Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" И "НЕОНАТОЛОГИЯ"'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" И "НЕОНАТОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛИТЕТ / ОРДИНАТУРА / ПЕДИАТРИЯ / ДЕТСКАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова И.Л., Демяненко А.Н., Цветная И.Н.

В статье рассматривается вопрос преемственности преподавания детской эндокринологии на этапах обучения по программе специалитета и подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Педиатрия» и «Неонатология». Проведено анкетирование анонимное анкетирование студентов 5 курса педиатрического факультета, ординаторов-педиатров и ординаторов-неонатологов относительно качества преподавания и усвоения материала раздела «детская эндокринология». Анализ анкетирования студентов по оценке качества преподавания раздела «детская эндокринология» показал, что 90% оценили уровень подачи материала и его доступность на «отлично», 10% - на «хорошо» (p<0,05), при этом все опрошенные считают, что полученные знания будут полезны в их дальнейшей деятельности. Установлено, что изучение раздела детской эндокринологии в рамках подготовки по программам ординатуры по специальности «Педиатрия» и «Неонатология» является необходимым и знания, приумноженные в ординатуре по этому направлению, будут способствовать более высокому уровню профессионализма и компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова И.Л., Демяненко А.Н., Цветная И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF TEACHING PEDIATRIC ENDOCRINOLOGY AT THE STAGES OF TRAINING ON THE PROGRAM OF SPECIALTY IN THE SPECIALTY OF PEDIATRIC AND TRAINING OF HIGHER QUALIFIED STAFF IN SPECIALTY IN PEDIATRICS AND NEONATHOLOGY

The article discusses the issue of the continuity of teaching pediatric endocrinology at the stages of training under the specialty program and training highly qualified personnel in residency in the specialty "Pediatrics" and "Neonatology". Anonymous survey of 5th year students of the pediatric faculty, pediatric residents and neonatologists regarding the quality of teaching and assimilation of the material of the section "pediatric endocrinology" was carried out. Analysis of the questionnaire survey of students to assess the quality of teaching in the section "Pediatric Endocrinology" showed that 90% assessed the level of presentation of the material and its availability as "excellent", 10% - as "good" (p <0.05), while all respondents believe that that the knowledge gained will be useful in their future activities. It has been established that the study of the section of pediatric endocrinology in the framework of training for residency programs in the specialty "Pediatrics" and "Neonatology" is necessary and the knowledge multiplied in the residency in this area will contribute to a higher level of professionalism and competence.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" И "НЕОНАТОЛОГИЯ"»

УДК 616.43-053.2:378.17(07.07) DOI: 10.37963/SMA.2021.4.144

^ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» И «НЕОНАТОЛОГИЯ»

Алимова И.Л., Демяненко А.Н., Цветная И.Н.

Смоленский государственный медицинский университет

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.alex-glam@mail.ru - Демяненко А.Н.

Резюме. В статье рассматривается вопрос преемственности преподавания детской эндокринологии на этапах обучения по программе специалитета и подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Педиатрия» и «Неонатология».

Проведено анкетирование анонимное анкетирование студентов 5 курса педиатрического факультета, ординаторов-педиатров и ординаторов-неонатологов относительно качества преподавания и усвоения материала раздела «детская эндокринология». Анализ анкетирования студентов по оценке качества преподавания раздела «детская эндокринология» показал, что 90% оценили уровень подачи материала и его доступность на «отлично», 10% - на «хорошо» (p<0,05), при этом все опрошенные считают, что полученные знания будут полезны в их дальнейшей деятельности. Установлено, что изучение раздела детской эндокринологии в рамках подготовки по программам ординатуры по специальности «Педиатрия» и «Неонатология» является необходимым и знания, приумноженные в ординатуре по этому направлению, будут способствовать более высокому уровню профессионализма и компетентности.

Ключевые слова: преемственность, специалитет, ординатура, педиатрия, детская

эндокринология

CONTINUITY OF TEACHING PEDIATRIC ENDOCRINOLOGY AT THE STAGES OF TRAINING ON THE PROGRAM OF SPECIALTY IN THE SPECIALTY OF PEDIATRIC AND TRAINING OF HIGHER QUALIFIED STAFF IN SPECIALTY IN PEDIATRICS AND NEONATHOLOGY

Alimova I.L., Demyanenko A.N., Tsvetnaya I.N.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, st. Krupskaya, 28.

alex-glam@mail.ru - Demyanenko A.N.

Summary. The article discusses the issue of the continuity of teaching pediatric endocrinology at the stages of training under the specialty program and training highly qualified personnel in residency in the specialty "Pediatrics" and "Neonatology".

