Научная статья на тему 'Модернизация профессионального образования в Европе и тенденции его развития в России'

Модернизация профессионального образования в Европе и тенденции его развития в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MODERN SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION AND LEARNING EDUCATION / PHILOSOPHY / EDUCATION CONTENT CONTINUITY / COMON EUROPEAN EDUCATIONAL STANDARDS AND QUALIFICATIONS / DURATION AND LEVEL OF EDUCATION / MAIN EDUCATIONAL MODELS / LIFE-LONG EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паклина Ольга Валентиновна, Паклин Дмитрий Борисович

Требования развития образования, в соответствии с европейскими нормами привели многие страны к глубоким реформам системы образования, модернизации профессионального образования через введение непрерывного многоуровневого образования, провозглашение компетентностного подхода, тотальную информатизацию. В каждой стране процесс развития теории и практики непрерывного образования имеет свои специфические черты, но в то же время выявляются и их общие принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional education modernization in Europe and its development tendencies in Russia

Demands of education development, in accordance with European norms, have caused many countries' education systems deeper reforms with the help of involving life-long poly-level education, proclaiming competency approach,total informatization. In each country, the process of theory and practice development has its own peculiarities, but at the same time, their common principles can be revealed.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессионального образования в Европе и тенденции его развития в России»

с центром в точке O. Докажите, что

N (в, R)

пт------ — = ж

R

Задача 2. Докажите, что на клетчатой бумаге можно расположить выпуклый равносторонний многоугольник с любым чётным числом сторон.

Задача 3. Пусть (х - х0)2 + у2 = К2 - окружность,

проходящая ровно через п узлов решётки Ж2. Докажите, что на сфере

(х - х0)2 + у2 + (2-л/2)2 = К2 + 2

лежат ровно п уз-

лов решётки Ж3.

Задача 4. Докажите, что плоский правильный

п-угольник можно расположить на решётке Ж3 тогда и только тогда, когда п=3, п=4 или п=6.

Задача 5. Для каких п е N на решётке Ж3 можно расположить

а) замкнутую ломаную из п звеньев одинаковой длины;

б) замкнутую равноугольную ломаную из п звеньев?

Задача 6. Докажите, что для каждого натурального п существует окружность, проходящая ровно через п узлов паркета типа: а) (6)3; б) (3)6.

Задача 7. Для каждого из правильных паркетов перечислите все натуральные значения п, при которых на этом паркете можно расположить некоторый правильный п-угольник.

Библиографический список

1. Вавилов В.В., Устинов А.В. Многоугольники на решётках. - М.: МЦНМО, 2006.

2. Вавилов В.В., Устинов А.В. Окружности на решётках // Квант. - 2006. - № 6. - С. 10-14.

3. Вавилов В.В., Устинов А.В. Полуправильные многоугольники на решётках // Квант. - 2007. -№ 6. - С. 13-15.

4. Колмогоров А.Н. Паркеты из правильных многоугольников // Квант. - 1986. - № 8. - С. 3-7.

5. Михайлов О. Одиннадцать правильных паркетов // Квант. - 1979. - № 2. - С. 9-14.

6. Нурлигареев Х.Д. Равноугольные многоугольники на правильных паркетах // Математическое образование. - 2011. - № 2 (58). - С. 39-63.

УДК 37.015

Паклина Ольга Валентиновна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

Паклин Дмитрий Борисович

Ярославский филиал Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского

[email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Требования развития образования, в соответствии с европейскими нормами привели многие страны к глубоким реформам системы образования, модернизации профессионального образования через введение непрерывного многоуровневого образования, провозглашение компетентностного подхода, тотальную информатизацию. В каждой стране процесс развития теории и практики непрерывного образования имеет свои специфические черты, но в то же время выявляются и их общие принципы.

Ключевые слова: современная система профессионального образования и обучения, философия образования, преемственность содержания образования, единые европейские образовательные стандарты и квалификации, продолжительность и уровень образования, основные образовательные модели, непрерывное образование, профессиональные компетенции.

В современных условиях стало очевидным, что назрела проблема комплексной структурной перестройки образовательной системы в целом и системы профессионального образования в частности. Сегодня необходимо сохранить сильные стороны российской образовательной системы, сделать ее гибкой и адаптивной, чтобы в новых экономических условиях она сохраняла свою роль как одного из ведущих факторов общественного развития с учетом интересов общества и отдельно взятой личности.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, одобренных Правительством РФ в декабре 2004 года, поставлена задача реструктуризации систем профессионального образования. Необходимость решения этой задачи

определена: положениями Концепции модернизации российского образования в период до 2010 г., положениями Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Копенгагенским и Болонским процессами, удовлетворением запросов экономики, обеспечением доступности, качества и эффективности начального и среднего профессионального образования, созданием многоуровневых учреждений профессионального образования.

Стратегической целью модернизации профессионального образования в современном мире является создание принципиально новой системы образования - непрерывной, главной идеей и целью которой является постоянное развитие личности в течение всей жизни в интересах человека и общества.

