Научная статья на тему 'Преемственность школы и педвуза в профессиональной подготовке учителя-словесника'

Преемственность школы и педвуза в профессиональной подготовке учителя-словесника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧИТЕЛЬ-СЛОВЕСНИК / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO LEARNING / NETWORK INTERACTION / LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василькина Любовь Васильевна, Бирюкова Ольга Ивановна

Филологический факультет МГПИ им. М.Е. Евсевьева является местом обмена опытом и обсуждения актуальных проблем, связанных с введением новых стандартов для учителей, руководителей школ, их заместителей, ведущих специалистов управления образованием. Данная статья посвящена вопросам взаимодействия образовательных организаций в системе непрерывного филологического образования. Взаимодействие постепенно приобретает характер сотрудничества: образовательные учреждения делают запросы по организации и проведению мероприятий, демонстрируют результаты совместной работы с вузом на планируемых мероприятиях. Многие из проводимых мероприятий имеют резонанс в профессиональной среде республики, вызывают интерес педагогической общественности и становятся регулярными (цикл семинаров-практикумов, мастер-классы и др.). Научно-практические организационные формы совместной работы позволяют реализовывать деятельность консультативного, экспертно-диагностического, методического характера, а также обобщать передовой педагогический опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION BETWEEN SCHOOL AND PEDAGOGICAL INSTITUTE IN VOCATIONAL TRAINING OF LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS

The philological faculty of the Mordovian State Pedagogical Institute named. M.E. Evseviev is a platform for exchange of experience, discussion of topical problems concerning the introduction of new standards for teachers, school heads, their deputies, leading specialists of education management. This article is devoted to the questions of interaction between educational institutions in the system of continuous linguistic education. The interaction gradually takes on the character of the cooperation (educational institutions make requests for the organization of activities and events that demonstrate the results of joint work with the University). A number of the events has a resonance in the professional environment of the Republic, is of interest to the teaching community, many activities have become regular (series of workshops, master classes, etc.). Conducted scientific and practical organizational forms of such collaboration enable to implement a consultative, expert and diagnostic, methodological support, as well as summarize the best educational experience.

Текст научной работы на тему «Преемственность школы и педвуза в профессиональной подготовке учителя-словесника»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ШКОЛЫ И ПЕДВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

ВАСИЛЬКИНА Любовь Васильевна - канд. филол. наук, доцент, декан филологического факультета, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевье-ва. E-mail: vasilkina_l@mail.ru

БИРЮКОВА Ольга Ивановна - д-р филол. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: olgbirukova@rambler.ru

АннотацияФилологический факультет МГПИ им. М.Е. Евсевьева является местом обмена опытом и обсуждения актуальных проблем, связанных с введением новых стандартов для учителей, руководителей школ, их заместителей, ведущих специалистов управления образованием. Данная статья посвящена вопросам взаимодействия образовательных организаций в системе непрерывного филологического образования. Взаимодействие постепенно приобретает характер сотрудничества: образовательные учреждения делают запросы по организации и проведению мероприятий, демонстрируют результаты совместной работы с вузом на планируемых мероприятиях. Многие из проводимых мероприятий имеют резонанс в профессиональной среде республики, вызывают интерес педагогической общественности и становятся регулярными (цикл семинаров-практикумов, мастер-классы и др.). Научно-практические организационные формы совместной работы позволяют реализовывать деятельность консультативного, экспертно-диагностического, методического характера, а также обобщать передовой педагогический опыт.

Ключевые слова: государственные образовательные стандарты, практико-ори-ентированный подход к обучению, сетевое взаимодействие, учитель-словесник

Для цитирования::ВасилькинаЛ.В, Бирюкова О.И. Преемственность школы и педвуза в профессиональной подготовке учителя-словесника // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 125-129.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует систему образования на обновление содержания и совершенствование технологии подготовки специалистов, способных осуществлять педагогическую работу с детьми в условиях внедрения разнообразных программ, вариативных форм и новых концептуальных основ, реализуемых в практике работы современных образовательных учреждений. На филологическом факультете МГПИ им. М.Е. Евсевьева созданы все необходимые условия для формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа и потребности в постоянном самообразовании.

В целях успешной адаптации выпускников на современном рынке труда факультет

126 Высшее образование в России • № 10, 2016

уделяет особое внимание реализации образовательных стандартов по трем совмещенным профилям («Русский язык. Литература», «Русский язык. История», «Русский язык. Родной языки литература»), а также предлагает дополнительные образовательные программы и программы профессиональной переподготовки. Кафедры филологического факультета отдают приоритет практико-ориентированным технологиям, смысл которых сводится к созданию комфортных условий обучения, когда студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Это прежде всего интерактивные технологии, использование которых предусматривает моделирование реальных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия: активно участвуя в процессе обучения, он следует своим индивидуальным маршрутом. Кроме того, все теоретические дисциплины, дисциплины по выбору, факультативные курсы, интегрирующие лабораторные практикумы формируют практико-ориентированные компетенции студентов. В содержании всех без исключения теоретических курсов выделены разделы, модули, темы, представленные в школьных программах; в рабочих программах дисциплин даны методические рекомендации по их изучению в системе базового и профильного образования. Создаются варианты авторской разработки УМКД теоретических дисциплин в диалоге преподавателя-теоретика и преподавателя-методиста как в бакалавриате, так и в магистратуре.

