Научная статья на тему 'Основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес'

Основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В БИЗНЕСЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОСНОВАТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ДИНАСТИЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / FAMILY BUSINESS / FAMILY RELATIONSHIPS IN BUSINESS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE FOUNDERS OF BUSINESS DYNASTIES / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзина Юлия Сергеевна, Позняков Владимир Петрович

Изучение семейного бизнеса для нашей страны продолжает оставаться одним из новых направлений в области психологии предпринимательства. Несмотря на столь непростой экономический период в среде владельцев предприятий малого и среднего бизнеса начинает формироваться группа «Основателей бизнес-династий»: предпринимателей, которые уже сейчас имеют положительный опыт ведение семейного бизнеса и планируют его передачу последующему поколению родственников. Целью данного исследования является составление портера современного «Основателя бизнес-династий»: выделение значимых экономических и социально-психологических характеристик. Исследование строится на опросе 90 представителей малого и среднего бизнеса. Метод статистической обработки (корреляционный анализ) позволил выделить значимую взаимосвязь между переменными «Основатель бизнес-династий» и «Влияние семейных отношений на бизнес», в то время как экономические и социальные характеристики остались в зоне незначимости. Полученный результат дает основание утверждать, что именно качественные характеристики сложившихся отношений в кругу семьи способствуют зарождению будущих бизнес династий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Founders of business dynasties in Russia recognize the significant impact of family relationships on business

For our country the study of family business keeps on being one of the new directions in business psychology. Despite such a difficult economic period, we may see the rise of a new group of "Founders of business dynasties" among the owners of small and medium-sized businesses, the group of entrepreneurs who already have a positive experience in running a family business and are planning to transfer it to the next generation of relatives. The study is aimed at a design of a portrait of a modern “Founder of business dynasties": in other words, definition of important economic and socio-psychological characteristics. The study is based on a survey of 90 representatives of small and medium-sized businesses. The method of statistical processing (correlation analysis) made it possible to identify a significant relation between the variables "Founder of business dynasties" and "The impact of family relationships on business," while economic and social characteristics remained insignificant. The obtained result gives grounds to affirm that it is these qualitative characteristics of the existing relationships in the family that contribute to the rise of future business dynasties.

Текст научной работы на тему «Основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 7•апрель 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес

Мурзина Ю.С.1, Позняков В.П. 2

1 Федеральный государственный автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Изучение семейного бизнеса для нашей страны продолжает оставаться одним из новых направлений в области психологии предпринимательства. Несмотря на столь непростой экономический период в среде владельцев предприятий малого и среднего бизнеса начинает формироваться группа «Основателей бизнес-династий»: предпринимателей, которые уже сейчас имеют положительный опыт ведение семейного бизнеса и планируют его передачу последующему поколению родственников. Целью данного исследования является составление портера современного «Основателя бизнес-династий»: выделение значимых экономических и социально-психологических характеристик. Исследование строится на опросе 90 представителей малого и среднего бизнеса. Метод статистической обработки (корреляционный анализ) позволил выделить значимую взаимосвязь между переменными «Основатель бизнес-династий» и «Влияние семейных отношений на бизнес», в то время как экономические и социальные характеристики остались в зоне незначимости. Полученный результат дает основание утверждать, что именно качественные характеристики сложившихся отношений в кругу семьи способствуют зарождению будущих бизнес династий.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10082 «Изучение новых гуманитарных технологий и инноваций на основе информационных сетей в сфере научно-психологических исследований».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семейный бизнес, семейные отношения в бизнесе, социально-психологический портрет основателей бизнес-династий, преемственность.

Founders of business dynasties in Russia recognize the significant impact of family relationships on business

Murzina Yu.S.1, Poznyakov V.P. 2

1 The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Tyumen State University", Russia

2 Federal State Budgetary Institution of Science institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Russia

введение

Согласно материалам английской газеты«TheIndependent», Билл Гейтс, являясь самым богатым человеком планеты, завещал почти

все свои деньги благотворительному фонду, а его трое детей должны зарабатывать самостоятельно. По его словам, дети должны знать цену деньгам, которые они заработали сами. «Они свободны в своих действиях - могут заниматься всем, чем захотят. Но у них не будет денежного водопада, который позволит бездельничать», - объяснил владелец компании Microsoft. Свою идею лишить детей огромного наследства Билл Гейтс позаимствовал у Уоррена Баффета [10].

Этому примеру решил последовать и российский бизнесмен Владимир Потанин. Он заявил о готовности передать свое состояние на благотворительность. Дети главы «Интерроса» полностью поддержали эту идею.

Такое решение собственника - отказ от передачи бизнеса по наследству - может полностью подорвать преемственность поколений и саму модель бизнес династий. Однако описанные примеры являются скорее исключением из общих правил. В странах ЕС и Америки (США, Канады) уже более 20 лет ведется планомерная работа по изучению и поддержке семейного бизнеса, вклад которого в экономику и социальную стабильность этих стран является очень весомым.

ABSTRACT:_

For our country the study of family business keeps on being one of the new directions in business psychology. Despite such a difficult economic period, we may see the rise of a new group of "Founders of business dynasties" among the owners of small and medium-sized businesses, the group of entrepreneurs who already have a positive experience in running a family business and are planning to transfer it to the next generation of relatives. The study is aimed at a design of a portrait of a modern "Founder of business dynasties": in other words, definition of important economic and socio-psychological characteristics. The study is based on a survey of 90 representatives of small and medium-sized businesses. The method of statistical processing (correlation analysis) made it possible to identify a significant relation between the variables "Founder of business dynasties" and "The impact of family relationships on business," while economic and social characteristics remained insignificant. The obtained result gives grounds to affirm that it is these qualitative characteristics of the existing relationships in the family that contribute to the rise of future business dynasties.