© Паклина О.В., Паклин Д.Б., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

137

Требования развития образования закономерно привели многие страны к «образовательному буму», к глубоким реформам систем образования, вне этого процесса фактически не остается ни одна страна современного мира, в том числе и Россия. В странах Европейского Союза процесс реформирования систем образования идет непрерывно. Во Франции фундаментальные реформы образования принимались в 1959, 1975, 1989 гг. В Великобритании Закон «О коренной реформе образования» был провозглашен еще во время Второй мировой войны (1944 г.). В 1988 г. Парламент принял новый закон, предусматривающий глубокую перестройку системы образования - Закон «Об образовательных стандартах и структуре школьной системы». В Испании «Общий закон об образовании» был принят в 1970 г., затем последовали законы «О реформе университетов» (1983 г.), «О праве на образование» (1985 г.), «Об общей структуре образовательной системы» (1990 г.).

Разработка концепции непрерывного образования приобрела международные масштабы благодаря деятельности ЮНЕСКО. В 1997 году международная комиссия ЮНЕСКО по разработке вопросов образования и обучения сформулировала главную цель образования - научить людей самостоятельно приобретать знания.

Основными процессами в области профессионального образования и обучения, происходящими в странах Евросоюза, являются Копенгагенский (начальное и среднее профессиональное) и Болонский (высшее профессиональное образование) процессы, начало которым было положено в марте 2000 года в Лиссабоне. На этом заседании участники официально подтвердили статус образования в качестве неотъемлемой части экономической и социальной политики и фактора повышения конкурентоспособности, сближения народов и обеспечения полноценного развития граждан. Решения, принятые в Лиссабоне, получили дальнейшее развитие в докладе «Конкретные задачи для систем образования и профессионального обучения будущего», принятом на заседании ЕС в Стокгольме.

На конференции в Брюгге в октябре 2001 г. руководители профессионального образования и обучения подтвердили свою волю к сотрудничеству в области профессионального образования. На этой конференции был инициирован процесс сотрудничества в области признания дипломов (свидетельств) профессионального образования и квалификаций и определены основы этого сотрудничества (прозрачность, взаимное доверие, использование имеющегося практического опыта, взаимодействие с социальными партнерами).

На заседании в Барселоне в марте 2002 г. ЕС принял Рабочую программу, направленную на создание в Европе к 2010 году системы профессионального образования и обучения, которая станет

мировым стандартом качества, предусматривающую дополнительные мероприятия по внедрению механизмов обеспечения прозрачности и взаимного признания дипломов и квалификаций, включая мероприятия по образцу реализуемых в рамках Болонского процесса, скорректированные с учетом особенностей профессионального образования и обучения в различных странах, что было еще раз подтверждено на конференции «Укрепление сотрудничества в области ПОО» в Брюсселе в июне 2002 г.

В ноябре 2002 года в Копенгагене была принята «Декларация Европейской комиссии и Министерства профессионального образования европейских стран по развитию и сотрудничеству в области профессионального образования и обучения в Европе», содержащая восемь основных положений: европейское образовательное пространство ПОО; прозрачность квалификаций; система переноса зачетных единиц; общие критерии качества; профессиональная ориентация и консультирование; отраслевые компетенции и квалификации; признание неформального и спонтанного обучения; повышение квалификации преподавателей [1].

Присоединение Российской Федерации к Болонской Декларации позволяет нашей стране осуществлять образовательную реформу высшей профессиональной школы в соответствии с европейскими нормами.

Болонской Декларацией предусматривается:

- обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего профессионального образования (ВПО);

- введение системы двухэтапного ВПО: базового и постдипломного;

- принятие системы кредитов, как средства повышения мобильности студентов;

- стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

- развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

- усиление европейского измерения ВПО, в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

В целом, Болонский процесс существенно расширяет возможности человека и содействует реализации основной социальной функции высшего образования. В настоящее время можно выделить общую тенденцию, характерную для всех современных зарубежных профессиональных школ - это то, что учебный процесс строится в соответствии с новой философией образования - информационной в отличие от старой - индустриальной.

Сильными сторонами современной европейской системы профессионального образования и обучения, которые могут быть перенесены на российскую почву, являются:

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012

- согласованность ступеней образования (плавный переход от одной к другой ступени, преемственность содержания образования, как в рамках всего образовательного процесса, так и внутри отдельных предметов);

- приведение содержания подготовки квалифицированных специалистов по определенным направлениям в разных странах к единым европейским образовательным стандартам и квалификациям, что расширяет пространство рынка труда, облегчает процесс трудоустройства и организацию практического обучения;

- свободный и осознанный выбор профессии (специальности) и направления специализации учащихся профессиональных школ, когда они сами выбирают продолжительность и уровень образования;

- возможность непрерывной подготовки и переподготовки по выбранной профессии (специальности) в течение всей профессиональной карьеры;

- практическая направленность профессионального образования, большое количество часов практического обучения, разнообразие видов практики, тесная связь с теоретическим обучением;

- проблемное обучение по предметам (дисциплинам) или по комплексу предметов [2].

