Научная статья на тему 'Преемственность в семейном бизнесе как фактор устойчивого развития общества в Китае'

Преемственность в семейном бизнесе как фактор устойчивого развития общества в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПОДБОР НАСЛЕДНИКОВ / ВОСПИТАНИЕ НАСЛЕДНИКОВ / ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА / FAMILY BUSINESS / CONTINUITY / SELECTION OF HEIRS / EDUCATION OF HEIRS / PRACTICE OF MODERN CHINESE FAMILY BUSINESS / SOCIAL TOOL / SOCIAL SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Голян

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме преемственности семейного бизнеса в Китае. Семья как самая маленькая ячейка в обществе играет важную роль для людей, а успешное развитие семейного бизнеса значимо для стабильности общества. Методы. В статьи рассмотрены четыре варианта передачи предприятия семейного бизнеса: своему единственному ребёнку, нескольким детям, профессиональному менеджеру и третьему поколению наследников. Результаты. В статье представлены мероприятия эффективного воспитания наследников семейного бизнеса, в основу которых положены национальные традиции, китайская философия, а так общечеловеческие ценности. Выводы. Указанные мероприятия полезны не только для китайских предпринимателей, строящих семейный бизнес, но и для обычных родителей любого общества. Качественная подготовка будущих поколений: их воспитание и образование, обеспечивает в итоге социальную устойчивость общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION IN FAMILY BUSINESS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY IN CHINA

Introduction. The article is devoted to the actual problem of the continuity of family business in China. Family as the smallest cell in society plays an important role for people, and the successful development of family business is significant for the stability of society. Methods . The article discusses four options for transferring a family business enterprise: to their only child, to several children, to a professional manager, and to the third generation of heirs. Results . The article presents the activities of effective education of the heirs of the family business, which are based on national traditions, Chinese philosophy, as well as human values. Conclusions . These activities are useful not only for Chinese entrepreneurs who are building a family business, but also for ordinary parents of any society. High-quality training for future generations: their upbringing and education, ultimately ensures the social sustainability of society.

Текст научной работы на тему «Преемственность в семейном бизнесе как фактор устойчивого развития общества в Китае»

Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-2-214-223

УДК-316.44.

ЛИ Голян

Тихоокеанский государственный университет г. Хабаровск, Россия li.guoliang@yandex.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В КИТАЕ

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме преемственности семейного бизнеса в Китае. Семья как самая маленькая ячейка в обществе играет важную роль для людей, а успешное развитие семейного бизнеса значимо для стабильности общества.

Методы. В статьи рассмотрены четыре варианта передачи предприятия семейного бизнеса: своему единственному ребёнку, нескольким детям, профессиональному менеджеру и третьему поколению наследников.

Результаты. В статье представлены мероприятия эффективного воспитания наследников семейного бизнеса, в основу которых положены национальные традиции, китайская философия, а так общечеловеческие ценности. Выводы. Указанные мероприятия полезны не только для китайских предпринимателей, строящих семейный бизнес, но и для обычных родителей любого общества. Качественная подготовка будущих поколений: их воспитание и образование, обеспечивает в итоге социальную устойчивость общества.

Ключевые слова: семейный бизнес, преемственность, подбор наследников, воспитание наследников, практика современного китайского семейного бизнеса, социальный инструмент, устойчивость общества

Для цитирования: Ли Голян Преемственность в семейном бизнесе как фактор устойчивого развития общества в Китае. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 2. с. 214-223. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-2-214-223

Guoliang LI

Pacific State University

Khabarovsk, Russia li.guoliang@yandex.ru

SUCCESSION IN FAMILY BUSINESS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY IN CHINA

Introduction. The article is devoted to the actual problem of the continuity of family business in China. Family as the smallest cell in society plays an important role for people, and the successful development of family business is significant for the stability of society.

Methods. The article discusses four options for transferring a family business enterprise: to their only child, to several children, to a professional manager, and to the third generation of heirs.

Results. The article presents the activities of effective education of the heirs of the family business, which are based on national traditions, Chinese philosophy, as well as human values.

