Научная статья на тему 'Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX - начале XX в'

Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ / ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЦЕРКОВНО-ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АЛТАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волоснов Роман Юрьевич

Статья посвящена тесным организационно-строительным связям храмового и церковно-школьного зодчества в вопросах общего финансирования, организации строительства, техническим и архитекторским традициям и особенностям. Под термином «Алтай» подразумевается территория Алтайского горного округа, в которую в исследуемый период входили территории современных Алтайского края (полностью); республики Горный Алтай (полностью) и юго-западная часть республики Хакасия; большая часть Кемеровской, южная и восточные части Новосибирской и южная Томской областей; а также северо-восточные области Казахстана. Временные границы обоснованы наибольшим количеством храмовых и церковно-школьных строительных процессов, связанных с массовыми переселениями и активным освоением южной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of Traditions of Church and School Construction in Altai Villages in the Late XIXth - the Early XXth Centuries

The article deals with a close link between temple construction and construction of schools in organizational and procedural matters like general financing, technical and architectural traditions and specific features. In the article the term Altai means the territory of Altai Mountain District which included modern territories of Altai Krai and Gorny Altai (completely); south-western part of the Re-public of Khakassia; major part of Kemerovo Region, southern and eastern parts of Novosibirsk Re-gion, southern part of Tomsk Region and north-eastern areas of Kazakhstan in the considered period. The selected time period is characterized by the greatest volume of temple and school construction connected with mass resettlements and active exploration of Southern Siberia.

Текст научной работы на тему «Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX - начале XX в»

УДК: 726.03

ББК: 85.113 (2Рос-4Алт)

Р.Ю. Волоснов, г. Барнаул

Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX — начале XX в.

Аннотация

Статья посвящена тесным организационно-строительным связям храмового и церковно-школьного зодчества в вопросах общего финансирования, организации строительства, техническим и архитекторским традициям и особенностям. Под термином «Алтай» подразумевается территория Алтайского горного округа, в которую в исследуемый период входили территории современных Алтайского края (полностью); республики Горный Алтай (полностью) и юго-западная часть республики Хакасия; большая часть Кемеровской, южная и восточные части Новосибирской и южная — Томской областей; а также северо-восточные области Казахстана. Временные границы обоснованы наибольшим количеством храмовых и церковно-школьных строительных процессов, связанных с массовыми переселениями и активным освоением южной Сибири.

Ключевые слова: преемственность традиций, храмовое строительство, церковно-школь-ное строительство, Алтай.

Храмовое строительство всегда являлось одним из важнейших направлений социокультурной адаптации населения Сибири. В этом процессе активно участвовали сельские общества, светские и духовные власти, а церковное образование являлось неотъемлемой частью религиозной жизни сельского населения. До конца XIX в. в сельских приходах количество церковных школ было незначительным, и ситуация кардинально изменилась после издания правил о церковно-приходских школах 1884 г. С этого времени церковно-школьное строительство стало неразрывно рассматриваться в контексте общеприходских и храмостроитель-ных процессов.

Преемственность и тесная связь архитектурно-строительных, технологических и функциональных традиций при организации и устройстве сельских православных храмов и церковных школ можно охарактеризовать в следующих направлениях:

1. Общая ведомственная и управленческая принадлежность. После реформы 1884 г. церковные школы стали всецело находиться в ведении епархиального начальства и именно на приходских священников или других членов причта накладывалась прямая обязанность открытия данного рода сельских начальных школ со всеми вытекающими организационно-строительными проблемами. Священник должен был расположить крестьян к принятию общественного приговора об устройстве церковной школы и далее курировать все организационные и финансовые вопросы по их строительству. На начальном этапе формирования сети начальных церковных училищ (конец XIX в.) деятельность настоятелей приходов в данном вопросе по сути представляла собой обязанности попечителей по строительству храмов, должности которых исполняли, как правило, светские обыватели. Однако в Томской губернии на начальном этапе процесс повсеместного открытия школ затормозился на несколько лет, из-за пассивности в этом вопросе неопытного причта, а также из-за скептического отношения

самих сельчан к такого рода нововведениям. Наиболее инициативным членам причта даже приходилось выполнять архитекторские и чертежные обязанности по составлению планов и осуществлять надзор за возведением школ. В частности, в 1902 г. священник села Ярки Кулундинской волости, ныне село Новоярки Каменского района Алтайского края, Григорий Лаптев5 самостоятельно спроектировал план церковно-приходской школы из самана для устройства в своем селе [2]. Псаломщик села Тогульскаго В.И. Сивергин многие годы занимался составлением и черчением проектов на постройку здания для местной второклассной школы, за что и был удостоен архипастырского благословления епископа Макария [10].

