Научная статья на тему 'Храмовые элементы в архитектуре и интерьере сельских церковных школ Алтая конца XIX - начала XX вв'

Храмовые элементы в архитектуре и интерьере сельских церковных школ Алтая конца XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ИНТЕРЬЕР / ЦЕРКОВНАЯ ШКОЛА / "БРАТСКАЯ" ШКОЛА / АЛТАЙ / КОНЕЦ XIX / НАЧАЛО XX В

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волоснов Роман Юрьевич

Статья посвящена особенностям зданий сельских православных церковных школ Алтая конца XIX начала XX в., которые архитектурно и функционально восходят к храмовому строительству. В рассматриваемый период существовало два вида таких образовательных учреждений: церкви-школы и школы ведомства братства Димитрия Ростовского («братские»). Первые в функциональном и архитектурном отношении объединяли признаки обоих учреждений. В архитектурном отношении они развивались как по индивидуальным, так и типовым проектам. Оформление фасадов и интерьеров церквей-школ производилось с соблюдением традиций православной архитектуры. «Братские» школы открывались преимущественно в селениях с преобладанием старообрядцев. Школы братства Димитрия Ростовского внешне и функционально занимали промежуточное место между церковно-приходскими школами и молитвенными домами. Делается вывод, что в конце XIX начале XX в. сельские церковные школы Алтая обоих видов, несмотря на принадлежность к категории общественных построек, совмещали в себе образовательные и культовые функции. Их архитектура имела определенные особенности в оформлении фасадов и интерьеров, выполненных с учетом традиций православной церковной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temple Elements in the Architecture and Interior of Rural Church Schools of Altai at the End of the XIX - the Beginning of the XX Centuries

The article deals with the features of buildings of rural orthodox church schools of Altai of the end of XIX the beginning of the 20th centuries which architecturally and functionally go back to temple construction. During the affected period there were two types of such educational institutions: church schools and schools of authority of brotherhood Dimitry of Rostov ("bratskiye"). The first ones united signs of both institutions in the functional and architectural relation. In the architectural relation they developed both individual and standard projects. The design of facades and interiors of church schools was made with observation of traditions of orthodox architecture. "Bratskiye" schools were opened mainly in settlements with prevalence of Old Believers. Schools of brotherhood of Dimitry of Rostov formally and functionally took the intermediate place between parish schools and houses of worship. It is concluded that at the end of XIX the beginning of the 20th centuries rural church schools of Altai of both types, despite belonging to category of public constructions, included educational and cult functions. Their architecture had certain features in designing of the facades and interiors executed with due regard to traditions of orthodox church architecture.

Текст научной работы на тему «Храмовые элементы в архитектуре и интерьере сельских церковных школ Алтая конца XIX - начала XX вв»

УДК 726.04

Р.Ю. Волоснов, г. Барнаул

Храмовые элементы в архитектуре и интерьере сельских церковных школ Алтая конца XIX — начала XX в.

Аннотация

Статья посвящена особенностям зданий сельских православных церковных школ Алтая конца XIX — начала XX в., которые архитектурно и функционально восходят к храмовому строительству. В рассматриваемый период существовало два вида таких образовательных учреждений: церкви-школы и школы ведомства братства Димитрия Ростовского («братские»). Первые в функциональном и архитектурном отношении объединяли признаки обоих учреждений. В архитектурном отношении они развивались как по индивидуальным, так и типовым проектам. Оформление фасадов и интерьеров церквей-школ производилось с соблюдением традиций православной архитектуры. «Братские» школы открывались преимущественно в селениях с преобладанием старообрядцев. Школы братства Димитрия Ростовского внешне и функционально занимали промежуточное место между церковно-приходскими школами и молитвенными домами. Делается вывод, что в конце XIX — начале XX в. сельские церковные школы Алтая обоих видов, несмотря на принадлежность к категории общественных построек, совмещали в себе образовательные и культовые функции. Их архитектура имела определенные особенности в оформлении фасадов и интерьеров, выполненных с учетом традиций православной церковной архитектуры.

Ключевые слова: православная храмовая архитектура, интерьер, церковная школа, «братская» школа, Алтай, конец XIX — начало XX в.

