Научная статья на тему 'Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в условиях учреждения среднего профессионального образования'

Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в условиях учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RANKING-ORDER SYSTEM OF ASSESSMENT / MODERN EDUCATIONAL APPROACH / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенгина Маргарита Сергеевна

В статье рассматривается возможность использования балльно-рейтинговой системы (БРС) оценивания учебных достижений студентов, выделяются ее преимущества и негативные последствия, предлагаются основные шаги и условия дальнейшей апробации. Главный акцент делается на оценке результатов экспериментального внедрения такой системы в Дивноморском филиале Северо-Кавказского техникума «Знание» с точки зрения административно-управленческого персонала. Дана характеристика этапов реализации организационно-управленческой модели по введению БРС и ключевых итогов ее двухлетнего применения в образовательной организации. Наблюдаются положительная динамика в мотивации к обучению и социальной активности студентов, позитивные изменения в содержании самостоятельной работы обучающихся. Для педагогического состава внедрение новой системы оценивания послужило стимулом к профессиональному развитию. Кроме того, выявлены негативные последствия: повышение уровня тревожности у части студентов, чрезмерная нацеленность некоторых обучающихся на достижение числовых значений рейтинговых показателей в ущерб повышению качества подготовки и др. Показано также, что интенсификация деятельности преподавателей после введения БРС отрицательно сказывается на их психологическом состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенгина Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and Disadvantages of a Point-Rating System in a Secondary Vocational Education Institution

The paper reveals the opportunity of implementing ranking-order student’s academic progress assessment. The positive and negative aspects of this system are outlined in the article, as well as key points and conditions for its successful approbation in secondary vocational professional education. The research underlines result of ranking-order assessment system practical implementation in Divnomorsk branch of North Caucasus College “Znaniye” from administrative staff point of view. The study describes stages of implementation of the organizational and management model for the approbation of ranking-order learning assessment and describes the main results of its 2-year testing in the educational institution. The results of the study showed positive dynamics in motivation for learning and social activity, independent work of students is filled with real content and meaning. For the teaching staff, the evaluation system is a motivation for development. Negative effects have been identified, such as rising levels of anxiety among a certain number of students; motivation of some students to the ranking as a numerical indicator of achievements. In addition, the intensification of the teacher’s activities negatively affects the psychological state of the team members.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в условиях учреждения среднего профессионального образования»

УДК 377.1

https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.35

Зенгина Маргарита Сергеевна

Zengina Margarita Sergeevna

аспирант Армавирского государственного педагогического университета, заместитель руководителя по учебно-методической работе Дивноморского филиала Северо-Кавказского техникума «Знание»

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PhD student, Armavir State Pedagogical University, Deputy Head of Educational and Methodological Work, Divnomorsk branch of the North Caucasian College "Znaniye"

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF A POINT-RATING SYSTEM IN A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION

Аннотация:

В статье рассматривается возможность использования балльно-рейтинговой системы (БРС) оценивания учебных достижений студентов, выделяются ее преимущества и негативные последствия, предлагаются основные шаги и условия дальнейшей апробации. Гпавный акцент делается на оценке результатов экспериментального внедрения такой системы в Дивноморском филиале Северо-Кавказского техникума «Знание» с точки зрения административно-управленческого персонала. Дана характеристика этапов реализации организационно-управленческой модели по введению БРС и ключевых итогов ее двухлетнего применения в образовательной организации. Наблюдаются положительная динамика в мотивации к обучению и социальной активности студентов, позитивные изменения в содержании самостоятельной работы обучающихся. Для педагогического состава внедрение новой системы оценивания послужило стимулом к профессиональному развитию. Кроме того, выявлены негативные последствия: повышение уровня тревожности у части студентов, чрезмерная нацеленность некоторых обучающихся на достижение числовых значений рейтинговых показателей в ущерб повышению качества подготовки и др. Показано также, что интенсификация деятельности преподавателей после введения БРС отрицательно сказывается на их психологическом состоянии.

