ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» КЛАСТЕРНЫМ МЕТОДОМ Бобоева М.Н.
Бобоева Муяссар Норбоевна - преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье обсуждается использование метода кластеров при обучении теме "Множества неотрицательных целых чисел". Осваивая этот метод, учащиеся получат понимание изучаемых концепций их и смогут четко описать их компоненты и взаимосвязи. Повторение предыдущей темы создает почву для новой темы. Результатом является схематическая диаграмма взаимосвязи между концепциями и фактами по теме, схематическое описание содержания темы и пример использования этого метода на уроке, который помогает лучше понять его. Ключевые слова: целое неотрицательное число, множество, кластерный метод, схема, выставка, ключевое слово, идея.
УДК 37.02
Одно из важнейших требований к организации современного образования -достичь высоких результатов в короткие сроки, не затрачивая слишком много умственных и физических усилий. Предоставить студентам конкретные теоретические знания за короткий период времени, развить у них навыки и компетенции для конкретной деятельности, а также контролировать деятельность студентов, оценить уровень приобретенных ими знаний, навыков и умений. Это требует высокого педагогического мастерства и нового подхода к учебному процессу.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов.
Кластерный метод состоит из 4 этапов, которые используются в уроке по следующему алгоритму: Шаг 1 - Напишите ключевое слово (концепцию) или идею темы урока на доске или белом листе; Шаг 2 - Учащиеся записывают, что они знают и помнят о слове (концепции). В результате получается слово или фраза, которые переходят от центра к другому, описывая различные концепции, идеи и факты, связанные с темой. Все концепции, упомянутые студентами, записываются на доске (бумаге) без опускания; Шаг 3 - Напишите на листе бумаги. На основе объясненного преподавателем материала проводится анализ письма и делается попытка свести его в единую систему. Разрозненные предложения объединяются, а неправильно написанные удаляются; Шаг 4 - Письменные концепции связаны с ключевым словом (концепцией) в зависимости от того, как они связаны. Это будут основные связанные записи. С этими записями могут быть связаны вторичные записи. Их связывает не корень слова, а понятие, которым оно написано, и так далее.
Результатом является диаграмма, которая определяет взаимосвязь между концепциями и фактами по теме.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
вызов, осмысление, рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти
ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Например, рассмотрим обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» методом кластера.
Рис. 1. Кластер на тему «Множества неотрицательных целых чисел»
В зависимости от способа организации урока кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные
35
мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем [1-29]. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива.
Список литературы
1. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.
2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.
3. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65.
4. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83.
5. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.
6. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.
7. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.
8. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 21-24.
9. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 29-32.
10. Умиркулова Г.Х. Использование mathcad при обучении темы «Квадратичные функции» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 93-96.
11. Хайитова ХГ.Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 25-28.
12. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.
13. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.
14. Курбонов Г.Г.Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 33-36.
15. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 40-43.
16. Умарова У.У. Отамуродов Ф.Р. Алгоритм работы с приёмом "Корзина идей" и применение к теме "Полином жегалкина" // Наука, техника и образование. 77:2 (2021). С. 42-45.
17. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020), часть 2. С. 85-88.
18. Умарова У.У.Использование педагогических технологий в дистанционном обучении moodle // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 31-34.
19. Рашидов А.Ш., Тураев Ш.Ф. Интерактивные методы в обучении математике: метод Кейс-стади // Вестник науки и образования, 95:17 (2020), Часть 2. С. 79-83.
20. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 17-20.
21. Тошева Н.А. Технология обучения теме метрического пространства методом «Инсерт» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 43-45.
22.Хайитова Х.Г., Рустамова Б.И. Метод обобщения при обучении математике в школе // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 45-48.
23. БобоеваМ.Н., ШукуроваМ.Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 81-83.
24. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 29-32.
25. Курбонов Г.Г. Интерактивные методы обучения аналитической геометрии: метод case study // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 44-48.
26. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.
27. Расулов Т.Х., Ширинова М.У. Об одном применение леммы Морса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 36-40.
28. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.
29. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43-45.