Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В АРМЕНИИ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: парламентаризм / избирательная система / Армения / форма правления. / Keywords: parliamentarism / form of government management / electoral system / Armenia.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — М.А. Степанян

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки изби рательной системы Армении после утверждения новой конституции в 2015 году, тем самым внеся измения в избирательную систему. Используя неоинституциональный и сравнительный методы исследования, здесь анализируются последствия этой трансформации и степень ее влияния на политические процессы. Показано, что вследствии изменений, внесенных в основной документ государства Республики Армения, недовольство граждан увеличилось, что выражается в митингах, а также в абсентеизме. В ходе изменений, внесеных в конституцию Республики Армения, избирательная система была заменена на полностью пропорциональную, что не могло не иметь своих недостатков. Однако нами также затронуты положительные стороны существующей избирательной системы, что позволит читателям проводить корреляцию и делать самостоятельные выводы. Делается вывод о том, что измения, внесеные в избирательную систему, не имеют положительного характера. Более того, на момент написания статьи избирательная система имеет более негативную тенденцию развития, чем положительную. В целом, институциональные реформы в направлении парламентаризации в сочетании с переходом к пропорциональной системе ведут к развитию политической конкуренции и способствуют институционализации партийных систем в Республике Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM OF REPUBLIC OF ARMENIA

The article discusses the advantages and disadvantages of the electoral system of Armenia after the election of a new constitution in 2015, thereby introducing changes to the electoral system. Using neo-institutional and comparative methods of research, the author analyzes the consequences of this transformation and the degree of its influence on political processes. It is shown that as a result of changes made to the main document of the state of the Republic of Armenia, the dissatisfaction of citizens has in creased, which is expressed in rallies, as well as in absenteeism (one of the forms of dissatisfaction with the government on the part of citizens). Dur ing the changes made to the Constitution of the Republic of Armenia, the electoral system was replaced by a fully proportional one, which could not but have its drawbacks, which the author will try to describe in this article. However, the author will also touch upon the positive aspects of the exist ing electoral system, which will allow readers to make a correlation and draw their own conclusions. It is concluded that the changes made to the electoral system are not positive. Moreover, at the time of writing, the electoral system has a more neg ative development trend than a positive one. In general, institutional reforms in the direction of parliamentarization, combined with the transition to a proportional system, lead to the development of political competition and contribute to the institutionalization of party systems in the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В АРМЕНИИ»

Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-271-277

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В АРМЕНИИ

М.А. Степанян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт Права и Политики (ИПП) michelstepanyan@gmail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки избирательной системы Армении после утверждения новой конституции в 2015 году, тем самым внеся измения в избирательную систему. Используя неоинституциональный и сравнительный методы исследования, здесь анализируются последствия этой трансформации и степень ее влияния на политические процессы. Показано, что вследствии изменений, внесенных в основной документ государства Республики Армения, недовольство граждан увеличилось, что выражается в митингах, а также в абсентеизме1. В ходе изменений, внесеных в конституцию Республики Армения, избирательная система была заменена на полностью пропорциональную, что не могло не иметь своих недостатков. Однако нами также затронуты положительные стороны существующей избирательной системы, что позволит читателям проводить корреляцию и делать самостоятельные выводы. Делается вывод о том, что измения, внесеные в избирательную систему, не имеют положительного характера. Более того, на момент написания статьи избирательная система имеет более негативную тенденцию развития, чем положительную. В целом, институциональные реформы в направлении парламентаризации в сочетании с переходом к пропорциональной системе ведут к развитию политической конкуренции и способствуют институционализации партийных систем в Республике Армения.

Ключевые слова: парламентаризм, избирательная система, Армения, форма правления.

Введение

С античных времен такой феномен как «парламентаризм» волновал многих философов, начиная с Аристотеля, который предпринял попытку разделения политического строя на «правильнные» и «неправильные». Однако же само понятие «парламент» и феномен «парламентаризм» не были объектами для дискуссий в связи с тем, что они рассматривались в контексте политической системы. В статье мы попытались проанализировать данный феномен

1 Одна из форм проявления недовольства правительством со стороны граждан.

