
как хорошее
место для
работы
В целом я до-
волен своей 4,3 2,5 4,9 19,5 10,4 14,1 54,1 65,1 60,9 22,1 22,0 20,1
работой
Таким образом, материалы исследования показывают, что несмотря на разницу зарплат в столичных и в региональных школах московские педагоги чаще обеспокоены рисками прекариатизации. Тогда как перспективы карьерного роста оцениваются немного ниже педагогами региональных школ.
В сфере здравоохранения наблюдается ситуация, когда московские врачи на порядок сильнее обеспокоены рисками прекариатизации, чем казанские медики, а также сегмент опрошенных педагогов в целом. Подавляющее большинство опрошенных врачей, работающих в бюджетных медицинских учреждениях Москвы и Казани, опасаются роста трудовой нагрузки без увеличения оплаты труда (суммарный процент вариантов «очень беспокоит» и «скорее беспокоит» составляет
95 % в первой группе и 63 % во второй). Рисками потери работы обеспокоены еще 89 % московских и 57 % казанских врачей. Перспективы сокращений или задержки заработной платы вызывают опасения у 89 % докторов в столице РФ и вдвое меньше врачей в Казани (43 %). А также риски перехода на неполный рабочий день / неделю беспокоят еще две трети респондентов первой группы и вдвое меньшее число опро-шенныхво второй.
Между тем, по данным Росстата, в целом по РФ с 2014 по 2016 г. произошло повышение оплаты труда врачей и специалистов с высшим образованием в медицинских организациях государственной и муниципальной форм собственности на 40 %. Здесь также значительна межрегиональная дифференциация доходов специалистов сферы здравоохранения. По официальным данным, столичные доктора получают в два раза больше, чем врачи в провинции (в 2016 г. в Москве средняя зарплата врачей в бюджетных медицинских учреждениях составляла 86,8 тыс. руб., а в Татарстане — 39,8 тыс.руб.) [Итоги федерального статистического.]. Между тем специалисты указывают на несоответствие данных официальной статистики и реального положения дел в сфере оплаты труда работников здравоохранения5 [Зарплаты врачей. 2017].
Опрос врачей также показывает, что для докторов, как и для педагогов, наиболее важным в работе является содержание труда, соответствующее их способностям и ценностным установка. Наличие возможности у врачей сделать карьеру более важно для москвичей, чем казанцев (41,9 % против 21,2 %). Степень самостоятельности деятельности также существенно дифференцирована - в Москве 36,3 % против 8,6 % в Казани. Это же касается возможности интеллектуально развиваться и совершенствоваться в профессии (50,9 % против 22,2 %), обеспечить достойный уровень жизни (36,8 % против 18,2 %) (табл. 6).
5 Ученые образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» опросили более полутора тысяч медицинских работников из 15 регионов РФ, расположенных в восьми федеральных округах.
Таблица 6
Распределение ответов врачей на вопрос «Что Вам кажется существенным в работе врача?»
Варианты ответа Москва Казань
1. Профессия соответствуетмоим способностям, умениям 78,2 48,5
2. Стремление помогать людям, способствовать их выздоровлению и улучшению самочувствия 65,4 69,2
3. Продолжение профессиональной династии 48,3 35,4
4. Возможность обеспечить достойный уровень жизни 36,8 18,2
5. Профессия врача ценится в обществе 51,3 37,9
6. Возможность сделать карьеру 41,9 21,2
7. Самостоятельность, свобода деятельности 36,3 8,6
8. Пребывание в среде единомышленников 41,9 17,7
9. Возможность интеллектуально развиваться и совершенствоваться в профессии 50,9 22,2
10. Возможность принести больше пользы обществу 67,5 51,0
11. Получение социальных преимуществ и льгот от государства 31,6 6,1
12. Возможность избежать безработицы 27,4 8,1
13. Возможность приобрести уважение, признание в обществе 32,1 26,8
Всего 609,6 370,9
При этом почти 70,9 % московских врачей и 65,6 % казанских выражают удовлетворенность своими карьерными перспективами. По совокупному проценту ответов «скорее согласен» и «полностью согласен» довольны своей работой 83,4 % респондентов первой группы и 90,8 % второй. Однако максимальная степень удовлетворенности работой в целом встречается чаще у московских врачей, однако они немного реже полностью довольны своей больницей, чем казанские респонденты.
Таблица 7
Распределение ответов врачей на вопрос «Насколько Вы согласны
со следующими утверждениями?»
