Научная статья на тему 'Преимущества цифровой экономики в осуществлении процедур погашения проблемной ссудной задолженности'

Преимущества цифровой экономики в осуществлении процедур погашения проблемной ссудной задолженности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАЕМЩИКИ / ПРОБЛЕМНАЯ ССУДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЗАЙМЫ / ВЗЫСКАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УСТУПКА ПРАВ / СВЕРКА / ПРОСРОЧЕННЫЙ ДОЛГ / ПОГАШЕНИЕ ДОЛГА / BANKS / CORPORATE BORROWERS / TOXIC LOAN DEBT / LOANS / DEBT RECOVERY / SOFTWARE / DIGITALIZATION / CESSION OF RIGHTS / RECONCILIATION / OVERDUE DEBT / DEBT REPAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахаев Валерий Александрович

Погашение проблемной ссудной задолженности является актуальной задачей коммерческих банков. Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным российскими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, на 01.01.2019 г. составила 2,24 трлн руб., или 6,4% корпоративного кредитного портфеля банков. Снижение проблемной задолженности способствует сокращению резервов, снижению трансфертных платежей, повышению чистого операционного дохода банков. Для работы с проблемной задолженностью банкам требуется информация, хранящаяся в Базе данных исполнительных производств, Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, Базе данных нотариата, Росреестра, СПАРК и др. Погашение проблемной задолженности носит длительный характер. Применяемые процедуры взыскания недостаточно эффективны. Одна из причин неудовлетворительного состояния работы с проблемной задолженностью - отсутствие налаженного обмена информацией с контрагентами. Кроме того, имеются факты предоставления должниками недостоверной информации о финансовом положении, счетах в банках и др. Существуют также законодательно установленные ограничения на предоставление данных о должниках. В связи с этим актуальным является развитие цифровой инфраструктуры взыскания банками проблемной задолженности заемщиков. В данном исследовании поставлена цель обосновать необходимость цифровизации и оценить ее влияние на работу банков с проблемной задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF DIGITAL ECONOMY FOR THE IMPLEMENTATION OF PROCEDURES FOR REPAYMENT OF PROBLEM LOANS

The article argues that loan debt repayment remains a difficult problem for most commercial banks. Overdue debt on loans granted to legal entities and self-employed entrepreneurs by Russian banks as of 01.01.2019 amounted to 2.24 trillion rubles, or 6.4% of the corporate loan portfolio of banks. Reduction of loan debt leads to the reduction of reserves and transfer payments as well as increase in the net operating income of banks. The author argues that in order to work with problem loan debts, banks need the information stored in the Database of enforcement proceedings, the Unified Federal Register of Bankruptcy Information, the Database ofNotaries, Rosreestr, SPARK, etc. Repayment of bad debts is a long-term process. The existing methods of debt recovery are not effective enough. One of the reasons of inefficient work with problem debts is the lack of an established route of information exchange with contractors. Additionally, there is evidence that debtors provide false information on their financial situation, bank accounts, etc. There are also statutory restrictions on the disclosure of information about debtors. Thus, the development of digital infrastructure by banks for collecting bad debts is highly relevant. The study aims to highlight the need for digitalization and to assess its impact on the management of bad debts by banks.

Текст научной работы на тему «Преимущества цифровой экономики в осуществлении процедур погашения проблемной ссудной задолженности»

ISSN 1994-5094 ♦-

Valeriy Aleksandrovich Rakhaev, Валерий Александрович Рахаев,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department of finances and credit, доцент кафедры финансов и кредита,

Samara State University of Economics Самарский государственный экономический университет

