Научная статья на тему 'Преимущество методики проектного обучения на уроках английского и русского языка'

Преимущество методики проектного обучения на уроках английского и русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макешина Ольга Николаевна, Рудь Татьяна Борисовна

В статье рассмотрены преимущества метода проектов на уроках английского языка и русского языка и литературы в техникуме. Детально представлены методы и приемы, применяемые на различных этапах проектной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Advantage of Project-based Learning Methodology in Process of Competitive Specialists’ Training During English and Russian Lessons

The article discusses the advantages of project-based learning methodology in process of competitive specialists’ training during English and Russian lessons is analyzed. Topicality of project-based learning methodology, its advantage in process of professional education and training of competitive specialists for labor market is emphasized.

Текст научной работы на тему «Преимущество методики проектного обучения на уроках английского и русского языка»

38 |

МЕТОДИКА

Преимущество методики проектного обучения на уроках английского и русского языка

В условиях вхождения России в международное образовательное пространство перед современной системой образования встает задача воспитания личности специалиста, способного свободно конкурировать на рынке труда. Этот факт определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально-техническому.

МАКЕШИНА Ольга Николаевна,

преподаватель английского языка высшей категории Дондуковского сельскохозяйственного техникума,

станица Дондуковская (Республика Адыгея)

РУДЬ

Татьяна Борисовна,

преподаватель русского языка высшей категории Дондуковского сельскохозяйственного техникума,

станица Дондуковская (Республика Адыгея)

Аннотация

В статье рассмотрены преимущества метода проектов на уроках английского языка и русского языка и литературы в техникуме. Детально представлены методы и приемы, применяемые на различных этапах проектной работы

Ключевые слова:

проектная методика, конкурентоспособный специалист, мотивация, профессиональная подготовка

В процессе образования критерием успешности будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Одну из ведущих ролей в данном процессе играет мотивация, основной движущей силой которой является конкуренция. Есть конкуренция — есть мотивация, желание быть лучше, успешнее. Реальная возможность конкурировать предоставляется студентам посредством участия в различных конкурсах профессионального мастерства, где создается своеобразная тренировочная модель реальной конкуренции в бизнесе для будущей профессиональной деятельности студентов. На данный момент одной из лучших таких моделей является международное некоммерческое движение WorldSkiUs, целью которого является повышение престижа рабочих профессий, привлечение молодежи в производственные секторы экономики, совершенствование квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учетом национальных и международных требований. Республика Адыгея присоединилась к движению WorldSkiUs в 2015 году.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Студентам техникумов и колледжей Республики Адыгея, в том числе и Дондуковскому сельскохозяйственному техникуму, очень важно достойно представить себя в данном проекте, так как участие в чемпионате WorldSkills предполагает демонстрацию самых разнообразных умений и навыков. Наряду с глубокими профессиональными познаниями студент обязан продемонстрировать свои умения и навыки личностного и делового общения, владение грамотной устной и письменной речью, творческое мышление.

Пока у студентов техникума есть опыт участия в региональном этапе чемпионата WorldSkills Russia, в дальнейшем не исключено участие в конкурсе профессионального мастерства на мировом чемпионате Worldskills. А там, как известно, действует строгий регламент, согласно которому эксперты и участники чемпионата во время проведения соревнований могут общаться друг с другом, тим-лидером и менеджером сборной только на английском языке. Навык владения английским может стать решающим в борьбе за победу.

Проект «Профессионалы говорят на одном языке»

Одним из условий успеха является умение позиционировать себя как уверенного человека. Уверенный в себе человек — это образованный человек, обладающий определенными качествами: грамотностью, культурой поведения, владением языками, расширенным кругозором, широким словарным запасом, эрудированностью и т.д. В рамках проекта «Профессионалы говорят на одном языке» преподаватели Дондуковского сельскохозяйственного техникума поставили перед собой цель: углубить и систематизировать знания студентов о языке и речи; развить их коммуникативно-речевую культуру; расширить лингвистический кругозор будущих специалистов. Эффективный метод обучения — метод проекта — позволяет приблизиться к достижению поставленной цели.

Многолетний опыт педагогической деятельности в системе профобразования, отбор и апробирование методов обучения студентов показывает, что выбор методики проектного обучения является наиболее целесообразным, так как соответствует всем принципам среднего профессионального образования (параллельное совмещение теории с практикой) и при интенсивно-положительной динамике образовательного процесса дает отличные результаты. Методика проектного обучения позволяет вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс, создавать успешную учебно-предметную среду, обеспечивающую возможность свободного доступа к различным источникам, работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Рассмотрим основные аспекты проектной деятельности.

