УДК: 726.03
ББК: 85.113 (2Рос-4Алт)
Р.Ю. Волоснов, г. Барнаул
Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX — начале XX в.
Аннотация
Статья посвящена тесным организационно-строительным связям храмового и церковно-школьного зодчества в вопросах общего финансирования, организации строительства, техническим и архитекторским традициям и особенностям. Под термином «Алтай» подразумевается территория Алтайского горного округа, в которую в исследуемый период входили территории современных Алтайского края (полностью); республики Горный Алтай (полностью) и юго-западная часть республики Хакасия; большая часть Кемеровской, южная и восточные части Новосибирской и южная — Томской областей; а также северо-восточные области Казахстана. Временные границы обоснованы наибольшим количеством храмовых и церковно-школьных строительных процессов, связанных с массовыми переселениями и активным освоением южной Сибири.
Ключевые слова: преемственность традиций, храмовое строительство, церковно-школь-ное строительство, Алтай.
Храмовое строительство всегда являлось одним из важнейших направлений социокультурной адаптации населения Сибири. В этом процессе активно участвовали сельские общества, светские и духовные власти, а церковное образование являлось неотъемлемой частью религиозной жизни сельского населения. До конца XIX в. в сельских приходах количество церковных школ было незначительным, и ситуация кардинально изменилась после издания правил о церковно-приходских школах 1884 г. С этого времени церковно-школьное строительство стало неразрывно рассматриваться в контексте общеприходских и храмостроитель-ных процессов.
Преемственность и тесная связь архитектурно-строительных, технологических и функциональных традиций при организации и устройстве сельских православных храмов и церковных школ можно охарактеризовать в следующих направлениях:
1. Общая ведомственная и управленческая принадлежность. После реформы 1884 г. церковные школы стали всецело находиться в ведении епархиального начальства и именно на приходских священников или других членов причта накладывалась прямая обязанность открытия данного рода сельских начальных школ со всеми вытекающими организационно-строительными проблемами. Священник должен был расположить крестьян к принятию общественного приговора об устройстве церковной школы и далее курировать все организационные и финансовые вопросы по их строительству. На начальном этапе формирования сети начальных церковных училищ (конец XIX в.) деятельность настоятелей приходов в данном вопросе по сути представляла собой обязанности попечителей по строительству храмов, должности которых исполняли, как правило, светские обыватели. Однако в Томской губернии на начальном этапе процесс повсеместного открытия школ затормозился на несколько лет, из-за пассивности в этом вопросе неопытного причта, а также из-за скептического отношения
самих сельчан к такого рода нововведениям. Наиболее инициативным членам причта даже приходилось выполнять архитекторские и чертежные обязанности по составлению планов и осуществлять надзор за возведением школ. В частности, в 1902 г. священник села Ярки Кулундинской волости, ныне село Новоярки Каменского района Алтайского края, Григорий Лаптев5 самостоятельно спроектировал план церковно-приходской школы из самана для устройства в своем селе [2]. Псаломщик села Тогульскаго В.И. Сивергин многие годы занимался составлением и черчением проектов на постройку здания для местной второклассной школы, за что и был удостоен архипастырского благословления епископа Макария [10].
Также единая ведомственная принадлежность храмов и церковных школ проявлялась в наличии общей архитекторской и строительной специализации, несмотря на то, что композиционно и планировочно означенные виды сооружений заметно отличались. К примеру, епархиальные архитекторы были активно заняты в проектировке школ, причем и не только духовных, а региональные мастерские подрядчиков церквей принимались за устройство школ. К примеру, план и смету на постройку Верх-Ануйской второклассной церковной школ составлял известный архитектор Ф.Ф. Гут, а подряд на возведение производил известный в Бийском уезде зодчий храмов А.А. Борзенков [6, 5].