raxaev.valerij@mail.ru

УДК 336.7

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЦЕДУР ПОГАШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ССУДНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Погашение проблемной ссудной задолженности является актуальной задачей коммерческих банков. Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным российскими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, на 01.01.2019 г. составила 2,24 трлн руб., или 6,4% корпоративного кредитного портфеля банков. Снижение проблемной задолженности способствует сокращению резервов, снижению трансфертных платежей, повышению чистого операционного дохода банков. Для работы с проблемной задолженностью банкам требуется информация, хранящаяся в Базе данных исполнительных производств, Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, Базе данных нотариата, Росреестра, СПАРК и др. Погашение проблемной задолженности носит длительный характер. Применяемые процедуры взыскания недостаточно эффективны. Одна из причин неудовлетворительного состояния работы с проблемной задолженностью - отсутствие налаженного обмена информацией с контрагентами. Кроме того, имеются факты предоставления должниками недостоверной информации о финансовом положении, счетах в банках и др. Существуют также законодательно установленные ограничения на предоставление данных о должниках. В связи с этим актуальным является развитие цифровой инфраструктуры взыскания банками проблемной задолженности заемщиков. В данном исследовании поставлена цель обосновать необходимость цифровизации и оценить ее влияние на работу банков с проблемной задолженностью.

Ключевые слова: банки, корпоративные заемщики, проблемная ссудная задолженность, займы, взыскание, компьютерная программа, цифровизация, уступка прав, сверка, просроченный долг, погашение долга.

ADVANTAGES OF DIGITAL ECONOMY FOR THE IMPLEMENTATION OF PROCEDURES FOR REPAYMENT OF PROBLEM LOANS

The article argues that loan debt repayment remains a difficult problem for most commercial banks. Overdue debt on loans granted to legal entities and self-employed entrepreneurs by Russian banks as of 01.01.2019 amounted to 2.24 trillion rubles, or 6.4% of the corporate loan portfolio of banks. Reduction of loan debt leads to the reduction of reserves and transfer payments as well as increase in the net operating income of banks. The author argues that in order to work with problem loan debts, banks need the information stored in the Database of enforcement proceedings, the Unified Federal Register of Bankruptcy Information, the Database ofNotaries, Rosreestr, SPARK, etc. Repayment of bad debts is a long-term process. The existing methods of debt recovery are not effective enough. One of the reasons of inefficient work with problem debts is the lack of an established route of information exchange with contractors. Additionally, there is evidence that debtors provide false information on their financial situation, bank accounts, etc. There are also statutory restrictions on the disclosure of information about debtors. Thus, the development of digital infrastructure by banks for collecting bad debts is highly relevant. The study aims to highlight the need for digitalization and to assess its impact on the management of bad debts by banks.

Keywords: banks, corporate borrowers, toxic loan debt, loans, debt recovery, software, digitalization, cession of rights, reconciliation, overdue debt, debt repayment.

В основе создания программ для банков лежат труды А.В. Шеера [8], Р. Дафта [5], М. Робсона [7], Ф. Уллаха [6], Б. Андерсена [4]. Упор сделан на методологии Agile. Считается, что она поможет банкам успешно совершить переход к цифровиза-ции и существенно сократить затраты на новые продукты. Современная зарубежная литература, освещающая влияние цифровой экономики на банковский сектор, представлена главным образом отчетами таких консалтинговых компаний, как McKinsey & Company, Deloitte, Accenture, BCG, ATKearney, Deutsche Bank, World Economic Forum. Основные выводы заключаются в том, что цифровые технологии открывают доступ к созданию

ценности для банков с новых сторон. В качестве источников были также использованы труды отечественных авторов, таких как И.Т. Балабанов [1], Д.И. Чернявский [3].

Цифровая революция в банковской сфере началась совсем недавно. Большинство традиционных банков предлагают своим пользователям высококачественные мобильные приложения, веб-сервисы, услуги открытия нового счета и получения кредита без необходимости посещения офиса банка. В то же время банковские технологии, связанные с погашением проблемной задолженности, отстают в цифровой гонке. Существующие процедуры взыскания задолженности не позволяют

120 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

истребовать долги в короткие сроки. Проведение сверок с заемщиками, судебными приставами, арбитражными управляющими требует значительных затрат времени. Много информации о заемщиках вносится вручную.

Исследования, посвященные развитию цифровой инфраструктуры взыскания банками проблемной ссудной задолженности, отсутствуют. Вышеизложенные проблемы обусловили цели и задачи исследования.

Целью исследования является обоснование необходимости цифровизации и оценка ее влияние на работу банков с проблемной задолженностью.

Задачи исследования:

- рассмотреть возможность применения редактора Microsoft Office Access в работе банков с проблемной задолженностью;

- оценить влияние программы на взыскание проблемной задолженности.