Conclusions. These activities are useful not only for Chinese entrepreneurs who are building a family business, but also for ordinary parents of any society. High-quality training for future generations: their upbringing and education, ultimately ensures the social sustainability of society.

Key words: family business, continuity, selection of heirs, education of heirs, practice of modern Chinese family business, social tool, social sustainability

For citation: Li Guoliang. Succession in family business as a factor of sustainable development of society in China. Historical and Social-Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.2. Pp. 214-223

doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-2-214-223 (in Russ)

Благодарность. Автор выражает признательность анонимному рецензенту за детальные и убедительные советы по совершенствованию данной статьи.

Acknowledgement. The author expresses his gratitude to the anonymous reviewer for the detailed and convincing advice on improving this article.

Сейчас Китай находится на этапе повсеместного осуществления инновационной деятельности, и в обществе активно реализуется предпринимательская инициатива. Успешно развиваются предприятия семейного бизнеса. По данным выступления в марте 2018 г. Председателя Всекитайской федерации промышленников и торговцев (^ШХЙВД Гао Юньлуна (Ш^Ж) на 5-й сессии 13-го созывы ВК НПКСК (Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая), на начало 2018 г. в Китае работали 27,3 млн частных предприятий и 65,8 млн индивидуальных предпринимателей с зарегистрированным капиталом 165 трлн юаней. В 2017 г. количество официально трудоустроенных составило 425 млн чел., в том числе 340 млн чел. на частных предприятиях и у индивиду- 215

альных предпринимателей, то есть 80% от общего количества трудоустроенных. Доля доходов частного бизнеса в 2017 г. составила 60% ВВП.

Результаты анализа частных предприятий Китая, представленные в 2018 г. в «Отчете о состоянии 500 самых крупных частных предприятий Китая», показали, что в 2017 г. сумма доходов 500 самых крупных частных предприятий материкового Китая превысила 24 трлн юаней, что составило 29,6% от 82,7 трлн юаней ВВП Китая.

Однако, изучая статистику по направлению семейного бизнеса с самого первого отчета в 2011 г. и по настоящее время, мы видим, что критерии и правила сбора статистической информации по семейному бизнесу четко не определены. Поэтому получаемые данные отражают текущую ситуацию (количество, доходы предприятий семейного бизнеса только приблизительно) [5, с. 45-46].

Исследованию состояния и развития предприятий семейного бизнеса уделяется большое внимание. Всекитайская федерация промышленников и торговцев (^ШХйВД совместно с Бюро промышленности и торговли (Ш^ХЙ^ТЙ^ЯЙ инициировали создание Комитета по исследованию семейного бизнеса на основе Китайской исследовательской ассоциации по частному бизнесу. С 2011 г. выпускается самый авторитетный документ в области исследования семейного бизнеса «Доклад по развитию предприятий семейного бизнеса в Китае». В этом докладе собраны не только статистические данные, но также частные мнения специалистов разных областей: производства, торговли, науки и государственного управления. В 2013 г. был опубликован «Доклад по социальной ответственности предприятий семейного бизнеса», а 2015 г. - «Доклад о преемственности на предприятиях семейного бизнеса».

Изучаются экономические, социальные, культурные аспекты семейного предпринимательства. Наиболее известными исследователями являются: Чу Са-опин (МХ^), профессор, доктор делового администрирования из Чжуншаньско-го университета (ФШ^^) г. Гуанчжоу, который изучает вопросы управления и преемственности на семейных предприятиях; Ван Хао (Х^) , профессор, доктор экономических наук, и Чжу Цзяньан (^Ш^) , профессор, доктор делового администрирования из Цжэцзянского университета (ЖХ^^) ; Ян Цзунюэ ( (^жй), профессор из Пекинского университета (^Ьм^^) , который изучает социальную ответственность и семейное управление на семейных предприятиях; Пэй Жун (Ш^) , профессор, доктор юридических наук из Пекинского политехнического университета (^ДЙХ^^) , который изучает корпоративную культуру и образование преемников предприятий семейного бизнеса; Гао Хао (^ЙяО , профессор, доктор делового администрирования и финансов из Цинху-аского университета г. Пекина, который изучает финансовое управ-

ление на семейных предприятиях; а также Фан Юйхун (ЖМЮ , профессор, доктор финансов из Гонконгского университета, который изучает преемственность и финансовое управление; Лан Сянпин (Щ^^) , профессор, доктор экономических наук из Тайваня, который изучает экономическое управление в сфере семейного предпринимательства. Такой значительный интерес обусловлен тем, что семейные предприятия в долгосрочной перспективе, переходя по наследству к младшим поколениям, обеспечивают некоторую стабильность в социальном и экономическом плане.

