Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землякова Татьяна Алексеевна, Земляков Валерий Дмитриевич

Статья посвящена оценке перспектив использования искусственного интеллекта в педагогической практике, в том числе в ходе обучения иностранным языкам. Достоинства и недостатки машинного перевода, систем и алгоритмов для самообучения и распознания речи, дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий и других помощников от искусственного интеллекта давно обсуждаются в педагогической среде. Сделана попытка проанализировать преимущества и недостатки внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землякова Татьяна Алексеевна, Земляков Валерий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to assessment of prospects of using artificial intelligence in teaching practice including during teaching in foreign languages. The advantages and disadvantages of machine translation, systems and algorithms for selflearning and speech recognition, distance teaching with using computer technologies and other assistants from artificial intelligence have long been discussed in the educational environment. It is made the attempt to analyse advantages and shortcomings of introduction of artificial intelligence in educational process.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 37; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-2-126-129

© Землякова Т.А., Земляков В.Д. 2021

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Tatyana A. Zemlyakova,

Senior Teacher of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the MIA of the Russia named after I.D. Putilin 71 Gorkogo str., Belgorod, 308024 E-mail: Semljakowa@yandex.ru

Valery D. Zemlyakov,

Senior Teacher of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the MIA of the Russia named after I.D. Putilin 71 Gorkogo str., Belgorod, 308024 E-mail: semljakow@yandex.ru

Татьяна Алексеевна Землякова,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России

имени И.Д. Путилина 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71 E-mail: Semljakowa@yandex.ru

Валерий Дмитриевич Земляков,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России

имени И.Д. Путилина 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71 E-mail: semljakow@yandex.ru

Для цитирования: Землякова Т.А., Земляков В.Д. Преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта при изучении иностранного языка. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 126-129. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article is devoted to assessment of prospects of using artificial intelligence in teaching practice including during teaching in foreign languages. The advantages and disadvantages of machine translation, systems and algorithms for self-learning and speech recognition, distance teaching with using computer technologies and other assistants from artificial intelligence have long been discussed in the educational environment. It is made the attempt to analyse advantages and shortcomings of introduction of artificial intelligence in educational process.

Keywords: artificial intelligence, teaching of foreign languages, advantages, disadvantages, computer program .

Аннотация. Статья посвящена оценке перспектив использования искусственного интеллекта в педагогической практике, в том числе в ходе обучения иностранным языкам. Достоинства и недостатки машинного перевода, систем и алгоритмов для самообучения и распознания речи, дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий и других помощников от искусственного интеллекта давно обсуждаются в педагогической среде. Сделана попытка проанализировать преимущества и недостатки внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс.

Ключевые слова: искусственный интеллект, обучение иностранным языкам, преимущества, недостатки, компьютерная программа.

Развитие цивилизации не обходит стороной ни один аспект человеческой жизни. Мы живем в цифровую эпоху, в которой искусственные интеллектуальные системы играют огромную роль. До недавнего времени они освобождали человека от физического труда, но пришел черед и умственной деятельности. Не осталось в стороне и высшее образование, в том числе обучение иностранным языкам. Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам, к которым

относится обращение к элементам искусственного интеллекта, и которое представляет большой научно-практический интерес, является одной из ярких характеристик современной лингводи-дактики. Для оценки перспектив использования данных элементов в педагогической практике необходимо изучить их внедрение в образовательный процесс, выявить новые педагогические и информационно-технические решения, проанализировать их влияние на эффективность

формирования компетенций, предусмотренных федеральными образовательными стандартами высшего образования, определить преимущества и недостатки и попытаться свести к минимуму последние.

В «Толковом словаре по искусственному интеллекту» дается следующее определение этому понятию: «свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека» [1]. Также по мнению Джона Маккарти это «наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ» [5, С. 2]. Таким образом, можно сделать вывод, что главная задача искусственного интеллекта - понять, как устроен человеческий интеллект, и смоделировать его.

В связи с тем, что «в современных условиях смещение понимания преподавания иностранного языка и приобретаемых навыков в ходе изучения способствуют новому осознанию использования различных технологий» [2], необходимо отметить, что искусственный интеллект уже является неотъемлемым компонентом современной системы образования. Ни одна образовательная организация высшего образования уже не обходится без активного использования электронной информационной образовательной среды, так как по требованиям ФГОС ВО «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее» [6]. ЭИОС обеспечивает доступ к электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам; проведение всех видов занятий, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет» и другое.

