НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (28) 2020 УДК 378.147:94 (477.75)
Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель кафедры документоведения и архивоведения исторического факультета Таврической академии (СП) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
e-mail: [email protected]
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в представленной работе сделана попытка объективно описать происхождение проблем современных практических исследований в сфере социальных коммуникаций, оценить полученный опыт реализации дистанционного обучения по направлению подготовки 46.03.02 в классическом университете РФ.
Ключевые слова: социальные коммуникации, исследования, технологии, дистанционные образовательные технологии, обучающиеся
Inga Bashkova, Senior Lecturer of the Department of documentation and archival science, Faculty of history, Taurida academy, V. I. Vernadsky Crimea Federal University
e-mail: [email protected]
ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract: in this paper, an attempt is made to objectively describe the origin of the problems of modern practical research in the field of social communications, to evaluate the experience gained in implementing distance learning in the field of training 46.03.02 at the classical University of the Russian Federation.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (28) 2020
Keywords: social communications, research, technologies, distance education technologies, students
На современном этапе и, тем более в рамках сложившихся обстоятельств, среди важнейших приоритетов развития высшего образования выделяется дистанционное обучение.
Анализ исследований ученых по данной проблеме показал, что под дистанционным обучением понимают педагогическую технологию, которая основывается на принципах открытого обучения, осуществляется благодаря современным телекоммуникациям, используя при этом компьютерные учебные программы и платформы различного значения, создает информационную среду для предоставления необходимого учебного материала и общения. Важное место уделяется сбалансированности подготовки специалистов [1].
В Российской Федерации традиционно подготовка архивистов и документоведов в системе высшего образования велась раздельно, так, в Московском государственном историко-архивном институте с 1931 г. велась подготовка историков-архивистов, а документоведов - с 1965 г. С введением нового образовательного стандарта две эти составляющие были объединены в одном направлении подготовки. Сегодня подготовку по «Документоведоведению и архивоведению» (46.03.02) реализуют более ста высших образовательных учреждений, в том числе и в Республике Крым. А в Украине ранее реализовалась подготовка по специальности «Документоведение и информационная деятельность» [2]. Но с 2016 года произошла трансформация данного образовательного направления за счёт объединения «Библиотечно-информационной деятельности» и «Архивного дела». Как результат, сегодня в соседнем государстве осуществляется подготовка по «Информационному, библиотечному и архивному делу» в рамках одного направления. Следует отметить, что в США преподавание курса дисциплин по информационной деятельности также интегрировано с библиотечной специализацией [3].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (28) 2020
Активное развитие систем связи, телекоммуникаций, создание информационного системно-сетевого пространства являются реакцией на процессы, произошедшие в социально-коммуникативной сфере страны, и определяют рост популярности данного направления подготовки в Российской Федерации.
Очевидно, что дистанционное образование требует от его участников достаточной компьютерной грамотности; от студентов - соответствующего уровня сформированности умений и навыков самостоятельной учебной деятельности и мотивации к обучению (как известно, значительная часть первокурсников слабо владеет приемами учебной деятельности, поэтому дистанционное обучение на первых курсах может не оправдать наших надежд); от преподавателей - качественных учебных материалов (сегодня - это преимущественно лекции в виде текстовых материалов, блоков контроля знаний в виде тестовых заданий и очень редко - решения типовых задач, видеолекция, конференция и прочее).
В классическом университете проблемным остается также вопрос о выполнении лабораторных работ с использованием материалов и инструментов, которые невозможно иметь дома.
Модернизация системы отечественного образования должна сопровождаться совершенствованием профессиональной подготовки будущих специалистов, неотъемлемой составляющей которого является практика, выполняющая важную роль в подготовке будущих профессионалов и отвечающая за формирование ключевых профессиональных качеств выпускника. В связи с чем возникает проблема вынесения в дистанционный формат проведение практик для обучающихся и, главное, целесообразность создания и сохранения базовых кафедр, успешно работающих в образовательных учреждениях [4].
Одним из основных недостатков дистанционного образования можно обозначить и проблему аутентификации пользователя при проверке знаний, так как отсутствует возможность удостовериться, кто находится на связи.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (28) 2020 Однако, несмотря на такое количество недостатков и временных трудностей, дистанционное образование имеет ряд преимуществ, которые позволяют ему занять соответствующее место среди других педагогических технологий профессионального образования.