The publication was prepared with the financial support of RHSF. Project No. 15-06-10082 "Study of new humanitarian technologies and innovations on the basis of information networks in scientific and psychological research"

KEYWORDS: family business, family relationships in business, socio-psychological. portrait of the founders of business dynasties, continuity.

Received: 15.03.2017 / published: 16.04.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Murzina Yu.S. ( [email protected])

CITATION:_

Murzina Yu.S., Poznyakov V.P. (2017) Osnovateli biznes-dinastiy v Rossii priznayut znachimoe vliyanie semeynyh otnosheniy na biznes [Founders of business dynasties in Russia recognize the significant impact of family relationships on business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (7). - 1215-1232. doi: 10.18334/rp.18.7.37748

С 1994 г. разрабатываются Рекомендации для улучшения деловой среды. Ежегодно они пополняются и совершенствуются [12, 14]. Вероятно, поэтому две трети британских предприятий являются семейным бизнесом. Их вклад в ВВП страны оценивается более чем 25% [4], это половина от общего вклада всех субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2015 г. [15].

В России не ведется профильной статистики по предприятиям семейного бизнеса. Отсутствуют и специализированные научные учреждения, занимающиеся развитием этого вида предпринимательства. По оценкам Global Entrepreneurship Monitor 2016/17, вклад всех предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП России не превышает 21% (2014) [15, с. 91]. Вклад семейных фирм в этом показателе не выделяется.

В объяснение отсутствия такой работы в нашей стране могут быть названы объективные и субъективные (психологические) причины. Так, в числе прочих объективных причин - «короткая» история предпринимательства в современной России и резкое колебание темпов роста российской экономики по сравнению с мировыми [1].

Во-первых, семейный бизнес в России только проходит этап своего становления из-за 70-летнего запрета заниматься предпринимательской деятельностью, который был снят только 30 лет тому назад (19 ноября 1986 г.). Поэтому первые коммерсанты 1990-х годов сейчас вступают в тот возраст, когда нужно думать и планировать передачу дел новому поколению. Это и объясняет тот факт, что отсутствует практика изучения и поддержки семейного бизнеса: семейные компании развиваются самостоятельно и спонтанно, испытывая при этом ряд типичных сложностей [17].

Во-вторых, темпы прироста российской экономики в сравнении с мировыми демонстрируют большую амплитуду колебаний [1]. В силу этого возрастает непредсказуемость, повышается страх предпринимателей из-за нестабильности будущего (рис. 1).

С другой стороны, психологической причиной небольшого численного развития субъектов малого и среднего бизнеса (далее - субъектов МСБ) является низкий уровень предпринимательских намерений россиян. Согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства (в сокращении - GEM) за 2017 г. лишь 2,1% россиян, не являющихся предпринимателями, готовы заняться собственным делом, обнару-

ОБ АВТОРАХ:_

Мурзина Юлия Сергеевна, доцент кафедры общей и социальной психологических наук ( j.s.murzinaByandex.ru)

Позняков Владимир Петрович, главный научный сотрудник, доктор профессор (pozn_v0mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мурзина Ю.С., Позняков В.П. Основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 7. - С. 1215-1232. doi: 10.18334/rp.18.7.37748

психологии, кандидат психологических наук,

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2006 2006 200ГТ 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 201? 2016 2017

—*— Мир —•— Россия

Рисунок 1. Темпы прироста российской и мировой экономики, % Источник: ИМЭМО, 2016.

живая высокий результат по показателю «Страх перед неудачей» - 44,8%. Показатель «Предпринимательских намерений» один из самых наименьших показателей по всей выборке из 64 стран-участниц исследования [15, с. 91].

В разрез со сложившейся ситуацией идут инициативы Правительства РФ, в результате которых реализуются положительные изменения в бизнес среде. Так, в октябре 2016 г. Всемирный банк выпустил обновленный рейтинг Doing Business - 2017. Рейтинг традиционно включает в себя 190 стран и оценивает удобство и легкость ведения бизнеса. Оценка учитывает множество факторов, такие как быстрота регистрации предприятий, доступ к электроснабжению, уровень налоговой нагрузки и пр. К 2017 году Россия, по мнению группы Всемирного банка, подошла в лучшей форме. Об этом свидетельствует более высокая (+13) позиция в 2016-м году: 40 место против 54-го в 2015 г. Составители рейтинга отмечают, что в России стало гораздо легче зарегистрировать и вести бизнес [8].

Еще одной значимой социально-экономической тенденцией, характерной как для России, так и для мира в целом, в ближайшем будущем станет регионализация. Как отмечается в ежегодном прогнозе Фонда перспективных исследований и инициатив «Россия и мир - 2017» Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН [1], в 2016г. под сомнение было поставлено развитие глобализации. Эта точка зрения авторов базируется на ускоренном развитии процессов регионализации: выход Великобритании из ЕС, победа Д. Трампа на

выборах, усиление позиций антиглобалистов в европейских странах. Аналогичные настроения, связанные с ориентацией на внутренний продукт, сознательным отказом от иностранных товаров, поддержкой отечественного производителя стоит ожидать и в нашей стране.

Поэтому тема социально-психологического изучения возрождения семейного бизнеса в нашей стране на сегодняшний день приобретает особую актуальность, так как способствует укреплению и развитию субъектов МСБ, созданию нового социального класса предпринимателей, ведущих социально-ответственный бизнес, дорожащих семейным именем и репутацией своего дела.