Сельские деревянные школьные здания по своей архитектуре и функциональности всегда более тяготели к светскому зодчеству. В свою очередь, церковные школы, сохраняя эту общую композиционную привязку, всегда имели особенные архитектурные элементы, заимствованные из культовых сооружений. Одной из главных причин данных особенностей являлась ведомственная принадлежность духовных школ, а также их направленность на привнесение в учебный процесс практических культовых действий. Часто церковные школы проектировали и возводили те же специалисты что и храмы, несмотря на то, что композиционно и планировочно означенные виды сооружений заметно отличались. К примеру, епархиальные архитекторы были активно заняты в проектировке школ, в том числе и светских, а региональные мастерские подрядчиков церквей принимались за устройство школ. Например, план и смету на постройку Верх-Ануйской второклассной церковной школы составлял известный архитектор Ф.Ф. Гут, а подряд на возведение производил известный в Бий-ском уезде зодчий храмов А.А. Борзенков [3].

Большинство дореволюционных сельских церковных школ Томской губернии, особенно на начальном этапе формирования сети в 80-е гг. XIX в., располагались либо в неспециализированных и неприспособленных зданиях (церковные сторожки, сборни, причтовые дома, арендованные дома крестьян и др.), либо имели собственные здания, мало чем отличавшиеся по внешнему виду от других общественных или жилых построек. Но в то же время немалое количество зданий церковных школ с собственными помещениями имели архитектурные элементы, традиционно присущие храмам, и занимали в архитектурном плане срединное положение между собственно церквями и школами.

В данном отношении среди сельских церковных школ Алтая конца XIX — начала XX в. можно выделить следующие категории школьных зданий: традиционные храмы-школы и «братские»:

1) Церкви-школы. В населенных пунктах Алтая, где не существовало храмов, часто устраивались многофункциональные здания — церкви-школы, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. Типичными строениями являлись наиболее простые в архитектурном плане церкви-школы, которые представляли собой продолговатое здание, ориентированное с востока на запад; в восточной половине отделялось место под алтарь, в западной части помещалась школа. В целом некоторые церкви-школы в архитектурном плане отличались минимизацией и простотой, и составлением проекта могли заниматься местные жители, не обладающие особыми архитектурными навыками. Показателен пример сельского общества деревни НовоТроицкое Покровской волости Змейногорского уезда (ныне с. Новотроенка Усть-Калманского района Алтайского края), которое составило собственный план церкви-школы и отправило его в соответствующие инстанции. Согласно чертежу, длина церкви-школы без алтаря должна была составлять 20 аршин, ширина 10 аршин. Высота сруба здания предполагалась 7 аршин. Внутренние деление постройки предполагало устройство собственно помещения для школы, которое занимало бы 1/3 от общего объема сооружения, с западной стороны. Неизвестным автором чертежа планировалось, что в школьной части здания будет устроено пять окон (два с выходом на прицерковную площадь, одно на север и два на южную сторону); в собственно церковном помещении — четыре окна (по два на каждую из сторон), и одно окно в алтарной части с выходом на юг [3] (рис. 1). Помимо типовых зданий церквей-школ на Алтае под школьные нужды устраивались и более сложные двухэтажные здания. К примеру, в деревне Нижняя Каменка (ныне село Нижнекаменка современного Алтайского района Алтайского края) почетный гражданин В.С. Воронцов (по происхождению из духовного звания) летом 1888 г. пожертвовал для школы новый двухэтажный дом,

стоимостью в 600 руб. На средства попечительства здание было перевезено и поставлено в деревне. Собственно школьное помещение расположилось на нижнем этаже, а верхний этаж здания был приспособлен для отправления богослужений [4, с. 13—15].

2) Школы противораскольнического братства во имя Святителя Димитрия Ростовского («братские»); «Братские» школы открывались преимущественно в селениях с преобладанием старообрядцев, и инициатива их открытия всецело исходила от самих членов братства, которыми могли быть как духовенство, так и миряне. Учебная программа, функциональность и внешний вид зданий школ значительно отличались от рядовых духовных школ, находившихся в подчинении епархиального училищного совета Томской епархии [1, с. 3693]. Практико-ориентированная составляющая «братских» школ Алтая проявлялась в своеобразных архитектурно-строительных особенностях по сравнению с обычными церковными школами: в них устраивались колокольни и срединная молитвенная часть, интерьеры были наполнены предметами православного культа, а элементов учебного интерьера было значительно меньше. Школы братства Димитрия Ростовского внешне и функционально занимали промежуточное место между церковно-приходскими школами и молитвенными домами.