Согласованность действий основателей семейного бизнеса и их наследников является непременным условием развития семейного предприниматель-216 -

ства как эффективного социального инструмента, обеспечивающего устойчивость общества.

Однако фактически на сегодняшний день семейный бизнес столкнулся с ситуацией, когда некому передавать семейный бизнес: наследники не способны либо не хотят управлять семейным предприятием.

С начала экономических реформ в Китае прошло уже более 40 лет. Предприниматели, которые в начале экономических реформ создали свой небольшой бизнес, сейчас уже достигли уровня международных корпораций. И значительный возраст основателей предприятий семейного бизнеса предполагает поиск или подбор наследника, который смог бы управлять огромным бизнесом.

В 1978 г. в Китае начал действовать закон «Одна семья - один ребенок», как раз в то время, когда основатели семейного бизнеса начали свою предпринимательскую деятельность. На начальном этапе они были заняты только работой, бизнесом и не уделяли достаточного внимания своим детям. Дети мало виделись с родителями, а занимались с внуками бабушки и дедушки. Когда подходило время определять наследника крупного семейного дела, то оказывалось, что выбора нет - есть только один ребенок.

Единственный ребенок в семье с большим достатком, часто не в меру разбалованный, получил название «фуэрдай» - Ш er dai). Дословно «фуэрдай» переводится как «богатое второе поколение». Так называются наследники основателей предприятий семейного бизнеса, общая характеристика у которых - это богатые родители.

Изначально у термина «фуэрдай» не было негативной, уничижительной окраски. Но очень быстро она появилась. Впечатление от «фуэрдай» таково: плохо учатся, плохо трудятся, даже в возрасте 30-40 лет нигде не работают, совсем не хотят или даже не умеют управлять компанией, необдуманно тратя большие деньги родителей, - иными словами, сидят у них на шее.

Однако не все «фуэрдай» такие, среди них есть «чуанэрдай» (^X^chuang er dai), что дословно переводится как «созидательное второе поколение». «Чуанэрдай» - это люди, родившиеся в 80-х годах XX в., которые продолжают заниматься бизнесом своих отцов. Они не выставляют напоказ свое богатство, которое на самом деле заработано их отцами, старательно работают, помогают в семейном бизнесе, расширяют его, диверсифицируют, активно применяют инновации.

Среди обеспеченных китайцев престижным считалось обучать детей за рубежом. Поэтому многие «фуэрдай» получили образование за границей. По данным Министерства образования Китая, количество человек, обучающихся за границей в 2018 г., составило 662 тыс., прирост по сравнению с 2017 г. составил 8,8%. 596 тыс. студентов обучались на платной основе за счет средств собственных семей. «Фуэрдай» отдают предпочтение таким зарубежным учебным заведениям, как Итонский колледж, Оксфордский и Кембриджский университеты в Великобритании, Гарвардский и Йельский университет и Массачусетский технологический институт в США.

Получившие образование за рубежом наследники «фуэрдай» уже вернулись в Китай, но не многие из них хотят продолжить семейный бизнес. А некоторые из тех, кто все-таки способен управлять предприятием, не всегда готовы следовать традиционным подходам в управлении, которых придерживаются их отцы. Таким образом, остается мало наследников, которые действительно смогут продолжить семейное дело.

Поэтому перед основателями семейного бизнеса встала проблема: кому передать свое предприятие?

Наиболее предпочтителен вариант передачи предприятия семейного бизнеса своему единственному ребенку. Однако здесь возможны некоторые сложности:

а) пока наследник учился за рубежом, он заинтересовался другой профессией, например актерским мастерством, живописью, писательством, медициной и т.д., но только не коммерцией или менеджментом;

б) наследник вообще не интересуется бизнесом и работать не хочет;

в) единственный ребенок-наследник - это дочь. Передать бизнес ри - значит передать его своему зятю, человеку, который носит чужую фамилию.