В предыдущих наших исследованиях [16] (Murzina J.S., Tonysheva L.L., 2016) мы показывали, что, несмотря на столь сложные экономические условия, семейный бизнес является привлекательным для его владельцев. Большая часть собственников предприятий малого и среднего бизнеса мотивирована на передачу дел следующему поколению, членам своей семьи (более 64%). Также нами был выявлен интерес самих предпринимателей к построению бизнес-династий.

Настоящее исследование призвано снять неопределенность в отношении характеристик новой зарождающейся социальной страты в обществе «Основатели бизнес-династий». Все это поможет выявить внутренний ресурс развития субъектов МСБ, оценить целесообразность мер по поддержке этого вида бизнеса и дать толчок для их содержательного наполнения.

Частотный анализ релевантного содержания иностранных научных журналов конца 20 в. показывает1, что в рамках изучения преемственности семейного бизнеса взгляд со стороны «владельца» являлся приоритетным [11]. В этой связи изучению подлежали такие аспекты, как: мотивация, готовность, качество межличностных отношений Владельца и Преемника (уважение, понимание, доверие, сотрудничество, личность, потребности). Действующий Владелец бизнеса должен естественно столкнуться с такими страхами, как потеря контроля, власти, части личностной идентичности и социального статуса в обществе (Potts, 2001). Описывается также необходимость Владельца сделать эмоционально мучительный выбор между своими детьми, братьями, сестрами и сотрудниками (Malone, 1989). Хотя, основной психологической проблемой, как считает Sharmaetal (2001), является неспособность Владельца «отпустить» свой бизнес - это основное препятствие для эффективной преемственности.

На втором месте по популярности изучения стоял сам Преемник. В этом направлении затрагиваются следующие вопросы: качества межличностных отношений с Владельцем (уважение, понимание, доверие, сотрудничество), мотивация (заинтересованность, приверженность к сохранению ценностей семьи, свобода или право выбора не продолжать семейный бизнес), способность к управлению, компетентность, талант, опыт, легитимность.

1 Автор изучает более 40 статей и 7 книг по теме семейного бизнеса с 1974 до 2004 гг.

Описывая типологию фирм семейного бизнеса, иностранные исследователи используют разные объективные основания: характеристики организации, черты владельца бизнеса и особенности семьи.

Так, польский исследователь Sulkowski (2004) составил следующую типологию семейных фирм, используя параметры: цели фирмы, культурные особенности организации и стиль управления владельца: Владение главы семьи (45% компаний), Эманация владельца (35%), Главенство семьи (15%), Семейное сокровище (2,5%), Семейная игра (2,5%) [18].

В испанской типологии малых семейных предприятий возраст имеет особое значение, также как и сложность семейных и деловых отношений, которые возрастают с годами существования компании [18]: Капитан (24% от существующих семейных предприятий в Испании, средний возраст фирм 28 лет), Император (19% предприятий, возраст бизнеса 41 год), Семейная команда (22% предприятий, возраст бизнеса 45 лет), Структурированные (16%, возраст предприятий 37 лет), Корпорация (18% предприятий, средний возраст 61 год).

Представленные выше типологии позволяют «увидеть» типичный портрет владельца - основателя бизнес-династий в тех странах, где предпринимательство имело возможность свободно развиваться на протяжении многих столетий. Однако в своей основе представленные типологии имеют внешние и экономические основания для выделения. Наше исследование предполагает включение гендерных, социальных характеристик владельца бизнеса.

Изучение вопроса эффективности семейных фирм привело к пониманию переплетения в бизнесе эмоциональных и деловых измерений (Mitchell и др., 2003). Принято считать, что эффективные семейные фирмы стремятся к достижению сочетания финансовых и нефинансовых целей (Davisand Taguiri, 1989; Olsonetal, 2003; Staffordetal, 1999). Sharma P. [19, с. 7] (Sharma P., 2004) предлагает различать семейные фирмы по оценке развития семейных и деловых взаимоотношений (рис. 2).

Представленная типология отношений в бизнес-семьях стала очень популярна за рубежом в силу своей простоты и хорошего практического применения, поэтому она создала прецедент для продолжения научных изысканий в данном направлении.

Наш анализ научных статей базы Scopus за 2010-2016 гг. по теме преемственности семейного бизнеса показывает2, что вектор исследовательских интересов последних лет сместился на тему управления семейным бизнесом и национальную специфику (табл. 1).

Как видим из таблицы 1, в последние годы рассмотрение семейного бизнеса со стороны его владельцев представлено незначительно. Вероятно, за долгие годы изучения тема «Incumbent» была исчерпана исследователями, и были найдены новые грани изучения этого социально-экономического явления. Однако российские ученые, нахо-

2 Изучению подлежали 50 статьей из базы Scopus.

Изменение семьи

позитивное негативное

с е н о к ад I Горячие сердца Полные карманы II Страдающие сердца Полные карманы

зи ю е и н е § а § к Высокий эмоциональный и финансовый капитал Низкий эмоциональный, но высокий финансовый капитал

е м з Из О к ад а III Горячие сердца Пустые карманы IV Страдающие сердца Пустые карманы

к Высокий эмоциональный, но низкий финансовый капитал Низкий эмоциональный и финансовый капитал

Рисунок 2. Типология семейного бизнеса Источник: Sharma, 2004, p. 7.

дясь в некоторой изолированности от мировых тенденций в силу внутриполитических особенностей нашей страны, долгие годы отрицавшей частную собственность и предпринимательство, только сейчас обращают свой взгляд на изучение семейного бизнеса и его собственников.

В этой связи первостепенным является вопрос о том, как развивается семейный бизнес в России, как выглядят возможные основатели бизнес-династий в нашей стране?

Тема семьи и ее влияния на результативность бизнеса косвенно проявляется во всех экономических, социологических и социально-психологических исследованиях семейного бизнеса.