В детальном плане наличие храмовых элементов в церковно-школьных зданиях можно систематизировать следующим образом:

— наличие внешних храмовых элементов (простейших колоколен, крестов и др.). Одним из главных внешних храмовых элементов церковных школ являлось наличие простых и примитивных колоколен («на столбах»), звон в которых использовался как для богослужебной деятельности, так и для созыва учащихся. Наличие колоколов в «братских» школах на начальном этапе их функционирования давало им явные преимущества в созыве верующих и в архитектурном плане, так как в конце XIX в. православные духовные власти категорически воспрещали устраивать старообрядцам на своих молитвенных домах колокольные конструкции «...дабы для сего строения не был придаваем внешний вид право-славнаго храма, и чтобы в нем не имелось наружных колоколов.» [5]. Также храмовым элементом, подчеркивающим православную принадлежность школ, являлось устройство крестов над кровлей, которое могло иметь множество различных конструкций и вариантов. В частности, в селе Хлопуново (современный Шипуновский район Алтайского края) над зданием школы был устроен парапет, на котором поставлен крест и икона Первоучителей Славянских Кирилла и Мефодия [6].

— наличие храмовых элементов интерьера (молельня, алтарь, божница). Внутренняя структура сельских церквей-школ Алтая наиболее ярко представлена в типовом проекте архитектора Никонова. Главная особенность проекта заключалась в равенстве ширины собственно церкви и трапезной. Разделялись они обычно бревенчатой перегородкой с широким проемом. Данная перегородка отделяла алтарь, амвон и клироса, которые обычно занавешивались в том случае, если в остальной части здания проводились школьные занятия. С восточной сторо-

ны к постройке примыкал прямоугольный алтарь, а с западной — одноярусная колокольня [1, с. 3693]. Другие внутренние храмовые элементы и составляющие в церковных школах (в первую очередь в «братских») могли также иметь функции походных принадлежностей. К примеру, особенно много молящихся в школе села Нижнекаменка (современный Алтайский район Алтайского края) бывало в дни, когда совершалась литургия на походном школьном антиминсе, для которого также устанавливается походный полотняный иконостас [3].

— наличие храмовых элементов в убранстве (икон, антиминсов, церковной утвари). Важными эстетическими и функциональными атрибутами церковных школ, относящимися к элементам храмов, являлись иконы и святые образа, располагавшиеся, как правило, по углам. Выбор иконографии того или иного образа был связан с посвящением названия приходской церкви или с покровительством императорской семьи. В частности, в переднем углу Елбан-ской школы помещалась икона «.в память чудесного спасения жизни Государя Императора с августейшим семейством 17 октября 1887 года, на цинке, под стеклом и в киоте, пред иконою висела лампадка» [6]. В 1898 г. «.по почину заведующаго Ординской второклассной церковно-приходской школой священника Евфимия Азбукина и бывшаго волостнаго писаря Д.Е. Таскаева в Ординскую школу, в память спасения Государя Императора и всей Августейшей семьи 17 октября 1888 года, приобретен образ «Спасителя», стоимостью в 65 руб. Образ размером 1 арш. 12 верш. на цинке, фон живописный, борты золоченные, под чекан с цветной эмалью. Спаситель изображен в рост призирающим на землю и благо-славляющим обеими руками [2].

Таким образом, сельские церковные школы Алтая конца XIX — начала XX в., несмотря на принадлежность к категории общественных построек, имели определенные храмовые архитектурные элементы, предназначенные для использования в культовой деятельности и для символической идентификации с православной церковью.

Список использованных источников

1. Волоснов Р.Ю. Архитектурно-строительные особенности школ противораскольнического братства святителя Димитрия Ростовского на Алтае // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20—24 октября, 2015. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015.

— С. 3692—3696.

2. Волоснов Р.Ю. Интерьер и внутреннее убранство сельских церковных школ Алтая в конце XIX — начала XX в. // Культурное наследие Сибири. — 2015.

— Вып. 17. — С. 27—35.

3. Волоснов Р.Ю. Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX — начале XX веков // Ба-ландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. Х. —

4. 1. — С. 107—110.

4. Овсянников М. Деревня Нижняя Каменка (Бийска-го округа). Отдел неофициальный // Томские епар-

хиальные ведомости. — 1893. — № 1. (1 янв.). — С. 9—17.

5. О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб. Высочайшие утвержденное мнение Государственнаго совета // Томские епархиальные ведомости. — 1883. — № 16 (15 авг.). — С. 467.

6. Село Хлопуновское (Змеиногорскаго уезда). Часть неоффициальная. II. Отдел общецерковный // Томские епархиальные ведомости. — 1910. — № 1 (1 янв.). — С. 27—28.

Н—1-Ь-Ь-г

-1—1-

-)—I-

Рис. 1. Чертеж планируемого здания церкви-школы в селе Новотроицкое Покровской волости Змейногорского уезда. 1897 г. Источник: ЦХАФ АК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2389. Л. 33—34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.