Например, президент корпорации Hangzhou Wahaha Group господин Цзун Цинхоу был вынужден передать семейный бизнес, который является самым большим предприятием по производству продуктов питания и напитков в Китае и занимает пятое место после Кока-Кола (Coca-Cola) и Пепси-Кола (Pepsi-Cola) по производству напитков в мире, своей дочери - единственному ребенку в семье. Его дочь Цзун Фули в 2004 г. закончила учебу в Англии вернулась к отцу. Сначала она работала простым клерком в компании, затем стала правой рукой своего отца. В 2017 г. она заняла 13-е место среди самых выдающих женщин в области коммерции в Китае [1].

Корпорация Hangzhou Wahaha Group была создана в 1987 г. и в 2012 г. имела капитал 80 млрд юаней. За последующие пять лет, когда в управлении активное участие принимала наследница Цзун Фули, активность корпорации Hangzhou Wahaha Group снизилась, но, по данным отчета корпорации за период 2017 г., объем реализации все равно являлся значительным и составил 46 млрд юаней [2].

Другая возможная ситуация продолжения бизнеса - передать управление предприятием своим нескольким детям. В таком случае у главы семьи - предпринимателя есть выбор. Но на практике проблема также существует, и в данном случае стоит вопрос: как разделить бизнес на несколько частей поровну? Капиталы разделить поровну еще можно, а персонал, недвижимость, технологию и т.д. - не так просто.

В КНР семейный бизнес можно передать профессиональному менеджеру. Большинство основателей предприятий не хотят передавать семейный бизнес профессиональному менеджеру, так как он не является членом семьи. Такой выбор означал бы, что основатель бизнеса сам отдает созданный своими руками семейный бизнес другой семье. Предпочтение отдают своим «недостойным» наследникам, которые пусть и плохо будут управлять компанией, но компания с учетом существующего потенциала сможет просуществовать еще 10 лет. А если передать бизнес «хитрому» профессиональному менеджеру, то компания может сменить имя и собственника уже на следующий день.

Но даже в случае согласия прибегнуть к помощи профессионального менеджера найти квалифицированного и подходящего данному предприятию семейного бизнеса профессионального менеджера очень непросто.

Самый известный пример привлечения к управлению семейным бизнесом профессионального менеджера - это случай с профессиональным менеджером Чэнь Сяо (ШШ~) . Он был назначен президентом компаний «Гомэй Холдингс Груп» (GoMe Holdings Group - S^^^^fflWI^^^), занимающийся реализаций бытовой техники, в знак большого доверия ему со стороны создателя компании Хуана Гуанюй Когда последний был обвинен в экономических преступ-

лениях и помещен в тюрьму, профессиональный менеджер Чэнь Сяо при содействии американской частной инвестиционной компании Brain Capital пытался привлечь инвестиции на условиях, очень невыгодных для «Гомэй Холдингс Груп».

Но в итоге в 2011 г. под влиянием общественности Чэнь Сяо ушел из компании, после чего его имя стало нарицательным, обозначая очень плохого человека. И сейчас в Китае популярно выражение: «Нельзя быть таким, как Чэнь Сяо, нельзя нанимать таких, как Чэнь Сяо».

Сейчас компанией «Гомэй Холдингс Груп» управляет жена создателя Ду Цзюань занимая должность исполнительного директора (CEO); сестра со-

здателя Хуан Сюхун (^^fe) является юридическим представителем компании. По данным 2017 г., компания «Гомэй Холдингс Груп» заняла восьмое место в списке 500 самых крупных частых предприятий с уровнем дохода 309,4 млрд юаней.