Anonymous survey of 5th year students of the pediatric faculty, pediatric residents and neonatologists regarding the quality of teaching and assimilation of the material of the section "pediatric endocrinology" was carried out. Analysis of the questionnaire survey of students to assess the quality of teaching in the section "Pediatric Endocrinology" showed that 90% assessed the level of presentation of the material and its availability as "excellent", 10% - as "good" (p <0.05), while all respondents believe that that the knowledge gained will be useful in their future activities. It has been established that the study of the section ofpediatric endocrinology in the framework of training for residency programs in the specialty "Pediatrics" and "Neonatology" is necessary and the knowledge multiplied in the residency in this area will contribute to a higher level of professionalism and competence.

Key words: continuity, specialty, residency, pediatrics, pediatric endocrinology

Введение. Динамика развития современного общества диктует необходимость непрерывного образования человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому в основе концепции образования лежит принцип непрерывности, который предполагает связь и последовательность специальной профессиональной подготовки [3,4,6]. Принцип преемственности в образовании предусматривает организацию изучения предмета, при которой, ранее изученное органично связывается и в комплексе применяется для теоретического освоения и практического применения нового материала. Это касается и такого раздела медицины, как детская эндокринология [4,6].

В настоящее время отмечается рост заболеваемости эндокринной патологией, преимущественно за счет увеличения распространённости сахарного диабета, в том числе, у детей и подростков [7]. Эндокринные заболевания представляют собой важную медико-социальную проблему,

- 89 -

так как дебют многих приходится на детский возраст, приводя к ранней инвалидизации, и тем самым, снижая качество жизни пациентов [5]. На протяжении своей профессиональной деятельности врач любой специальности обязательно в той или иной мере будет сталкиваться с пациентами эндокринологического профиля, поэтому студентам и ординаторам медицинского университета за время обучения необходимо успешно освоить профессиональные компетенции, необходимые для дальнейшей работы с такими пациентами.

Цель работы: оценить преемственность преподавания детской эндокринологии на этапах обучения в ВУЗЕ и постдипломной подготовки.

Методика. Проведено анонимное анкетирование 80 студентов 5 курса педиатрического факультета, 30 ординаторов-педиатров и 16 ординаторов-неонатологов относительно качества преподавания и усвоения материала раздела «детская эндокринология». Статистическая обработка проводилась с помощью программы Statisticа 7.0 (StatSoft 2009). Для подсчета уровня значимости бинарных показателей использовался критерия Хи-квадрат и критерий Фишера. За критический уровень значимости принимали р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Согласно учебного плана, студенты педиатрического факультета изучают раздел «детская эндокринология» в рамках дисциплины «Факультетская педиатрия, эндокринология» на 5-м курсе, на освоение которой отведено 40 часов практических занятий и 10 часов лекционного курса. В ходе изучения дисциплины рассматриваются вопросы этиопатогенеза, клинических проявлений, диагностики и лечения сахарного диабета 1 типа, ожирения, заболеваний щитовидной железы, надпочечников, патологии роста и пола, а также неотложные состояния при эндокринных заболеваниях. Наряду с курацией пациентов и оформления учебной истории болезни, студенты осваивают методики оценки физического и полового развития ребенка, техники введения инсулина, подсчета хлебных единиц, проводят оценку гормонального статуса пациента.

При анализе анонимного анкетирования студентов по оценке качества преподавания раздела «детская эндокринология» большинство опрошенных 72(90%) оценили уровень подачи материала и его доступность на «отлично», 8(10%) - на «хорошо» (p<0,05), при этом все опрошенные считают, что полученные знания будут полезны в их дальнейшей деятельности. Наиболее сложными темами при изучении дисциплины студенты считают «Патологию пола» (59(74%)), а также «Заболевания надпочечников» (18(22%), p<0,05%), что, вероятно, обусловлено трудностями в понимании основ регуляции деятельности желез внутренней секреции.

В рамках подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры по направлениям «Педиатрия» и «Неонатология» на кафедре также изучаются вопросы детской эндокринологии, так как наряду с детской кардиологией, которую традиционно ординаторы считают сложным разделом педиатрии, 15(42%) опрошенных отмечают трудности при изучении раздела детской эндокринологии.

Целью обучения в ординатуре является систематизация всего объема знаний, полученного на додипломном этапе обучения, совершенствование практических навыков, отработка навыков неотложной помощи по всем нозологическим формам. Ординаторы-неонатологи изучают аспекты «неонатальной эндокринологии», где рассматриваются вопросы неонатального скрининга и ранней диагностики врожденного гипотиреоза, врожденной дисфункции коры надпочечников (ВДКН), а также нарушений минерального и углеводного обменов. При опросе врачей-ординаторов, проходящих обучение по направлению «Неонатология», наибольшие трудности вызывают вопросы терапии неотложных состояний в сравнении с другими темами, в частности при ВДКН (7(45%), p<0,05).