сквозь призму избирательной системы, более точнее, как результат волеизъявления народа, основываясь на опыте Армении. История разработки и принятие изменений в законодательство Республики Армения является уникальным в связи с тем, что государство, которое окружено недружественными странами, которое изначально было президентской республикой и с самого начала своего становления шла к парламентаризму, а именно: к власти парламента, о чем свидетельствуют поправки, внесенные в конституцию РА в 2005г., а также различные доклады, которые были опубликованы Венецианской комиссией под эгидой Совета Европы. После получения положительного ответа со стороны вышеупомянутой комиссии в РА были принята новая конституция в 2015г., которая вступала в силу после завершения срока правления тогда действующего президента С. Саргсяна. Поправки были приняты с целью укрепления демократических институтов, а также создания стабильности внутри страны. Однако была ли достигнута цель или нет, мы попытаемся показать при помощи анализа действующей избирательной системы, демонстрируя ее привилегии и недостатки.

Для того чтобы полностью понять положительные и негативные стороны изменений, которые были внесены в конституцию в сфере избирательной системы, нам необходимо дать базовое определение двум основопологающим терминам «парламент» и «избирательная система». Термин «парламент» происходит от латинского слова "pariare" или же от французского "parler", что в дословном переводе означает «говорить»; применяется чаще термин «легислатура» от латинского "lex", что означает «законодательное собрание» [1, 2]. Согласно общепринятому определению, парламент - это высший общегосударственный законодательный и представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти в системе разделения властей [3]. В современной юридической литературе понятие «структура парламента» включает в себя различную совокупность конкретных лиц, органов, структур или подразделений, что и в своей совокупности является парламентом государства. Как мы могли уже заметить, термин «парламент» является сложным понятием, которое в себя вбирает множество различных понятий. Несмотря на это, мы постараемся проанализировать его через призму избирательной системы и показать ее влияние на функционирование парламента. В связи с этим необходимо дать определение понятию «избирательная система». Р.Т. Мухаев определяет понятие «избирательная система» следущим образом: «Избирательная система - это совокупность правил, на основе которых граждане назначают правителей, определяется соотношение

законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или измывается их легетимность» [4]. Определив понятие «избирательная система», следует также коснутся разновидности избирательной системы, которая и используется с целью формирования и избрания парламента. Речь идет о пропорциональной избирательной системе, которая используется для того, чтобы сформировать парламент. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает столько мест (читайте: мандатов), сколько было включено в список голосов на общенациональных выборах. Привилегией данного типа избирательной системы является возможность «быть услышаным», то есть партии, которые не смогли собрать необходимый процент голосов, могут войти в коалицию с другой партией, имеющую идентичную идеологию, что позволит им представлять интересы тех слоев населения, которые оказались в меньшинстве. В случае с Арменией переход к парламентской республике не был моментальным процессом, а, наоборот, длился долгое время, а именно: начиная с 2005 года, когда впервые были приняты изменения в Конституции страны, которые частично ослабляли власть президента Республики. Однако новая конституция, официально имея цель демократизации государства, не была принята сразу в связи с недостатками, которые были указаны со стороны Венецианской Комиссии под эгидой Совета Европы. Так, например, одной из поправок вышеупомянутого Совета является критика по поводу выбора Президента Республики Армения. В конституции Республика Армения, согласно ст.125 ч. 1, «Президент республики избирается Национальным Собранием» [5]. Однако же данная статья была подвергнута критике со стороны Вененци-анской Комисси в связи с тем, что «Выборы президента парламентом или более широким представительством, или коллегией выборщиков соответствуют варианту парламентской системы. Однако решение об изменении избирательной системы следует тщательно обдумать, так как люди, привыкшие до сих пор напрямую избирать Президента, могут чувствовать себя бесправными. Если такое изменение было предпринято, электорат и гражданское общество должны быть должным образом проинформированы о причинах. Наконец, создание коллегии выборщиков для президентских выборов может быть подходящим решением, в зависимости от конкретных условий, которые будут выбраны» [6]. Однако данное замечение не было учтено со стороны правительства Республики Армения, что и привело к тому, что функции президента страны были сведены к минимуму, а также была усилена роль парламента. Несмотря на то, что число мандатов в парламенте было увеличено до 101, что

