Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ “НЕПРЕРЫВНЫЕ ФУНКЦИИ” ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ”'

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ “НЕПРЕРЫВНЫЕ ФУНКЦИИ” ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайитова Хилола Гафуровна

В статье представлены преимущества использования метода «анализа» при преподавании темы «Непрерывные функции» в предмете «Математический анализ», который преподается в сфере математического образования в высших учебных заведениях. Как известно, образовательный процесс невозможно представить без научных методов исследования. Слово «метод» - это греческое слово, означающее «направлять». Понятие «метод обучения» является одним из основных понятий в современных методологических и дидактических науках, но до недавнего времени это понятие применялось к разной методической литературе в разных контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ “НЕПРЕРЫВНЫЕ ФУНКЦИИ” ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ”»

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "НЕПРЕРЫВНЫЕ ФУНКЦИИ" ПО ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ" Хайитова Х.Г.

Хайитова Хилола Гафуровна - преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены преимущества использования метода «анализа» при преподавании темы «Непрерывные функции» в предмете «Математический анализ», который преподается в сфере математического образования в высших учебных заведениях. Как известно, образовательный процесс невозможно представить без научных методов исследования. Слово «метод» - это греческое слово, означающее «направлять». Понятие «метод обучения» является одним из основных понятий в современных методологических и дидактических науках, но до недавнего времени это понятие применялось к разной методической литературе в разных контекстах.

Ключевые слова: метод научного исследования, анализ, синтез, метод обучения, объект исследование науки.

УДК 37.02

Неоценима роль ученых Центральной Азии и мира в развитии математики, имеющей многовековую историю. Действительно, с момента создания человечества возникла потребность в ответственности. Эти потребности - один из факторов, которые привели к появлению математики. Сегодня мы являемся свидетелями развития, роста и совершенствования этой древней науки.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения.

Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

- словесные методы (источником является устное или печатное слово);

- наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия);

- практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

методы проблемного обучения [1-32].

«Анализ» - один из методов научного исследования. Известно, что предметом изучения математической науки являются пространственные формы вещей в материи и количественные отношения между ними. В процессе определения количественной связи между этими формами математики используют научные методы исследования как инструмент. Научные методы исследования в математике также служат в качестве

методов исследования при обучении математике. Обдумывая метод анализа, ученик должен ответить на вопрос: «Что мне нужно знать, чтобы найти неизвестное, которое я ищу?» Психологи описывают метод «анализа» следующим образом: «Метод поиска от целого к частям называется методом анализа». Ниже мы рассмотрим теорему Больцано-Коши о «непрерывных функциях».

Определение. Метод поиска от неизвестного к известному называется анализом. Теорема. (Больцано-Коши) Пусть функция f непрерывна на отрезке [а,Ъ] , причем . Тогда для любого числа , заключенного между и найдется точка , что .

Доказательство. Пусть, например, f (а) = А < В = f (Ъ ) и A < C < B. Функция , очевидно, непрерывна на . Кроме того, , . Для

доказательства теоремы достаточно показать, что существует такая точка ,

что .

Разделим отрезок [а, Ъ] точкой х0 на два равных по длине отрезка, тогда либо g(х0) = 0 и, значит, искомая точка у=х0 найдена, либо g(х0) ± 0 и тогда на концах одного из полученных промежутков функция принимает значения разных знаков, точнее, на левом конце значение меньше нуля, на правом - больше.

Обозначим этот отрезок [ах,Ъх] и разделим его снова на два равных по длине отрезка и т.д. В результате, либо через конечное число шагов придем к искомой точке у, в которой g (у) = 0 , либо получим последовательность вложенных отрезков по длине стремящихся к нулю и таких, что

g ( ап) < 0 < g (Ъп) (1) Пусть у - общая точка всех отрезков [ап,Ъп] п = 1,2,.... Тогда у= limn _ ап = limп—> Ъп.. Поэтому, в силу непрерывности функции g

g (у) = limn _ 3 00=1 ogn_ 3 (Ъп) (2)

Из (1) находим, что

Нтп _ ап < 0 < 1 тп_ Ъп = 0 (3) Из (2) и (3) следует, что g (y) = 0.