Исследование базируется на методах эмпирического и теоретического уровней. К теоретическим методам относятся изучение и обобщение. С помощью этих подходов формируется понимание проблемы. Структурированная проблема является более доступной для дальнейшего анализа и синтеза гипотез. С помощью анализа выявляются закономерности и взаимосвязи между элементами структурированной системы. Затем синтезируются предположения, требующие дальнейшего подтверждения с помощью практических методов.

Важным методом, используемым в исследовании, является сравнение. На основе сравнения различных состояний исследуемой системы можно сделать выводы о качестве внедренных модернизаций. Огромную роль играет сравнение с лучшими практиками цифровой трансформации банковской сферы. На них следует ориентироваться при внедрении изменений на организационном уровне. Сравнение с лучшими практиками позволяет сформировать четкое видение цели, сформулировать индикаторы качества реализации проекта.

На основании данных портала банковского аналитика Analizbankov («Анализ банков») представлена динамика проблемной ссудной задолжен-

ности корпоративных заемщиков Самарского регионального филиала (РФ) АО «Россельхозбанк» за 2013-2018 гг. (таблица).

Видно, что уровень проблемной ссудной задолженности за анализируемый период значительно снизился, но пока остается высоким. По состоянию на 01.01.2019 г. примерно каждый пятый кредит является проблемным.

АО «Россельхозбанк» имеет крупную филиальную сеть. Работу с проблемной задолженностью корпоративных заемщиков осуществляют головной офис и соответствующие службы в филиалах.

Взаимодействие между головным офисом и филиалами заключается в планировании ключевых показателей, контроле мероприятий по работе с проблемной задолженностью, постановке оперативных задач по взысканию, содействии филиалу в решении задач, возникающих в ходе работы по взысканию, консультировании филиала по вопросам взыскания проблемной задолженности, отчетности по погашению задолженности. Директорам филиалов делегированы полномочия для оперативного принятия решений.

Стратегии и процедуры, используемые при взыскании задолженности, представлены на рис. 1.

Выбор стратегии и процедуры зависит от возможности заемщика исполнять обязательства за счет доходов от основной деятельности, наличия имущества, поручительства, а также наличия инвестора, готового приобрести права (требования) к заемщику по договору уступки прав (требований).

На рис. 2 представлена схема проведения процедур взыскания банком.

Среди реализованных стратегий в 2018 г. уступка прав (требований) задолженности составила 80%, финансовое оздоровление - 15%, банкротство - 3%, принудительное взыскание - 2%. Таким образом, основной стратегией погашения является заключение договоров уступки (прав) требований при наличии инвестора, готового приобрести права (требования) к заемщикам.

Для оценки прав (требований) независимым оценщиком делается расчет рыночной стоимости прав (требований), по которой договор уступки прав (требований) может быть заключен.

Динамика проблемной ссудной задолженности корпоративных заемщиков Самарского РФ АО «Россельхозбанк» за 2013-2018 гг.

Наименование показателя Значение показателя на конец года

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Основной долг, млн руб. 12 073 13 697 14 920 12 125 13 286 13 362

Просроченный основной долг, млн руб.* 1394 3281 4303 2958 2801 2579

Проблемная ссудная задолженность, млн руб.* 4924 4783 4932 3383 2986 2704

Уровень проблемной ссудной задолженности, % (стр. 3 / стр. 1 х 100%) 40,8 34,9 33,1 27,9 22,5 20,2

*В состав проблемной ссудной задолженности включается просроченный основной долг, а также часть срочного основного долга, который с большой вероятностью превратится в просроченный при наступлении срока платежа по графику.

НБЫ1994-5094 ♦-

Рис. 1. Стратегии и процедуры взыскания проблемной задолженности

Рис. 2. Схема проведения банком процедур взыскания задолженности

122 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

Эффективность взыскания задолженности путем заключения договора уступки прав (требований) оценивается с помощью показателя Recovery Rate («взыскание/долг»). Этот показатель рассчитывается как отношение денежных средств, поступивших в погашение проблемной задолженности, к основному долгу на момент признания задолженности проблемной. Значение указанного показателя за 2018 г. составило 29%.