Summary:

The paper reveals the opportunity of implementing ranking-order student's academic progress assessment. The positive and negative aspects of this system are outlined in the article, as well as key points and conditions for its successful approbation in secondary vocational professional education. The research underlines result of ranking-order assessment system practical implementation in Divnomorsk branch of North Caucasus College "Znaniye" from administrative staff point of view. The study describes stages of implementation of the organizational and management model for the approbation of ranking-order learning assessment and describes the main results of its 2-year testing in the educational institution. The results of the study showed positive dynamics in motivation for learning and social activity, independent work of students is filled with real content and meaning. For the teaching staff, the evaluation system is a motivation for development. Negative effects have been identified, such as rising levels of anxiety among a certain number of students; motivation of some students to the ranking as a numerical indicator of achievements. In addition, the intensification of the teacher's activities negatively affects the psychological state of the team members.

Ключевые слова:

балльно-рейтинговая система оценивания, современная образовательная технология, инновационная образовательная среда, среднее профессиональное образование.

Keywords:

ranking-order system of assessment, modern educational approach, innovative educational environment, secondary vocational education.

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям, закрепленным в федеральных государственных образовательных стандартах, является важнейшей обязанностью образовательной организации [1]. В связи с этим возрастает роль системы оценивания, которая становится фактором успешности образовательного процесса.

ФГОС СПО выдвигает требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы [2]. Поскольку оценка знаний с помощью баллов (отметок) -не единственная возможная форма, а «формы и методы оценки знаний могут меняться, не ограничиваясь давно известными» [3, с. 235], целесообразно в образовательной организации создавать условия для внедрения в практику разнообразных форм оценивания, что особо актуально в условиях формирования инновационной образовательной среды. Одной из перспективных на сегодняшний день является балльно-рейтинговая система (далее - БРС) оценивания учебных достижений обучающихся, которую рассматривают как средство оптимизации и индивидуализации образовательного процесса, а также организации самостоятельной работы студента [4, с. 371].

Выбор в пользу апробации балльно-рейтинговой системы объясняется следующими факторами: перестает работать привычная для нас пятибалльная система, прочно вошел в жизнь ЕГЭ, по сути являющийся балльно-рейтинговой системой; Российская Федерация включена в Болонскую систему, базирующуюся на данной модели оценивания. Кроме того, проект «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования» как модель оценки результатов обучения студентов для поэтапного анализа достижений является вариантом подобной системы, которая, основываясь на результатах - баллах, набранных обучаемыми, пока определяет рейтинг учебных заведений среднего профессионального образования [5].

В статье предпринята попытка рассмотреть балльно-рейтинговую систему оценивания учебных достижений студентов с точки зрения ее преимуществ и негативных аспектов, выявленных в ходе апробации модели в Дивноморском филиале Северо-Кавказского техникума «Знание», и обозначить условия и основные шаги ее внедрения. Для указанного учреждения БРС представляет собой эксперимент.

Проблеме ее использования посвящены труды как российских, так и зарубежных авторов. Данная система уже позиционируется как современная образовательная технология [6, с. 370]. Однако почему рейтинг? Прежде всего он предоставляет нормативные возможности: закон «Об образовании в РФ» (ст. 47) дает право на творческую инициативу, участие в экспериментальной деятельности, внедрении инноваций. При этом к компетенции образовательной организации закон относит в том числе обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ст. 28) [7].

Не являясь самоцелью, рейтинговая модель, характеризуемая такими признаками, как гибкость, вариативность, информационная открытость, «призвана закрепить переход к компетент-ностному обучению, расширить сферу применения интерактивных образовательных технологий, закрепить деятельностный характер учебного процесса, активизировать его личностное восприятие студентами и преподавателями» [8]. Важно, что балльно-рейтинговую систему оценивания можно апробировать параллельно с существующей традиционной моделью и даже каждую из них рассматривать в качестве проверки и поддержки другой, что дает возможность реализовать принцип «не навреди». Тем более, по мнению некоторых ученых, «традиционная система оценок в виде баллов (отметок), несмотря на свои недостатки, имеет еще много резервов и далеко не исчерпала своих возможностей» [9, с. 234].