Полностью Скорее не Скорее Полностью
не согласен согласен согласен согласен
Утверждения Москва Казань Москва Казань Москва Казань Москва Казань
Я доволен карьер-
ными перспективами на своей 9,1 7,3 20,0 27,1 50,0 52,6 20,9 13,0
работе
Полностью Скорее не Скорее Полностью
не согласен согласен согласен согласен
Утверждения Москва Казань Москва Казань Москва Казань Москва Казань
Я бы рекомендо-
вал мою больницу как хорошее ме- 3,9 3,7 14,0 13,7 60,5 48,4 21,5 34,2
сто для работы
В целом я доволен своей работой 4,4 1,6 12,2 7,6 58,5 73,5 24,9 17,3
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в исследуемых группах наблюдается анклавизация рисков прекариатизации в региональной среде. В сфере здравоохранения влияние прекариатизации в столице сильнее, что может объясняться неконкурентноспособностью зарплаты врачей в бюджетных медицинских учреждениях и в частных клиниках, а также последствиями реформирования системы здравоохранения. На фоне большей удовлетворенности содержанием труда отмечается большая неуверенность столичных докторов в стабильности работы в бюджетных учреждениях и социальной защищенности.
Карьерные установки российских военных
Результаты социологического исследования показали, что опрошенных военнослужащих больше всего беспокоят риски увеличения трудовой нагрузки без соответствующего роста заработной платы (скорее беспокоит и очень беспокоит — 85,2 % респондентов из Москвы и 67,8 % из Ростова-на-Дону). Отсутствие индексации денежного довольствия и неполучение его в полном объеме заботят еще около 78,7 % столичных и 69,1 % ростовских военных. Риски потери работы (непродление контракта) беспокоят меньшее число военных столицы, чем в регионе (61,1 % против 84,3 %). Меньше всего озабочены военнослужащие ростом объемов внештатных обязанностей на работе.
Необходимо отметить, что особенность карьерных шансов и связанных с этим карьерных экспектаций военных в российской армии во многом определяется наличием карьерного предела (стеклянного потолка), который может быть открытым и латентным. Для военнослужащих латентные карьерные барьеры состоят во влиянии неформальных процедур поддержки и исключения: карьерные стратегии во многом определяются не только образовательным статусом и стажем военной службы, но и неформальными связями с землячеством, династийностью и корпоративными связями. К открытым барьерам можно отнести сужение каналов восходящей социальной мобильностью при движении по должностной иерархии. Если в основании пирамиды (средний офицерский состав) действует принцип равенства карьерных возможностей, то восхождение к вершине должностной иерархии характеризуется уже серьезным разрывом. И здесь можно говорить как о факторе стечения обстоятельств (случайность), так и о том, что устанавливается карьерный предел для подавляющего большинства. Это соответствует субординационной модели военной службы [Лапшин 2003: 21].
Кроме того, оказывает влияние фактор региональной дифференциации, присутствующий в военной среде [Клименко, Заяц, Хромушкина 2017]. Результаты опроса показали, что военная служба на стадии выбора профессии была сопряжена с высокой оценкой карьерных шансов (54,9 % опрошенных в Москве и 29,6 % в Ростове-на-Дону). В тоже время оценивают современное содержание своей профессиональной деятельности через карьерные стратегии только 10,7 % московских военных и 28,7 % ростовских (табл. 8).
В отличие от педагогов и врачей, для которых приоритетным в работе является содержание труда, соответствующее их способностям и ценностным установкам, для военных чаще всего важным является возможность обеспечить достойный уровень жизни (66,2 %в первой группе и 53,7 % во второй), получение социальных преимуществ и льгот (32,1 % и 49,1 %). На этом фоне ростовские военные более ориентированы на ценностное измерение труда (патриотизм, мужское дело, польза обществу и пр.) (табл. 8).
Таблица 8
Распределение ответов военных на вопрос «Что Вам кажется существенным в Вашей работе?»
Варианты ответа Москва Ростов- н/Д
1. Профессия соответствует моим способностям, умениям 28,6 59,3
2. Стремление служить родине, долг перед отечеством, патриотические чувства 26,4 54,6
3. Организованность, порядок, дисциплина в армейской среде 7,7 21,3
4. Привлекает моя военно-профессиональная
специализация, желание стать грамотным специалистом 27,4 41,7
в этой сфере
5. Возможность обеспечить достойный уровень жизни 66,2 53,7
6. Профессия военного ценится в обществе 4,3 26,9
7. Желание сделать карьеру в армии 10,7 28,7
8. Продолжение профессиональной династии 3,0 15,7
9. Возможность получения высшего (специального) образования 9,0 14,8
10. Желание заниматься настоящим мужским делом 5,1 30,6
11. Возможность принести больше пользы обществу 9,8 27,8
12. Получение социальных преимуществ и льгот (пенсия, жилье, ипотека и пр.) 32,1 49,1
13. Возможность избежать безработицы 7,3 27,8
14. Стремление к физическому самосовершенствованию 32,1 20,4
15. Возможность приобрести уважение, признание в обществе 6,8 15,7
Всего 276,4 496,3
Хотя, по критерию удовлетворенности карьерными перспективами с большим опережением идут столичные военнослужащие (совокупный процент ответов «скорее согласен» и «полностью согласен» составляет 91,5 % в первой группе и 53,2 % во второй). Рекомендовали бы вооруженные силы как хорошее место работы 91,5 % опрошенных из Москвы и 79,4 % из Ростова-на-Дону. Однако если посмотреть на показатели максимальной выраженности признака, то она в столице в два раза ниже, чем в регионе. В целом довольно своей работой подавляющее число военных двух городов, но с численным перевесом в столице (91,9 % опрошенных первой группы и 77,6 % второй) (табл 9).
