Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ОТ ЭПОХИ ПЕТРА I ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ОТ ЭПОХИ ПЕТРА I ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Марина Николаевна

Цель исследования - определить суть преемственности в системе общего образования России начиная с эпохи Петра I до начала XXI века. Статья затрагивает одну из ключевых проблем современной педагогики - преемственность воспитания, объективно обусловленную потребностями современной науки и практики, приоритетами государственной образовательной политики, которые на протяжении последних лет заявлены в российских документах стратегического планирования. Историко-педагогический анализ представлен в статье как один из важнейших методологических подходов к решению обозначенной проблемы. Научная новизна исследования состоит в том, что автор проследил основные тенденции в образовательной политике в России от Петровской эпохи до начала XXI в. и выявил, в чем заключалась преемственность в общем образовании в указанный период. В результате исследования определено, что преемственность в системе школьного образования проявляется в сохранении и развитии ценностных основ воспитания, которое осуществляется с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности, нормы морали и нравственности, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION OF UPBRINGING VALUE BASES IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION IN RUSSIA FROM THE EPOCH OF PETER I TO THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The aim of the study is to identify the succession in the system of general education of Russia from the epoch of Peter the Great to the beginning of the XXI century. The article considers one of the key problems of modern education - succession of upbringing which is conditioned by the demands of modern science and practice and the priorities of state educational policy. These demands and priorities have been declared in the Russian documents of strategic planning. The historical and pedagogical analysis is presented in the article as being one of the major methodological approaches towards the stated problem. The scientific novelty lies in the fact that the author has traced the trends of educational policy in Russia from the epoch of Peter the Great to the beginning of the XXI century and has revealed what had been the succession of general education during the given period. As a result, it is defined that the succession in school educational system manifests itself by maintaining and developing the value bases of upbringing which are realized upon the Russian traditional spiritual-moral values and the norms of morality and ethics being formed during centuries of our national history.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ОТ ЭПОХИ ПЕТРА I ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА»

ИЗДАТЕЛЬСТ

i rpQmOTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 3. С. 237-246 | 2023. Volume 8. Issue 3. P. 237-246

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Преемственность ценностных основ воспитания в системе общего образования в России от эпохи Петра I до начала XXI века

Филатова М. Н.

Аннотация. Цель исследования - определить суть преемственности в системе общего образования России начиная с эпохи Петра I до начала XXI века. Статья затрагивает одну из ключевых проблем современной педагогики - преемственность воспитания, объективно обусловленную потребностями современной науки и практики, приоритетами государственной образовательной политики, которые на протяжении последних лет заявлены в российских документах стратегического планирования. Историко-педагогический анализ представлен в статье как один из важнейших методологических подходов к решению обозначенной проблемы. Научная новизна исследования состоит в том, что автор проследил основные тенденции в образовательной политике в России от Петровской эпохи до начала XXI в. и выявил, в чем заключалась преемственность в общем образовании в указанный период. В результате исследования определено, что преемственность в системе школьного образования проявляется в сохранении и развитии ценностных основ воспитания, которое осуществляется с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности, нормы морали и нравственности, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории.

EN

Succession of upbringing value bases

in the system of general education in Russia

from the epoch of Peter I to the beginning of the XXI century

Filatova M. N.

Abstract. The aim of the study is to identify the succession in the system of general education of Russia from the epoch of Peter the Great to the beginning of the XXI century. The article considers one of the key problems of modern education - succession of upbringing which is conditioned by the demands of modern science and practice and the priorities of state educational policy. These demands and priorities have been declared in the Russian documents of strategic planning. The historical and pedagogical analysis is presented in the article as being one of the major methodological approaches towards the stated problem. The scientific novelty lies in the fact that the author has traced the trends of educational policy in Russia from the epoch of Peter the Great to the beginning of the XXI century and has revealed what had been the succession of general education during the given period. As a result, it is defined that the succession in school educational system manifests itself by maintaining and developing the value bases of upbringing which are realized upon the Russian traditional spiritual-moral values and the norms of morality and ethics being formed during centuries of our national history.

Введение

Актуальность темы исследования. Вопросы обеспечения преемственности в деятельности различных звеньев системы отечественного образования постоянно привлекали внимание как ученых, так и педагогов-практиков. Особую актуальность проблема реализации принципа преемственности приобрела в настоящее время. В условиях глобальных вызовов современного мира одним из стратегических национальных приоритетов российской государственной политики является укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа (О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. URL: http://www.kremHn.m/acts/bank/47046/page/1). В связи с этим возрастает роль общеобразовательной

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230050

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

школы, которая призвана решать задачи воспитания подрастающих поколений: уважительное отношение к культуре, истории, традициям как неотъемлемой части прошлого нашей страны, формирование у обучающихся представлений о базовых ценностях общества и о проявлениях этих ценностей в жизни. Именно школа оказывает особенно значимое, формирующее влияние, создает среду, в которой ребенок как носитель личных нравственных ценностей вырабатывает отношение к другим людям, обществу, государству, к самому себе. Поэтому сегодня очень важно не растерять накопленный столетиями педагогический опыт в обучении и воспитании молодежи, сохранить и приумножить достижения педагогической мысли, восстанавливать все положительное, что было в практике отечественного школьного образования. Изучение опыта развития общего образования позволит избежать ошибок при организации учебно-воспитательного процесса, привнести в практику все самое лучшее и ценное.