Для внедрения балльно-рейтинговой системы значимы следующие социально-экономические и ментальные факторы.

- В условиях рыночной экономики основой общественного сознания является индивидуализм, «я» требует индивидуализации и в обучении.

- Реализация требований ФГОС предполагает изменение позиции обучающегося - превращение его в активного субъекта образовательного процесса, в связи с этим важным требованием становится контроль за организацией практических занятий и самостоятельной работой студента.

- Наличие современных средств обучения трансформирует роль преподавателя, который должен показать механизм приобретения знаний и формирования предметно и жизненно важных навыков. С этой точки зрения БРС становится рычагом, приводящим в действие потенциальные возможности студента.

- Современная система оценивания (пятибалльная шкала, которая существовала в СССР с 1935 г. как система оценок посредством словесных отметок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»), с 1944 г. - как цифровая пятибалльная система оценок [10, с. 234]), на наш взгляд, не отвечает главным задачам - индивидуализации обучения и мотивированию студентов на самостоятельную работу.

Балльно-рейтинговая система дает возможность наблюдать динамику не только освоения программы, но и отношения к учебе, посещаемости, соблюдения дисциплины. Два года апробации в учебном заведении разработанной модели БРС позволяют сделать следующие выводы. Студенту данная система дает импульс к обучению и достижению результатов, формируются ответственность и привычка трудиться, конкурентная среда адаптирует его к жизненной реальности, субъектная позиция способствует самореализации и самоактуализации. Преподавателю подобная система дает возможность более объективно оценивать достижения студентов, корректировать его учебный маршрут и тем самым индивидуализировать обучение. Кроме того, БРС подразумевает учет особенностей психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, что является обязанностью педагога, в соответствии со ст. 48 федерального закона «Об образовании в РФ» [11].

Следует отметить, что для преподавателя это большой труд и существенные затраты времени - разработать содержательную и процессуальную составляющие рейтинга: технологические карты, рейтинг-комплекты и др. В качестве шагов по апробации модели рейтинговой системы оценивания можно выделить следующие.

1. Создание в учебном заведении экспериментального коллектива, выстраивание его структурной организации, разработка положения, распределение сфер ответственности членов, перспективное и текущее планирование, подготовка диагностического инструментария и программного обеспечения. Самое главное - определиться с процессуальной и содержательной сторонами, учесть условия, при которых может использоваться балльно-рейтинговая система (стабилизационный компонент), и возможные негативные последствия (прогностический компонент).

2. Изучение теории вопроса и опыта его реализации в других ОУ СПО с использованием различных форм методической работы.

3. Разработка преподавателем - членом экспериментального коллектива собственной технологической карты (рейтинг-комплекта, рейтинг-плана).

4. Создание программного комплекса по обработке информации.

5. Принятие локальных актов, регулирующих деятельность в режиме апробации БРС.

6. Доведение до студентов (их законных представителей) информации обо всех составляющих рейтинговой системы, в том числе «бонусах», порядке урегулирования конфликтных ситуаций.

7. Рассмотрение текущих вопросов и моделей организации системы на заседаниях цикловых методических комиссий, семинарах, научно-методических советах, педагогическом совете.

8. Апробация, мониторинг результатов применения БРС, анализ диагностического инструментария и других составляющих системы оценивания.

9. При наличии позитивных результатов апробации - разработка общей для учебного заведения модели балльно-рейтинговой системы и ее внедрение.

