Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / INTERNET TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL RESOURCES / INTERNET SERVICE / ONLINE LEARNING / ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канина Светлана Юрьевна, Гмызина Галина Николаевна, Ермолаева Елена Владимировна

В статье поднимается тема использования интернет-технологий на уроках иностранного языка в средней школе. Авторы статьи подчеркивают, что интернет широко используется во всех сферах жизни современного человека, в том числе в образовании. Возможности использования Интернета безграничны, и это позволяет повысить эффективность урока иностранного языка в условиях дистанционного обучения. Но любая работа в Интернете имеет свои недостатки: спам, наличие ложной информации, всплывающие окна. Авторы представляют технологии, которые позволяют исключить эти проблемы: интернет-сервис «облако», искусственный интеллект, используемый на различных платформах, индивидуальное онлайн-обучение. Интернет сервис «облако» удовлетворяет потребностям как учащихся, так и учителей своей доступностью. Искусственный интеллект существенно облегчает работу учителя. Индивидуальное онлайн-обучение - это возможность применения дифференцированного подхода в обучении в средней школе в каждом классе. В статье дается краткая характеристика каждой технологии и приводятся преимущества их использования на уроках иностранного языка. Авторы приходят к выводу, что использование интернет-технологий неизбежно приводит к изменению роли учителя, но не к уменьшению ее важности. Никакие технологии не смогут заменить учителя полностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канина Светлана Юрьевна, Гмызина Галина Николаевна, Ермолаева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TECHNOLOGIES AT THE LESSON OF FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING

The article touches upon the topic of using internet technologies at the lesson of foreign language in a secondary school. The authors of the article underline that the Internet is widely used in all spheres of our life and education is not an exception. The opportunities of the Internet are endless and it allows making the Foreign language lesson more qualified, even in the condition of distance learning. But the Internet has some disadvantages. They are: spam and false information which is impossible to verify, pop-ups. Further the authors give the description of such technologies which help to get rid of these problems: cloud computing, artificial intelligence, which is used on different platforms, custom learning experiences. Cloud computing meets the need both teachers and schoolchildren due to its availability. Artificial intelligence makes teachers' work strongly easier. Custom learning experiences gives the opportunity to use differentiated approach to teaching in a secondary school at any lesson. The article offers short analysis of each technologies and advantages of usage them at the lesson of foreign languages. The authors come to the conclusion that usage of internet technologies inevitably lead to a change of the role of a teacher, but this role remains very important. There is no technology which can fully substitute a teacher.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Интернет-технологии на уроке иностранного языка в средней школе: проблемы и пути их решения

Канина Светлана Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» E-mail: kmasu@yandex.ru

Гмызина Галина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германских языков, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» E-mail: gng13@mail.ru

Ермолаева Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», E-mail: e_jermolajeva@mail.ru

В статье поднимается тема использования интернет-технологий на уроках иностранного языка в средней школе. Авторы статьи подчеркивают, что интернет широко используется во всех сферах жизни современного человека, в том числе в образовании. Возможности использования Интернета безграничны, и это позволяет повысить эффективность урока иностранного языка в условиях дистанционного обучения. Но любая работа в Интернете имеет свои недостатки: спам, наличие ложной информации, всплывающие окна. Авторы представляют технологии, которые позволяют исключить эти проблемы: интернет-сервис «облако», искусственный интеллект, используемый на различных платформах, индивидуальное онлайн-обучение. Интернет сервис «облако» удовлетворяет потребностям как учащихся, так и учителей своей доступностью. Искусственный интеллект существенно облегчает работу учителя. Индивидуальное онлайн-обучение - это возможность применения дифференцированного подхода в обучении в средней школе в каждом классе. В статье дается краткая характеристика каждой технологии и приводятся преимущества их использования на уроках иностранного языка. Авторы приходят к выводу, что использование интернет-технологий неизбежно приводит к изменению роли учителя, но не к уменьшению ее важности. Никакие технологии не смогут заменить учителя полностью.