В рамках данного исследования были решены следующие задачи:

- выявлено, какие значимые нововведения происходили в общем образовании в разные периоды отечественной истории начиная с эпохи Петра I до начала XXI века;

- определено, в чем заключалась преемственность в общем образовании в России.

Методы исследования: анализ исторической, педагогической литературы, нормативных и законодательных документов, научных статей по теме исследования, обобщение педагогического опыта, рефлексия идей выдающихся педагогов.

Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации знаний по вопросам преемственности в системе общего образования. Автор опирается на проведенный анализ научно-педагогических трудов и государственных документов, где изложены особо значимые для современной России идеи демократизации воспитания, его ориентации на ценности свободы личности. Основой исследования также явился анализ развития субъектного потенциала подрастающих поколений, подготовки их к самоопределению, самостоятельному выбору, самореализации и саморазвитию.

Практическая значимость исследования. Представленные материалы отвечают интересам профессионального сообщества, в связи с чем могут быть использованы руководителями общеобразовательных организаций, методистами, педагогами-практиками для разработки предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в современной школе с учетом самого ценного историко-педагогического опыта.

Основная часть

Система школьного образования как часть государственного заказа стала развиваться в России в конце XVII века. По инициативе Петра I были созданы светские общеобразовательные школы нового вида, в которых обучали детей всех сословий письму, чтению, арифметике и геометрии. Эти школы получили название «цифирные». Однако уже в конце 1720-х гг. «цифирные» школы стали закрываться, а в 1744 г. эта система была отменена. «Отсутствие заинтересованного в деятельности "цифирных" школ ведомства, редкая сеть школ и, как следствие, большая удаленность их от места жительства потенциальных учащихся, изъятие из состава учеников одного сословия за другим и привели к сокращению как сети школ, так и числа учащихся в них», - пишут о причинах закрытия А. М. Сафронова и О. С. Кравченко (2015, с. 126). Тем не менее «цифирные» школы успели сыграть свою роль «в распространении основ математических знаний среди молодого поколения россиян» (Сафронова, Кравченко, 2015, с. 126). В XVIII веке начали открываться гимназии, которые в дальнейшем составили фундамент системы общего образования.

Именно в этот период в России были заложены основы светского образования. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Школа в Петровскую эпоху решала задачи не только обучения, но и воспитания нравственных качеств обучающихся, необходимых для осуществления выбранного рода профессиональной деятельности. При этом благополучие и самореализация личности были неразрывно связаны с исполнением гражданского долга перед Отечеством.

Становление образовательной системы Российской империи произошло в период правления Екатерины II. В результате школьной реформы 1782-1786 гг. были учреждены главные и малые народные училища, куда на обучение принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. Появились первые женские образовательные учреждения. Таким образом, в результате данной реформы была создана система общеобразовательных начальных школ для народа. Особенностью нововведений стали и утвержденные единые учебные планы, появление классно-урочной системы, предметное обучение. В целом система образования эпохи Екатерины II выстраивалась на «принципах всеобщности, бессословности, преемственности ступеней образования, свободы от прагматических тенденций подготовки узкоспециализированных профессиональных кадров. <...> В отличие от Петровской эпохи приоритетом становится общее образование, а не специальное», -пишет М. П. Стародубцев (2013, с. 182, 188).

Цели образования при этом определялись задачами, стоявшими перед государством, а именно созданием «новой породы» людей из дворянства - воспитанных, грамотных, способных принимать участие в экономических преобразованиях в стране. Большое внимание уделялось вопросам гражданского и патриотического воспитания учащихся, гуманности в отношениях между учителем и ребенком, ответственности родителей за воспитание своих детей. Главными методами воспитания Екатерина II считала «стимулирование и поощрение у воспитанников положительных качеств, применение средств, искореняющих отрицательные проявления в их поведении» (Стародубцев, 2014, с. 164).

Развитие образования и педагогической мысли в России в период правления Екатерины II неразрывно связано с именем великого русского ученого М. В. Ломоносова. Именно он, несмотря на все заслуги императрицы, считается основоположником российской средней общеобразовательной школы. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности М. В. Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, создавал программы по предметам и методические пособия. Он первым представил «гимназию как новый тип общеобразовательных школ, последовательно отстраивая не существовавший до него становой хребет системы российского образования: гимназия-университет как основной канал всего последующего ее развития» (Цит. по: Богуславский, 2012, с. 203-204). Также ученый разработал программу социокультурной модернизации российского образования, в основе которой лежала идея народности, опоры на истинно русское в образовании. При этом воспитание М. В. Ломоносов считал одним из важнейших факторов развития личности. Цель воспитания, по его мнению, заключалась в формировании «истинных сынов Отечества», важнейшими чертами которых являются «высокая нравственность и бескорыстное служение на благо Родины, трудолюбие, любовь к науке и знаниям» (Цит. по: Богуславский, 2012, с. 203-204). Таким образом, можно считать, что М. В. Ломоносов, развивая идеи Петра I и Екатерины II, заложил фундамент для дальнейшего развития образования в России с ярко выраженной патриотической и культурно-исторической воспитательной направленностью.