предоставляло возможность представления интересов всех слоев населения, мы считаем, что решения, принятые со стороны Национального собрания, не могут быть обжалованы или не могут привести к роспуску парламента в связи с тем, что конституция не предоставляет возможность для граждан регулировать действия правительства. Действия НС могут быть лишь урегулированы со стороны партий, которые обладают мандатом. Так, по ст. 115 Конституции Республика Армения, «Проект постановления Национального Собрания о выражении недоверия Премьер-министру может быть представлен как минимум одной третью от общего числа депутатов только в том случае, если проектом постановления одновременно предлагается кандидатура нового Премьер-министра» [7]. К сожалению, данная статья негилирует одну проблему, которая может возникнуть вследствии выборов: что если фракция/партия, которую представляет премьер-министр, обладает большинством мандатов в Национальном Собрании, то автоматически исключается возможность смены премьер-министра при помощи вотума недоверия. В этом случае критика граждан, которая может быть выражена в различных формах - таких, как митинги, абсентеизм и т.д., не могут быть учтены, что снимает ответственность сформированного правительства за свои действия. Более того, конституция никоим образом не защищает граждан он тотальной власти Национального Собрания в связи с тем, что не существует ограничений в мандатах, то есть не установлено крайнее число мандатов, которым может обладать одна партия. В таком случае парламент теряет свое значение, т.к. не могут быть учтены интересы всех граждан. Поэтому стоит установить определенный лимит мандатов, которыми может обладать одна партия, даже находясь в коалиции в связи с тем, что парламентаризм предполагает достижение решений по любым вопросам при помощи дискуссий и консенсусов, в то время, как в случае с Арменией, одна партия является доминирующим большинством (72 мест получено после досрочных парламентских выборов, проведенных в 2021 году), и премьер-министр [8] может с легкостью продвигать свои интересы и интересы своей партии. Более того, действущая избирательная система никоим образом не гарантирует консенсус между аппаратом президента и национальным собранием в лице премьер-министра. Данный недостаток также был отмечен Венецианской комиссией, которая, в свою очередь, предлагала создание механизмов, которые обеспечат консенсус между президентом республики и премьер-министром [9]. Исходя из недостатков избирательной системы и изъянов в Конституции Республики Армения, правительство которого может попасть в ситуацию, когда президент и премьер-министр будут иметь различные мнения по одному и тому же вопросу, создавая препятствия для осуществлении своих

функций. Указав недостатки, следует также упомянуть о достоинствах действующей избирательной системы. Действующая избирательная система позволяет гражданам консолидировать свои силы для того, чтобы избрать правительство, которое будет действовать в течение 4 лет. Данная ситуация сама исключает феномен абсентеизма в связи с тем, что каждый гражданин захочет тем или иным образом иметь свое влияние на политические процессы. Несмотря на то, что мы видим негативную окраску в том, что нет установленных ограничений на число мандатов для одной партии, следует признать, что превалирование одной партии внутри Национального Собрания позволяет обеспечить необходимую стабильность в стране [10], которая находится в территориальной блокаде с западной и восточной сторон.

Заключение

Конституция была изменена с целью установление более демократических принципов правления, а именно: установление парламентского режима правления, что позволит граждан избирать партии, которые смогут активно представлять их интересы. Однако в связи с недостатками, которые были указаны, данная цель не была достигнута, так как действующая избирательная система нивелирует функции президента, а также отсутствует лимит мандатов для одной партии, что, в свою очередь, приводит к доминированию одной партии внутри НС. Данная ситуация противоречит принципам парламентаризма, который предполагает принятие решений при помощи достижения консенсуса. Однако стоит отметить, что со стороны правительства предпринимаются шаги для того, чтобы установить парламентаризм и не привести к шаткости правительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова А.В., Абрамова. М.Г. Конституционное право зарубежных стран: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: «Юрайт», 2016. СС. 131-132.