Наконец, четвертый вариант продолжения бизнеса - передать предприятие «третьему поколению». Если «второе поколение» не хочет заниматься семейным бизнесом, то основатель бизнеса может рассматривать на роль преемника «третье поколение», то есть своих внуков. Сейчас в Китае разрешается иметь двух детей, поэтому преемников из «третьего поколения» больше. Прежняя семейная модель «4+2+1» означала: первое поколение - родители мужа и родители жены, второе поколение - муж и жена, а третье поколение - один ребенок. Сейчас семейная модель поменялась на «4+2+2», что значит уже два ребенка (внука), а в ближайшем будущем ожидается, что будет разрешена и модель «4+2+3». В том случае, если первое поколение основателей семейного бизнеса не сформировало у своих детей предпочтения к семейному предприятию, то они могут учесть свои ошибки в воспитании внуков и вырастить из них преемников для управления семейным предприятием.

По данным русскоязычной версии Информационного портала провинции Хэйлунцзян со ссылкой на Китайский информационный интернет-центр, «состояние 95% частных предпринимателей в Китае передается по наследству не далее третьего поколения». Основной причиной этого является «неправильное воспитание детей». Эта закономерность даже получила название: феномен «прекращения передачи состояния третьему поколению».

С «феноменом прекращения передачи состояния третьему поколению» не согласен директор Гонконгского управленческого института Хэншэн

Хэ Щуньвэнь (МЩ^) , который считает, что для установления данного феномена нет оснований. Существуют примеры, подтверждающие, что финансовое состояние не передается далее чем третьему поколению наследников. Однако есть много примеров, подтверждающих обратное. К тому же исследования охватывали только китайские предприятия семейного бизнеса исключительно за пределами материкового Китая - в странах Европы, Америки и Азии, в Гонконге, Макао и Тайване [5, с. 341-342].

Современный китайский семейный бизнес нацелен на быстрое и стабильное развитие посредством модификации, модернизации и реконструкции. За 40 лет с начала реформ китайский семейный бизнес накопил первоначальный капитал на кустарной промышленности. И сейчас, в условиях информационного общества, изменения рынка, спроса и предложения, в условиях расширения способов реализации продукции и других изменений, семейный бизнес вынужден регулировать свою стратегию, чтобы соответствовать экономическим и социальным тенденциям. Государство в лице правительства поощряет и поддерживает развитие частного бизнеса, открывает ему дорогу на новые внешние рынки (политика «Шелковый путь»). Но перед семейным бизнесом стоит новая задача: уже исчерпаны ре-

зервы снижения расходов за счет дешевой рабочей силы и бесплатной земли, и необходимо изыскать другие возможности для повышения конкурентоспособности семейных предприятий [3].

В китайском языке слово «кризис» (^Ш - wei р, вэйцзи) дословно переводится как «рискованный шанс». Это значит, что если перед семейным бизнесом стоит проблема или предприятие столкнулось с необходимостью перемен, то по-другому это можно расценивать как «возможность», можно воспользоваться этим случаем - «кризисом» и сделать больше.

В Китае есть популярная идиома, которая означает «искать в реке меч по зарубке, сделанной на лодке при его падении в реку» - kezhouqiujian (кечжоуцюцзянь). Речь идет о человеке, который без учета изменившихся обстоятельств проявлял много упрямства наряду с отсутствием логики.

Сегодня на дворе XXI век, «век Интернета», и внешняя среда меняется быстрее, чем кажется. Это касается каждого, это влияет на повседневную жизнь человека, на общество в целом и тем более влияет на экономику и предпринимательскую деятельность. С тех пор как была проведена экономическая реформа в Китае, прошло 40 лет. За эти годы значительно изменилась политика, экономическая ситуация, международные отношения и т.д. Если предприятия не поспевают за этими событиями, то могут оказаться на месте человека, который хотел достать из реки меч, сделав зарубку на лодке.

Изменения должны коснуться не только экономической стороны семейного бизнеса, но и вопросов социальной сферы. Управляя семейным бизнесом, необходимо четко отслеживать социальные, экономические, политические и прочие изменения в окружающем мире, адаптировать управление бизнесом с учетом изменяющихся факторов. При этом необходимо соблюдать баланс между традиционными подходами и новаторством, так как значимость традиций в Китае очень велика. Однако, например, возможна передача бизнеса не сыну, а дочери, либо передача не старшему сыну или внуку, а второму или даже третьему, возможно привлечение к управлению профессионала «не из семьи» и другие новшества [4].

