УДК 378. 1
Войтюк Игорь Аркадьевич
Заведующий отделением психолого-педагогической реабилитации ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», \>о]Шк69@ bk.ru, с. Весёлая-Лопань, Белгородская обл.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНА ПОЛЯРНОСТИ
Voytyuk Igor Arkadievich
Head of a section of psychological and pedagogical rehabilitation RP1 «Rehabilitation center for children and teenagers with limited ability», [email protected], с. Весёлая-Лопань, Белгородская обл.
THE CONTINUITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF LAW OF POLARITY
Теория закона полярности имеет натурфилософские корни. Известно, что сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил. Это единство Шеллинг назвал «полярностью».
В педагогике в отличие от естественных наук это понятие стало использоваться сравнительно недавно не только как «свойство, состояние полярного, притяженье разноимённых и отвращенье одноимённых крайностей» [3, с. 269], но как «полярные отношения между противоположными полюсами одного и того же единства» [4, с. 70].
Например, Рудольф Штайнер рассматривает человеческое тело в морфологическом плане, как полярность нервной системы и органов чувств, с одной стороны, и системы обмена веществ, с другой. Его идея функциональной и морфологической трёхчлености и основанное на ней понимание связи душевной, психической жизни с телом даёт возможность включить физиологический элемент внутрь педагогики, понять процессы обучения с точки зрения физиологии [6].
Мария Монтессори [11] считает, что существует духовный феномен, способный охватить всё сознание, как ребёнка, так и взрослых людей. Этот феномен является одним из постоянных аспектов процесса внутреннего становления человека. В ходе раскрытия сущности «поляризации внимания» М. Монтессори указывает на различные аспекты этого состояния, которое «достигается с помощью умения человека отстраниться от внешнего мира» [Там же, с. 30 ].
В этой связи следует упомянуть Эрнста Крика, который говорит, что человек, как личность это замкнутое целое, состоящее из тела, души и духа, которые находятся в полярных напряжениях по отношению друг к другу, не нарушая, однако при этом единства. Для Крика определённый человек
не является автономной единицей, но членом общества. Его отношения с обществом подчинены тем же законам полярности, непрерывности и совпадения [7].
Таким образом, закон полярности («двойственности» [3, с. 269]), «перво-напряжения» [9, с. 353]) физического и духовного находит свой отклик в педагогике.
Если учесть, что этот закон, как отмечает А. И. Ерёмкин, в школьной практике «проявляется на каждом шагу: ученик - ученица, учитель - ученик, знание - не знание, цель воспитания - конечный результат, научное знание - житейское знание, урочная работа - самостоятельная работа, биологические факторы - социальные факторы и т. д.» [4, с. 72], то можно представить, как обязательное школьное обучение неизбежно поляризует общество.
В ходе нашего исследования внимания заслуживает тот факт, что «двойственность» является не только первичным структурным свойством полярных отношений, например, между учеником и учителем, или учителем и родителем, как «полярно противоположными силами» [5, с. 50], но изменяемым выражением их коррелятивных отношений, в которых участвуют многие факторы.
А. Цирюльников считает, что «такое ведь не каждый день случается, может быть, раз в сто лет, чтобы учитель перешёл на позицию родителя, родитель - учителя, и всё это объединилось в одних лицах. И легко снялось вечное противоречие между семьёй, школой, обществом и государством» [13, с. 19]. В данном случае речь идёт о культурно-образовательной инициативе. А. Цирюльников противопоставляет современную школу шаманской школе, ещё помнящей про «круг сердца», по которому «живут творцы - у якутов это кузнецы, шаманы и богатыри. И дети до пяти лет...» [Там же, с. 61].
Однако возникает вопрос: каким образом коррелируют духовный и физический уровни или мы рассматриваем их полярность как первичную структуру, благодаря которой «бессознательное бытие только может, и то не иначе, как мало по малу, обратиться в сознание» [8, с. 4].
В рамках данной статьи мы предполагаем, что «круг сердца» (интуиция) - это и есть духовный уровень бессознательного бытия, который чем-то напоминает сказанное Н. С. Лесковым в его произведении «Левша»: «наша наука простая: по Псалтырю, да по Полусоннику» [10, с. 382]. Известное литературное высказывание позволяет отчётливее в отличие от научного объяснения представить, например, преемственность обучения, взаимосвязанную с вышеупомянутыми уровнями, в контексте полярности. Однако представить с точки зрения понятия информации, как педагогического феномена, имеющего фундаментальное значение, а не только в значении «утренних свежих газет». Об этом мы скажем дальше.
Например, выходец из крестьян в XIX веке при всей своей природосоо-бразности, поработав несколько лет «в мальчиках» (мытьё посуды, уборка
в зале и на кухне), при удаче, вскоре мог стать «шестёркой» (официантом заурядного трактира) и не более того. Однако, если бы крестьяне-отходники «из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то им было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник» [10, с. 382]. В этом случае интуиция, как утверждает В. В. Краевский, была бы единственно, как непосредственное знание, которое порождалось бы во взаимодействии деятеля с объектом (учителя с учеником).