Проведение процедур взыскания задолженности заемщиков регламентировано внутрибанковскими документами. Стратегия погашения и план мероприятий утверждаются кредитным комитетом филиала. Отдел по работе с задолженностью при взыскании задолженности взаимодействует с другими службами. Отдел сопровождения предоставляет кредитно-обеспечительную документацию и расчет задолженности в отдел по работе с задолженностью. Последний направляет эти документы в юридический отдел, который подает иск в суд и участвует в судебной процедуре. Отдел по работе с залогом проводит проверки сохранности обеспечения. После вынесения судом решения отдел по работе с задолженностью при взыскании взаимодействует с внутренними подразделениями филиала, а также со службой судебных приставов и арбитражными управляющими.

В связи с большим количеством должников (заемщиков, поручителей, залогодателей), кредитных и обеспечительных договоров ежедневный контроль процедур взыскания становится затруднительным. Для улучшения оперативной деятельности отделов по работе с задолженностью филиалов предлагается использование редактора Microsoft Office Access [2]. Редактор позволяет:

- создавать и редактировать офисные документы;

- работать с базами данных в виде таблиц в целях хранения, систематизации и извлечения нужной информации;

- создавать информацию в виде текста и презентаций;

- использовать динамическую модель обмена между сетевыми ресурсами и приложениями;

- вести многопользовательскую работу с базами данных.

Компонентами программного обеспечения являются: таблица, запрос, форма, отчет, макрос, модуль, страница доступа. Интерфейс пользователя включает следующие средства: создание файлов, создание и наполнение баз данных, импорт данных, область навигации, диалоговое окно. Режим доступа сотрудников к работе в программе устанавливается внутренними документами банка.

В настоящий момент в тестовом режиме используются две взаимосвязанные базы данных: выполнение мероприятий и выполнение ключевых показателей. В базу данных о выполнении мероприятий введена информация о проблемной задолженности заемщиков, справочная информация, планы мероприятий по взысканию задолженности. Ввод информации о проблемной задолженности предполагает внесение общих данных о заемщиках:

наименование заемщика, ИНН, кредитные договоры, стратегия взыскания, сумма взыскания, включая основной долг, проценты, комиссии, пени, госпошлина и др. Справочная информация включает федеральные и внутрибанковские нормативы и требования к проведению процедур взыскания: например, сроки проведения процедур, исполнительских действий, принципы распределения денежных средств от реализации имущества, идущих в погашение задолженности, и др. Справочная информация используется для планирования мероприятий по взысканию задолженности. Сроки проведения мероприятий определяются в соответствии с установленными процедурами взыскания. Назначаются сотрудники отдела, ответственные за проведение мероприятий по конкретным заемщикам.

В редакторе формируются отчеты о выполнении мероприятий. Должники группируются в соответствии со стратегиями погашения задолженности. В случае стратегии «Принудительное взыскание» в отчете указываются: номер и дата исполнительного документа, дата постановления о возбуждении исполнительного производства, наименование подразделения УФССП, исполнительные действия (запросы в регистрирующие органы, розыск имущества, наложение ареста на имущество, проведение торгов), сумма погашения задолженности за отчетный период и нарастающим итогом, дата окончания исполнительного производства, дата заключения мирового соглашения.

При стратегии «Банкротство» в отчете отражаются показатели: дата возбуждения процедуры, дата введения наблюдения и конкурсного производства, сумма реализации имущества, сумма погашения задолженности за отчетный период и нарастающим итогом, дата ликвидации заемщика. По заемщикам, в отношении которых реализуется стратегия «Финансовое оздоровление», отражается дата утверждения стратегии, сумма задолженности и погашения. По уступке прав (требований) указывается размер уступаемых прав, цена договора уступки, наименование нового кредитора. При обращении взыскания на залоговое имущество во внесудебном порядке указывается залоговая стоимость имущества, цена реализации, размер погашения задолженности. Информация о фактическом погашении проблемной задолженности в разрезе заемщиков, кредитных договоров, видов начислений импортируется из бухгалтерской базы данных.

В базу данных о выполнении ключевых показателей включены:

- размер просроченного основного долга;

- уход задолженности по основному долгу с баланса;

- поступление денежных средств от погашения задолженности;

- списание проблемной задолженности.