Новые школьные реформы начались в период царствования Александра I. В 1802 г. император учредил Министерство народного просвещения. Это событие формально завершило организацию новой общегосударственной системы образования, начало которой было положено указом Екатерины II.

В 1804 г. Александр I ввел четырехступенчатую систему образования: приходские училища (первоначальные), уездные училища, гимназии и университеты. Созданная при нем система гимназий стала основой образования на целое столетие. Воспитание нравственности и развитие «добрых качеств» в процессе обучения являлись целью образования (Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. 1828. URL: http://xn--e1aaej menocxq.xn--p1ai/node/1365 7).

Следующая реформа в образовании была проведена при Александре II. Реформирование происходило в условиях отмены крепостного права и интенсивного развития капиталистических отношений. В стране совершалась промышленная революция, происходили коренные перестройки в общественном устройстве и государственной системе, которые повлияли на дальнейшее развитие школы в России. Реформа общего образования была одной из ключевых в череде преобразований 1860-х гг. и предусматривала улучшение качества образования, его доступность для всех слоев населения, совмещение обучения с воспитательным процессом, формирование у студентов мировоззренческих взглядов, которые устраивали власть.

Реформы Александра II коснулись как начальных школ, так и гимназий. Были учреждены начальные школы следующих типов: воскресные, церковноприходские, земские, частные, государственные. Основу массового начального образования составляли земские школы, в которых преподавали широкий круг предметов, в том числе пение с сольфеджио, рисование, нравственность, а также развивали способности детей к получению профессий, которые были традиционными в земстве. Позднее в программу обучения в земских школах были включены простейшие курсы по истории, географии и природоведению. Система именно таких земских школ в начале XX в. рассматривалась правительством как базис для создания всеобщего образования в России.

Следует отметить заслуги Александра II и в развитии женского образования в России. В 1862 г. в России появились женские гимназии, впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование.

При Александре II была также проведена реформа средней школы: учреждены гимназии и прогимназии. «Устав гимназий и прогимназий», принятый 19 ноября 1864 г., обеспечивал возможность получения среднего образования всеми слоями населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания. В соответствии с Уставом, все гимназии в зависимости от предметов и целей обучения разделялись на классические и реальные. Классические гимназии, в которых изучали гуманитарные науки, готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных гимназиях осваивали естественные науки, и нацелены они были на дальнейшее обучение в технических высших учебных заведениях. В дальнейшем приоритет был отдан классической системе обучения, которая «способствовала возвышению умственного и нравственного уровня русской молодежи» (Цит. по: Поздняков, 2012, с. 19). Для всех видов учебных заведений в Уставе была отмечена их воспитывающая функция: «Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.» (Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. 1864. URL: https://istmat.org/node/33409).

Большой вклад в развитие школьного образования в 60-е гг. XIX в. внес основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский. Центральное место в его трудах занимала идея народности воспитания, целью которого он считал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции и особенности национального характера.

Следующий этап развития системы российского образования начался в период правления Николая II, который также отводил нравственному воспитанию обучающихся первостепенную роль в образовательной политике. Об этом свидетельствуют слова императора из Высочайшего рескрипта 1902 г. на имя управляющего Министерством народного просвещения Г. Э. Зенгера: «Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения

к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение» (Цит по: Мусина, 2019, с. 49).

В период правления Николая II, в 1906 г., был принят законопроект о введении всеобщего начального обучения. Это событие явилось началом создания «единой системы образования в России» (Мусина, 2019, с. 48). Окончательное становление системы образования в царской России пришлось на последние годы правления Николая II и произошло в процессе реформ 1915-1916 гг., проведенных под руководством министра народного просвещения графа П. Н. Игнатьева. При этом существенный вклад в совершенствование работы школы внес П. Ф. Каптерев. Являясь на тот момент одним из ведущих ученых в области воспитания, он неоднократно в своих трудах поднимал вопрос об обновлении образования и подходов к нему общества и государства. П. Ф. Каптерев писал о единстве и равноправии людей, о достоинстве человеческой личности, о мягкости в отношении к ней, о признании общественной правды и справедливости. Изменение школы, по его мнению, заключается прежде всего в изменении подходов к процессу воспитания. При этом вопрос свободной личности он считал условием совершенствования школы, а нравственное воспитание - фундаментом образования. Стратегия П. Ф. Каптерева предусматривала создание русской национальной школы, основанной на отечественных педагогических традициях. «Образование, прежде всего, существенно зависит от воспитания и без него ничтожно. В характере воспитания заключается источник национального образования. Изменить отношения между воспитанием и образованием, поставить образование выше воспитания невозможно...» - писал П. Ф. Каптерев (1914, с. 39).