Особенно трудным в практике создания БРС является третий шаг. Преподавателю предстоит большая работа, которая предполагает решение следующих вопросов:

- определение объекта рейтинга - образовательная деятельность, практика, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, все вместе; дидактические единицы, активность, отдельные виды деятельности, дисциплинарная составляющая;

- рейтинг по теме, разделу, семестру, каждому предмету, общий по всем дисциплинам и модулям специальности;

- рейтинг в баллах, процентах; баллах, переведенных в проценты; другие варианты; способ расчета; как балльная шкала будет переводиться в рейтинговую оценку; как будут зафиксированы результаты на этапе апробации - рейтинг, рейтинг параллельно с пятибалльной отметкой;

- ряд других сопутствующих вопросов содержательного и процессуального аспектов.

Кроме того, преподавателю необходимо предпринять следующие шаги:

- составить для себя технологическую карту (рейтинг-комплект, рейтинг-план) в соответствии с программой, комплектом контрольно-оценочных средств (далее - КОС), планом текущего контроля и промежуточной аттестации; при этом целесообразно либо переработать учебно-планирующую документацию (программу, КОС, тематический, календарно-тематический планы), либо изначально ее формировать под балльно-рейтинговую систему;

- определить максимально возможное количество баллов, «стоимость» каждой единицы, являющейся предметом оценивания, установить приемлемую для себя и обучаемых систему фиксирования результатов;

- ознакомить студентов (их законных представителей) с системой рейтингового оценивания.

Работа по созданию и апробации модели БРС в Дивноморском филиале Северо-Кавказского техникума «Знание» показала следующее.

1. Данная модель оценивания достижений студентов дает некоторым из них сильный мо-тивационный толчок, особенно тем, кто не может осваивать учебный материал в стандартно задаваемых темпе и временных рамках. Это хороший механизм для реализации инклюзивного образования и образования лиц, совмещающих обучение со спортом, работой. Здесь главный фактор - четкое определение преподавателем этапов проведения рейтинга посредством фиксирования так называемых критических точек.

2. Имеет смысл изначально задать дифференцированную модель балльно-рейтинговой системы, установив разные пороги («шкалу-разбалловку» в процентах) для студентов, что предполагает предварительную диагностическую работу как преподавателя, так и психолога (чтобы, с одной стороны, баллы не обесценивались, с другой - были достижимы).

3. Использование данной системы подтвердило вывод британских исследователей о минимизации недобросовестного отношения к учебе (обмана, списывания) [12].

4. Рейтинговая модель оценивания дает возможность преподавателю индивидуализировать процесс обучения, а студентам - гарантированно быть аттестованными.

5. Для основной части мотивированных на обучение студентов это стимул к совершенствованию предметных и общеучебных навыков, а также к личностному развитию, что подтвердили результаты определения локализации контроля [13, с. 130].

6. Подтвердились предположения, что данная система оценивания способствует повышению дисциплины, самоорганизованности обучаемых; об активизации работы преподавательского состава и повышении управляемости образовательной среды с его стороны [14].

7. Следует иметь в виду, что подобная система может и негативно сказаться на процессе обучения: иногда БРС не столько мотивирует на получение более глубоких знаний, сколько работает исключительно «на цифру» (статистику). Это не всегда коррелирует с уровнем знаний, что также отмечает ряд исследователей [15].

8. Как показала диагностическая методика Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина [16, с. 32140], использование рейтинговой системы оценивания в учебном заведении обусловило повышение уровня тревожности у части мотивированных на результат студентов. Это соответствует выводам китайского психолога из Мюнхенского университета [17].

9. Не подтвердилось предположение о роли рейтинговой системы в усилении психологического комфорта в процессе обучения [18]. Это может быть объяснено тем, что не все готовы существовать в конкурентной среде.

10. Мотивация студентов и педагогов тем выше, чем более четко выработаны критерии и их «цена», это подтвердили результаты анализа технологических карт и диагностики мотивации субъектов процесса [19].