С учетом быстроменяющейся внешней среды позволим себе определить мероприятия по эффективному воспитанию наследников семейного бизнеса, для того чтобы в дальнейшем минимизировать сложности при подборе наследников:

1. С самого младшего возраста учить своих детей любить семейный бизнес: показывать важность деятельности для семьи и общества; демонстрировать гордость за общее дело; рассказывать, что когда дети вырастут, то смогут помогать и в дальнейшем управлять семейным предприятием; объяснять, что семейный бизнес - это не только права, но и обязанности. Конечно, необходимо не только на словах пропагандировать идеологию социально ориентированного семейного бизнеса, но и подкреплять действиями, как это делал Ли Цзиньшан ( ^Ш^), основатель компании по производству соусов и приправ «Ли Цзинь Цзи» (^Шйй). Проживая в конце XIX в. в приморском районе Китая (сейчас г. Чжухай - ШШ), он управлял чайным домом. И в первый день каждого нового года прежде всего он сжигал все долговые расписки своих клиентов, полагая, что человек, не сумевший расплатиться по долгам в конце года, находится в затруднительном финансовом положении и нуждается в помощи, которую и оказывал Ли Цзиньшан, ликвидируя долги перед собой. Такая человекоориентированная философия не только помогала окружающим предпринимателя людям, но и способствовала тому, что бизнес Ли Цзиньшана процветал, и сейчас уже четвертое поколение наследников успешно продолжает его дело на основе этой философии [5, с. 377]. 220 -

2. Дать наследникам профессиональное образование не только в сфере функционирования семейного предприятия, но и в сфере управления (менеджмента).

3. Зарубежное образование наследников может быть полезным для развития семейного бизнеса как: а) качественное всестороннее образование, б) развитие самостоятельности, в) доступ к новейшим технологиям и идеям. При выборе образования за пределами материкового Китая важно не оставлять без внимания ближайшие специальные административные районы Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь), а также остров Тайвань. С одной стороны, на данных территориях общество и экономика развивались со значительными отличиями от материкового Китая, а с другой - мировоззрение людей, их система ценностей, культура и традиции близки материковому Китаю. Семейный бизнес Гонконга, Макао и Тайваня имеет опыт развития более 100 лет, и местные предприниматели готовы поделиться опытом, инвестициями и новыми технологиями.

Уникальным примером является гонконгская компания по производству соусов и приправ «Ли Цзинь Цзи» (^Шйй), которая была создана в 1888 г. и существует уже более 130 лет. Наследник бизнеса уже в четвертом поколении Ли Хуэйсэнь написал книгу «Сила у тех, кто осознает свою выгоду через выгоду для общества» (Ш^ОДАЙ^Аж), где рассказывает о секретах успешного семейного бизнеса, накопленных за 100 лет. Эта ценная информация не только способствует успешному развитию любого азиатского семейного бизнеса, но содержит в себе идею социальной ответственности, столь актуальную на современном этапе.

4. В профессиональной подготовке наследников семейного бизнеса в Китае необходимо широко освещать опыт соотечественников. Возможно, в университетах и институтах необходимо создать специальность или курс «Менеджмент семейного бизнеса», на которых для подготовки профессиональных менеджеров семейного бизнеса будут освещаться вопросы истории семейного бизнеса в Китае и за рубежом, особенности современного семейного бизнеса в Китае, организационная структура бизнеса и ее особенности на семейных предприятиях, вопросы передачи власти в семейном бизнесе и т.д.

Научная база постепенно подготавливается. При Чжэцзянском университете (^ХА^) создан Научно-исследовательский центр по изучению семейного бизнеса (Ш^^^ШШ^-'ЖЩ^р^), где занимаются сбором и систематизацией данных, изучают материалы и определяют тенденции развития, периодически проводят конференции и обмениваются информацией.

5. Рекомендуется поэтапное продвижение по карьерной лестнице, с возможностью изучения деятельности компании изнутри. Начинать профессиональную деятельность с невысокой должности можно либо на семейном предприятии, либо в компании-партнере. Работа в компании-партнере позволит получить более глубокое представление о технологической цепочке движения продукта от момента производства до этапа потребления.