Особая роль при обучении студентов отводится всем видам практики - учебной и производственной (педагогической, преддипломной, летней педагогической). На филологическом факультете МГПИ сложились определенные традиции практического овладения студентами опытом профессиональной педагогической деятельности при освоении образовательных программ.

Сегодня скорректированы содержание и организация профессиональной практической подготовки студентов в связи с введением профильного обучения в старшей школе и новыми формами государственной аттестации выпускников школ, разработаны формы и методы анализа эффективности педагогической деятельности студентов-практикантов, создана система критериев оценки профессиональной (психолого-педагогической, предметной, методической) подготовки студентов, определены способы взаимодействия с органами управления образованием и образовательными учреждениями. Кроме того, внедрена дистанционная поддержка практик, позволяющая обеспечить адресную методическую, теоретическую, психологическую и информационную помощь студентам на период практики; созданы экспериментальные группы из наиболее успешных студентов 3-5-х курсов для прохождения непрерывной практики в качестве репетиторов, руководителей кружковой работы, консультантов исследовательской деятельности учащихся; при кафедрах работают методические комиссии по проектированию содержания, технологий проведения и контролю практик.

Эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит и от решения проблемы организационно-педагогической совместимости учебного процесса и внеурочной деятельности. Формы и виды сотрудничества филологического факультета со школами города Саранска и Республики Мордовия - самые разнообразные и достаточно разносторонние. Прежде всего - это организация методической работы с педагогической общественностью: проведение мастер-классов, научно-методических семинаров, круглых столов, методических вебинаров, лекториев. Традиционно осуществляется научное консультирование учителей-словесников по разработке учебных планов и программ в контексте федеральных образовательных стандартов второго поколения, по актуальным проблемам преподавания

дисциплин филологического цикла. Кроме того, преподаватели факультета осуществляют руководство постоянно действующим городским методическим семинаром учителей-словесников, работают в качестве председателей и членов жюри научной конференции «Школа - науке 21 века», всероссийского конкурса «Одаренные дети », республиканского и городского этапов конкурса «Учитель года». Ведущие преподаватели факультета - председатели и члены республиканских экспертных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по литературе, по русскому языку, республиканской комиссии по проверке итогового сочинения (изложения). Ежегодно преподавателями филологического факультета разрабатываются и апробируются задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Одним из направлений деятельности филологического факультета является подготовка учителей родного (мордовского, татарского) языка и литературы для национальных школ Республики Мордовия и Поволжья. Педагогический коллектив факультета осознает ответственность за сохранение и развитие самобытной культуры, языка и традиций мордовского народа, способствующих формированию межнационального согласия. Так, в программу подготовки студентов всех направлений и профилей органично входит дисциплина «Языкикультура мордовского народа», предполагающая знакомство с мордовскими (мокшанским / эрзянским) языками в контексте национальной культуры. Это дает возможность готовить специалистов, обладающих всесторонними знаниями о своем народе и умеющих передавать их в процессе профессиональной деятельности. Факультет тесно сотрудничает с национальными школами Республики Мордовия и Поволжья. Потребность в учителях мордовского языка и литературы в образовательных учреждениях Республики Мордовия и за ее пределами повлекли разработку и внедрение программы переподготовки кадров «Учитель мордовского (мокшанского/эрзянского) языка и литерату-

ры », которая пользуется большим спросом у педагогов, не имеющих специального филологического образования. Слушателями программы стали учителя, преподающие мордовский язык, из Оренбургской области, из Башкирии и других регионов России.

Филологический факультет давно взял курс на кардинальное обновление содержания и форм организации образовательного процесса. В 2015 г. в рамках реализации Федеральной программы модернизации педагогического образования на 20142017 гг. на базе филологического факультета были экспериментально апробированы модули «Проектирование образовательной деятельности в средней школе» (разработчик - Московский городской педагогический университет) и «Методическая и контрольно-оценочная деятельность учителя-филолога» (разработчик - Северный (Арктический) федеральный университет). В эксперименте приняли участие как магистранты, обучающиеся по программе «Литературное и философское образование », так и студенты 3-го курса бакалавриата (профили «Русский язык. Литература », «Русский язык. История») [1]. Каждый из модулей представлял собой практико-ори-ентированную теоретическую единицу, направленную не столько на освоение теоретических дисциплин, сколько на конкретные виды педагогической деятельности и

128 Высшее образование в России • № 10, 2016

на формирование конкретных трудовых действий. Так, участие магистрантов в апробации модуля началось и закончилось практикой, что, с одной стороны, «ломало» традиционную логику обучения, а с другой - оказалось важнейшей мотивацией для изучения заявленных теоретических дисциплин, позволило им «актуализировать и проблематизировать современную школьную реальность » [2, с. 201]. В течение всего периода апробации модуля проводился тщательный анализ используемых технологий, содержания обучения, взаимодействия преподавателей вуза, учителей-предметников и магистрантов.