2. Общие источники финансирования строительства. Из единой ведомственной принадлежности дореволюционных храмов и церковных школ вытекает их общая система финансирования строительства в тех случаях, когда сельское общество не могло или не желало участвовать в возведении этих объектов. Несмотря на то что у церковных школ наличествовала собственная структура, занимающаяся вопросами финансирования и курированием сети начальных духовных школ — Епархиальный училищный совет, многие другие фонды и организационные мероприятия осуществляли процесс выделения средств на устройство церквей и школ в совокупном виде. Речь главным образом идет о финансировании построек храмов и церковных школ на средства фонда императора Александра III, которое прежде всего касалось переселенче-ских поселков вдоль Транссибирской железной дороги. Также важным мероприятием в деле государственной политики по одновременному устройству православных храмов и школ являлась юбилейная дата — 150-летие Алтайского округа, которое праздновалось в мае 1897 г. Эта дата отражала тот момент, когда «.. .Алтайские горные заводы из частных рук (горнопромышленников Демидовых) перешли в государеву казну.». Начальство Кабинета решило построить храмы и церковные школы в переселенческих поселках за счет Горного ведомства. Данное мероприятие было одним из «различных милостей» Министерства Императорского Двора для населения, живущего на землях царской семьи (также в честь этого события отпускался лес для хозяйственных нужд горнозаводским людям и осуществлялось ассигнование финансовых средств на покупку нового сельхозинвентаря и др.) [11].
3. Архитектурная-строительная и технологическая последовательность и преемственность. Первоначальное устройство церкви или духовной школы в алтайских селах могло иметь разнонаправленный, но взаимовлияющий характер. Наличие церковной школы в населенном пункте, как правило, способствовало последующему построению церкви и превращению, в административном плане, селения в полноценное село. Имея контакты с религиозной сферой и священно-церковно-служителями посредством школы, сельчане впоследствии задумывались о строительстве собственно храма. Это могло осуществляться как посредством параллельного строительства храма, так и путем перестройки бывшей школы в храм. К примеру, в деревне Гилевой Змейногорского уезда (современный Локтевский район Алтайского края) в 1901 г. первоначально открылась школа, которая позже была обраще-
5 В Томских епархиальных ведомостях — «Григорий Локтев».
108
на в молитвенный дом [12]. Также дублирование и замещение храмов школьными зданиями могли происходить в случаях ремонта или разрушения первых, что стимулировало сельские общества по возможности устраивать означенные сооружения одновременно.
С другой стороны, под здания приходских школ приспосабливали бывшие храмы, по тем или иным причинам утратившие свое функциональное предназначение. В частности, в начале XX в. в Макарьевском стане Алтайской духовной миссии (современное село Макарьев-ское Красногорского района Алтайского края) «...устроенная в 1855 г. старая церковь переустроена в школу весьма поместительную и светлую.» [7]. В 1875 г. только отстроенный храм в селе Индерское сгорел, и при пожаре погибло все церковное имущество. До 1884 г. ходатайства о построении нового храма, за неимением средств, не возбуждалось, вместо же храма существовал молитвенный дом, обращенный впоследствии под помещение церковноприходской школы [3].
Также преемственность в храмовом и церковно-школьном строительстве могла осуществляться в использовании строительных материалов. К примеру, на постройку школы в селе Тоурак (современный Алтайский район Алтайского края) были употреблены: лес, мох и некоторые другие материалы, оставшиеся от возведения церкви [9].