Согласно исследованиям Международной компании «Рпсе'№а1егЬошеСоорег8» (Р^тС), ежегодно проводящей мониторинг фирм частного семейного бизнеса в России и 50 странах мира, наименьшее беспокойство у владельцев семейного бизнеса в России вызывали вопросы преемственности и конфликтов между членами семьи (2%). Наибольшей же проблемой бизнеса руководители считают нестабильность общеэкономической ситуации в стране (69%), хотя в 2015 году 67% частных компаний продемонстрировали рост [9].

Как отмечалось в отчете «Р'№С», 57% предпринимателей имеют прописанные процедуры и механизмы для урегулирования семейных конфликтов (+12% к 2014 г.), что значительно ниже общемирового показателя (82%). Однако обнаруженная положительная тенденция демонстрирует, что культура и система менеджмента в российских семейных предприятиях совершенствуется, создавая базу для стабильного развития в будущем.

Таблица 1

Анализ тем исследований за 2010-2016 гг.

Категория Авторы, годы работ

Управление семейным бизнесом

- общение между членами семьи Michael-Tsabari, N., Weiss, D. (2015)

- лидерство в бизнесе Mussolino, D., Calabro, A. (2014)

- стратегическое управление в предпринимательстве Lumpkin, G.T., Steier, L., Wright, M. (2011); Mehrotra, V., Morck, R. (2013); Shi, H.X., Dana, L.-P. (2013)

- инвестиции, акции, финансовые инструменты Ling, Y., Baldridge, D., Craig, J.B. (2012); Eklund, J., Palmberg, J., Wiberg, D. (2013); Greidanus, N.S. (2011); Marti, J., Menendez-Requejo, S., Rottke, O.M. (2013)

- менеджмент (стратегический, управленческий учет, intergenerational management) Zheng, V., Ho, T.-m. (2012); Marti, J., Menendez-Requejo, S., Rottke, O.M. (2013); Aguilera, R.V., Crespi-Cladera, R. (2012); Grundström, C., Öberg, C., Rönnbäck, A. (2012); de Oliveira, J.L., Albuquerque, A.L., Pereira, R.D. (2012); Hiebl, M.R.W. (2013)

- «выживание» семейных фирм Laakkonen, A., Kansikas, J. (2011); Stamm, I., Lubinski, C. (2011)

Процесс передачи бизнеса

- финансового капитала Venter, W.P., Kruger, S., Urban, B. (2010)

- собственности Sund, L.-G., Melin, L., Haag, K. (2015)

- социального капитала, гуаньси Dou, J., Li, S. (2013) Tata, J., Prasad, S. (2010)

- оценка рисков Kamei, K., Dana, L.-P. (2012)

- изменение производительности Ghee, W.Y., Ibrahim, M.D., Abdul-Halim, H. (2015); Buang, N.A., Ganefri, Sidek, S. (2013)

- система показателей Matser, I., Lievens, J. (2011)

- генеративность Zacher, H., Schmitt, A., Gielnik, M.M. (2012)

Преемники - приверженность и готовность продолжать семейный бизнес Rautamäki, H., Römer-Paakkanen, T. (2016)

- требования Schlepphorst, S., Moog, P. (2014)

- карьерные намерения Schröder, E., Schmitt-Rodermund, E., Arnaud, N. (2011)

- пол Overbeke, K.K., Bilimoria, D., Perelli, S. (2013); Mathew, V. (2016); Glover, J.L. (2014); Wang, C. (2010)

- образование Armstrong, C.E. (2012); Sardeshmukh, S.R., Corbett, A.C. (2011)

Владельцы бизнеса - ожиданияот преемников Mehrotra, V., Morck, R., Shim, J., Wiwattanakantang, Y. (2013)

Систематизирующие и конкретизирующие статьи - описывающие конкретные компании Dawson, A., Hjorth, D. (2012); Solomon, A., Breunlin, D., Panattoni, K., Gustafson, M., Ransburg, D., Ryan, C., Hammerman, T., Terrien, J. (2011)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание таблицы 1

Категория Авторы, годы работ

- конкретизирующие понятия Kraus, S., Harms, R., Fink, M. (2011)

- обзорные статьи Wang, C. (2010) Bennedsen, M., Fan, J.P.H., Jian, M., Yeh, Y.-H. (2015)

Контекстные статьи

- национальный контекст Zheng, V., Ho, T.-m. (2012); Seaman, C., Bent, R., Unis, A. (2016); Mehrotra, V., Morck, R., Shim, J., Wiwattanakantang, Y. (2013); Cao, J., Cumming, D., Wang, X. (2015); Shi, H.X., Dana, L.-P. (2013); Dou, J., Li, S. (2013) Seaman, C., Welsh, R., Bent, R. (2013); Venter, W.P., Kruger, S., Urban, B. (2010); Kamei, K., Dana, L.-P. (2012); Bennedsen, M., Fan, J.P.H., Jian, M., Yeh, Y.-H. (2015); Mathew, V. (2016)

- исторический и культурный контекст Holt, R., Popp, A. (2013); Seaman, C., Bent, R., Unis, A. (2016)

- контекст государственной политики Cao, J., Cumming, D., Wang, X. (2015)

Источник: составлено авторами.

Важность формализации процедур отмечает и большинство владельцев, уже передавших роли управления членам нового поколения семьи. Формальные механизмы управления имеют важное значение для обеспечения здоровых семейных отношений и преемственности между поколениями [13].

В 2015 г. Центр управления благосостоянием и филантропии «СКОЛКОВО» реализовал проект по изучению частного капитала и семейного бизнеса. Респондентами были владельцы капитала от 30 миллионов долларов США в количестве 32 человек. Актуальность исследования нам представляется бесспорной, ведь решение вопроса преемственности в крупных компаниях напрямую затрагивает экономическую устойчивость страны.