Изменение государственного политического строя России в результате Октябрьской революции 1917 г. послужило причиной новых образовательных реформ. В первые два советских десятилетия в сфере образования произошло большое количество изменений: введение совместного обучения мальчиков и девочек, ученического самоуправления, создание пионерской и комсомольской организаций и др. Целью советской школы стали всеобщая грамотность, бесплатное и обязательное среднее образование, а также формирование свободной личности на основе новой коммунистической идеологии. Однако, несмотря на все изменения, воспитание осталось одним из основных элементов системы образования. Именно школа выполняла государственный и социальный заказ - заниматься воспитанием подрастающих поколений. Само понятие «образование» в 1920-е гг. исчезает из педагогического лексикона и заменяется понятием «социальное воспитание».

В интересах становления «нового человека» в начале 1920-х гг. в стране была создана коммунистическая система воспитания, структурными элементами которой были детские и молодежные организации. В процессе воспитания формировалась новая идентичность подрастающих поколений: октябрята, пионеры, комсомольцы. Деятельность этих организаций была посвящена воспитанию детей и молодежи на основе коммунистической идеологии, формированию марксистко-ленинского мировоззрения. Несмотря на идеологизацию воспитательного процесса, детские и молодежные коммунистические организации способствовали развитию трудолюбия, коллективизма, интернационализма, гражданственности, ответственности, формированию политической культуры учащихся. В связи с этим нельзя недооценивать их положительную роль в воспитании социально значимых личностных качеств молодого поколения страны.

В 1927-1928 учебном году были введены общие для всех школ РСФСР обязательные школьные программы, которые были нацелены прежде всего на решение идеологических задач, поставленных перед школой. Программы и планы общеобразовательной школы были составлены не по учебным предметам и дисциплинам, а по темам и направлениям; отдельные предметы исключались из школьной программы. В частности, из школьного курса была исключена история. Причиной отмены исторических курсов стало подчинение школы интересам политики и идеологии государства.

Проанализировав ряд научных источников (Богуславский, Богуславская, Лобзаров и др., 2012; Дуброва, 2015; Новиков, 2021; Филатова, 2013), мы можем отметить, что в течение 1920-х гг. существовавшая до Октябрьской революции структура школьного образования в России была полностью разрушена. Были уничтожены прежние структуры школьного образования, закрыты частные учебные заведения, запрещено преподавание древних языков и религии. В связи с разобщенностью науки, философии, этики, эстетики и искусства, а также политизацией образовательной деятельности в начале ХХ в. воспитание было подчинено интересам идеологии, а не развитию культуры личности. Это привело к тому, что понятие «образованный человек» разошлось с понятием «культурный человек». В результате возник феномен «образованщины», при котором функционально-профессиональные знания расходятся с гуманистическими ценностями.

К дореволюционным традициям в образовании советская школа возвращается в 1930-е гг.: учащиеся вновь должны осваивать основы наук, а не заниматься общественно-политической деятельностью. Наряду с содержательными характеристиками произошло возрождение и некоторых воспитательных форм, характерных для гимназического образования: введены школьная форма, ученический билет с включением в него основных правил поведения учащихся, ежедневные домашние задания, такие предметы, как логика, психология, латынь и др. Все это способствовало формированию определенного уклада школы, основанного на ценностях и традициях российского образования.

Воспитательная политика школы также изменилась. Если в 20-х гг. XX в. она держала курс на воспитание самостоятельной, инициативной личности, то в 30-е гг. в школах стало существенно меньше свободы и личного выбора. Существовавшая идеология не предполагала вариативности в обучении, не ставила целью воспитание самостоятельности мышления, инициативы.

Этот период знаменателен еще и тем, что был принят ряд постановлений о школе, в которых утверждались пути ее дальнейшего развития. В частности, постановление ЦИК СССР и Совета народных комиссаров СССР от 14.08.1930 № 43/308 «О всеобщем обязательном начальном обучении» (URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_3667.htm) стало историческим, так как заложило основы советской системы образования, которые в значительной мере унаследовала сегодняшняя Россия. Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» 1931 г. (URL: https://istmat.org/node/53561) закрепило положения о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы с целью улучшения качества подготовки учащихся.

Таким образом, в ходе реформ 1930-х гг. происходит ряд нововведений: утверждается структура преемственных подсистем (установлены единые типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, средняя), вводится предметное обучение, разрабатываются стандартные программы по основным учебным предметам и единые учебники.

В следующие два десятилетия в СССР «была воспроизведена модель русской дореволюционной школы, естественно, с некоторыми деформациями и модификациями» (Богуславский, 2012, с. 319).

