Научная статья на тему 'Преемственность процесса воспитания в профессиональной подготовке молодежи'

Преемственность процесса воспитания в профессиональной подготовке молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тогаев Голиб Шарипович

В статье рассматриваются вопросы преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем, как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность процесса воспитания в профессиональной подготовке молодежи»

Список литературы

1. Ахундова Р.С. Морфофункциональные критерии отбора в женском спорте / Р.С. Ахундова, Ш.А. Машедова, И.А. Рутсамова и др. // Современная морфология - физической культуре и спорту. М., 1987. С. 15-27.

2. Сологуб В.В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок: Автореф. дис. канд. биол. наук. Харьков, 1989. 20 с.

3. Кошбахтиев И.А., Эрдонов О.Л. Использование мониторов сердечного ритма для оценки соревновательной и тренировочной нагрузки при подготовке спортсменок высокой квалификации по мини-футболу. / И.А. Кошбахтиев, О.Л. Эрдонов // Журнал Ташкент «Фан-спортга», 2009. № 2. С. 21-27.

4. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Спорт и сердце. / С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская // Москва: «Физкультура и спорт», 1961. 40 с.

5. Озолин Н.Г. Легкая атлетика: Учебник / под общей редакцией Н.Г. Озолитна, Д.П. Маркова 2-е издание. М.: «Физкультура и спорт», 1972. 672 с.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов // К.: Олимпийская литература, 2004. 808 с.

7. Федоров Л.П. Научно-методические основы женского спорта: Учебное пособие / Л.П. Федоров. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. 54 с.

8. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: Монография / Н.А. Фомин. М.: Теория и практика физ. Культуры, 2003. 383 с.

9. Шахлина Л.Г. Индивидуальный подход как одно из направлений совершенствования системы спортивной тренировки женщин / Л.Г. Шахлина // Материалы IV международной научной конференции. Катовице, 1997. С. 506-515.

10. Эрдонов О.Л. Сердце и физическая активность, средства мониторинга подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом: монография / О.Л. Эрдонов. Карши: «Насаф», 2011. 114 с.

11. Ягунов С.А., Старцева Л.Н. Спортивная тренировка женщин / С.А. Ягунов, Л.Н. Старцева // М.: Медгиз, 1959. 173 с.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ

Тогаев Г.Ш.

Тогаев Голиб Шарипович - ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем, как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи.

Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, преемственность.

Стержнем преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем является трудовое воспитание учащейся молодежи, обязательное условие которого непосредственное участие школьников в общественно полезном и производительном труде. Для обеспечения требования преемственности между школой и профессиональным образовательным учреждением должен стать процессом

подготовки школьников к труду и на уроках общеобразовательных предметов, на факультативах и кружковых занятиях. В настоящее время общеобразовательная школа в сфере дополнительного образования может практически осуществить многие положения преемственности в воспитании молодого поколения. Так, через различные виды дополнительного образования школа может разрабатывать и осуществлять комплексные программы подготовки учащихся к трудовой жизни, обеспечивать постепенный переход школьников в мир труда, в систему среднего специального профессионального образования.

Преемственность в воспитании младших специалистов в профессиональном колледже. Воспитание младших специалистов в профессиональном колледже в значительной мере опирается на качества человека, сформированные в общеобразовательной школе. В профессиональном колледже личностные качества развиваются, дополняются новым содержанием, характерным для конкретной профессии и будущей трудовой деятельности. Для профессионального становления учащихся в настоящее время особенно важно воспитание творческого отношения к труду. Это качество может сформироваться в такой деятельности, когда обучаемые самостоятельно, по собственной инициативе вносят усовершенствования в технологический процесс, организацию рабочего места, существующую технику. Важны здесь не только экономические выгоды, но и сам процесс творчества, его проявление как начало формирования предприимчивости и целеустремленности в труде [2].

Традиционные формы воспитательной работы в профессиональным колледже (групповые часы, собрания, кружки, творческие группы, конкурсы, техническая пропаганда, профессиональное просвещение, секции, клубы по интересам, инициативные группы, конкурсы, встречи с представителями предприятий, общественности, экскурсии, викторины и др.) должны дополняться другими формами деятельности, адекватными требованиям рыночной экономики. При этом в центре внимания стоит задача — воспитать у учащихся профессиональное поведение — умение работать в бригаде, в коллективе, в условиях бригадного подряда, хозрасчета.

Преемственность в воспитании учащихся между профессиональным колледжем и предприятием представляет систему педагогических, психологических и организационных действий, направленных на обеспечение условий для формирования личностных качеств, позволяющих человеку осуществить плановый переход из профессионального колледжа к профессиональному труду на производстве. Такая преемственность предполагает наличие у учащихся определенных качеств и профессиональных знаний, навыков и умений для успешного прохождения социально-психологической и профессиональной (производственной) адаптации.

Необходимый элемент преемственности в воспитании учащихся на производстве — включение выпускников колледжа в систему повышения квалификации кадров на производстве с целью получения ими высших тарифных разрядов и выдвижения на руководящие должности. Выпускников, достигших высокого профессионального уровня, предприятие может рекомендовать как лучших специалистов для работы в колледже в качестве мастеров производственного обучения [1].

Таким образом, в профессиональной педагогике преемственность — это иерархическая система воздействий, в которой процесс формирования личностных и профессиональных качеств у человека представлен двумя уровнями: «нижние» уровни целей воспитания конкретизируют цели более «высокого» уровня воспитания. Обеспечение согласованности между разными уровнями целей воспитания является задачей каждого преподавателя работающего в системе профессионального образования.

Список литературы

1. Жуков Г.Н. и др. Основы общей и профессиональной педагогики. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Гардарики, 2005. 382 с.

2. Магзумов П.Т. Педагогические основе трудового становления личности школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. Ташкент, 1991. 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.