Первый этап — поисковый

Метод учебных проектов используется педагогами техникума на уроках, завершающих модули: «Рестораны и меню», «Национальные блюда», «История возникновения профессии» (для профессии «Повар, кондитер»), «Самый совершенный механизм», «Системы автомобиля», «Мое любимое авто» (для профессии «Автомеханик»). Именно этот метод как нельзя лучше позволяет детально проработать разделы темы. Тематика значима и интересна для будущих автомехаников, поваров и других специалистов, позволяет расширить общие профессиональные знания. Все это повышает мотивацию студентов.

На этом этапе производится отбор литературы, веб-сайтов и других источников информации, которые можно рекомендовать студентам в ка-

40 | 4 / 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

МЕТОДИКА

честве консультационного и опорного материала для их дальнейшей самостоятельной работы. Со студентами проводится активная работа по введению, набору и закреплению профессиональной лексики. Для совмещения теории с практикой все учебные лаборатории техникума оснащены стике-рами с профессиональной терминологией, размещенной на стационарном оборудовании и инструментах. С мастерами учебной практики проводится консультационно-образовательная работа, чтобы в дальнейшем они могли контролировать использование студентами профессиональной лексики на уроках производственного обучения. Проводятся интегрированные занятия английским языком и производственного обучения. На уроках русского языка ведется лексическая, словообразовательная работа. Уроки развития речи помогают реализовать творческий подход к созданию текстов о «Лучшей из профессий».

Второй этап — аналитический

На данном этапе важно правильно сформулировать проблемные вопросы, побуждающие студентов мыслить. В формулировке вопроса обязательно должна звучать проблема, нацеливающая на поиск ее решения.

Например, при отработке темы «Рестораны и меню» детально

рассматривается терминология поваров и ее происхождение. Важно, чтобы студенты заучивали лексику и клише не автоматически, а профессионально оперировали ими, проводили профессиональные ассоциации. Основой этого является ассоциативная методика.

Например, для профессии «Повар-кондитер»:

mix — смешивать, mixer — прибор для смешивания.

Для профессии «Автомеханик»:

support — поддерживать, суппорт — деталь автомобиля, удерживающая тормозные колодки; inject — впрыскивать, стремительно вводить; инжектор — деталь автомобиля, впрыскивающая топливо в двигатель.

Методика языкового анализа и определение значение слова по контексту

Hood — капюшон (в повседневном общении), hood — капот автомобиля (технич. термин); wheel — колесо, вертеть, wheel — руль (технич. термин).

На уроках русского языка проводится работа по разбору слов, нахождению их лексического значения, словообразовательная работа, создание словарика «Профессиональная лексика поваров».

На этом этапе ребят обучают пользоваться словарями профессиональной лексики. Также очень эффективен прием «составление кластеров», позволяющий студентам самостоятельно составлять предложения, приобретать навыки использования разговорных клише, включающих профессиональную лексику.

Все вопросы, возникающие у студентов, необходимо обсуждать, давая четкое представление о проекте, нацеливая их на самостоятельную продуктивную творческую деятельность по его реализации.

Третий этап — обсуждение плана индивидуальной работы (работы в мини-группах)

Преподаватель может помочь студентам в выборе темы-проблемы. Те, в свою очередь, самостоятельно делятся на пары или мини-группы или выбирают индивидуальную работу.

На данном этапе студенты, консультируясь с преподавателем, определяют пути проведения самостоятельной работы по своей теме и способы оформления результатов своей работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Четвертый этап — практический (самостоятельнаяработа)

Чаще всего это самый трудоемкий этап деятельности, включающий в себя поиск фактов, аргументов для защиты проекта, нахождение информации, в том числе лингвистической. При этом учитываются и сравниваются мнения как мастеров профессионального обучения, преподавателей профдисциплин, так и преподавателей английского и русского языков. В результате формируется всесторонне верное профессиональное мнение и пути решения проблемы. Особенно важно, если свои теоретические наработки студент воплощает в практической деятельности (поэтапная реализация кулинарного проекта — выход — блюдо; ремонт автомобиля — выход — отремонтированная деталь). Иногда на этом практическом этапе у студентов рождаются рационализаторские предложения.