4. Строительство универсальных культовых сооружений, дублирующих храмовые и школьные функции (церквей-школ). В населенных пунктах Алтая, где не существовало храмов в полном архитектурном виде, часто устраивались многофункциональные здания — «церкви-школы». Речь идет прежде всего о молитвенных домах-школах и так называемых братских школах, находившихся в ведении миссионерского братства имени Димитрия Ростовского, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. Наиболее часто такого рода здания строились по типовому проекту архитектора Никонова (молитвенный дом-школа в Сузопском стане Алтайской миссии) [8]. Главная особенность проекта заключалась в равенстве ширины собственно церкви и трапезной. Разделялись они обычно бревенчатой перегородкой с широким проемом. Данная перегородка отделяла алтарь, амвон и клироса, которые обычно занавешивались в том случае, если в остальной части здания проводились школьные занятия. С восточной стороны к постройке примыкал прямоугольный алтарь, а с западной — одноярусная колокольня [4]. Также означенные храмы-школы могли устраиваться и в обычных крестьянских селениях, не имеющих миссионерского статуса. На рубеже XIX-XX вв. сельское общество деревни Ново-Троицкое Покровской волости Змейногорского уезда (ныне с. Новотроенка Усть-Калманского района Алтайского края) составило собственный план церкви-школы и отправило его в соответствующие инстанции. Согласно чертежу, длина церкви-школы без алтаря должна была составлять 20 аршин, ширина 10 аршин. Высота сруба здания предполагалась 7 аршин. Внутреннее деление постройки предполагало устройство собственно помещения для школы с западной стороны и занимало 1/3 от общего объема сооружения. Неизвестным автором чертежа планировалось, что в школьной части здания будет устроено пять окон (два с выходом на прицерковную площадь, одно на север и два на южную сторону), в собственно церковном помещении четыре окна (по два на каждую из сторон) и одно окно в алтарной части с выходом на юг [1].
Таким образом, традиции храмового и церковно-школьного строительства в конце XIX — начале XX в. имеют тесную, преемственную связь, которая проявлялась во множестве аспектов (ведомственный, финансово-организационный, кадровый, архитектурно-технический, функциональный и т.д.), несмотря на то что означенные здания и сооружения композиционно и планировочно существенно отличались друг от друга.
Список использованных источников
1. Волоснов Р.Ю. Школы духовного ведомства в ансамбле сельских храмовых комплексов Алтая XIX — начала XX вв. // Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов / под ред. Т.М. Степанской. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. — Вып. 10. — С. 20-24.
2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 4. Оп. 1. Д. 155. Л. 29 об.
3. Из ц.-приходской летописи с. Индерскаго. Известия и Заметки. Отдел неоффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1898. — №24 (15 дек.). — С. 27-28.
4. Крейдун Ю.А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX — начале XI в. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. — С. 35.
5. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в летние месяцы 1903 г. (Продолжение). Неоффициальный отдел // Томские епархиальные ведомости. — 1904. — №2 (15 янв.). — С. 10-11.
6. От Томскаго Епархиальнаго Училищнаго Совета. Отдел оффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1899. — №17 (1 сент.). — С. 6.
7. Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1913 год. (Продолжение) Часть неофициальная. I. Отдел миссионерский // Томские епархиальные ведомости. — 1914. — №12 (15 июня). С. 741-743.
8. Поездка Начальника Алтайской миссии по обозрению станов миссионерских, расположенных в Кузнецкой тайге (с 14 июня по 14 июля 1906 г.). Неоффициальная часть. II. Общецерковный отдел // Томские епархиальные ведомости. — 1906. — №19 (1 окт.). — С. 23-38.
9. Покровское приходское Попечительство в 1899 г. Отдел неоффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1900. — №9 (1 мая). — С. 28-41.
10. Распоряжения Епархиальнаго Начальства. ПреподаниеАрхипастырскаго благословения. Отдел оффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1903. — №13 (1 июля). — С. 3.
11. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография / отв. ред. П.К. Дашковский. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. — С. 81.
12. Современное расколосектанство в Томской епархии. (Продолжение). Миссионерский отдел // Томские епархиальные ведомости. — 1901. — №17 (1 сент.). — С. 4-5.
УДК 902.01
ББК 63.44
П.Г. Данилов, Н.П. Турова, г. Тобольск
Деятельность Тобольского музея по сохранению памятников архитектуры в середине 1930-1940-х гг. (на примере Богоявленской церкви)
Аннотация
В статье на основе архивных материалов рассматривается деятельность Тобольского музея по сохранению памятников архитектуры XVП-XVШ вв. города Тобольска (на примере первого подгорного приходского храма — Богоявленской церкви). С середины 1930-х до конца 1940-х гг. сотрудники музея вели активную работу по передаче здания бывшей церкви на баланс музея с целью его дальнейшего использования в качестве объекта музейного показа, а в дальнейшем — по сохранению здания. Работа велась всеми имеющимися у музея средствами вплоть до момента окончательной утраты памятника в 1948 г.