Таблица 9
Распределение ответов военных на вопрос «Насколько Вы согласны со следующими утверждениями?»
Полностью не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен
Утверждения Москва Ростов-н/Д Москва Ростов-н/Д Москва Ростов-н/Д Москва Ростов-н/Д
Я доволен свои-
ми карьерными перспективами 3,4 19,6 5,1 27,1 47,7 36,4 43,8 16,8
в армии
Я бы рекомендовал
вооруженные силы как хорошее место для работы 3,0 6,5 5,5 14,0 77,0 48,6 14,5 30,8
В целом я доволен своей работой 3,4 6,5 4,7 15,9 42,3 49,5 49,6 28,0
Заключение
Для педагогов и докторов наиболее важным в работе является содержание труда, соответствующее их способностям и ценностным установкам. На этом фоне столичные учителя и врачи выше оценивают карьерные шансы в профессии, чем в провинциальных городах. Удовлетворенность своими карьерными возможностями в целом ниже у педагогов, чем у врачей. В армейской среде наблюдается обратная тенденция: московские военнослужащие реже, чем в южном регионе, рассматривают свою профессиональную деятельность через возможность карьерного продвижения, но в большей степени удовлетворены своей карьерой.
Результаты социологического исследования также фиксируют влияние прекариатизации на профессиональное самочувствие исследуемых профессиональных групп. Опрошенные в мегаполисах педагоги, врачи и военные обеспокоены рисками увеличения трудовой нагрузки без роста заработной платы и потери работы. В сфере здравоохранения наблюдается также анклавизация рисков прекариатизации в региональной
среде: по оценкам врачей влияние прекариатизации в столице сильнее, чем в провинции.
Таким образом, фиксируются сдвиги в карьерных стратегиях социетально значимых профессиональных групп, включающие риски прекариатизации: снижение влияния фактора профессиональной самореализации, осознание слабых карьерных перспектив в силу особенностей карьерного пространства в данных профессиональных сегментах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бобков В.Н., Вередюк О.В., Колосова Р.П., Разумова Т.О. Занятость и социальная прекаризация в России: введение в анализ. М.: Теис, 2015. 96 с. Зарплаты врачей растут лишь в официальных сводках Росстата [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск. № 7224 (58). URL: https://rg.ru/2017/03/20/ issledovanie-zarplaty-vrachej-rastut-lish-v-svodkah-rosstata. html (дата обращения: 02.07.2017). Индикаторы образования 2017: статистический сборник / [Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с. Клименко Л.В., Заяц П.В., Хромушкина И.Ю. Профессиональные позиции военнослужащих южнороссийских городов в условиях процессов прекариатизации // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 5. C. 186-197. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Гендерные аспекты прекариатизации труда в российском обществе // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 29-40. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Журнал институциональных исследований. 2017. Т. 9. № 2. С. 137-153. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Социетальные аспекты профессиональной идентичности социально ориентированных групп в российском обществе // Общество и экономика. 2017. № 3/4. С. 176-183. Лапшин В.К. Становление института военной службы в России: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2003. 26 с.
Наемный работник в современной России / [З.Т. Голенкова и др.]; отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Новый хронограф, 2015. 290 с.
Нет ничего важнее учителя, врача и военного в нормальном обществе: Путин [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. Москва, 3 окт. 2014. URL: https://regnum.ru/news/polit/1853698.html (дата обращения: 11.09.2017).
Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/trud/itog_monitor/itog-monitor4-16.html (дата обращения: 21.06.2017).
Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / [М.К. Горшков и др.]; под ред. М.К. Горшкова, В.В. Пету-хова. М.: Изд-во Весь Мир, 2015. 432 с.
Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Пресс, 2014. 328 с.
Шкаратан О.И., Карачаровский В.В., Гасюкова Е.Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994—2013) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 99-110.
Klimenko L. V., Posukhova O. Y. Signs and Scope of Precarization of Labor Relations in Modern Russia // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 18. P. 11061-11072.
Labour Market and Precarity of Employment: Theoretical Reflections and Empirical Data from Hungary and Russia / ed. by V. Bobkov, J. Csoba, P. Herrmann. Bremen: Wiener Verlag fuer Sozialforschung, 2014. 264 p.
Posukhova O.Y., Nor-Arevyan O.A., Klimenko L.V. The Crisis of Professional Identity in Russian Society // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 3761-3770.