Это, прежде всего, создание интегрированных учебных курсов, где за основу берется не логика соответствующей науки, а профессиональные задачи. Дистанционное обучение позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к таким межпредметным учебным курсам, которые дают целостную картину соответствующей профессиональной деятельности. Знания становятся не багажом, а подчиняются деятельности. Именно это повышает мотивацию к обучению у обучающихся.
К преимуществам дистанционного образования можно отнести также максимальную индивидуализацию, открытость и гибкость обучения. Обучающийся (в зависимости от уровня начальных знаний) сам планирует свой индивидуальный план обучения, становится субъектом своей учебной деятельности. Преподаватель выступает консультантом и оказывает своевременную поддержку. Поэтому в системе дистанционного образования обязательным элементом является непосредственное общение студента и преподавателя, потому что, только в этом случае возможно отследить динамику изменения потребностей обучаемого и траекторию его обучения, способствовать развитию его способностей. Не менее важным является общение студентов между собой: выполнение заданий в группах, проведение семинаров и конференций в режиме онлайн. Без всех этих интерактивных форм обучения и общения процесс изучения курса на расстояния становится статичным и однобоким.
В связи с перманентно меняющимися условиями российского рынка труда и растущей конкуренцией, а также усовершенствованием информационного системно-сетевого пространства, все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам различных отраслей повысить квалификацию или пройти
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (28) 2020 профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности на достаточном отдалении или без отрыва от рабочего места [5].
Так же хочется затронуть актуальнейший вопрос использования современных технологий планирования карьеры обучающегося через ведение в образовательных учреждениях электронного портфолио для предоставления результатов достижений студентов работодателям, а также мониторинга трудоустройства выпускников [6, 7].
Эффективность дистанционного обучения заключается и в том, что возможность обучаться дистанционно не ограничивает возможности учиться и совершенствоваться в профессиональной деятельности во время работы на предприятии. Такое образование студенты считают вполне достаточным и возможным для осуществления своих жизненных планов. Многие из них считают, что полученные знания способствуют реализации себя в рабочем процессе. Тем самым дистанционное образование - удобное и экономически эффективное.
Таким образом, для людей, которые имеют сильную мотивацию и самоорганизацию, дистанционное обучение - это возможность постоянно обновлять свои знания, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
Список источников:
1. Латышева Е. В. Проблема сбалансированности гуманитарной подготовки и профессиональной квалификации обучающихся / Е. В. Латышева // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история сборник науч. статей III Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т. В. Стрыгиной. - 2016. - С. 21-25.
2. Латышева Е. В. Особенности подготовки специалистов-документоведов в вузах Украины и Российской Федерации / Е. В. Латышева // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (28) 2020 Защита информации и информационная безопасность. - 2016. - № 2 (4). - С. 8189.
3. Латышева Е. В. Подготовка документоведов, информационных аналитиков - насущная потребность информационного общества: [Электронный ресурс] / Е. В. Латышева // Научный вестник Крыма: электронный научно-периодический журнал. - 2017. - No1 (6). - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28310940_20258157.pdf
4. Кравченко Н. А., Латышева Е. В. Практическая подготовка и особенности ее организации на базовой кафедре: [Электронный ресурс] / Е. В. Латышева, Н. А. Кравченко // Научный вестник Крыма. - 2017. - № 4 (9). - С. 22. - Режим доступа: http://nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/158
5. Кармазина Н. В., Латышева Е. В. Формирование дополнительного профессионального образования в Крымском федеральном округе: [Электронный ресурс] / Е. В. Латышева, Н. В. Кармазина // Научный вестник Крыма: электронный научно-периодический журнал. - 2016. - № 2 (2). - Режим доступа: http://www.nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/21/html
6. Губанова Е. В., Латышева Е. В. Электронное портфолио как составная часть технологии карьерного продвижения обучающегося: [Электронный ресурс] / Е.В. Латышева, Е.В. Губанова // Научный вестник Крыма. - 2016. - № 5 (5). - С. 14. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27516116_19257028.pdf
7. Документ в современном обществе: исторические, концептуальные и методические аспекты изучения: коллективная монография / Е. В. Латышева и др.; отв. ред. Н. Д. Борщик. Симферополь; Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2019. 228 с.