Положительным моментом в реализации обозначенных модулей считаем использование не только новых форм организации учебной деятельности студентов, но и новой формы итоговой аттестации. Если каждая изученная дисциплина в модуле «Проектирование образовательной деятельности в средней школе» заканчивалась согласно учебному плану зачетом или экзаменом, то сам модуль - единым междисциплинарным экзаменом, максимально приближенным к реальным условиям работы учителя-словесника: это решение кейс-задач и защита проекта.

Сегодня внесены изменения в учебный план подготовки учителей-словесников, в программуитоговой государственной аттестации, в программы практик, ориентирующие процесс обучения на подготовку специалиста нового типа. Востребованным и в школе, и в вузе оказывается не теоретик, а специалист-практик, умеющий самостоятельно решать поставленные перед ним производственные задачи и обладающий практико-ориентированными компетенциями, сформированными трудовыми действиями, способный к творческому преобразованию действительности, а также к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию [3].

В системе взаимодействия между школой и филологическим факультетом прочным звеном является Консультативно-об-

разовательный центр для учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений МОУ Республики Мордовия - постоянно действующее структурное подразделение филологического факультета, созданное в пространстве Научно-образовательного комплекса при МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Консультативный центр осуществляет координацию деятельности кафедр филологического факультета в сфере научно-методического консультирования школьников и учителей русского языка и литературы по проблемам школьного филологического образования и выступает как научно-экспериментальная площадка, позволяющая апробировать инновационные технологии предметно-развивающей среды развития ребенка, а также как учебно-производственная площадка для формирования профессионально-педагогических компетенций будущих педагогов. Центр оказывает услуги воспитательно-образовательного характера для школьников, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляет обширный спектр услуг дополнительного образования.

На факультете активно функционирует учебно-исследовательская Школа филолога «Логос» как подразделение Малой школьной академии, целью которой является формирование лингвистических и литературоведческих знаний будущих абитуриентов, обеспечение профильной подготовки выпускников для поступления в вуз. Деятельность Школы направлена на развитие взаимодействия общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, органов образования с филологическим факультетом.

Концептуальным положением формирования стратегии развития комплекса «школа - вуз» является соотношение фундаментальности и профессиональной специализации в подготовке кадров, что является приоритетным направлением работы филологического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.

Литература

1. Василькина Л.В., Карабанова Н.В. Опыт

экспериментальной деятельности в рамках апробации модуля «Методическая и контрольно-оценочная деятельность учителя-филолога» // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 85-89.

2. Савенков А.И, Львова А.С, Вачкова С.Н.,

Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 197-206. 3. Бирюкова О.И. Педагогическое образование сегодня: от теории к практике // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 77-81.

Статья поступила в редакцию 23.08.16.

SUCCESSION BETWEEN SCHOOL AND PEDAGOGICAL INSTITUTE IN VOCATIONAL TRAINING OF LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS

VASILKINA Lubov V. - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Dean of the Faculty of Philology, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. Saransk, Russia. E-mail: vasilkina_l@mail.ru

BIRYUKOVA Olga I. - Dr. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Department of Literature and Methods of Teaching Literature, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. Saransk, Russia. E-mail: olgbirukova@rambler.ru

Abstract. The philological faculty of the Mordovian State Pedagogical Institute named. M.E. Evseviev is a platform for exchange of experience, discussion of topical problems concerning the introduction of new standards for teachers, school heads, their deputies, leading specialists of education management. This article is devoted to the questions of interaction between educational institutions in the system of continuous linguistic education. The interaction gradually takes on the character of the cooperation (educational institutions make requests for the organization of activities and events that demonstrate the results of joint work with the University). A number of the events has a resonance in the professional environment of the Republic, is of interest to the teaching community, many activities have become regular (series of workshops, master classes, etc.). Conducted scientific and practical organizational forms of such collaboration enable to implement a consultative, expert and diagnostic, methodological support, as well as summarize the best educational experience.

Keywords: state educational standards, practice-oriented approach to learning, network interaction, language and literature teacher

Cite as: Vasilkina, L.V., Biryukova, O.I. (2016). [Succession Between Schools and Pedagogical Institute in Vocational Training of Language and Literature Teacher]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 125-129. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Vasilkina, L.V., Karabanova, N.V. (2015). [Experience in Experimental Activities Within the Testing Module «Methodological, Control and Evaluation Activities of the Teacher-Philologist]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3 (23), pp. 85-89. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Savenkov, A.I., L'vova, A.S., Vachkova, S.N., Lubchenko, O.A., Nikitina, E.K. (2014). [Training of

Teachers Magistracy of the New Generation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 19. No. 3, pp. 197-206. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Biryukova, O.I. (2015). [Teacher Education Today: From Theory to Practice]. Gumanitarnye nauki

i obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3 (23), pp. 77-81. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 23.08.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.