Следующий этап совершенствования школьного образования начался с середины 1960-х гг. В результате реформ был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, которое гарантировалось Конституцией СССР от 1977 г. Это означало, что все граждане имели возможность получить бесплатное полное среднее образование в рамках десятилетней школы. В середине 1970-х гг. происходят изменения и в содержании образования: в образовательном стандарте увеличивается количество часов на изучение предметов естественно-научного цикла, осуществляется разработка новых программ и учебников, делается акцент на усиление трудовой и политехнической подготовки в школе. Главные задачи средней общеобразовательной школы, сформулированные в Уставе 1970 г. (Об Уставе средней общеобразовательной школы: Постановление Совета Министров СССР от 08.09.1970 № 749. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7387.htm), предусматривали единство процессов обучения, воспитания и развития учащихся. Обеспечение условий для всестороннего гармонического развития учащихся, воспитание чувства советского патриотизма, формирование марксистско-ленинского мировоззрения, подготовка к активной трудовой и общественной деятельности являлись основными целевыми ориентирами общеобразовательной школы 70-х гг. XX в.

Обращаясь к истории развития школьного образования, нельзя не отметить идеи и ценный педагогический опыт В. А. Сухомлинского в развитии общего образования. Несмотря на то, что В. А. Сухомлинский жил и работал в условиях административно-командной советской системы, ему удалось реализовать идеи гуманизма на практике, воспитывать в детях духовные и нравственные качества. Созданная им педагогическая система воспитания была основана на идее признания личности ребенка как высшей ценности. Свободное развитие ребенка, раскрытие его индивидуальности, по мнению педагога, являются главной целью обучения и воспитания. Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского активно изучалось в советской педагогике и до сих пор представляет интерес как для ученых, так и педагогов-практиков.

Итак, к началу 1980-х гг. XX в. был завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию. В целом в стране сформировалась общеобразовательная система, которая предоставляла возможность получения бесплатного образования на всех уровнях, его массовость и общедоступность. Однако общеобразовательная школа не в полной мере решала задачи трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся; не в полной мере использовались возможности урока и для воспитания у школьников высоких идейно-нравственных качеств и подготовки их к жизни и труду. В связи с этим было принято решение о проведении очередной школьной реформы, которая была нацелена на совершенствование процессов обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ для подготовки их к дальнейшей трудовой деятельности (О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 22.12.1977 № 1111. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9515.htm).

С 1984 г. началась большая волна инноваций в сфере отечественного образования. Современные исследователи выделяют пять наиболее значимых инновационных циклов (Богуславский, 2021, с. 40):

- предперестройка советской системы образования (1984-1985 гг.);

- перестройка и демократизация советской системы образования (1986 г. - первая половина 1991 г.);

- создание российской системы образования (август 1991 г. - 1999 г.);

- трансформация российской системы образования (2000-2019 гг.);

- цифровизация системы российского образования в условиях смешанных моделей обучения (2020-2021 гг.).

Обзорно представим особенности каждого этапа и их значение в развитии системы общего образования.

1984-1985 гг. Реформа 1984 г. идеологически и содержательно была направлена на модернизацию советской системы общего образования. Ее предпосылками стали нарастающие общественно-политические и социально-экономические противоречия в государстве и обществе. В связи с идеей возрождения политехнического образования старшеклассников на школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки. Одной из перспективных инновационных задач являлось развитие информационных технологий в образовании и начало преподавания курса информатики (О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 12.04.1984 № 313. URL: https://docs.cntd.ru/document/765707611). Однако усиление профессионального уклона в школе не обеспечивало школьникам свободу образовательного выбора для удовлетворения их интересов. Данная реформа не решила поставленных перед школой задач.

1986 г. - первая половина 1991 г. В 1986 г. началась перестройка и демократизация советской системы образования, которая продолжалась до первой половины 1991 г. Целью преобразований стала установка

на формирование инновационной идеологии в образовании, предусматривающей реализацию принципов демократизации, идей свободы педагогического творчества и авторской вариативности школ. В этот период был создан временный научно-исследовательский коллектив «Школа» (ВНИК), на который возлагалась задача составления программных документов по осуществлению школьной реформы. По мнению руководителя проекта, российского педагога, академика Российской академии образования Э. Д. Днепрова (2011), необходимость проведения очередной реформы была обусловлена последствиями административно-командной системы, в результате которых школа перестала идти в ногу со временем и выполнять государственный и социальный заказы.

В июне 1988 г. были утверждены разработанные ВНИКом «Концепция общего среднего образования» и «Положение о средней общеобразовательной школе». В данных документах были изложены идеи новой демократической реформы, основополагающими позициями которой были «гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли, передовая педагогическая практика, опыт сопротивления тоталитарному режиму и его педагогике» (Днепров, 2011). По мнению автора проекта, началось осознание великой идеи К. Д. Ушинского, который считал, что «основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека» (2005, с. 261).

Август 1991 г. - 1999 г. В начале 1990-х гг., когда в стране был взят курс на социально-экономические и политические реформы, начался новый этап преобразований - создание российской системы образования. В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/), который стал первым документом, объединяющим общие положения и нормы регулирования отношений в системе российского образования, и заменил целый ряд действовавших ранее законодательных актов. В Законе РФ «Об образовании» была утверждена идея приоритетности образования и сформулированы основные принципы государственной образовательной политики. В их число вошли гуманизация воспитания (безусловное уважение каждого ребенка, возможность его самореализации, создание условий для развития индивидуальности, ориентация на развитие личности, а не на его подчиненность государству, опора на мотивацию учащихся); гуманитаризация содержания общего образования, то есть система мер, направленных на развитие общекультурных компонентов в содержании образования и способствующих формированию культуры личности учащихся; вариативность и др.