На наш взгляд, с одной стороны это яркий пример корреляции духовного и физического уровней, т. е. интуиция становится на позицию непосредственного знания, благодаря полярным отношениям учителя и ученика.
С другой - интерес вызывает тот факт, что интуиция, которая предположительно сопоставима с «Мпете» [11] как памятью особого рода, которая исходит из темноты бессознательного, может фиксироваться в сознании с помощью таинственной сенсибилизации так, что внешне ничего незаметно.
Следует обратить внимание, что в обоих случаях духовный (интуитивный) уровень можно соотнести с внутренней информацией, а физический (непосредственное знание или сознание) - с внешней. При этом необходимо учитывать «определение внутренней информации как разнообразия возможностей (или просто разнообразия) системы и внешней информации как отражённого разнообразия» [2, с. 103].
Сошлёмся в исследовании на Гухмана В. Б., который считает, что информация может быть физичной в том же нетрадиционном смысле, в каком фи-зичен, например, ненаблюдаемый физический вакуум, единым фундаментальным принципом которого является ЕС8-концепция его универсальных поляризационных (фазовых) состояний. Он доказывает, что, если материя -философская категория, тем более таковой является информация как всеобщее фундаментальное отношение между формами (в том числе между материальными формами и сознанием) [2].
Поэтому мы согласны с А. И. Ерёмкиным в том, что в парадигме преемственности должны быть обозначены изначально две линии: во-первых, физическая, т. е. передача знания, имеющего отношение к сфере научного видения мира, а также и к сфере поведения человека в данном мире; во-вторых, духовная, т. е. всё то, что связанно с познанием сверхчувственного бытия человека [5].
Э. А. Баллер неслучайно пишет, что «преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания...» [1, с. 15]. Он вводит понятие поступательной и инволюционной преемственности, которая «в каждом конкретном случае отрицания сугубо специфична» [1, с. 21], и «в зависимости от направления развития меняет свой знак» [1, с. 40].
Исходя из вышесказанного, можно согласиться, что «полярность - это специфическая ориентация активности в пространстве» [12, с. 139]. Следовательно, траекторию преемственности определяет предположительно полярность тем, насколько она активна и сменой какого знака ориентирована.
Следует заметить, что в условиях реабилитации учащихся понятие инволюционной преемственности подразумевает создание нового качества обучения. Необходимо переструктурирование объекта для вновь поступательной диалектики, поскольку диалектический скачок уступает место педагогическому анжамбману (перенос, перескок), в нашей терминологии.
Таким образом, если мы говорим о современной парадигме преемственности, т. е. информационной (фундаментальной) взаимосвязи физического и духовного с одной стороны, и знаковое™ траектории преемственности с другой, то мы говорим о диалектическом скачке и противоположном ему педагогическом анжамбмане. Перенос (условно назад) образует педагогическое «первонапряжение», выраженное в динамике поиска устойчивого равновесия реабилитационной и общеобразовательной программ. Он ориентирует профессионально-педагогическую культуру педагога-реабилитолога, способного своими усилиями устранять (поляризовать) педагогический вакуум (неведение), т. е. менять направление определённых участков индивидуальной образовательной траектории учащегося в процессе реабилитации. Неслучайно «преемственность для каждого данного процесса будет всегда конкретно-отличной» [1, с. 21]. В результате возникает «двойственность», это единство прерывного и непрерывного в преемственности или информационном потоке, в нашем исследовании.
Надо заметить, И. В. Суханов в границах общественного прогресса первым разделил преемственность на потоки (в области производственнотехнических и экономических отношений, в области политических и правовых, нравственных, эстетических отношений, а так же в сфере социальных отношений - межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных). В каждом из этих потоков преемственности поколений действуют свои особые социальные механизмы, научное исследование которых, есть первая предпосылка сознательного управления процессом преемственности.
Экстраполируя идею И. В. Суханова, с педагогической точки зрения мы рассматриваем преемственность обучения в реабилитационном центре и общеобразовательной школе как информационный поток с множеством реабилитационных составляющих (биологическая, психологическая, социальная, культурологическая, общеобразовательная и т. д.). Эти составляющие определяют образовательные возможности в ретроспективной или перспективной программах реабилитационных услуг, предоставляемых учащемуся-реабилитанту, в нашей терминологии.
Мы не берём во внимание иерархичность преемственности в нагромождении «вертикалей» и «горизонталей». Единственно траектория информационной положительной направленности и инверсионно-информационной -отрицательной, позволяет сравнивать преемственность с поляризованным информационным потоком, вбирающий в себя всё многообразие философской и дидактической категоричности (определённости, безусловности).