По результатам опроса выяснилось [5], что владельцы крупного капитала более чем в 60% не вовлекают членов семьи в бизнес. Вместе с тем, свое благосостояние бизнесмены готовы завещать детям и членам семьи (50%). К 2016 г. план преемственности разработан лишь у немногих собственников (18%), а в качестве механизма преемственности выступают (по уменьшению значимости): завещания, траст, страхование, частный семейный фонд. Это приводит нас к мысли, что владельцы крупного капитала в России не планируют далекое будущее своего бизнеса, воспринимая его как возможность обеспечения «здесь-и-сейчас», а не средство для увековечивания своей фамилии, продолжения семейного дела и филантропии. Дореволюционные традиции семейного бизнеса, таких династий как Морозовы, Демидовы, Рябушинские и т.д., к сожалению, не являются примером для подражания...

В рамках нашего исследования представляется интересным рассмотрение архетипов владельцев крупного капитала, представленных на конференции «Частное благосостояние в России»3: Предприниматель, Бизнес-ангел, филантроп, частный инвестор... Понимание таких глубоких механизмов, способно помочь в построении социальных технологий, оказывающих воздействие на общественное мнение в отношении современных «капиталистов».

С нашей точки зрения, без отклика владельцев крупного капитала останется инициатива «СКОЛОКОВО» о создании в России «Семейных офисов». По результатам исследований, компании крупного семейного бизнеса выразили неготовность структурировать свое состояние через трасты и семейные фонды (73%), а в качестве активов предпочитают вкладывать деньги, покупая доли в других компаниях (82%).

По результатам исследований Центра управления благосостоянием и филантропии был составлен социальный потрет владельца крупного капитала. Он выглядит следующим образом: мужчина 41-50 лет, женат единственным браком, многодетный отец, имеет диплом о специальном образовании в сфере бизнеса и менеджмента, начал свой бизнесов 1990-х годах [5].

Создание подобного социально-психологического портрета - есть цель нашего исследования в отношении зачинателей семейных династий в России на уровне малого бизнеса. Как показывают наши предыдущие исследования, в отличие от владельцев крупного капитала в г. Москва, малый бизнес (в регионах) думает о включении детей в собственное дело и продлении своего предприятия в следующих поколениях семьи.

Переходя к социально-психологическим исследованиям в сфере семейного бизнеса и предпринимательства, отметим «начальную точку» таких изысканий. В самом начале XX в. Й. Шумпетер (1908 г.) разработал «инновационную теорию предпринимательства», в ней особое внимание уделялось предпринимателям-новаторам, получающим прибыль за счет внедрения инноваций. Начиная с работ Й. Шумпетера, в экономической литературе делаются попытки определения предпринимателя не только как субъекта экономической деятельности, но как человека особого психологического типа.

Эта идея послужила стимулом проведения ряда психологических исследований, основной целью которых является поиск специфических качеств, побуждающих человека к предпринимательской деятельности и обеспечивающих эффективное выполнение предпринимательских функций. Основными направлениями психологических исследований предпринимательства в мировой науке стали: исследования мотивации, локуса контроля и отношений к риску в предпринимательской деятельности [2, с. 49] (Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P., 2012).

3 Третья ежегодная конференции «Частное благосостояние России», которая прошла 30 ноября 2016 года на кампусе школы «СКОЛКОВО» и собрала управляющих капиталом, семейные офисы, представителей финансовой индустрии, консультационных и юридических компаний. Гостями конференции стали почти 400 человек.

В исследовании В.П. Познякова, проведенном в самом начале появления предпринимательства как социальной группы в нашей стране (1993-1994 гг.), предлагается описание социально-психологической типологии субъектов экономической деятельности.

Эмпирические данные, полученные автором на выборках из разных социальных групп, позволили выделить следующие социально-психологические типы субъектов экономической деятельности: «Традиционный», «Вынужденной деловой активности», «Пассивно приспосабливающийся», «Условно активный», «Активно реализующийся».

Выделенные типы характеризуются различным сочетанием психологических отношений и реального поведения. Они различаются по степени согласованности психологических отношений как элементов экономического сознания и деловой активности. Субъективным психологическим критерием рассогласованности психологических отношений и реального поведения является общая удовлетворенность субъекта выполняемой деятельностью [7] (Poznyakov V. P., 2000).

Данное исследование представляет интерес в силу сопоставимости условий проведения: исходя из устоявшихся представлений о смене поколений через 25 лет:

• середина 90-х годов 20 в. - зарождение предпринимательства в России;

• конец 10-х 21 в. - смена поколений и зарождение первой линии династий в бизнесе.

Вопрос значимости семьи в бизнесе косвенно рассматривался в изучении ценностных ориентаций предпринимателей с использованием адаптированного варианта методики М. Рокича [6] (Poznyakov V. P., 2007). В результате была обнаружена следующая структура наиболее предпочитаемых терминальных ценностей предпринимателей (в убывающем порядке): здоровье, семья, материальная обеспеченность, уверенность в себе, работа, свобода, друзья, любовь. Внутри этой структуры были обнаружены достоверные различия по ценностям «материальная обеспеченность» и «здоровье». Ориентация на эти ценности у предпринимателей из городов Центральной России выражена сильнее. У московских предпринимателей выше ранги ценностей «семья» и «любовь», однако различия между оценками не значимы.

Полученные данные на выборке предпринимателей В.П. Позняковым (2007) совпадают с результатами исследований, проведенных другими авторами по сходной программе как на предпринимателях, так и на представителях других слоев населения России [3] (Zhuravleva N.A., 2006).

