УДК 37.062.3
Куркова Ю.А.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19 имени Героя Советского союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград
Kurkova I.A.
Municipal Autonomous educational institution "Secondary school №19 named after Hero of the Soviet Union Ivan Petrovich Mytareva of the city of Dimitrovgrad, Ulyanovsk region" Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad
e-mail: [email protected]
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
THE SUCCESSION OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION IN WESTERN EUROPE AND THE UNITED STATES
Аннотация: в статье приведен анализ исторических условий и сопоставление основным мировых моделей преемственности среднего общего и профессионального образования в странах Западной Европы и США.
Abstract: in article the analysis of historical conditions and comparison of major world models of continuity of secondary and higher education in the countries of Western Europe and the USA.
Ключевые слова: преемственность, модель образования, Болонский процесс, интеграция, американская модель образования, европейское образовательное пространство.
The key words: the continuity model of education, Bologna process, integration, the American model of education, the European educational space.
С момента принятия определенных обязательств в рамках Болонского процесса, Российская Федерация активно включилась в процесс интеграции международного образования. Последствием это становиться рост образовательной и научной мобильности, а значит российским организациям профессионального образования нужно быть конкурентноспособными. Поэтому рассмотрение процессов в мировом образовательном пространстве, направленных на создание условий плавного перехода от школы к вузу, носит актуальных характер.
Особый интерес представляют американская, британская и европейская континентальная модели преемственности образования, которые в настоящее время имеют международное признание. Единого подхода, какой должна быть образовательная модель перехода «школа - вуз», до сих пор не имеется. Проводимые преобразования европейского образования, включая Болонский и Копенгагенские процессы, были направлены на создание конкуренции США.
В настоящее время исследование преемственности образования - это огромное интегрированное научное направление, в котором каждая область знания находит свое рациональное направление.
Несмотря на различные исследования отечественных и зарубежных авторов, новизна исследования состоит в том, что в настоящее время отсутствуют работы, в которых проводятся анализ исторических условий и сопоставление основным мировых моделей преемственности среднего общего и профессионального образования.
Современная система образования России, находящаяся в постоянном процессе модернизации, столкнулась с рядом проблем, связанных с сложив-
шимся разрывом между общим и профессиональным образованием в процессе обучения и воспитания.
Проблема перехода от среднего к профессиональному образованию имеет место и в образовательных системах других государств. Так по результатам статистических исследований во многих странах Западной Европы 80% выпускников, завершивших среднее образование, поступают в учреждения профессионального образования. В процессе обучения число отчисленных студентов достигает 50-60%. Главной причиной этого является несоответствие уровня подготовленности студентов к требованиям профессионального образования.
В современном мировом образовательном пространстве США занимают лидирующие позиции. Эта страна одна из первых во второй половине XX века начала реализовывать принцип непрерывности образования, провозглашенный ЮНЕСКО в 1970 году. Реформирование американской системы образования началось в 70-е годы ХХ в. Поэтому интересным и важным становится изучение педагогического опыта США по вопросам эволюции непрерывного образования в исторически-сложившихся условиях.
Для современных США характерно особенное отношение к знаниям и образованию, особенно вузовскому и послевузовскому, что обеспечивает мировое лидерство американской образовательной системы.
Реализация концепции непрерывного образования дала возможность школьному образованию сделать акцент на обучение в раннем детском возрасте и способствовала появлению действительно обучающегося общества.
Особый интерес при изучении практики отбора и приема в вузы представляет разнообразие подходов, отсутствие единых требований к абитуриентам не только на территории США, но и в пределах одного штата. Как правило, требования к поступлению устанавливает вуз.
В американской системе выделяют три типа приема в вузы:
- селективный в колледжах, учитывающий оценки по профильным предметам, полученные в общеобразовательной школе;
- конкурсный в престижных частных и государственных университетах, основанный на отборе способных выпускников школ с высокими оценками;
- открытый в местных колледжах, предполагающий наличие диплома об окончании старшей средней школы.