2000-2019 гг. В начале 2000-х гг. начался этап трансформации российской системы образования, который продолжался до середины 2019 г. В 2009 г. централизованно вводится единый государственный экзамен как обязательная форма итоговой аттестации и главный механизм конкурсного отбора в высшие учебные заведения (с 2013 г. - образовательные организации высшего образования). Несмотря на то, что федеральные государственные образовательные стандарты в общем образовании были разработаны и существовали еще с начала 1990-х гг., с 2009 г. появляются стандарты нового поколения. Отличие новых стандартов от прежних заключается в том, что они определяют обязательные требования к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы. Требования к результатам образования представлены в стандартах не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов. Целью и результатом образовательной деятельности становится не только усвоение знаний, составляющих основу учебной деятельности, но и личностное развитие обучающихся, принятие духовно-нравственных ценностей, которые являются основой жизнедеятельности человека в обществе. Наряду с нововведениями в российское образование возвращаются те феномены, которые существовали в советской системе образования до 1991 г., а затем были из нее исключены. Так, например, вернулась традиция обязательного исполнения гимна и подъема флага Российской Федерации по торжественным случаям, сдачи норм ГТО, развивается юнармейское движение, кадетское образование. Это актуализирует роль воспитания в образовательном процессе школы, определяет целевую и содержательную основу воспитательного процесса.

Перечисленные выше идеи нашли отражение в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-Ф3), в котором образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», нацеленный на развитие личности учащихся, формирование компетенций и ценностных установок (гл. 1, ст. 2). Также впервые на законодательном уровне определено, что «воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (гл. 1, ст. 2).

2020-2021 гг. Нововведением данного периода стала цифровизация системы российского образования. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в условиях пандемии COVID-19 происходит формирование инновационной интегративной модели образовательного процесса, предусматривающего взаимовоздействие традиционной классической и онлайн-системы обучения. Такая интеграция не только позволила учащимся получить качественное образование, но и обеспечила его доступность.

В то же время наряду с инновационными процессами происходит совершенствование традиционных форм образовательной деятельности. Так, в 2020 г. в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесен ряд поправок, касающихся укрепления воспитательной компоненты школьного образования. Примерные основные общеобразовательные программы, в соответствии с законом, должны обязательно включать в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. На законодательном уровне уточняется и дополняется определение воспитания (О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3. Ст. 12, 12.1). Перечисленные изменения подтверждают идею приоритетности воспитания в образовательном процессе, его значимость в развитии личности и общества.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно заключить, что преемственность в системе школьного образования обеспечивается за счет сохранения и развития ценностных основ воспитания, которое осуществляется с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности, нормы морали и нравственности, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории (Таблица 1). К числу таких ценностей относятся прежде всего жизнь, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, трудолюбие, гуманизм, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение и др. (Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809).

Таблица 1. Преемственность ценностных основ воспитания в контексте нововведений в системе общего образования в России от эпохи Петра I до начала XXI века

Период истории Преемственность ценностных основ воспитания Нововведения

Правление Петра I, конец XVII -начало XVIII века - Обучение специальным знаниям. - Воспитание нравственных качеств обучающихся. - Заложены основы светского образования. - Создание светских общеобразовательных школ. - Образование отвечает потребностям государства, а не интересам личности.

Правление Екатерины II - Воспитание высокообразованного, культурного гражданина, важнейшими качествами которого являются нравственность, служение на благо Отечества, трудолюбие, любовь к науке и знаниям. - Становление образовательной системы Российской империи. - Образование отвечает потребностям государства. - Приоритет отдается общему образованию. - Введены единые учебные планы, классно-урочная система, предметное обучение. - Создается система общеобразовательных начальных школ для народа. - Развитие идей М. В. Ломоносова. - Заложен фундамент для дальнейшего развития образования в России с выраженной патриотической и культурно-исторической воспитательной направленностью.

Правление Александра I - Обучение необходимым знаниям, нравственное образование, развитие «добрых» качеств в процессе обучения. - Завершена организация новой общегосударственной системы образования, созданной при Екатерине II. - Создана разноуровневая четырехступенчатая система народного просвещения: приходские училища (первоначальные), уездные училища, гимназии и университеты. - Появился первый образовательный план и единый список учебников. - Образование ориентировано на выполнение государственных целей и задач.

Правление Александра II - Совмещение обучения с воспитательным процессом. - Повышение умственного и нравственного уровня молодежи. - Формирование мировоззренческих взглядов, которые устраивали власть. - Реформа начальной и средней школы. - Учреждены начальные школы: воскресные, церковноприходские, земские, частные, государственные. - В средней школе учреждены гимназии и прогимназии. - Приоритет отдается классическому гуманитарному образованию. - Образование доступно всем слоям населения. - Развитие педагогических идей К. Д. Ушин-ского об утверждении ценности личности и прав человека, о народном воспитании. - Начало демократизации и гуманизации в образовании. - Заложены основы школьной системы образования, существовавшей до 1917 г.