Организацией, осуществляющей регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, является ЮНЕСКО. Анализ международного профессионального образования позволяет выделить в следующие основные образовательные модели, сложившиеся к настоящему времени:

- финская модель (1 ступень - общеобразовательная школа, 2 ступень - гимназия, профессиональное образование, 3 ступень - высшее техническое училище, университет, магистратура, аспирантура);

- немецкая модель (1ступень - общая школа, 2 ступень - реальное училище, гимназия, основная школа, 3 ступень - институт, университет, аспирантура) [3];

- английская модель (1 ступень - объединенная школа, 2 ступень - грамматическая и современная школа, колледж, 3 ступень - университет, магистратура, аспирантура) [4];

- американская модель (1 ступень - общая основная школа, 2 ступень - двухлетний колледж начального уровня, 3 ступень - четырехлетний колледж и университет);

- российская модель (1 ступень - основная школа, 2 ступень - полная средняя школа, учреждения начального профессионального образования (лицеи), учреждения среднего профессионального образования (колледжи), 3 ступень - институт, университет, академия, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура, докторантура).

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для обеспечения потребностей как федерального, так и регионального рынков труда, технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

Уровни образо- вания

3 ступень Высшая школа или институт (Fachhochschule) и университет Колледжи высшего образования (College of Higher Education), Технические институты, университет (бакалавр, бакалавр с отличием, магистр, доктор философии) Четырёхлетний колледж высшего профессионального образования(College of Higher Education), университет (бакалавр, бакалавр с отличием, магистр, доктор философии) Институт, Университет, Академия (бакалавриат, магистратура, спе-циалитет, аспирантура, докторантура)

2 ступень Профессиональнопроизводственное образование (Berufsschule), специальная профессиональная школа ^а^сЫЛе) Колледжи дальнейшего образования (College of Further Education) Высшая (старшая) школа( highschool) или Двухлетний колледж начального уровня, (community colleges, junior colleges, technical colleges, liberal arts colleges ), сте-нень associate’s degree Учреждения начального профессионального образования (лицеи), Учреждения среднего профессионального образования (колледжи).

1 ступень Школьное образование - 3 ступени: начальное (Grundschule), среднее I и среднее II гимназия, реальные училища Объединенная школа (грамматическая и современная школа) Начальная школа ( elementaryschool), средняя школа ( middleschool) Общеобразовательная школа, гимназия

Образо- ватель- ные модели Немецкая модель Английская модель Американская модель Российская модель

Рис. 1. Основные образовательные модели профессионального образования

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

139

Политика государства в области образования и подготовки кадров является составной частью целостной политики, которая проводится в различных сферах жизни общества. Социально-экономические преобразования в обществе, происходящие в России, закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании, которые, в свою очередь, нашли отражение в государственных документах, таких как Закон «Об образовании», Постановления правительства, Национальная доктрина развития образования РФ и другие. В этих документах закреплены основные потенциальные возможности развития профессионального образования, определены принципы, функции, структуры и механизмы преобразований.

В настоящее время происходят кардинальные преобразования всей системы профессионального образования России. Так государство провозглашает приоритет профессионального образования в социальной стратегии через приоритетный национальный проект «Образование». Вступление России в Болонский процесс позволяет осуществлять меры по вхождению в мировое образовательное пространство.

Происходит модернизация профессионального образования через введение непрерывного много-уровнего образования, провозглашение компетен-тностного подхода, тотальная информатизация образования, распространение дистанционного обучения. Системы профессионального образования ориентируются на потребности рынка труда. Улучшение финансово-экономического обеспечения образования содействует его интеграции в инфраструктуру современного производства.

Все перечисленные меры по преобразованию профессионального образования обуславливают необходимость научно-методического обеспечения, требуют пересмотра устоявшихся (традиционных) подходов, поиска новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий. Пути модернизации профессионального образования предлагают решение на фе-

деральном, региональном, муниципальном уровнях трех ключевых взаимосвязанных задач: качество профессионального образования, его доступность и эффективность.

Непрерывное образование - это комплекс государственных, частных и основанных на другой форме собственности образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев начального, среднего, высшего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей.

В каждой стране процесс развития теории и практики непрерывного образования имеет свои специфические черты, но в то же время выявляются и их общие принципы: гибкость и вариативность системы образования; совершенствование организации и содержания системы общего образования; перестройка системы профессионального образования, что дает возможность повышать профессиональные компетенции всего активного населения и перейти от технико-практической к местно-прагматической направленности профессионального образования и обучения, а также социально-ориентированной и гуманистической системе профессионального образования.

Библиографический список

1. БирюковА.В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 12. - С. 48-51.

2. Машукова Н.Д. Формирование профессиональных стандартов и их сопряженность с образовательными стандартами. - М.: ИПР СПО, 2003. - С. 49-64.

3. Даурова Х.М. Система образования объединенной Германии. - Майкоп, 2002. - С. 31.

4. Глазунов А.Т. Британская профшкола. - М.: Издат. центр АПО, 2002. - С. 75.

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.