6. Создавать центры консолидации деловой молодежи и содействовать активизации их деятельности. Можно привести в пример молодежный клуб «Чуан эрдай» в провинции Чжецзян, объединяющий молодежь (второе поколение наследников семейного бизнеса) вокруг идей и ценностей семейного бизнеса, как главного локомотива движения к благосостоянию общества. Пройдя подготовку в таком клубе, будущие наследники семейного бизнеса приходят к

осознанию своей принадлежности не только к семье, но и к своей Родине. В таких клубах молодежь не только получает знания в сфере бизнеса, но и в целом развивается интеллектуально.

7. Распространять по территории Китая практику коллективного обучения на государственных предприятиях, которая используется в провинции Цзянсу. Суть такого обучения заключается в следующем. Администрация провинции Цзянсу приглашает молодых людей, являющихся представителями второго поколения наследников семейного бизнеса, пройти обучение в Партийной школе (ФШ ^Х^^Ш) и на время занять должность заместителя руководителя в государственных предприятиях. Такое обучение и дальнейшая практика на государственных предприятиях позволит второму поколению наследников семейного бизнеса набраться опыта в бизнесе, а также почувствовать ответственность перед государством и обществом, будет способствовать формированию такого социального чувства, как патриотизм.

8. Перед вступлением наследника в должность управляющего семейным бизнесом ему (ей) необходимо подобрать себе профессиональную команду помощников (заместителей).

9. Формировать положительный имидж семейного бизнеса: имидж социально ответственного предприятия, открытого для общественности. При помощи ведения диалога через печатные средства информации, телевидение, радио, интернет-каналы делиться опытом ведения бизнеса с коллегами, выявлять скрытые проблемы и острые вопросы в сфере персонала, получать ценные советы по управлению бизнесом и другую дополнительную информацию от научных кругов, узнавать мнение конечных потребителей выпускаемой продукции и т.д. Данное направление деятельности активно развивать могут основатели семейного бизнеса, которые уже передали управление своим преемникам. Они могут заниматься просветительской деятельностью, например как Мао Лисян, основатель компании по производству кухонной техники «Фан Тай» который создал школу «Вечнозеленый семейный бизнес» (Ж^^^^Ш). В этой школе Мао Лисян помогает многим основателям семейного бизнеса воспитывать второе поколение наследников так, чтобы они стали достойными преемниками бизнеса. Он читает лекции в университетах. Также он основал «Фонд помощи исследованиям семейного бизнеса имени Фан Тай» который оказывает финансовую поддержку организациям, занимающимся исследованиями в области семейного бизнеса

Китайский семейный бизнес является важной частью и экономики, и общества. Вклад семейного бизнеса оценивается не только размерами налоговых поступлений в бюджет государства и количеством предоставленных рабочих мест для населения, но и теми примерами успешного ведения бизнеса, которые мотивируют людей на создание собственных предприятий.

Понятие семьи и общества можно сравнить с понятием клетки и всего человеческого организма. Стабильное и здоровое развитие семьи является фундаментом для развития общества. Гармония семьи является основой гармонии общества. Семейный бизнес был формой организации деятельности с древнейших времен, и в настоящее время семейный бизнес является основой благосостояния общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. 1.URL: www.forbeschina.com

2. URL: http://www.wahaha.com.cn/

3. URL: www.acfic.org.com.2018.08.29.

4. Бергер Я.М. Посткризисный Китай в глобальной экономике // Свободная мысль. - 2010. - № 8 . - С. 27-42.

5. 2015.11 // Доклад по преемству предприятий семейного бизнеса в Китае. - Пекин: Чжун-синь, 2015.

Информация об авторе: Ли Голян, аспирант, Тихоокеанский государственный университет,

г. Хабаровск, Россия li.guoliang@yandex.ru

Статья поступила в редакцию:19.02.2019. принята в печать 20.03.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author: Li Guoliang, Postgraduate Student, Pacific State University,

Khabarovsk, Russia

li.guoliang@yandex.ru

Received 19.02.2019.;

accepted for publication 20.03.2019.

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.