На основании данных исследований можно сделать вывод, что принципиальных различий в структуре значимых жизненных ценностей у предпринимателей из других слоев населения не прослеживается. Такие ценности, как здоровье, семья, материальная обеспеченность, свобода, работа, друзья и любовь, входят в десятку наиболее значимых практически у всех слоев российского населения. Вместе с тем, в иерархии терминальных ценностей предпринимателей сравнительно более важное место занимают такие ценности, как материальная обеспеченность, уверенность в себе, свобода и активная жизнь. Среди инструментальных ценностей предприниматели

более высоко оценивают независимость, эффективность в делах и предприимчивость [6, с. 525] (Poznyakov V. P., 2007).

Существование значимых приоритетов в системе ценностей в предпринимательской среде дает нам возможность выдвинуть первую гипотезу: «Основатели бизнес-династий» будут характеризоваться большей ориентацией (статистически значимой) на семейные отношения, планировать свой бизнес на несколько лет вперед, придерживаться стратегии роста.

Второй гипотезой нашей работы будет предположение о том, что выделенные типы предпринимателей в отношении передачи фирм по наследству будут значимо различаться.

Эмпирическая часть

В предыдущем исследоваии [16] (Murzina J.S., Tonysheva L.L., 2016), мы предлагали типологизировать собственников бизнеса по их отношению к передаче фирмы наследникам. Первым критерием в этой классификации было «Желание респондентов передать существующий бизнес детям»: наличие/отсутствие. Вторым критерием - «Форма предпринимательства»: семейный/несемейный бизнес. Таким образом были выделены 4 типа: «Основатели династий» - 33% (работают в семейном бизнесе и хотят его передать по наследству), «Мечтатели» - 31% (в бизнесе нет родственников, но хотели бы его передать), «Одиночки в бизнесе» - 19% (в бизнесе нет родственников и не хотят его передавать), «Последнее звено» - 17% (в бизнесе есть родственники, но передавать его не собираются).

Для проверки выдвинутых гипотез были отобраны следующие параметры сравнения (рис. 3):

Объект исследования - предприниматели микро-, малого и среднего бизнеса. Предмет исследования - социально-психологические характеристики владельцев бизнеса, относящихся к условному социальному типу «Основатели династий». Экспериментальные переменные: зависимая переменная -характеристики владельцев бизнеса, независимая переменная - тип предпринимателя, согласно выделенной типологии.

В исследовании приняло участие 90 человек - 45 представители семейного и 45 несемейного бизнеса. Все испытуемые - владельцы, собственники с функцией директора. Компании - предприятия (ИП и ООО). Стратегия отбора испытуемых из популяции: рандомизация - процедура случайного распределения респондентов по группам (семейного и несемейного бизнеса).

Полученные данные методом опроса 90 респондентов были перенесены в программу Microsoft Excel. Далее все испытуемые были отнесены к одному из четырех теоретически выделенных типов. Отнесение к тому или иному типу кодировалось через дихотомическую шкалу (0-1).

Для проверки первой гипотезы о существовании статистически значимых характеристик «Основателей бизнеса» мы использовали метод корреляционного анализа, способ счета 1-Пирсон.

1. Бизнес

• Виденье перспективы развития бизнеса (лет)

• Краткосрочная бизнес-стратегия •Актуальные проблемы бизнеса

• Оценка влияния санкций

• Сфера бизнеса

• Возраст предприятия

• Количество человек, работающих на предприятии

2. Владелец

•Пол •Возраст •Образование •Специальность по образованию •Помощь в бизнесе детей •Количество родственников в бизнеса

Рисунок 3. Модель исследуемых параметров в оценке предпринимателей Источник: составлено авторами.

В таблице 2 представлены усеченные корреляционные связи, значимость которых была статистически подтверждена.

Как видно из таблицы 2, самые значимые корреляционные связи были обнаружены у типа «Основатели династий» с критерием «Семейные отношения помогают ведению бизнеса» (0,6). Из этого следует, что в построении семейных династий первостепенное значение имеют не характеристики владельца (пол, возраст, образование и т.п.) и не способ ведения бизнеса (бизнес-стратегия, перспектива планирования и т.п.), а именно качественные характеристики сложившихся отношений в кругу семьи.

Это приводит нас к мысли о том, что сознательный отказ от построения бизнес-династий на примере Билла Гейтса, Уоррена Баффета или Владимира Потанина, а также выявленные тенденции современных русских «капиталистов» не привлекать семью к бизнесу являются проявлением «слабости» семейных отношений. В сплоченной, дружной семье, где один из ее членов ведет бизнес, вопрос о передаче дела следующему поколению, вероятно, будет решаться однозначно и положительно.

Остальные связи, обнаруженные в корреляционном анализе, имеют слабую значимость и могут обсуждаться на гипотетическом уровне. Итак, для типа «Основатели бизнес-династий» будет не характерно гуманитарное образование. Гуманитарии, скорее всего, не станут создавать бизнес с участием родственников и передавать его по наследству своим потомкам. Подтверждением этой идеи может быть положительная корреляционная связь на уровне 0,3 типа «Одиночки в бизнесе» и гуманитарного образования. Вероятно, это как раз тот тип бизнеса, который имеет дело с особенностью личности его основателя и невозможностью «транслировать» созданное дело.