11. Данная система оценивания работает при наличии у преподавателя четко оформленной технологической карты, фиксировании достижений обучающихся на каждом занятии и в так называемых критических точках, поскольку система предполагает информированность студента в любой момент о его позиции, что является мотивацией для учебной деятельности. Это требует организации рабочего места преподавателя. Кроме того, БРС ускоряет темп работы педагога, повышает интенсивность его труда, что сказывается на психологическом состоянии членов коллектива. В связи с этим необходимо наличие организационного психолога в образовательном учреждении.

12. Апробация модели показала, что большую роль в действенности системы играет информационный контакт с родителями и социумом - этническими и религиозными общинами, работодателями.

13. Перспектива внедрения рейтинговой системы оценивания имеет место при разработке общей модели (в ее базовых признаках и принципах) для образовательного учреждения, ее нормативном закреплении локальными актами и реализации как основной (либо единственной). При этом допустим адаптационный период, в котором традиционная и балльно-рейтинговая системы будут работать параллельно, поддерживая и проверяя друг друга. При этом «формализация должна быть не самоцелью, а лишь инструментом для обеспечения качества образования» [20].

Наша практика создания и апробирования модели внедрения БРС подтвердила выводы российских педагогов и британских исследователей о том, что решение использовать или не использовать данную систему необходимо принимать, отталкиваясь от специфики и особенностей образовательного учреждения, уровня студентов, понимая ее плюсы и минусы. При этом особое значение приобретает качество преподавательского состава [21].

Российские ученые давно говорят как о минусах традиционной системы оценивания, так и о ее резервах и возможностях, при этом не отрицают перспективы замены балльных отметок другими формами. Они предупреждают, что это «потребует значительной перестройки всего учебно-воспитательного процесса, изменения психологии учителей, учащихся и родителей, существенных организационно-педагогических реформ» [22, с. 235]. Данный вывод подтвердил и наш эксперимент по апробации БРС.

Таким образом, важным условием успешности образовательного процесса является система оценивания учебных достижений студентов. В настоящее время возникла потребность внедрения в практику разнообразных форм оценивания, одной из которых является балльно-рейтинговая система. Апробация созданной в учебном заведении модели рейтинговой системы показала как ее преимущества, так и негативные последствия. К положительным аспектам можно отнести повышение мотивации к обучению и социальной активности, минимизацию недобросовестного отношения к учебе, которое выражается в попытках присвоить себе результаты чужого труда; посредством данной модели оценивания осуществляются дифференциация и индивидуализация обучения; самостоятельная работа студентов наполняется реальным содержанием и смыслом. Для основной части педагогического коллектива учреждения данная инновация - средство профессионального и личностного развития.

В то же время выявлены такие отрицательные итоги, как возрастание уровня тревожности у части нацеленных на результат обучающихся; мотивация некоторых студентов не столько на получение знаний, сколько собственно на рейтинг как числовой показатель достижений. Кроме того, интенсификация деятельности преподавателя негативно сказывается на психологическом состоянии членов коллектива. В ходе апробации новой для педагогического состава системы оценивания более остро ощущается недостаток инновационной компетентности некоторых преподавателей, их психологической готовности к инновациям, заключающейся в единстве когнитивного, аффективного и конативного (деятельностного) компонентов [23, с. 5].

Практика показала, что при соблюдении ряда условий предложенные шаги могут способствовать включению балльно-рейтинговой системы оценивания в учебный процесс среднего профессионального образовательного заведения. Однако данное решение должно быть принято, исходя из анализа специфики учебного заведения, ресурсной базы, контингента обучающихся, на основе разработанной теории и практического опыта, социально-экономического развития региона расположения организации.

Наш опыт исследования на базе учреждения среднего профессионального образования показал, что БРС как вариант системы оценивания в основном носит положительный характер. Тем не менее насколько эта система работает на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей студента, гарантирует соответствие его квалификации изменяющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также станет ли она достойной заменой традиционной системы - остается вопросом.

Ссылки:

1. Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г. : с изм. 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 486 : зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2014 г. № 32885. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. 620 с.

4. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд. М., 2018. 432 с.

5. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://fepo.i-exam.ru (дата обращения: 26.12.2019).

6. Современные образовательные технологии ... С. 370.

7. Об образовании в РФ.

8. Пономарев М.В. 10 мифов о балльно-рейтинговой системе [Электронный ресурс] // Московский педагогический государственный университет. URL: http://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema/10-mifov (дата обращения: 26.12.2019).

9. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Указ. соч. С. 234.

10. Там же.

11. Об образовании в РФ.

12. Cherry T.L., Ellis L.V. Does Rank-Order Grading Improve Student Performance? Evidence From a Classroom Experiment // International Review of Economics Education. 2005. Vol. 4, iss. 1. P. 9-19. https://doi.org/10.1016/S1477-3880(15)30140-7.

13. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. 176 с.

14. Малышева Т.В. Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Международной научной конференции. Уфа, 2013. С. 170-173. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4425 (дата обращения: 26.12.2019).

15. Cherry T.L., Ellis L.V. Op. cit.

16. Настольная книга практического психолога / сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. СПб., 2008. 671 с.

17. Mingjing Z., Detlef U. Assessing Teachers' Judgements of Students' Academic Motivation and Emotions Across Two Rating Methods // Educational Research and Evaluation. 2014. Vol. 20, iss. 5. P. 411 -427. https://doi.org/10.1080/13803611.2014.964261.

18. Малышева Т.В. Указ. соч.

19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие. М., 2002. 490 с.

20. Пономарев М.В. Указ. соч.

21. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Указ. соч. С. 226-227 ; Cherry T.L., Ellis L.V. Op. cit.

22. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Указ. соч. С. 235.

23. Киселева Л.С. Инноватика в научно-педагогической деятельности : учебное пособие. М., 2018. 144 с.

References:

Batarshev, AV 1999, Psychodiagnostics of the Ability to Communicate, or How to Determine the Organizational and Communicative Qualities of a Person, Moscow, 176 p., (in Russian).

Bordovskaya NV (ed.) 2018, Modern Educational Technology, Moscow, pp. 370, 432, (in Russian).

Cherry, TL & Ellis, LV 2005, 'Does Rank-Order Grading Improve Student Performance? Evidence From a Classroom Experiment', International Review of Economics Education, vol. 4, no. 1, pp. 9-19, https://doi.org/10.1016/S1477-3880(15)30140-7, (in Russian).

Fetiskin, NP, Kozlov, VV & Manuylov, GM 2002, Social and Psychological Diagnostics of Development of Personality and Small Groups, 490 p., (in Russian).

Kiseleva, LS 2018, Innovation in Scientific and Pedagogical Activity, Moscow, 144 p., (in Russian).

Malysheva, TV 2013, 'The Practice of Introducing a Point-Rating System for Assessing Student Learning Outcomes in Secondary Vocational Schools', Aktualnie voprosi sovremennoy pedagogiki: materialiIVMezhdunarodnoy nauchnoy konferencii, Ufa, pp. 170-173, viewed 26 December 2019, <https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4425>, (in Russian).

Mingjing, Z & Detlef, U 2014, 'Assessing Teachers' Judgements of Students' Academic Motivation and Emotions Across Two Rating Methods', Educational Research and Evaluation, vol. 20, no. 5, pp. 411-427, https://doi.org/10.1080/13803611.2014.964261, (in Russian).

Mizherikov, VA, Yuzefavichus, TA & Pidkasisty, PI (ed.) 2014, Pedagogy, Moscow, pp. 226-227, 234, 235, 620, (in Russian).

Ponomarev, MV 2019, '10 Myths About the Point-Rating System', Moskovskiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universitet, viewed 26 December 2019, <http://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema/10-mifov>, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Posokhova, ST & Solovyova, SL (comps) 2008, Handbook of a Practical Psychologist, St. Petersburg, 671 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.