Ключевые слова: интернет-технологии, образовательные ресурсы, интернет-сервис, онлайн-обучение, искусственный интеллект

о с

CJ

сэ см о см

Каждый год в современном мире появляются новые уникальные технологии, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Сфера образования в этом не стала исключением. С момента появления цифровых систем обучение никогда не было таким простым.

Интернет, который появился и широко используется во всех сферах нашей жизни, в последнее время очень актуален в сфере образования. Жизнь вносит свои коррективы, и учителям, которые до введения весной 2020 года во всей стране режима самоизоляции и вынужденного перехода на дистанционное обучение крайне редко использовали интернет-технологии на уроках, считая их менее эффективными по сравнению с традиционными, пришлось активно и в короткие сроки осваивать новые методы обучения. Возможности использования Интернета безграничны, так как всемирная сеть дает доступ к любой информации: от повседневных новостей до научных публикаций на любом языке мира, от простых в использовании словарей до сложных обучающих программ. Интернет-технологии не только расширяют кругозор учащихся, но и создают условия для общения со сверстниками в режиме реального времени. Цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Перед учителем стоит трудная задача: научить учащихся в условиях отсутствия языковой среды преодолевать языковой барьер главный страх даже тех учеников, которые имеют хорошо сформированные лексико-грамматические навыки. Современные компьютерные технологии создает благоприятную атмосферу для общения, придавая учащимся уверенность в собственных силах.

Известно, что использование интернет-технологий в изучении иностранного языка позволяет ускорить данный процесс, сделать его более эффективным. Однако несмотря на огромный выбор образовательных ресурсов, позволяющих облегчить учебный процесс, одной из главных проблем Интернета является обилие рекламы или, говоря современным языком, «заспамленность контента». При посещении каких-либо образовательных сайтов или скачивании различных приложений для изучения иностранных языков возникает неудобство из-за бесконечного закрытия всплывающих окон с различными предложениями и рекламой. Посредством предложений различного рода или спама, появляющихся все чаще и на образовательных ресурсах, происходит коммерциализация, то есть извлечение разработчи-

ком любой возможной прибыли. Данное понятие включает в себя намеренную продажу места для рекламы или самого приложения, с перспективой дальнейшего обогащения. Это делает невозможным использование некоторых приложений из-за невозможности оплатить покупку приложения или пользование сайтом. При самостоятельной работе учащихся в Интернете наличие «спама» не дает сосредоточиться на процессе обучения. Без контроля учителя или родителей учащиеся легко отвлекаются на приложения со всплывающими уведомлениями или социальные сети, забывая про образовательный процесс, что ведет к появлению рассеянности и невнимательности. Выходом из данной ситуации может послужить только временная блокировка сторонних сайтов и программ, что не всегда возможно.

Самой существенной проблемой может являться наличие информации, часть которой является непроверенной или ложной. Из большого количества данных надо уметь выделять только самое необходимое и достоверное, что в некоторых случаях может быть затруднительным и даже невозможным из-за отсутствия знаний или достаточного количества времени. Данная проблема приводит к другой, более серьезной и глубокой, - неверным получаемым знаниям, которые транслируются в сети и таким образом приводят к распространению ложной информации, которая вытесняет верную. Бесконтрольно усвоенные знания приводят к неуспеваемости по предмету, а переучивание может занять достаточно большое количество времени.

Ученые из Китайской Народной Республики, стремясь модернизировать систему образования в своей стране, установили устройства, использующие «cloud computing», интернет-сервис «облако». Инфраструктура сервиса «облако» удовлетворяет потребностям не только учащихся, но и учителей: простота доступа, масштабируемость, доступность ресурсов и интеллектуальное стимулирование для всех. При наличии любого устройства, где есть подключение к Интернету (смартфон, планшет, ноутбук, настольный компьютер), можно не только легко выполнять домашние задания, но и посещать лекции и практические занятия, не выходя из дома. Поскольку сервис позволяет учащимся мгновенно получать доступ к материалам, связанным с домашними заданиями и тестами, и хранить их на удаленных серверах, им не приходится носить тяжелые рюкзаки. При этом они также могут сотрудничать с одноклассниками при выполнении групповых заданий и работать над своими проектами, не находясь в одной комнате. Кроме того, учителя могут оперативно делиться с обучающимися любой информацией и ссылками на дополнительные ресурсы.