Ключевые показатели взаимосвязаны между

собой и устанавливаются головным офисом филиалу поквартально нарастающим итогом с начала года. Например, показатели «Уход задолженности по основному долгу с баланса» и «Списание про-

ISSN 1994-5G94 ♦-

блемной задолженности» уменьшают показатель «Размер просроченного основного долга». Показатели «Уход задолженности по основному долгу с баланса» и «Поступление денежных средств от погашения задолженности» совпадают по всем процедурам, за исключением процедуры уступки прав (требований). Уступаемые права (требования) равны общей сумме задолженности заемщиков, а поступление денежных средств соответствует цене уступаемых прав.

Значения ключевых показателей вводятся в программу до начала планируемого года. Отделы по работе с задолженностью смогут планировать ключевые показатели в увязке с проводимыми мероприятиями в рамках процедур взыскания. Так, по заемщикам в процедуре банкротства возможно планировать и оперативно отслеживать фактическое исполнение следующих мероприятий: подача искового заявления в суд о признании заемщиков банкротами, введение наблюдения, конкурсного производства, проведение инвентаризации, оценки и реализации залогового имущества. По процедуре принудительного взыскания следует отражать подачу искового заявления в суд в отношении должников, получение и предъявление исполнительных листов в службу судебных приставов, возбуждение исполнительного производства, взыскание задолженности, заключение мировых соглашений.

Отчет о выполнении вышеуказанных ключевых показателей формируется в разрезе заемщиков, кредитных договоров и процедур взыскания ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Отчеты о выполнении ключевых показателей утверждаются на заседаниях кредитного комитета банка.

В редакторе возможно составление актов сверок расчетов с контрагентами (заемщиками, службой судебных приставов, арбитражными управляющими и др.). В актах сверок со службой судебных приставов (в процедуре исполнительного производства) по исполнительным листам отражаются первоначально взысканные суммы по решению суда, суммы погашения и остаток задолженности на отчётную дату. В акты сверок с арбитражными управляющими ( в процедуре банкротства) включается информация о реализованном залоговом имуществе и суммах, перечисленных взыскателю, и др.

В статье рассмотрена возможность применения редактора Microsoft Office Access в работе банков с

проблемной задолженностью, оценено влияние программы на взыскание проблемной задолженности. Ограничения исследования заключаются в том, что оно проведено на примере использования вышеуказанного редактора в работе служб филиала, занимающихся взысканием проблемной задолженности корпоративных заемщиков. Это обусловливает специфику создаваемых баз данных и формируемых отчетов. Потребуется доработка таблиц в случае использования для погашения проблемной задолженности физических лиц.

Использование редактора позволяет непрерывно отслеживать состояние работы с каждым заемщиком, определять узкие места, оперативно контролировать соблюдение установленных сроков проведения мероприятий по возврату задолженности, взаимодействуя с другими подразделениями банка и внешними контрагентами. В дальнейшем планируется объединить базы данных с отчетами, составляемыми филиалами для головного офиса банка.

Исследованы существующие подходы к созданию программных продуктов для банковского сектора. На опыте Самарского РФ АО «Россельхоз-банк» рассмотрены стратегии погашения проблемной задолженности, схема проведения процедур взыскания банком задолженности корпоративных заемщиков, использование редактора Microsoft Office Access для улучшения оперативной деятельности филиала. Обоснованы ограничения анализа, а также направления дальнейших исследований.

1. Банки и банковское дело / под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2003.

2. Фужер Л.У., Кук К. Access 2010 для чайников. М.: Диалектика, 2010.

3. Чернявский Д.И. Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Д.И. Чернявский, Д.В. Рудаков. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010.

4. Andersen B., Brinkvan den K. Multimedia in Education. Moscow, UNESCO Institute for Information Technologies in Education. 2013.

5. DaftR.L., MarcicD. Understanding Management. South -Western, Cengage Learning, Mason. 2013.

6. Robson M. A practical guide to business process re-engineering / M. Robson, P. Ullah. London: Gower publishing Std.. 1996.

7. Robson M. Problem Solving in Groups. Aldershot: Gower publishing Std., 1993.

8. Scheer А.-W. Business Process Engineering. Reference Models for Industrial Enterprises.Study Edition. Berlin, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.