Различные типы приема в профессиональные организации США благоприятно влияют на создание соответствующих задачам, уровням и профилям вузов контингентов обучающихся.
Для остального образовательного мира можно отметить тенденцию европейской образовательной экспансии. Последний полувековой период для европейского образования стал временем реформ, которые проходят не только в образовательных системах отдельных стран, но и в процессе глобализации и интеграции.
Безусловно, модернизация образования в каждой отдельной стране Западной Европы происходит под влиянием её национальных, экономических и культурных особенностей, но все же можно выделить сходные по своей сути процессы.
Анализ и учет тенденций, общих для стран Европы и США, в вопросах преемственности среднего и профессионального образования представляет интерес при разработке, корректировке и реализации отечественных образовательных стратегий.
Образовательная сфера стран Европейского Союза не является унифицированной. Каждая страна самостоятельно определяет образовательную модель и политику приема с учетом своих исторических и национальных условий.
В Европе существуют различные образовательные маршруты для детей от 12 лет. Степень образования учеников будет разной, а, соответственно, они
будут обладать неодинаковыми возможностями при поступлении в организации профессионального образования. Такие образовательные системы называют конкурентными.
Например, средние школы в Германии различаются по типам. Каждый тип немецкой общеобразовательной школы дает определенные возможности выпускникам для продолжения своего образования в техникуме, профучилище, спецпрофучилище или вузе. Для получения высшего образования, как правило, нужно успешно завершить обучение в гимназии или объединенной школе, так как не все школы Германии обеспечивают необходимый уровень образования.
В других европейских странах, например в Испании, существует образовательная система, в основе которой все ученики осваивают одни и те же дисциплины, в одних и тех же классах и с получением одного и того же документа об образовании по окончании обучения. Этот этап завершается ориентировочно в 16 лет. Главный аргумент в защиту такой системы заключается в том, что она гарантирует равенство возможностей и теоретически предоставляет жителям разного социального статуса и из любого региона продолжить свое образование. Но на практике это случается не всегда.
Французская образовательная модель по-прежнему несет на себе след сильных отличий между тремя типами высшего образования. По окончании бакалавриата французы могут продолжить обучение в университете, что многие из них (свыше 60%) и делают. Но отсутствие четкого представления о приобретаемой профессии, кроме того поступление на факультеты с ограниченными перспективами трудоустройства после получения диплома до некоторой степени проясняют причины отсева некоторых из них после первых курсов университета.
Не многие выпускники французских школ устраиваются на подготовительные курсы, направленные на подготовку к вступительным экзаменам в
специализированные вузы. Это связано с тем, отбор стал более жестким, несмотря на то, что численность учащихся на подготовительных курсах и в специализированных вузах уменьшилась. При этом определенные учреждения высшего образования преимущественно выделяют места для параллельного приема выпускников инженерных и коммерческих школ и для студентов с дипломами других университетских факультетов.
В отличие от Германии, где имеется несколько вариантов достижения успеха, во Франции настойчиво не желают признавать равенство профессионального и общего образования. Стабильная забота органов французской власти состоит в том, чтобы увеличить роль профессионального образования.
Таким образом, Западная Европа стремиться составить конкуренцию образовательной модели США. Единые требования к европейским абитуриентам и их возможность поступления в вуз любой страны Европы, способствовали попытке унификации европейского образовательного пространства.
Направление преобразований в сфере отечественного образования во многом сходится с европейским. Но при этом отмечается отставание реформирования российского образования на 5-6 лет.
Выявленный положительный опыт европейской и американских систем образования может послужить основой для дальнейшего совершенствования отечественного образования. Основные положения и полученные результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций по созданию условий в российском образовательном пространстве для успешной социализации обучающихся при переходе от среднего образования к профессиональному образованию с учётом опыта США и стран Западной Европы в конце ХХ - начале XXI вв., а также особенности данного процесса в свете обеспечения качества образования.