2. Казанян Л.А. Некоторые особенности функционирования современного парламента // Научный журнал «Юридический факт», № 97. С. 35.

3. Костанян С.Г., Казанчян Л.А. Основы парламентского права в Республике Армения. Учебно-методическое пособие. Ер., Лимуш. 2019. С. 20 (на арм.яз.).

4. Мухаев Р.Т. Политология: учеб.для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Юнити-Дана», 2006. С. 189.

5. http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus#5, дата обращения 18.11.2022.

6. Оригинал: The election of the president by parliament or a broader representation or an electoral college is in line with the option for a parliamentary system. However, taking the decision to change the electoral system should receive careful consideration as the people, used to directly electing the President up to now, may feel deprived of a right. If such a

change was undertaken, the electorate and civil society should be properly informed of the reasons. Finally, setting up an electoral college for the Presidential election could be an appropriate solution, depending on the specific arrangements which will be chosen». https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2014)027-e (дата обращения: 20.11.2022).

7. http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus#5 (дата обращения 20.11.2022).

8. По ст. 149 Конституции Республики Армения, «Президент Республики после начала срока полномочий новоизбранного Национального Собрания немедленно назначает Премьер-министром кандидата, представленного парламентским большинством, сформированным в порядке, установленном статьей 89 Конституции».

9. ".... require a revision of thepresidential powers. The aim of such a revision would be to bring the powers of the President into harmony with the option for a parliamentary system. It should also be to prevent conflicts of competence or authority within the executive between the President and Government. The President's powers would have to be reduced, in particular those listed in Article 55 of the Constitution and any parallelism in the powers of the President and Government would have to be avoided"; "...a device for preventing frictions between the President and Government and also to guarantee parliamentary control over presidential action would be a constitutional requirement that the President take his/her decisions in the presence of Government and that the decisions are countersigned by a minister".

10. Венецианская комиссия отмечает следующее, касаемо стабильность в стране, созданной благодаря поправкам в избирательную систему: "... revised Article 96 of the Code (numbered Article 100 in the draft Code) slightly departs from the strict proportionality by stipulating that a party or coalition which wins 50% of mandates is given 52% of the mandates, instead of the previous 54%. This revised premium makes it easier to establish a majority government and makes the overall system slightly less rigid while still in conformity with the Constitution".

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM OF REPUBLIC OF ARMENIA

M. Stepanyan, N. Dunamalyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Law and Politics (ILP)

ABSTRACT

The article discusses the advantages and disadvantages of the electoral system of Armenia after the election of a new constitution in 2015, thereby introducing changes to the electoral system. Using neo-institutional and comparative methods of research, the author analyzes the consequences of this transformation and the degree of its influence on political processes. It is shown that as a result of changes made to the main document of the state of the Republic of Armenia, the dissatisfaction of citizens has increased, which is expressed in rallies, as well as in absenteeism (one of the forms of dissatisfaction with the government on the part of citizens). During the changes made to the Constitution of the Republic of Armenia, the electoral system was replaced by a fully proportional one, which could not but have its drawbacks, which the author will try to describe in this article.

However, the author will also touch upon the positive aspects of the existing electoral system, which will allow readers to make a correlation and draw their own conclusions.

It is concluded that the changes made to the electoral system are not positive. Moreover, at the time of writing, the electoral system has a more negative development trend than a positive one. In general, institutional reforms in the direction of parliamentarization, combined with the transition to a proportional system, lead to the development of political competition and contribute to the institutionalization of party systems in the Republic of Armenia

Keywords: parliamentarism, form of government management, electoral system, Armenia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.