В соответствии с ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность учебная дисциплина «Иностранный язык» в рамках категории универсальных компетенций «Коммуникация» призвана сформировать универсальную компетенцию 4: «Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах),

для академического и профессионального взаимодействия» [6]. То есть сотрудник органов внутренних дел должен воспринимать, понимать и взаимодействовать с гражданином, говорящем на иностранном языке. Каким же образом искусственный интеллект сможет повлиять на этот процесс?

Как известно, в образовательный процесс внедрены разнообразные компьютерные программы, предназначенные для изучения иностранного языка: программы, которые специально предназначены для изучения языка; программы для самостоятельного изучения языка; игровые программы; инструментальные программы, позволяющие преподавателю создавать компьютерные дидактические материалы, ориентированные на конкретные группы обучающихся.

На наш взгляд, с помощью компьютерных программ, предназначенных для формирования иноязычной компетенции, стало возможным сделать процесс обучения иностранным языкам современным и динамичным, повысить интерес к изучению столь неоднозначной учебной дисциплины, найти выход из ситуации, когда традиционные формы взаимодействия становятся невозможными, построить индивидуальные траектории обучения с одновременной автоматизацией проверки результатов обучения и механизмов самоконтроля, изучить алгоритмы учета контрольных точек учебных занятий, отследить программу обучения, выявить наиболее затруднительные для усвоения элементы программы обучения и информировать о них преподавателя. Эффективное использование возможностей компьютерных технологий безусловно можно отнести к преимуществам использования элементов искусственного интеллекта, и может способствовать интенсификации процесса изучения языка.

Однако рассмотрим некоторые моменты, которые можно отнести к минусам использования искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам.

Следует отметить, что появление искусственного интеллекта в жизни человека вообще пагубно сказалось на мотивации к изучению иностранных языков. Возникает вопрос: Зачем изучать иностранные языки, если все может сделать электронный переводчик, который может даже воспроизвести иностранную речь в письменной и устной форме, который может помочь созданию какой-то коммуникации?

Перед преподавателем возникает непростая задача доказать обучающимся, что при всех до-

стоинствах онлайн-переводчиков у них есть серьезные недостатки.

Для понимания общего содержания текста не нужны знания языков. Однако пользуясь только онлайн-переводчиком, невозможно достичь стопроцентной идентичности двух разноязычных текстов из-за многозначности слов. Приведем примеры:

Hot pursuit.

Перевод на русский язык электронного переводчика - горячее преследование.

Перевод на русский язык человека, владеющего английским языком, - преследование по горячим следам.

Both Constables were on mobile patrol.

Перевод на русский язык электронного переводчика - Оба Констебля были на мобильном патруле. Или - Оба констебля патрулировали на мобильных машинах.

Перевод на русский язык человека, владеющего английским языком, - Оба констебля патрулировали на машине.

The man, who had become agitated, ran off.

Перевод на русский язык электронного переводчика - Человек, который стал возбужденным, убежал. Или - Человек, который был взволнован, убежал.

Перевод на русский язык человека, владеющего английским языком, - Мужчина занервничал и побежал.

They heard a gun shot and Constable Healy fell to the floor.

Перевод на русский язык электронного переводчика - Они услышали ружейный выстрел, и Констебль Хили упал на пол. Или - Они услышали выстрел, и констебль Хили упал на пол.

Перевод на русский язык человека, владеющего английским языком, - Они услышали выстрел, и констебль Хили упал на землю.

Despite the danger to himself Constable James jumped on the suspect.

Перевод на русский язык электронного переводчика - Несмотря на опасность для себя Констебль Джеймс вскочил на подозреваемого.

Перевод на русский язык человека, владеющего английским языком, - Несмотря на опасность для себя, констебль Джеймс набросился на подозреваемого.

Кроме того, использование электронных переводчиков при изучении иностранного языка приводит к тому, что обучающиеся перекладывают свою работу по переводу слов, словосочетаний, предложений и всего текста на машину, не работая со словарями (даже с электронными),

не выполняя пошаговые действия для перевода предложений и всего текста в целом. В результате не вырабатывается навык работы с лексическим минимумом, грамматическими структурами, характерными для того или иного языка, работы по определению нужного именно в этом контексте значения. Работа в аудитории под руководством преподавателя идет насмарку без поддержки самостоятельной работы обучающихся.

