Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» КЛАСТЕРНЫМ МЕТОДОМ'

ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» КЛАСТЕРНЫМ МЕТОДОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОЕ НЕОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО / МНОЖЕСТВО / КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД / СХЕМА / ВЫСТАВКА / КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО / ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоева Муяссар Норбоевна

В этой статье обсуждается использование метода кластеров при обучении теме “Множества неотрицательных целых чисел”. Осваивая этот метод, учащиеся получат понимание изучаемых концепций их и смогут четко описать их компоненты и взаимосвязи. Повторение предыдущей темы создает почву для новой темы. Результатом является схематическая диаграмма взаимосвязи между концепциями и фактами по теме, схематическое описание содержания темы и пример использования этого метода на уроке, который помогает лучше понять его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» КЛАСТЕРНЫМ МЕТОДОМ»

ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» КЛАСТЕРНЫМ МЕТОДОМ Бобоева М.Н.

Бобоева Муяссар Норбоевна - преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье обсуждается использование метода кластеров при обучении теме "Множества неотрицательных целых чисел". Осваивая этот метод, учащиеся получат понимание изучаемых концепций их и смогут четко описать их компоненты и взаимосвязи. Повторение предыдущей темы создает почву для новой темы. Результатом является схематическая диаграмма взаимосвязи между концепциями и фактами по теме, схематическое описание содержания темы и пример использования этого метода на уроке, который помогает лучше понять его. Ключевые слова: целое неотрицательное число, множество, кластерный метод, схема, выставка, ключевое слово, идея.

УДК 37.02

Одно из важнейших требований к организации современного образования -достичь высоких результатов в короткие сроки, не затрачивая слишком много умственных и физических усилий. Предоставить студентам конкретные теоретические знания за короткий период времени, развить у них навыки и компетенции для конкретной деятельности, а также контролировать деятельность студентов, оценить уровень приобретенных ими знаний, навыков и умений. Это требует высокого педагогического мастерства и нового подхода к учебному процессу.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов.

Кластерный метод состоит из 4 этапов, которые используются в уроке по следующему алгоритму: Шаг 1 - Напишите ключевое слово (концепцию) или идею темы урока на доске или белом листе; Шаг 2 - Учащиеся записывают, что они знают и помнят о слове (концепции). В результате получается слово или фраза, которые переходят от центра к другому, описывая различные концепции, идеи и факты, связанные с темой. Все концепции, упомянутые студентами, записываются на доске (бумаге) без опускания; Шаг 3 - Напишите на листе бумаги. На основе объясненного преподавателем материала проводится анализ письма и делается попытка свести его в единую систему. Разрозненные предложения объединяются, а неправильно написанные удаляются; Шаг 4 - Письменные концепции связаны с ключевым словом (концепцией) в зависимости от того, как они связаны. Это будут основные связанные записи. С этими записями могут быть связаны вторичные записи. Их связывает не корень слова, а понятие, которым оно написано, и так далее.

Результатом является диаграмма, которая определяет взаимосвязь между концепциями и фактами по теме.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

вызов, осмысление, рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти

ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Например, рассмотрим обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» методом кластера.

Рис. 1. Кластер на тему «Множества неотрицательных целых чисел»

В зависимости от способа организации урока кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные

35

мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем [1-29]. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива.

Список литературы

1. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.

2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.

3. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65.

4. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83.

5. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

6. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

7. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.

8. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 21-24.

9. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 29-32.

10. Умиркулова Г.Х. Использование mathcad при обучении темы «Квадратичные функции» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 93-96.

11. Хайитова ХГ.Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 25-28.

12. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.

13. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.

14. Курбонов Г.Г.Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 33-36.

15. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 40-43.

16. Умарова У.У. Отамуродов Ф.Р. Алгоритм работы с приёмом "Корзина идей" и применение к теме "Полином жегалкина" // Наука, техника и образование. 77:2 (2021). С. 42-45.

17. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020), часть 2. С. 85-88.

18. Умарова У.У.Использование педагогических технологий в дистанционном обучении moodle // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 31-34.

19. Рашидов А.Ш., Тураев Ш.Ф. Интерактивные методы в обучении математике: метод Кейс-стади // Вестник науки и образования, 95:17 (2020), Часть 2. С. 79-83.

20. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 17-20.

21. Тошева Н.А. Технология обучения теме метрического пространства методом «Инсерт» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 43-45.

22.Хайитова Х.Г., Рустамова Б.И. Метод обобщения при обучении математике в школе // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 45-48.

23. БобоеваМ.Н., ШукуроваМ.Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 81-83.

24. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 29-32.

25. Курбонов Г.Г. Интерактивные методы обучения аналитической геометрии: метод case study // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 44-48.

26. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.

27. Расулов Т.Х., Ширинова М.У. Об одном применение леммы Морса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 36-40.

28. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.

29. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.