Пятый этап — презентационный

Данный этап мотивирует студентов систематизировать полученные данные. Преподаватель оказывает консультационную помощь по оформлению итоговой работы. К такой деятельности часто привлекаются студенты из группы «Мастер по обработке цифровой информации» (работа в студенческом профессиональном сообществе). Видеоматериал, собранный студентами в процессе занятий производственного обучения, самостоятельной практической работы, очень ценен, так как дает возможность детально рассмотреть свою работу со стороны, услышать собственную речь, заметить свои ошибки, поработать над их исправлением, получить оценку широкой аудитории. В последнее время студенты техникума, создавая свои проекты, предпочитают презентациям видеоролики.

Таким образом, совместная методико-практическая, наставническая работа преподавателей и мастеров делает данные проекты ценными в профессиональном плане и для преподавателей. Результаты совместной проектной деятельности часто становятся темой для обсуждения и анализа на заседаниях ЦМК общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

Шестой этап — контрольный (защита проекта, оценивание результатов работы)

Защита проектов обычно проходит в виде интегрированных уроков и круглых столов (намечается план выступления, исходя из подготовленных тем проектов). Защита проектов может проходить в виде пресс-конференций: каждый участник (пара, мини-группа) делает доклад по выбранной проблеме, все остальные участники выступают оппонентами. Итоги работы студенты обычно представляют в виде компьютерных презентаций (реже — в виде буклетов, разработок меню или практических инструкций, видеороликов). Данный материал размещается в Интернете, имеет внушительное количество просмотров. Конечно, такой объем работы могут выполнить лишь сильные в плане успеваемости студенты. Но и более слабые обучающиеся могут участвовать в проекте (дифференцированный подход), выполняя в качестве помощника (лаборанта) менее ответственные виды работ.

Работа студентов оценивается соответственно критериям, представленным в локальном акте техникума — «Положении о проектной деятельности студентов». Критериями оценки могут быть: полнота и правильность решения поставленной проблемы, творческий подход в решении проблемы, грамотность оформления результатов работы, объем выполненной работы.

Выполнение заданий проекта, как правило, требует достаточно много времени, но эти затраты и приложенные усилия оправдывают себя, поскольку при этом решается ряд важных задач:

42 | 4/2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

МЕТОДИКА

- занятия не ограничиваются приобретением студентами определенных знаний и умений, а выходят на практические действия, затрагивают эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация деятельности студентов, приобретается профессиональный опыт;

- в рамках заданной темы студенты совмещают творческую работу с самостоятельным поиском необходимой информации, в том числе и лингвистической, реализуют полученные знания на практике;

- используются разнообразные формы учебной деятельности, предполагающие взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем, мастером, при этом роль последнего меняется: он становится партнером и консультантом, а не контролером;

- учебный процесс ориентируется на студента: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности, изобретение и использование своих собственных методов, способов выполнения той или иной работы;

- у студентов развиваются навыки демонстрации результатов своей работы на иностранном (английском) языке.

Результаты использования методики

Применение методики проектного обучения позволило студентам техникума:

- занимать первые и призовые места в республиканских конкурсах профессионального мастерства по профессиям «Повар, кондитер», «Автомеханик»;

- достойно представлять Республику Адыгею на федеральных этапах конкурсов профессионального мастерства в Тамбове (2013) и Саранске (2015); в региональном этапе чемпионата WorldSkills Russia, проходившем в Южном федеральном округе (2016); во Всероссийском интернет-конкурсе «Профессия» WorldSkills Russia; на республиканских выставках и фестивалях;

- более ответственно относиться к возложенной на них работе, доводить ее до конца, стремиться к поиску новой информации, инновационных методик и применять их при выполнении практических заданий, более грамотно освещать результаты своей работы (в том числе и на английском языке).

Кроме того, применение проектной методики позволило привлекать к совместной работе студентов, обучающихся разным профессиям, преподавателей и мастеров профессионального обучения; создать банк презентационных работ, позволяющий студентам увидеть результаты своего труда, осознать их значимость (лучшие работы используются в качестве примерного материала для студентов последующих лет обучения).

Литература

1. Горбич О. И. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов // Русский язык. — 2009. — № 21.

2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов колледжа / Сост. Т. М. Габдурахимова, С. Ф. Гильмуллина, М. А. Ле-ванова. — Нижнекамск: Нижнекамский нефтехимический колледж, 2015.

3. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. — Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Чернобай Е. В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. — М.: Просвещение, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.