Научная статья на тему 'Преемственность - важнейшее условие непрерывного педагогического образования'

Преемственность - важнейшее условие непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность - важнейшее условие непрерывного педагогического образования»

249

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ -ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Л. Дубинина

Качество подготовки учителя является важнейшим критерием, определяющим

конкурентоспособность педагога в жестких условиях рынка труда. Возможность достичь учителем высокого уровня профессионализма в более ранние сроки и его постоянное самосовершенствование рассматриваются как важнейшие показатели гибкости всей системы непрерывного педагогического образования. Непременным условием для такой подготовки является осуществление принципа преемственности, так как любая педагогическая система, в том числе и система непрерывного педагогического образования может успешно функционировать лишь при условии обеспечения преемственности между этапами подготовки учителя. Преемственность выполняет системообразующую функцию в организации непрерывного педагогического образования и предполагает использование на каждом новом этапе того, что было достигнуто на предыдущих. Одним из главных условий успешного функционирования системы непрерывного педагогического образования

250

В. Л. Дубинина

является подчиненность предыдущей ступени этапа подготовки учителя последующей, более высокой по уровню подготовки.

B настоящее время, как показывают исследования, между этапами подготовки учителя (довузовском, вузовском и послевузовском) нарушены взаимосвязи и преемственность, что является существенным барьером для становления учителя. Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

Довузовский этап. Совершенствование подготовки будущих учителей возможно при условии целенаправленной профессиональной ориентации школьников, которая в большинстве учительских коллективов отсутствует. Так, в частности, около 70% первокурсников пединститута не уверены в том, что хотят в дальнейшем работать по своей специальности. 37% студентов на вопрос: "Какие мотивы побудили вас к выбору профессии?» - ответили, что поступили в педагогический вуз для получения высшего образования, однако убеждены в своих способностях к данной специальности лишь 18%, а выбрали эту специальность из-за того, что можно заниматься любимым предметом - 31 процент. Причем на разных факультетах результаты отличаются друг от друга. Например, 82% студентов русско-английского отделения факультета иностранных языков считают свой выбор удачным, большинство из них поступили на данный факультет из-за того, что могут заниматься любимым делом, то есть изучать иностранные языки. Из них лишь5% хотят работать в школе и категорически не желают идти в школу 54%. Важнейшим барьером, из-за которого студенты не хотят работать в школе, является

В. Л. Дубинина

251

несвоевременная выплата учителям заработной платы и ее низкий уровень. Это отмечают 53% первокурсников и 86% пятикурсников.

Серьезные проблемы возникают у студентов, имеющих низкий уровень знаний, педагогических способностей, общей эрудиции и инициативы. Они не в состоянии в течение вузовского обучения восполнить все свои пробелы и стать хорошими учителями. Меньше одной трети бывших выпускников занималось в школе по профилирующим предметам по углубленной программе, в педагогических классах обучалось всего 7%. Организационно довузовская профессиональная подготовка будущих учителей требует выполнения следующих условий: проведения целенаправленной работы в учительских коллективах и отделах (управлениях) образования по профессиональной ориентации лучших учащихся на педагогические профессии; направления в педагогический вуз учащихся, обучающихся в классах с углубленным изучением предмета по избранной специальности; предоставления районными отделами (управлениями) образования целевых договорных мест талантливой, инициативной молодежи, с организаторскими данными, коммуникативными способностями; введения вступительного экзамена на профессиональную пригодность.

Вузовский этап. Следует признать, что педагогическая подготовка в вузах не только не обладает нужной фундаментальностью, системностью знаний, но и не обеспечивает их эффективное функционирование. Это подчеркивают многие отечественные педагоги. Для совершенствования вузовской подготовки будущего

252

В. Л. Дубинина

учителя, преодоления непродуктивных затрат и не оправдавших себя традиционных подходов, сложившегося отрыва вуза от школы нами предложена и апробирована технология формирования, закрепления и развития устойчивой мотивации к педагогической профессии, начиная с первых месяцев обучения в учебном заведении.

На наш взгляд необходимо в процессе профессиональной подготовки будущего учителя использовать следующий алгоритм обучения: интеграция знаний по психолого-педагогическим предметам, педагогическая практика, итоговая интегрированная творческая работа. Важнейшим компонентом в данном алгоритме является непрерывная педагогическая практика, в процессе прохождения которой студентам необходимо провести соответствующие исследования, обработать результаты и оформить работу. Тогда на каждом курсе будут последовательно реализовываться задачи деятельностного подхода к педагогической подготовке будущего учителя: на первом - формирование

устойчивой мотивации, на втором - получение необходимой информации, на третьем - обеспечение перехода к практической деятельности, на четвертом -ее реализация, на пятом - совершенствование этой профессиональной деятельности.

Нам представляется, что естественным завершением изучения, усвоения и применения знаний по психолого-педагогическим дисциплинам и частным методикам станет выполнение студентами интегрированной выпускной (дипломной) работы по проблемам образования. Она позволит более целостно

В. Л. Дубинина

253

и комплексно выявлять знания выпускников, готовность будущих учителей к самостоятельной работе в современной школе. Задачи этой работы сводятся к тому, чтобы, во-первых, привить студентам интерес к педагогическому исследованию; во-вторых, помочь глубоко разобраться в проблемах педагогики, психологии и частных методик; в-третьих, соединить теорию и практику обучения, воспитания и развития личности.

Послевузовский этап. Совершенно очевидно, что необходимо создание педагогической интернатуры для начинающих учителей. Проведенные нами исследования подтверждают, что уровень профессиональных качеств и умений начинающих учителей недостаточен для практической работы. Становление учителя протекает крайне медленно, особенно в сельской школе. Начинающие учителя, как правило, не владеют на необходимом уровне важнейшими дидактическими и воспитательными умениями. Неудивительно, что общая удовлетворенность школьной администрации подготовкой молодых специалистов составляет всего 35%. Необходимо отметить, что самым ответственным моментом в становлении учителя является его первый год работы в школе. Именно в это время ему необходима систематическая помощь, именно в этот период у начинающего учителя возникает наибольшее число затруднений в профессиональной деятельности.

По аналогии с медицинской специализацией нами разработана и апробирована принципиально новая система работы с молодыми учителями на начальном этапе их профессионального становления

254

В. Л. Дубинина

педагогическая интернатура, которая оказывает существенное влияние на развитие профессиональных умений и качеств учителей. Их улучшение в условиях интернатуры наблюдалось у 75% состава

экспериментальных групп. Идея педагогической интернатуры позволяет систематизировать

сложившиеся формы работы с молодыми учителями и объединить деятельность методических служб на разных уровнях (республиканском или региональном, районном, школьном). Это предполагает координацию усилий субъектов этого процесса. Есть большая необходимость, чтобы интернатура стала составной частью системы непрерывного педагогического образования и широко использовалась в процессе повышения квалификации учителей.

Таким образом, лишь совершенствуя содержание работы каждой ступени непрерывного педагогического образования (довузовской, вузовской послевузовской), можно обеспечить преемственность и тем самым способствовать повышению профессионализма при подготовке учителей в сравнительно короткие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.