Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
№ 1 (6) - январь 2016
УДК: 342
Корякин И.С.
магистрант, ФГАОУ ВПО «НИУ ВШЭ-Пермь»
ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНКУРСА ПО ОТБОРУ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках настоящей статьи автором проанализированы преимущества модели организации местного самоуправления с использованием конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, дана характеристика каждому преимуществу в сравнении с другими возможными конструкциями избрания главы муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование, глава муниципального образования, выборы, местная администрация, экономия бюджетных средств.
Действующая редакция Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных конструкций по избранию главы муниципального образования и определению органа местного самоуправления, который он возглавляет.
При решении вопроса о реализации той или иной конструкции на практике необходимо учитывать, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципалитета в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
Кроме того, в ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что конкретная конструкция по избранию главы муниципального образования и определению органа местного самоуправления, который он возглавляет, устанавливается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Следовательно, в настоящий момент решение вопросов, связанных с определением конструкций организации местного самоуправления осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Одним из возможных способов избрания главы муниципального образования — избрание по результатам конкурса. Федеральный закон № 8-ФЗ, установивший возможность избрания главы по результатам конкурса, вступил в силу 7 марта 2015 года — именно с этой даты рассматриваемая модель могла быть закреплена на региональном уровне.
Реализация модели организации местного самоуправления с использованием конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования представляет собой достаточно сложный и длительный процесс, который имеет особенности правового регулирования и применения на практике.
В связи с новизной института проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования в настоящий момент отсутствует возможность полноценного практического исследования модели организации местного самоуправления с использованием указанного института.
Вместе с тем, многолетняя практика использования других моделей организации местного самоуправления, включая модель с избираемым на муниципальных выборах главой, возглавляющим местную администрацию, а также модель с использованием «сити-менеджера», позволяют путем совокупного сравнительного анализа выявить основные преимущества рассматриваемой модели.
Во-первых, данная модель позволяет решить проблему «двоевластия», когда власть на
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
№ 1 (6) - январь 2016
местах разделена между главой муниципального образования, возглавляющим представительный орган, и сити-менеджером.
Как показывает анализ правоприменительной практики, в ряде случаев наличие в структуре органов местного самоуправления одновременно и главы муниципального образования как высшего должностного лица, и главы местной администрации может порождать конфликтные ситуации и коллизии в практике управления муниципальным образованием, сложно разрешимые в рамках уже закрепленных в законодательстве моделей муниципальной власти.
Во-вторых, данная модель предполагает повышенные требования к кандидатам на должность главы муниципального образования и обусловлена необходимостью профессионального управления территориями.
При использовании других конструкций, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, может стать любой совершеннолетний гражданин при отсутствии судимости (в случае избрания на муниципальных выборах). Безусловно, такие требования являются недостаточными для управления публично-правовым образованием.
Несмотря на то, что в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования могут участвовать любые лица, конкурсная комиссия оценивает профессиональные качества кандидатов, выявляемые на основании документов об образовании, стаже руководящей работы, анализе представленной кандидатом программы развития муниципального образования и т.д.
В-третьих, применение модели организации местного самоуправления с использованием конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования позволяет достигнуть экономии бюджетных средств. Экономия связана с сокращением расходов на проведение муниципальных выборов главы муниципального образования. Финансирование расходов кандидатов, связанных с проведением конкурса, осуществляется ими за счет собственных средств. Члены конкурсной комиссии осуществляют работу в рамках исполнения должностных обязанностей по основному месту работы, либо на безвозмездных началах.
Также экономия местного бюджета может достигаться в тех муниципалитетах, в которых ранее глава муниципального образования, возглавляющий представительный орган, осуществлял свои полномочия на постоянной основе, а местную администрацию возглавлял нанимаемый по контракту «сити-менеджер». После введения новой конструкции в таких муниципалитетах представительские и хозяйственные функции будет исполнять одно лицо — избираемый по результатам конкурса глава муниципального образования. Представляется, что на содержание председателя представительного органа требуется меньше бюджетных средств, особенно в случае, когда он исполняет свои полномочия на непостоянной основе.
Литература
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.