Энди Вулфенбаргер, преподаватель в школе штата Вирджиния, считает, что главная цель - «создать среду, в которой ученики, родители и учителя могут входить в систему из любого места, любое время» [4].

Google хорошо известен своими приложениями для повышения производительности G Suite, которые включают Gmail, Hangouts, Calendar, Google Drive и Google Docs, Google Classroom. Все приложения G Suite размещаются в облаке. Теперь школы могут использовать технологии «облако» и настраивать платформы онлайн-обучения, чтобы учащиеся могли входить в систему и посещать занятия в виртуальной среде, что позволяет не только получать доступ к материалам, но и участвовать в обсуждениях на форумах. Учителя выступают в роли наставников, помогают учащимся в их общем развитии. Такой подход к совместному обучению помогает студентам взаимодействовать со своими сверстниками и развивать свои навыки межличностного общения, что очень важно на уроке иностранного языка.

Искусственный интеллект («Artificial Intelligence» или AI) считается одной из самых обсуждаемых мировых технологических тенденций. Искусственный интеллект - это созданные человеком роботы или программные системы, которые выполняют те же функции, что и человек [6]. Используя готовые программы искусственного интеллекта, студенты могут изучать различные курсы и учебные программы. Существует множество платформ с интерактивными учебными материалами от лучших преподавателей. Так, например, платформа Maple WebLearn подходит для тех, кто увлечен точными науками и хочет получить информацию о Земле и растениях, платформа Century Tech, разработанная совместно опытными учителями, нейробиологами и специалистами в технологиях, подходит для учащихся, находящихся на дистанционном обучении в школе и университете. Avatarion швейцарская компания, которая создает роботов, подключенных к Microsoft Azure IoT Hub. Приложения Microsoft Office Lens и Immersive Reader в One Note значительно повышают уровень грамотности учащихся.

Искусственный интеллект выполняет различные функции: от распознавания речи учащихся, когда онлайн-переводчик в режиме реального времени создает субтитры на родном языке, до применения высоких уровней индивидуального обучения. Отчасти это уже происходит благодаря растущему количеству программ адаптивного обучения, игр и программного обеспечения. У каждого учителя в классе есть учащиеся, которые требуют индивидуального подхода по той или иной причине. Но на уроке осуществить такой индивидуальной подход к каждому сложнее, чем кажется на первый взгляд. Одним из высокотехнологичных подходов к обучению является «Custom Learning Experiences» (индивидуальный опыт обучения) -это комплексный подход к созданию индивидуального онлайн-обучения, в котором используются новейшие достижения науки и технологии, индивидуальные методики преподавания и опыт обучения [5]. Интернет позволяет учителю построить занятия, исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Искусственный интеллект отвечает по-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

требностям учащегося, уделяя больше внимания определенным темам, которые учащиеся не усвоили, и в целом помогают учащимся работать в своем собственном темпе, каким бы он ни был. Разноуровневые лексико-грамматические упражнения, тексты для чтения и аудирования помогают учителю реализовать индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Учителя могут воспользоваться программой, которая предупредит учителя о том, что большое количество учеников отправляют неправильный ответ на домашнее задание. В этом случае система предупреждает учителя и выдает будущим ученикам индивидуальное сообщение, включающее подсказки для правильного ответа. Этот тип системы помогает заполнить пробелы и в объяснении, которые могут возникнуть на курсах, и гарантирует, что все учащиеся движутся в том направлении, которое задает учитель. Учащиеся не ждут подсказки от учителя, а получают немедленную обратную связь, которая помогает им понять, как выполнить задание правильно.