Клинические ординаторы, обучающиеся по специальности «Педиатрия», подробно изучают вопросы дифференциальной диагностики различных форм диабета, курируют пациентов с данной патологией, с детскими эндокринологами проводят расчет доз инсулинотерапии, оказывают помощь в проведении занятий в школе сахарного диабета. С широким внедрением молекулярно-генетического обследования в настоящее время доступно определение наследственных форм сахарного диабета, поэтому наряду с полученными знаниями о сахарном диабете 1 типа на 5-м курсе, ординаторы успешно дифференцируют его с другими типами диабета [7]. С внедрением высокотехнологичной медицинской помощи стала доступна помповая инсулинотерапия, поэтому наряду с подбором базисно-болюсной инсулинотерапии, азы которой были получены на 5-м курсе, ординаторы-педиатры участвуют в постановке и настройке инсулиновых помп, а также осваивают современные методы непрерывного мониторинга гликемии [2,5].

Патология роста занимает одно из ведущих мест среди эндокринных заболеваний детского возраста и является одним из важных клинических симптомов нарушений гипоталамо-гипофизарной системы у детей. В рамках специалитета студенты изучают причины низкорослости, критерии постановки диагноза, препараты для лечения. Ординаторы, курируя пациентов с таким диагнозом, совместно с врачом назначают комплексное обследование для диагностики различных форм низкорослости, определяют костный возраст пациентов, оценивают результаты стимуляционных проб, а при соматотропной недостаточности проводят расчет доз гормона роста.

При опросе ординаторов-педиатров наибольшие трудности вызывают вопросы терапии неотложных состояний при сахарном диабете (17(57%)), в сравнении с другими темами (заболевания щитовидной железы - 4 (13%), надпочечниковая недостаточность-6 (20%), 3(10%), р<0,05), поэтому в лекционный материал включены вопросы дифференциальной диагностики и лечения диабетических ком. Традиционно теория подкрепляется практикой и в отделении реанимации ординаторы проводят расчет регидратационной, инсулинотерапии и коррекции электролитных нарушений.

Заболевания щитовидной железы и их осложнения представляют интерес для врачей разных специальностей. Широкая распространенность различных форм патологии щитовидной железы на территории России, обусловленная наличием эндемических очагов, настоятельно диктует необходимость изучения методов их диагностики и способов лечения. В рамках специалитета студентами изучаются диффузный нетоксический и токсический зоб, врожденный гипотиреоз. Ординаторы-педиатры в клинической практике проводят дифференциальную диагностику заболеваний щитовидной железы, в частности приобретенного гипотиреоза, с соматической и хирургической патологией, так как врачам в интересах ранней и достоверной диагностики не следует ограничиваться представлениями о типичной клинической картине гипотиреоза, описанной в учебниках, поскольку гипофункция щитовидной железы может проявляется атипичными, субклиническими формами [1]. Так при опросе ординаторов, 82% опрошенных считают, что изучение этого раздела эндокринологии наравне с изучением сахарного диабета, полезнее для их дальнейшей работы, в сравнении с темами «Патология надпочечников» (18%) и «Патология пола» (22%) (р<0,05). При этом все опрошенные ординаторы ответили, что изучение раздела детской эндокринологии в рамках подготовки по программам ординатуры по специальности «Педиатрия» и «Неонатология» является необходимым и знания, приумноженные в ординатуре по этому направлению, будут способствовать более высокому уровню профессионализма и компетентности.

Заключение. Таким образом, принцип преемственности при преподавании раздела «детская эндокринология» на всех этапах обучения врача-педиатра и неонатолога позволяет формировать такие качества, как профессионализм и компетентность, что является неотъемлемой частью успешной профессиональной деятельности. Литература.

1. Алимова И.Л., Лабузова Ю.В. Маски тяжелого приобретенного гипотиреоза у детей дошкольного возраста. // Проблемы эндокринологии. - 2017. - Т. 63. - №2. - С. 117-120.

2. Демяненко А.Н., Алимова И.Л. Возможности применения систем суточного мониторирования гликемии в оценке компенсации углеводного обмена у детей и подростков, больных сахарным диабетом 1 типа. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2013. - Т. 12. - №

2. - С. 26-32.

3. Изможерова Н.В., Гайсина Е.Ф., Белоусов А.С. О преемственности преподавания медико-биологических и клинических дисциплин при реализации программ специалиста укрупнённой группы «Клиническая медицина». // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - Т.21. - №4. - С.12-17.

4. Камышникова И.О., Мелехов С.В. Преемственность преподавания терапевтической стоматологии на этапах обучения в ВУЗЕ и постдипломной подготовки.

// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 121-123. https://expeducatюn.ru/ru/artide/view?id=4733 (дата обращения: 29.09.2021).

5. Клинические рекомендации. Сахарный диабет 1 типа у детей. 2021г.

6. Михайленко Т.С. Преемственность в высшем образование: основные положения. // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Т.2. - №5. - С.1-5.

7. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями. / Под ред. И.И. Дедова и В.А. Петерковой. - М.: Практика, 2014. - 442 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.