Правление Николая II - Подготовка культурных, образованных людей, обучение их наукам. - Нравственное воспитание. - Умственное и физическое развитие. - Введение всеобщего начального обучения, создание единой системы образования. - Идея П. Ф. Каптерева о свободной личности и приоритете нравственного воспитания составила основу концепции создания национальной школы.

Период истории Преемственность ценностных основ воспитания Нововведения

1917 г. - 1920-е гг. - Воспитание детей и молодежи в духе гуманизма на основе коммунистической идеологии. - Формирование марксистко-ленинского мировоззрения. - Воспитание самостоятельной, инициативной личности. - В результате Октябрьской революции 1917 г. произошли новые образовательные реформы. - Дореволюционная структура школьного образования разрушена. - Всеобщая грамотность, бесплатное и обязательное среднее образование - целевые ориентиры советской школы. - Введены общие для всех школ РСФСР обязательные школьные программы. - Создание пионерской и комсомольской организаций.

1930-е гг. - Коммунистическое воспитание - один из основных элементов системы школьного образования. - Идеологическая направленность воспитания. - Воспитание трудолюбия, коллективизма, гражданственности, ответственности. - Формирование политической культуры учащихся. - Установлены единые типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, средняя. - Заложены основы советской системы общего образования. - Закреплено положение о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. - Советская школа частично возвращается к дореволюционным традициям в образовании. - В следующие два десятилетия частично воспроизведена модель русской дореволюционной школы.

1960-1980-е гг. - Создание условий для всестороннего гармоничного развития учащихся. - Формирование марксистско-ленинского мировоззрения. - Воспитание чувства советского патриотизма - любовь к Родине, своему народу, Коммунистической партии Советского Союза, готовность к защите Родины. - Подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности. - Идея возрождения политехнического образования в школе, усиление трудовой и политехнической подготовки. - Переход ко всеобщему среднему образованию. - Сформирована общеобразовательная система, которая обеспечивала массовость и общедоступность на всех уровнях. - Воплощение гуманистических идей В. А. Сухомлинского.

1984-1985 гг. - Подготовка выпускников школ к сознательному выбору профессии. - Воспитание добросовестного отношения к учебе и общественно-полезному труду, любви к Родине. - Воспитание идейно-нравственных и гражданских качеств личности. - Предперестройка советской системы образования. - Усиление профессионального уклона в школе. - Реализация принципов единой, трудовой, политехнической школы. - Начало перехода на 11-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе.

1986 г. -первая половина 1991 г. - Дальнейшее формирование коммунистических идеалов, высоких нравственных качеств, готовности к труду и защите Родины. - Воспитание гражданской ответственности, уважительного отношения к общественному труду и людям труда. - Формирование гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. - Развитие военно-прикладных и военно-физических умений и навыков, подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах СССР. - Формирование качеств патриота-интернационалиста. - Перестройка и демократизация советской системы образования. - Формирование инновационной идеологии, реализация принципов демократизации, развитие новаторских идей. - Государство утрачивает определяющую роль в демократизации образования, инициатива отдается обществу. - Развитие идей Э. Д. Днепрова об осуществлении демократической реформы общего образования.

1991-1999 гг. - Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. - Воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье. - Создание российской системы образования. - Отказ от стандартизированного подхода к образовательной деятельности. - Вариативность образования. - Законодательно закреплены ценностные ориентиры развития образования: гуманистический характер обучения и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Период истории Преемственность ценностных основ воспитания Нововведения

2000-2019 гг. - Развитие личности учащихся, формирование компетенций и ценностных установок. - Создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения. - Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. - Перестройка российской системы образования. - Образование отвечает интересам человека, семьи, общества и государства. - Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. - Признание государством воспитания стратегическим общенациональным приоритетом. - Определение сути воспитания, его ценностных оснований в российском законодательстве.

2020-2021 гг. - Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку. - Воспитание уважительного отношения к человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. - Цифровизация системы российского образования. - Усиление воспитательной компоненты общего образования. - Признание государством важности воспитания в контексте определения национальной политики и обеспечения национальной безопасности страны.

Заключение

В ходе происходящих политических и социально-экономических преобразований в России начиная с эпохи Петра I до начала XXI в. система общего образования развивалась в русле государственной политики. На протяжении своего исторического развития отечественное школьное образование неоднократно подвергалось реформам, в результате которых менялись цели, задачи, содержание и структура. Однако традиции воспитания человека нравственного, хранящего верность идеалам Отечества, проявляющего стремление к созидательному труду и стремящегося к развитию, не теряли своего значения с петровских времен.