Искусственный интеллект может не только помочь учителям создавать курсы, адаптированные к потребностям учащихся, но и предоставить им обратную связь об успехе курса в целом. Некоторые школы, особенно с онлайн-предложениями, используют системы искусственного интеллекта для отслеживания успеваемости учащихся и для предупреждения учителей, в случае возникновения проблем с успеваемостью учащихся. Таким образом, искусственный интеллект может помочь выставить оценки, улучшить качество образования и даже частично заменить реальное обучение. Но роль учителя при этом, хоть и меняется, но остается не менее важной. В дополнение к урокам искусственного интеллекта учителя будут помогать учащимся, испытывающим трудности, и обеспечивать взаимодействие с учащимися и предлагать свой практический опыт, так как никакой даже самый умный искусственный интеллект не сможет заменить реального общения с учителем.

Таким образом, развитие новых интернет-технологий и их использование в учебном процессе способствует повышению результативности обучения иностранным языкам.

Литература

1. Рець М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. - 2016. - № 17.1 (121.1). - С. 4650.

2. Халяпина Л.П. Трансформация концепта «Языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - 2006 - Т. 7 -№ 21-1-С. 91-101

3. Aguilera N. Addressing Different Cognitive Levels for On-Line Learning. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20100918130455/ http:/ascilite.org.au/ conferences/auckland02/ proceedings/papers/216.pdf

4. Gottsegen G. Cloud computing & education. - Режим доступа: https://builtin.com/cloud-computing/ cloud-computing-and-education

5. Khushboo J. Top 6 educational technology trends right now. - Режим доступа: https:// elearningindustry.com/educational-technology-trends-top-right-now

6. 10 Roles for artificial intelligence in education. -Режим доступа: https://www.teachthought. com/the-future-of-learning/10-roles-for-artificial-intelligence-in-education/

INTERNET TECHNOLOGIES AT THE LESSON OF FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING

Kanina S. Yu., Gmyzina G.N., Yermolayeva E.V.

Ilya Ulyanov State Pedagogical University (UlSPU)

The article touches upon the topic of using internet technologies at the lesson of foreign language in a secondary school. The authors of the article underline that the Internet is widely used in all spheres of our life and education is not an exception. The opportunities of the Internet are endless and it allows making the Foreign language lesson more qualified, even in the condition of distance learning. But the Internet has some disadvantages. They are: spam and false information which is impossible to verify, pop-ups. Further the authors give the description of such technologies which help to get rid of these problems: cloud computing, artificial intelligence, which is used on different platforms, custom learning experiences. Cloud computing meets the need both teachers and schoolchildren due to its availability. Artificial intelligence makes teachers' work strongly easier. Custom learning experiences gives the opportunity to use differentiated approach to teaching in a secondary school at any lesson. The article offers short analysis of each technologies and advantages of usage them at the lesson of foreign languages. The authors come to the conclusion that usage of internet technologies inevitably lead to a change of the role of a teacher, but this role remains very important. There is no technology which can fully substitute a teacher.

Keywords: internet technologies, educational resources, internet service, online learning, artificial intelligence

References

1. Rets M.S. Modern lesson of a foreign language in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard // Young Scientist. - 2016. - No. 17.1 (121.1). - S. 46-50.

2. Khalyapina LP Transformation of the concept "Linguistic personality" in the theory and methodology of teaching foreign languages // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen - 2006 - T.7 -№ 21-1- S. 91-101

3. Aguilera N. Addressing Different Cognitive Levels for OnLine Learning. - Access mode: https://web.archive.org/ web/20100918130455/http:/ascilite.org.au/ conferences / auck-land02 / proceedings / papers / 216.pdf

4. Gottsegen G. Cloud computing & education. - Access mode: https://builtin.com/cloud-computing/cloud-computing-and-education

5. Khushboo J. Top 6 educational technology trends right now. -Access mode: https://elearningindustry.com/educational-technology-trends-top-right-now

6. 10 Roles for artificial intelligence in education. - Access mode: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/10-roles-for-artificial-i ntelligence-in-education/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.