Этот поток имеет обязательный «инверсионный след» (знания, умения, навыки и т. д.). Собственно на этот «след», по которому легко можно «най-
ти» учащегося, что бы оказать ему педагогическую помощь как реабили-танту, ориентируются организационно-педагогические условия полярной преемственности обучения школьника в системе «центр-школа». При этом в результате свободного выбора учащимся-реабилитантом своих образовательных возможностей, определяющих личную социальную ценность реабилитации, как образовательные ресурсы, создаётся новый подход к образованию. В данном случае «социальное обучение» [10, с. 192] выступает как «акт оказания помощи» [Там же с. 193] и является полярным по отношению к школьному обучению. Это подтверждает, что в условиях реабилитации, как и «в каждом педагогическом явление, в каждом участнике учебно-воспитательного процесса, всегда действует Закон полярности» [5, с. 50].
Более того «двойственность» преемственности обучения в нашем исследовании включает в себя как двухуровневую (духовную и физическую) полярность отдельно взятого объекта (учащегося), так и его полярное отношение как субъекта (реабилитанта) к педагогическому явлению, обусловленному процессом реабилитации.
Этот процесс с одной стороны всегда подразумевает педагогическое восстановление (сукцессию) непосредственных знаний учащегося-реабилитанта. Последний очень часто вследствие, например, глубокой физической травмы всего-навсего вспоминает утраченное во времени. С другой стороны, для учащегося (не обязательно реабилитанта) «весь смысл обучения состоит в том, что бы обеспечить выход подсознанию индивида во внешний мир» [4, с. 226 ].
Таким образом, закон полярности духовного (интуитивного) и физического (как непосредственное знание) уровней с точки зрения информации как педагогического феномена выступает видимым гарантом преемственности обучения в школьной практике, к которой можно отнести и прохождение курса реабилитации учащимся. Следует добавить, что в современной методической литературе понятие реабилитации часто употребляется в значении обучения. Это ещё раз говорит о единстве системы «центр-школа» и определяет дальнейшие перспективы исследования полярной преемственности обучения детей и подростков с ограниченными возможностями.
В этой связи, хотелось бы закончить статью высказыванием Карла Поппера, который замечает, что все предложенные диалектиками примеры выявляют одно - а именно то, что наш мир обнаруживает иногда определённую структуру, которую можно описать, пожалуй, с помощью слова «полярность».
Библиографический список
1. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры [Текст] / Э. А. Баллер ; Академия наук СССР, Ин-т философии. - М.: Изд-во «Наука», 1969. - 292 с.
2. Гухман, В. Б. Философская сущность информационного подхода [Текст]: дисс. ... докт. философ, наук / В. Б Гухман. - Тверь-Москва: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Тверской гос. техн. ун-т, 2001. - 399 с.
3. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / Владимир Даль: Т. 1-4. М.: Русский язык, 1978 - Т. 3. П. 1980. - 555 с.
4. Ерёмкин, А. И. Концепция человекоцентрической системы образования России: [Текст] монография / А. И. Ерёмкин. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. - 270 с.
5. Ерёмкин, А. И. Педагогика «поющих звёзд»: [Текст] монография /
A. И. Ерёмкин. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. - 286 с.
6. Загвоздкин, В. К. Педагогико-антропологические и дидактические аспекты процесса обучения Вальдорфской школы [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук/
B. К. Загвоздкин. - Москва: Московский городской психолого-педагогический ун-т, 2009.-22 с.
7. Крик, Э. Преодоление идеализма: основы расовой педагогики [Текст]/ Э. Крик ; пер. с нем. А. М. Иванов ; предисл. В. Б. Авдеев и А. М. Иваноа. - М.: Белые альвы, 2004. - 432 с.
8. Карус, Г. Сравнительная психология или история развития души на различных стадиях животного мира Г. Каруса [Текст] / Г. Карус ; пер. с нем. А. Смирнова. - М.: Изд. книготорговца Клавдия Шамова, 1867. - 207 с.
9. Краткая философская энциклопедия. [Текст] - М., Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.
10. Лесков, Н. С. Повести. Рассказы / Н. С. Лесков. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: «Олимп», 2002. - 683 с.
11. Основополагающие идеи педагогики Монтессори: из псиьменного наследия и сферы практической деятельности Марии Монтессори / сост.: П. Освальд, Г. Шульц-Бенеш. - Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. - 224 с.
12. Синнот, Э. Морфогинез растений [Текст] / Э. Синнот ; под ред. и пред. проф. И. Г. Серебрякова ; пер. с англ. Г. Л. Клячко-Гуревич и Н. Л. Клячко. - М.: Иностранная литература, 1963. - 603 с.
13. Цирюльников, А. Десять ночлегов с воином, шаманом и кузнецом: очерки по этнопедагогики [Текст] / А. Цирюльников. - СПб.: Искусство России, 2003. - 80 с. - (Сельская школа со всех сторон)