Следствие 1. Если функция непрерывна на отрезке и на его концах принимает значения разных знаков, то на этом отрезке есть хотя бы одна точка, в которой функция обращается в нуль.

Список литературы

1. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic équation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.

2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.

3. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65.

4. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020), Часть 2. С. 83.

5. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

6. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

7. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.

8. Умарова У.У.Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 21-24.

9. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 29-32.

10. Умиркулова Г.Х. Использование mathcad при обучении темы «Квадратичные функции» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020), С. 93-96.

11. Хайитова ХГ.Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 25-28.

12. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.

13. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.

14. Курбонов Г.Г.Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2, С. 33-36.

15. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 40-43.

16. Умарова У.У., Отамуродов Ф.Р. Алгоритм работы с приёмом "Корзина идей" и применение к теме "Полином Жегалкина" // Наука, техника и образование. 77:2 (2021). С. 42-45.

17. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020), часть 2. С. 85-88.

18. Умарова У.У. Использование педагогических технологий в дистанционном обучении moodle // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 31-34.

19. Рашидов А.Ш., Тураев Ш.Ф. Интерактивные методы в обучении математике: метод Кейс-стади // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 79-83.

20. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 17-20.

21. Тошева Н.А. Технология обучения теме метрического пространства методом «Инсерт» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 43-45.

22.Хайитова Х.Г., Рустамова Б.И. Метод обобщения при обучении математике в школе // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 45-48.

23. Бобоева М.Н., Шукурова М.Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 81-83.

24. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 29-32.

25. Курбонов Г.Г. Интерактивные методы обучения аналитической геометрии: метод case study // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 44-48.

26. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.

27. Расулов Т.Х., Ширинова М.У. Об одном применении леммы Морса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 36-40.

28. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.

29. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43-45.

30. Исмоилова Д.Э. Метод формирования в преподавании темы Евклидовых пространств // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 87-89.

31. Расулов Х.Р. и др. О существовании обобщенного решения краевой задачи для нелинейного уравнения смешанного типа // Вестник науки и образования, 19:97-1 (2020). С. 6-9.

32. Расулов Х.Р. и др. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование, 8:72 (2020). С. 29-32.

КТО ТАКИЕ ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ? Волковская Е.А.

Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: детская тревожность - индивидуальная психологическая особенность, которая сопутствует человеку в любом виде деятельности. Тревожность не всегда связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта. Ключевые слова: дети, родители, речь.

Что же такое тревожность?

Ею обычно называют повышенное чувство страха и опасения. Иногда такое чувство оправданно и даже бывает полезным, так как оно закаляет человека, позволяя избежать опасности и решить ту или иную проблему, такая тревога называется ситуативной. Но бывает и так, что чувство тревоги не оставляет человека и сопровождает его в течение всей жизни, такое чувство становится как правило его чертой характера. Люди с такой чертой чаще всего испытывают постоянный страх и неоправданное чувство угрозы. Что бы ни произошло с этим человеком, все воспринимается как неприятность и опасность.

Как же распознать тревожного ребенка?

Ребенок, называемый тревожным, постоянно с плохим настроением, он подавленный и настороженный, находится всегда вдали от сверстников, так как ему трудно найти с ними контакт. Такие дети чаще всего воспринимают все с враждой и чувством страха. Многие дети, часто для привлечения внимания взрослых, используют такие виды поведения: шумно себя ведут, хулиганят, рассказывают о себе придуманные истории; другие же проявляют чрезмерное дружелюбие, тем самым привлекая внимание взрослых, чтобы получить их симпатию и одобрение. Если дети находятся в постоянной повышенной тревожности, то у них может утвердиться заниженная самооценка и, как правило, это становится частью его характера.

Откуда она берется, такая черта характера?

- Если в семье все время тревожная атмосфера и сами члены семьи постоянно ведут себя с опасением и чем-то обеспокоены.

- Если ребенок не достаточно осведомлен какой-то информацией, очень важной для него.

- Если ребенок смотрит фильмы, передачи или читает информацию, которая вызывает у него чувство тревожности и страха.

- Если требования родителей и возможности самого ребенка несовместимы.

- Если требования и реакция взрослых не понятны ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.