В нашем исследовании преемственные связи в системе школьного образования мы рассматривали в контексте сохранения и развития ценностных аспектов воспитания как основы российского образования. В ходе исследования было выявлено, что, несмотря на существенные изменения, произошедшие за три столетия в системе общего образования, школа традиционно решала задачи воспитания социально значимых личностных качеств обучающихся и способствовала адаптации новых поколений к жизненным реалиям. На всем протяжении указанного хронологического периода, хотя и в неравной степени, сохранялась идея приоритетности воспитания. Однако процесс воспитания в каждый период истории приобретал отличительные черты, порожденные государственной политикой, общественным строем и характерными для него социокультурными характеристиками. Так, с начала XVIII в. до второй половины XIX в. система образования отвечала не столько интересам отдельной личности, сколько потребностям государства, была нацелена на воспитание в каждом человеке добровольного стремления к служению Отчизне. Со второй половины XIX в. до 1917 г. воспитательная парадигма предусматривала преобладание общественных интересов над государственными, при этом утверждалась идея свободной личности, а нравственное воспитание позиционировалось как фундамент национального образования. После Октябрьской революции 1917 г., в советский период, школа выполняла государственный и социальный заказы - заниматься воспитанием подрастающих поколений. Формирование свободной личности осуществлялось на основе новой коммунистической идеологии. В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. утверждается ценностный подход к воспитанию, реализуются принципы гуманизации воспитания, предусматривающего ориентацию на развитие личности ребенка.

В начале XXI в. в системе общего образования начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания. Современное воспитание нацелено на развитие личности обучающихся на основе российских духовно-нравственных ценностей, которые являются фундаментальной основой отношений человека к окружающей действительности, критерием выбора принимаемых им решений и совершаемых поступков. Традиционными ценностями остаются патриотизм, нравственность, ответственность, честь, достоинство, трудолюбие, долг перед Отечеством, которые на протяжении столетий составляли основу российского государства и общества.

Таким образом, преемственность в общем образовании базируется на фундаменте усвоенных и присвоенных ценностей общечеловеческой культуры и лежит в основе развития школы и эволюции всего общества.

Начиная с момента становления системы образования в России и по сегодняшний день преемственность ценностных основ воспитания обеспечивает историческую поступательность развития и упрочения духовно-нравственных ценностей и традиций отечественного образования.

Прослеживая генезис развития общеобразовательной школы, следует отметить, что инновационные ориентиры современного образования нашли отражение в его трансформации, усилении роли воспитания в становлении личности гражданина будущего и гражданского общества в целом.

Изучая историко-педагогический опыт школьного образования в процессе проведенного исследования, обобщая мнения большинства ученых по данному вопросу, следует заметить, что процесс реформирования

системы общего образования не завершен и продолжается по настоящее время. В связи с этим материалы исследования не претендуют на исчерпывающую полноту изложения проблемы, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее изучение истории опыта школьного образования и его традиций с целью разработки современных подходов к воспитанию подрастающих поколений.

Источники | References

1. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография. М.: Изд-во Института теории и истории педагогики Российской академии образования; ИЦ Института эффективных технологий, 2012.

2. Богуславский М. В. Многомерность инновационных и ретроинновационных волн реформ российского образования во второй половине 1980-х гг. - начале XXI века // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. - XXXIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Волгоград: Изд-во Волгоградской государственной академии последипломного образования, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Богуславский М. В., Богуславская Т. Н., Лобзаров В. М., Милованов К. Ю., Сумнительный К. Е. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX - XX в.): монография / под ред. М. В. Богуславского. М.: Изд-во Института теории и истории педагогики Российской академии образования, 2012.

4. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. 2011.

URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-217109.html?page=2

5. Дуброва А. Н. Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г. // Молодой ученый. 2015. № 16 (96).

6. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Земля, 1914.

7. Мусина М. С. Роль императора Николая II в развитии и становлении системы начального образования в России // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-2.

8. Новиков С. Г. Пионерия в системе воспитания «нового человека» (1920-е годы) // Проблемы современного образования. 2021. № 3.

9. Поздняков А. Н. Образовательная реформа Александра II: оценки в исторических сочинениях конца XIX - начала XX века // Известия Саратовского университета. Серия «История. Международные отношения». 2012. Т. 12. Вып. 1.

10. Сафронова А. М., Кравченко О. С. Законодательство о цифирных школах России первой половины XVIII в. (по материалам Полного собрания законов Российской империи) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2 «Гуманитарные науки». 2015. Т. 136. Вып. 1.

11. Стародубцев М. П. Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57).

12. Стародубцев М. П. Социальная направленность педагогических реформ Екатерины Великой // Педагогическое образование в России. 2014. № 2.

13. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4-х кн. М.: Дрофа, 2005. Кн. 4.

14. Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: дисс. ... к. пед. н. М., 2013.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Филатова Марина Николаевна1, к. пед. н., доц. 1 Корпоративный университет московского образования

Filatova Marina Nikolaevna1, PhD

1 Corporate University of Moscow Education

1 filatova_mn@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.07.2022; опубликовано (published): 31.03.2023.

Ключевые слова (keywords): преемственность основ воспитания; ценностные основы воспитания; государственная образовательная политика; историко-педагогический анализ; общее образование; succession of upbringing bases; value bases of upbringing; state educational policy; historical and pedagogical analysis; general education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.