Таблица 2

Таблица корреляций

Критерий анализа 1. Владелец 2. Бизнес 3. Семья

Тип предпринимателя^^^^

«Основатели династий» Гуманитарное образование (-0,3) В бизнесе работают родственники (0,7) Транспортные компании (0,4) Семейные отношения помогают ведению бизнеса (0,6)

«Мечтатели» В бизнесе работают родственники (-0,6) Бизнес-стратегия: стагнация (без изменений) (-0,3) Семейные отношения мешают ведению бизнеса (0,6)

«Последнее звено» Планирование бизнеса: ближайших нескольких месяцев (0,4) Образование: сред-неспециальное (0,3) Бизнес-стратегия: стагнация (без изменений) (0,3) Проблема бизнеса: недостаток собственного бизнес-образования (0,3)

«Одиночки в бизнесе» Дети не помогают в бизнесе (0,3) Гуманитарное образование (0,3) Работают родственники (-0,4) Бизнес-стратегия: слияние / поглощение (0,4) Проблемы в бизнесе: сложность / недоступность программ господдержки (-0,3); несовершенство системы кредитования (высокий процент) (-0,3) Образование: гуманитарное (0,3) Сфера деятельности: общепит (0,4) Семейные отношения помогают ведению бизнеса (-0,3)

Источник: составлено авторами.

Высокая корреляционная связь с характеристикой «В бизнесе работают родственники» (0,7) является артефактом и служит лишь подтверждением того, что «Основатели династий» - это семейные фирмы. Однако отсутствие значимой связи с параметром «Помощь в бизнесе детей» говорит о том, что малый семейный бизнес включает в себя не только прямых родственников (отец-сын), но и второстепенных (боковых: братья, сестры, племянники и т.д.).

Также заслуживает нашего внимания слабая связь на уровне 0,4 между типом «Основатели династий» и «Сфера бизнеса: транспортные компании». На уровне пред-

положения эта связь дает нам возможность рассматривать сферу транспортных услуг как территорию зарождения будущих семейных династий.

Рассматривать подробно остальные три типа предпринимателей не является нашей задачей; мы сосредоточили свое внимание на «Основателях бизнес-династий». Кроме того, выявленные в них корреляционные связи слабы.

Подводя итог испытанию первой гипотезы, можем констатировать ее частичное подтверждение: «Основатели бизнес-династий» характеризуются большей ориентацией на семейные отношения. Особенностей в долгосрочном планировании бизнеса и выборе бизнес стратегий обнаружено не было.

Для проверки второй гипотезы мы сравнили выделенные типы предпринимателей на значимость различий Т-критерием Стьюдента (табл. 3). Сравнение проводилось по процентному выражению исследуемых параметров (Владелец - Бизнес - Семья).

Критические значание для Т-критерия составляют 1,99, при Р< 0,05 и 2,64 Р< 0,01. Полученные нами значения не попадают в этот диапазон, следовательно различия -незначимы. Такоим образом, Т-тест не показал значимость различий между «Основателями династий» и другими типами предпринимателей («Мечтатели», «Последнее звено», «Одиночки»). Это может означать, с одной стороны, что выбранные нами параметры для оценки «Владелец - Бизнес - Семья» не обладают достаточной различительной силой. С другой стороны, причина может крыться в самих типах предпринимателей - они являются схожими по экономической оценке бизнеса, социально-демографическим характеристикам владельцев и отношению к семье. Вторая гипотеза не получила своего подтверждения.

В завершении приведем наши соображения о возможных ограничениях исследования. Во-первых, эмпирическая база имеет небольшой перекос - для сравнения используются неравные по числу группы предпринимателей. Во-вторых, в нашем исследовании принимали участие предприниматели в возрасте 33-35 лет. Было бы целесообразно привлекать к дальнейшему исследованию предпринимателей в возрасте за 50 лет.

Тем не менее, полученный результат о значимости семейных отношений в формировании бизнес-династий позволяет сделать рекомендации о необходимости формирования в общественном сознании такой социальной нормы как приобщение детей к семейным ценностям, традициям и семейному бизнесу. Тем самым, будет формироваться сплоченность семьи посредством совместной работы и усилий по обеспечению финансового благополучия.

Таблица 3

значения т-критерия стьюдента для несвязанных выборок

тип «мечтатели» тип «последнее звено» тип «одиночка в бизнесе»

Тип «Основатель династии» 0,2 0,5 0,3

Источник: составлено автором.

Муниципальные Центры развития бизнеса совместно с Центрами семьи могли бы организовать работу по созданию информационных поводов и мероприятий, обращающих внимание на важность такого приобщения.

Практическим применением полученных нами результатов может стать помощь региональным правительствам (Департаментам по развитию субъектов МСБ) в реализации приоритетного национального проекта РФ «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в решении задач по увеличению числа субъектов МСБ. Подобная помощь может быть реализована через развитие института семьи. Укрепление в семьях предпринимателей традиционных ценностей: формирование общих семейных интересов, традиций, повышение сплоченности, снижение конфликтности через формализацию процедур преемственности и формальные механизмы управления, создание плана преемственности - все это способно сформировать социально-экономическую тенденцию к созданию бизнес-династий. Учитывая мировую тенденцию к регионализации, а также улучшение условий ведения бизнеса [8] и плановый прирост экономики в 2017 г., создание бизнес-династий можно сделать новым социально-экономическим «трендом». Такая работа послужит делу продолжения лучших традиций дореволюционных бизнес-династий в России.

Заключение

На современном этапе развития экономики семейный бизнес переживает этап своего первого перехода в руки нового поколения преемников. Однако тема изучения семейного бизнеса в России остается не столь популярной, несмотря на опыт зарубежных стран, где работают институты, частные и государственные фонды по изучению и развитию семейного бизнеса. Вероятно, поэтому вклад семейных предприятий в ВВП стран ЕС остается столь значимым. Целью нашего исследования стало выявление значимых характеристик «Основателей династий» в малом и среднем бизнесе в современной России. Полученные эмпирические результаты свидетельствуют, что в построении семейных династий первостепенное значение имеют ни характеристики владельца (пол, возраст, образование и т.п.) и ни способ ведения бизнеса (бизнес-стратегия, перспектива планирования и т.п.), а именно качественные характеристики сложившихся отношений в кругу семьи. Практическим применением полученных результатов может стать помощь в решении задач по увеличению числа субъектов МСБ через развитие государственной семейной политики и института семьи.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ежегодный прогноз ИМЭМО РАН «Россия и мир 2017: экономика и внешняя политика». НИИ мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_ id=645&id=3490 ( дата обращения: 01.02.2017 ).

2. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российских предпринимате-

лей: Концепция психологических отношений. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. - 480 с.

3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском общест-

ве. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.

4. Институт семейного бизнеса (Лондон). IFB: Media. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifb.org.uk/media/ ( дата обращения: 01.02.2017 ).

5. Исследование владельцев капиталов России. Сколково. Московская школа управ-

ления. [Электронный ресурс]. URL: http://wtc.skolkovo.ru/ru/wtc-home/research/ vladeltsy-kapitalov-rossii ( дата обращения: 01.02.2017 ).

6. Позняков В. П. Предпринимательство как ценность и ценности российских пред-

принимателей // Россия в глобализирующемся мире. - 2007. - с. 513-528.

7. Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность субъектов эконо-

мической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. - 2000. - № 6. - с. 38-50.

8. Рейтинг Doing business - 2017. Doing business. [Электронный ресурс]. URL: http://

www.doingbusiness.org /~/media/WBG/ DoingBusiness/ Documents/Annual-Reports/ English/DB17-Report.pdf ( дата обращения: 01.02.2017 ).

9. Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. Бизнес. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.pwc.ru /ru/ new-site-content/fbs/family-business-survey_rus. pdf ( дата обращения: 01.02.2017 ).

10. Bill Gates: 'Our children won't be left billion-dollar trust funds'. March 20th 2014 //www. independent.co.uk/

11. Breton Miller, I. L., Miller, D., &Steier, L. P. Toward an integrative model of effective FOB succession. Entrepreneurship theory and practice. 2004, 28(4),p. 305-328

12. Business Dynamics: Start-ups, Business Transfers and Bankruptcy. The economic impact of legal and administrative procedures for licensing, business transfers and bankruptcy on entrepreneurship in Europe. Европа. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa. eu ( дата обращения: 01.02.2017 ).

13. European Family Business Barometer. European-Family-Business-BB. [Электронный ресурс]. URL: /https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/it/pdf/2016/09/European-Family-Business-BB.pdf ( дата обращения: 01.02.2017 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Facilitating transfer of business. European Commission: Directorate-General for Enterprise and Industry (2012). // http://ec.europa.eu>

15. Global Entrepreneurship Monitor. GlobalReport. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gemconsortium.org ( дата обращения: 01.02.2017 ).

16. Murzina J.S., Tonysheva L.L. Succession of Business in Russia: Motives for Owners' Business Transfer under the Conditions of Economic Instability // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - № 9. - doi: 10.17485/ijst/2016/v9i27/97700.

17. Murzina, J.S., Tonysheva, L.L. The revival of the family business in Russia: why the process is failing during the economic crisis? Proceedings of the 5th International

conference on Eurasian scientific development. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015,180-182

18. Overview of Family Business. Final Report. Austrian Institute for SME Research. Vienna 2008. - 175p

19. Sharma P. An Overview of the Field of Family Business Studies: Current Status and Directions for the Future // Family Business Review. - 2004. - № 17(1). - p. 1-36. - doi: 10.1111/j.1741-6248.2004.00001.x .

REFERENCES:

European Family Business BarometerEuropean-Family-Business-BB. Retrieved February 01, 2017, from /https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/it/ pdf/2016/09/European-Family-Business-BB.pdf Global Entrepreneurship MonitorGlobalReport. Retrieved February 01, 2017,

from http://www.gemconsortium.org Murzina J.S., Tonysheva L.L. (2016). Succession of Business in Russia: Motives for Owners' Business Transfer under the Conditions of Economic Instability Indian Journal of Science and Technology. (9). doi: 10.17485/ijst/2016/v9i27/97700. Poznyakov V. P. (2000). Psikhologicheskie otnosheniya i delovaya aktivnost subektov ekonomicheskoy deyatelnosti v usloviyakh raznyh form sobstvennosti [Psychological relationship and business activity of entities of economic activity under the conditions of different patterns of ownership]. Psikhologicheskiy zhurnal. 21 (6). 38-50. (in Russian). Poznyakov V. P. (2007). Predprinimatelstvo kak tsennost i tsennosti rossiyskikh predpri nimateley [Entrepreneurship as a value and values of Russian entrepreneurs]. Rossiya v globaliziruyuschemsya mire. 513-528. (in Russian). Sharma P. (2004). An Overview of the Field of Family Business Studies: Current Status and Directions for the Future Family Business Review. (17(1)). 1-36. doi: 10.1111/j.1741-6248.2004.00001.x . Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. (2012). Sotsialnaya psikhologiya rossiyskikh predprinimateley: Kontseptsiya psikhologicheskikh otnosheniy [Social psychology of russian entrepreneurs: the concept of psychological relationship] M.: Izdatelstvo «Institut psikhologii RAN». (in Russian). Zhuravleva N.A. (2006). Dinamika tsennostnyh orientatsiy lichnosti v rossiyskom obschestve [Dynamics of value orientations of the individual in Russian society] M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN». (in Russian). Институт семейного бизнеса (Лондон)IFB: Media. (in Russian). Retrieved February

01, 2017, from http://www.ifb.org.uk/media/ Doing business - 2017. Retrieved February 01, 2017, from http://www.doingbusiness. org /~/media/WBG/ DoingBusiness/ Documents/Annual-Reports/English/DB17-Report.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.