Также единая ведомственная принадлежность храмов и церковных школ проявлялась в наличии общей архитекторской и строительной специализации, несмотря на то, что композиционно и планировочно означенные виды сооружений заметно отличались. К примеру, епархиальные архитекторы были активно заняты в проектировке школ, причем и не только духовных, а региональные мастерские подрядчиков церквей принимались за устройство школ. К примеру, план и смету на постройку Верх-Ануйской второклассной церковной школ составлял известный архитектор Ф.Ф. Гут, а подряд на возведение производил известный в Бийском уезде зодчий храмов А.А. Борзенков [6, 5].

2. Общие источники финансирования строительства. Из единой ведомственной принадлежности дореволюционных храмов и церковных школ вытекает их общая система финансирования строительства в тех случаях, когда сельское общество не могло или не желало участвовать в возведении этих объектов. Несмотря на то что у церковных школ наличествовала собственная структура, занимающаяся вопросами финансирования и курированием сети начальных духовных школ — Епархиальный училищный совет, многие другие фонды и организационные мероприятия осуществляли процесс выделения средств на устройство церквей и школ в совокупном виде. Речь главным образом идет о финансировании построек храмов и церковных школ на средства фонда императора Александра III, которое прежде всего касалось переселенче-ских поселков вдоль Транссибирской железной дороги. Также важным мероприятием в деле государственной политики по одновременному устройству православных храмов и школ являлась юбилейная дата — 150-летие Алтайского округа, которое праздновалось в мае 1897 г. Эта дата отражала тот момент, когда «.. .Алтайские горные заводы из частных рук (горнопромышленников Демидовых) перешли в государеву казну.». Начальство Кабинета решило построить храмы и церковные школы в переселенческих поселках за счет Горного ведомства. Данное мероприятие было одним из «различных милостей» Министерства Императорского Двора для населения, живущего на землях царской семьи (также в честь этого события отпускался лес для хозяйственных нужд горнозаводским людям и осуществлялось ассигнование финансовых средств на покупку нового сельхозинвентаря и др.) [11].

3. Архитектурная-строительная и технологическая последовательность и преемственность. Первоначальное устройство церкви или духовной школы в алтайских селах могло иметь разнонаправленный, но взаимовлияющий характер. Наличие церковной школы в населенном пункте, как правило, способствовало последующему построению церкви и превращению, в административном плане, селения в полноценное село. Имея контакты с религиозной сферой и священно-церковно-служителями посредством школы, сельчане впоследствии задумывались о строительстве собственно храма. Это могло осуществляться как посредством параллельного строительства храма, так и путем перестройки бывшей школы в храм. К примеру, в деревне Гилевой Змейногорского уезда (современный Локтевский район Алтайского края) в 1901 г. первоначально открылась школа, которая позже была обраще-

5 В Томских епархиальных ведомостях — «Григорий Локтев».

108

на в молитвенный дом [12]. Также дублирование и замещение храмов школьными зданиями могли происходить в случаях ремонта или разрушения первых, что стимулировало сельские общества по возможности устраивать означенные сооружения одновременно.

С другой стороны, под здания приходских школ приспосабливали бывшие храмы, по тем или иным причинам утратившие свое функциональное предназначение. В частности, в начале XX в. в Макарьевском стане Алтайской духовной миссии (современное село Макарьев-ское Красногорского района Алтайского края) «...устроенная в 1855 г. старая церковь переустроена в школу весьма поместительную и светлую.» [7]. В 1875 г. только отстроенный храм в селе Индерское сгорел, и при пожаре погибло все церковное имущество. До 1884 г. ходатайства о построении нового храма, за неимением средств, не возбуждалось, вместо же храма существовал молитвенный дом, обращенный впоследствии под помещение церковноприходской школы [3].

Также преемственность в храмовом и церковно-школьном строительстве могла осуществляться в использовании строительных материалов. К примеру, на постройку школы в селе Тоурак (современный Алтайский район Алтайского края) были употреблены: лес, мох и некоторые другие материалы, оставшиеся от возведения церкви [9].