По мнению Е.В. Котельниковой, искусственный интеллект «обладает увеличивающимися потенциальными ресурсами и возрастающим риском их неэффективного применения» [4, С. 108]. Как показывает практика, наилучшие результаты использования компьютерных программ можно наблюдать при работе над фонетическим, лексическим, грамматическим контентом, в обучении технике чтения, частично для обучения письму, а также в организации различных форм контроля и самоконтроля. Это связано с четкой детерминированностью компьютерных программ, следованию строго установленному алгоритму действий.

Что же касается очень важного аспекта языка для развития способности осуществлять коммуникацию - говорения, требующего спонтанной реакции и гибкости, то искусственный интеллект не обладает этим качеством из-за отсутствия важной предпосылки: когнитивного сознания.

Достоинства и недостатки машинного перевода, систем и алгоритмов для самообучения и распознания речи, дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий и других помощников от искусственного интеллекта давно обсуждаются в педагогической среде. Без использования искусственного интеллекта при обучении иностранным языкам сложно себе представить образовательный процесс. Однако это использование должно быть строго дозированным и продуманным. Идеальным кажется своеобразная комбинация традиционных форм обучения и обучения с применением компьютерных технологий. Поэтому искусственный интеллект на современном этапе можно рассматривать только как эффективного помощника, который способен анализировать учебный процесс [3, С. 161].

В заключение хотелось бы задаться вопросом: «А для чего наши обучающиеся освобождают себе время от необходимости кропотливой работы со словарем, прибегая к помощи искусственного интеллекта?» И еще: «А не получим ли мы поколение

праздности и лени из-за чрезмерного применения искусственного интеллекта?»

Библиографический список

1. Аверкин, А.Н. Толковый словарь по искусственному интеллекту / А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов. М. : Радио и связь, 1992. 256 с.

2. Губина, Т.Н. Тенденции применения образовательных веб-сервисов учителем математики в общеобразовательноий школе / Т.Н. Губина, Е.В. Зубарева // Информатика и образование. 2015. № 9 (268). С. 59-61.

3. Есионова, Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка / Е.Ю. Есионова // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3.

4. Котельникова, Е.В. Когнитивные аспекты осмысления смешанной речемыслительной деятельности межкультурной коммуникации / Е.В. Котельникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (18). С. 108-110.

5. John McCarthy. What is Artificial Intelligence?, 2007. Stanford, CA 94305

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специ-алитет по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность. Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Россий-

ской Федерации от 28 августа 2020 г. № 1131. URL: http://fgosvo.ru/400502.

Bibliographic list

1. Averkin, A. N. Explanatory dictionary of artificial intelligence / A. N. Averkin, M. G. Gaase-Rapo-port, D. A. Pospelov. M.: Radio and Communication, 1992.256 p.

2. Gubina, T. N. Trends in the use of educational web services by a mathematics teacher in a general education school / T. N. Gubina, E. V. Zubareva / / In-formatika i obrazovanie. 2015. No. 9 (268). pp. 59-61.

3. Esionova, E. Yu. Artificial intelligence as an alternative resource for learning a foreign language / E. Yu. Esionova / / Humanities and Social Sciences. 2019. № 3.

4. Kotelnikova, E. V. Cognitive aspects of comprehension of mixed speech-thinking activity of intercultural communication / E. V. Kotelnikova / / Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2012. No. 7 (18). pp. 108-110.

5. John McCarthy. What is Artificial Intelligence?, 2007. Stanford, CA 94305

6. Federal State educational standard of higher education-specialty in the specialty 40.05.02-Law enforcement. Approved by Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1131 of August 28, 2020. URL: http://fgosvo. ru/400502.

Управление творческой деятельностью : монография / И. П. Калошина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 432 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности - управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности.

В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению. Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками "логических" звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач.

Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает трудности в его усвоении.

Второе издание книги дополнено новыми примерами творческой деятельности, осуществляемой (управляемой) как с помощью методологических знаний, так и другими путями.

Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.