4. Строительство универсальных культовых сооружений, дублирующих храмовые и школьные функции (церквей-школ). В населенных пунктах Алтая, где не существовало храмов в полном архитектурном виде, часто устраивались многофункциональные здания — «церкви-школы». Речь идет прежде всего о молитвенных домах-школах и так называемых братских школах, находившихся в ведении миссионерского братства имени Димитрия Ростовского, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. Наиболее часто такого рода здания строились по типовому проекту архитектора Никонова (молитвенный дом-школа в Сузопском стане Алтайской миссии) [8]. Главная особенность проекта заключалась в равенстве ширины собственно церкви и трапезной. Разделялись они обычно бревенчатой перегородкой с широким проемом. Данная перегородка отделяла алтарь, амвон и клироса, которые обычно занавешивались в том случае, если в остальной части здания проводились школьные занятия. С восточной стороны к постройке примыкал прямоугольный алтарь, а с западной — одноярусная колокольня [4]. Также означенные храмы-школы могли устраиваться и в обычных крестьянских селениях, не имеющих миссионерского статуса. На рубеже XIX-XX вв. сельское общество деревни Ново-Троицкое Покровской волости Змейногорского уезда (ныне с. Новотроенка Усть-Калманского района Алтайского края) составило собственный план церкви-школы и отправило его в соответствующие инстанции. Согласно чертежу, длина церкви-школы без алтаря должна была составлять 20 аршин, ширина 10 аршин. Высота сруба здания предполагалась 7 аршин. Внутреннее деление постройки предполагало устройство собственно помещения для школы с западной стороны и занимало 1/3 от общего объема сооружения. Неизвестным автором чертежа планировалось, что в школьной части здания будет устроено пять окон (два с выходом на прицерковную площадь, одно на север и два на южную сторону), в собственно церковном помещении четыре окна (по два на каждую из сторон) и одно окно в алтарной части с выходом на юг [1].

Таким образом, традиции храмового и церковно-школьного строительства в конце XIX — начале XX в. имеют тесную, преемственную связь, которая проявлялась во множестве аспектов (ведомственный, финансово-организационный, кадровый, архитектурно-технический, функциональный и т.д.), несмотря на то что означенные здания и сооружения композиционно и планировочно существенно отличались друг от друга.

Список использованных источников

1. Волоснов Р.Ю. Школы духовного ведомства в ансамбле сельских храмовых комплексов Алтая XIX — начала XX вв. // Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов / под ред. Т.М. Степанской. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. — Вып. 10. — С. 20-24.

2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 4. Оп. 1. Д. 155. Л. 29 об.

3. Из ц.-приходской летописи с. Индерскаго. Известия и Заметки. Отдел неоффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1898. — №24 (15 дек.). — С. 27-28.

4. Крейдун Ю.А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX — начале XI в. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. — С. 35.

5. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в летние месяцы 1903 г. (Продолжение). Неоффициальный отдел // Томские епархиальные ведомости. — 1904. — №2 (15 янв.). — С. 10-11.

6. От Томскаго Епархиальнаго Училищнаго Совета. Отдел оффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1899. — №17 (1 сент.). — С. 6.

7. Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1913 год. (Продолжение) Часть неофициальная. I. Отдел миссионерский // Томские епархиальные ведомости. — 1914. — №12 (15 июня). С. 741-743.

8. Поездка Начальника Алтайской миссии по обозрению станов миссионерских, расположенных в Кузнецкой тайге (с 14 июня по 14 июля 1906 г.). Неоффициальная часть. II. Общецерковный отдел // Томские епархиальные ведомости. — 1906. — №19 (1 окт.). — С. 23-38.

9. Покровское приходское Попечительство в 1899 г. Отдел неоффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1900. — №9 (1 мая). — С. 28-41.

10. Распоряжения Епархиальнаго Начальства. ПреподаниеАрхипастырскаго благословения. Отдел оффициальный // Томские епархиальные ведомости. — 1903. — №13 (1 июля). — С. 3.

11. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография / отв. ред. П.К. Дашковский. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. — С. 81.

12. Современное расколосектанство в Томской епархии. (Продолжение). Миссионерский отдел // Томские епархиальные ведомости. — 1901. — №17 (1 сент.). — С. 4-5.

УДК 902.01

ББК 63.44

П.Г. Данилов, Н.П. Турова, г. Тобольск

Деятельность Тобольского музея по сохранению памятников архитектуры в середине 1930-1940-х гг. (на примере Богоявленской церкви)

Аннотация

В статье на основе архивных материалов рассматривается деятельность Тобольского музея по сохранению памятников архитектуры XVП-XVШ вв. города Тобольска (на примере первого подгорного приходского храма — Богоявленской церкви). С середины 1930-х до конца 1940-х гг. сотрудники музея вели активную работу по передаче здания бывшей церкви на баланс музея с целью его дальнейшего использования в качестве объекта музейного показа, а в дальнейшем — по сохранению здания. Работа велась всеми имеющимися у музея средствами вплоть до момента окончательной утраты памятника в 1948 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.