Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Е.А., Умнов В.П.

Цель исследования - выявить пути становления и развития высшего физкультурного образования в Карелии на основе исторического анализа. Методика и организация исследования. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития высшего образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. В рамках научной работы проведен анализ фондов Национального архива Республики Карелия, архивов Карельского государственного педагогического университета и Петрозаводского государственного университета. Результаты исследования и выводы. Материал, изложенный в статье, с одной стороны, отражает историю становления и развития высшего физкультурного образования в Республики Карелия в течение 65 лет, а с другой - это закономерный итог усилий коллектива преподавателей и студентов по популяризации профессии педагог по физической культуре и спорту, а также продвижению ценностей и идеалов здорового и активного образа жизни в нашей стране и, в частности, в Республике Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PHYSICAL EDUCATION SYSTEM INTEGRATION EXPERIENCE

Objective of the study was to analyze the regional physical education system development and integration experience of Karelia. Methods and structure of the study. The research methodology was designed to analyze objective historical records of the academic physical education and sports system progress with account of the specific historical and modern socio-cultural contexts, on materials of the National Archive of the Republic of Karelia, Karelian State Pedagogical University and Petrozavodsk State University. Results and conclusion. We analyzed in the study the academic physical education and sports system origins, growth vectors and modern progress in the Republic of Karelia for the last 65 years; and, on a more specific basis, practical experience of the Karelian State Pedagogical University and Petrozavodsk State University faculties and students in the efforts to promote the physical education and sports specialist training service in the context of healthy lifestyle values and priorities in the country on the whole and Republic of Karelia in particular.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

преемственность физкультурного образования на региональном уровне

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 25.11.2021 г.

Доктор исторических наук Е.А. Калинина1 Кандидат психологических наук, доцент В.П. Умнов1

петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

REGIONAL PHYSICAL EDUCATION SYSTEM INTEGRATION EXPERIENCE

Dr. Sc. Hist. E.A. Kalinina1

PhD, Associate Professor V.P. Umnov1

1 Petrozavodsk State University, Petrozavodsk

Информация для связи с автором: kalinka46@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить пути становления и развития высшего физкультурного образования в Карелии на основе исторического анализа. Методика и организация исследования. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития высшего образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. В рамках научной работы проведен анализ фондов Национального архива Республики Карелия, архивов Карельского государственного педагогического университета и Петрозаводского государственного университета.

Результаты исследования и выводы. Материал, изложенный в статье, с одной стороны, отражает историю становления и развития высшего физкультурного образования в Республики Карелия в течение 65 лет, а с другой - это закономерный итог усилий коллектива преподавателей и студентов по популяризации профессии педагог по физической культуре и спорту, а также продвижению ценностей и идеалов здорового и активного образа жизни в нашей стране и, в частности, в Республике Карелия.

Ключевые слова: высшее образование, педагогический институт, университет, факультет физической культуры, спорт.

Abstract

Objective of the study was to analyze the regional physical education system development and integration experience of Karelia.

Methods and structure of the study. The research methodology was designed to analyze objective historical records of the academic physical education and sports system progress with account of the specific historical and modern socio-cultural contexts, on materials of the National Archive of the Republic of Karelia, Karelian State Pedagogical University and Petrozavodsk State University. Results and conclusion. We analyzed in the study the academic physical education and sports system origins, growth vectors and modern progress in the Republic of Karelia for the last 65 years; and, on a more specific basis, practical experience of the Karelian State Pedagogical University and Petrozavodsk State University faculties and students in the efforts to promote the physical education and sports specialist training service in the context of healthy lifestyle values and priorities in the country on the whole and Republic of Karelia in particular.

Keywords: higher education, pedagogical institute, university, physical education department, sport.

Введение. Глобализация в сфере высшего образования в начале XXI века сочетается со стремлением учитывать локальные контексты, культурные, национальные, индивидуальные и групповые интересы. На этом фоне, пишет Г. Б. Корнетов, обостряется интерес к собственной истории [3]. Изучение диалектики становления и развития высшего физкультурного образования в Карелии позволяет создать представление о генезисе высшего физкультурно-профес-сионального образования в регионе, которое в настоящее время как социально-педагогическая структура является самостоятельной областью подготовки кадров.

Цель исследования - выявить пути становления и развития высшего физкультурного образования в Карелии на основе исторического анализа.

Методика и организация исследования. Методологическая основа исследования базируется на принципах исто-

ризма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития высшего образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст.

Источниковой базой для написания работы послужили фонды Национального архива Республики Карелия и архива Петрозаводского государственного университета, опубликованные и неопубликованные документы, материалы периодической печати, воспоминания ветеранов спорта, выпускников факультета физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. В 1956 г. при естественно-географическом факультете Карельского государственного педагогического института открывается отделение физического воспитания - первое высшее учебное учреждение по подготовке кадров учителей физической культуры для общеобразовательных школ Карелии. В 1962 г.

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

на отделении физвоспитания была создана кафедра теоретических основ физического воспитания, во главе которой стал М. П. Рохмистров, а затем Ю. П. Шлыков. В 1966 г. отделение физического воспитания было преобразовано в факультет физического воспитания приказом Министерства просвещения РСФСР от 22 ноября 1966 г № 285 [2]. Первым деканом стала Н. В. Воронова. В 1968 г. создается кафедра спортивных дисциплин, первым заведующим которой стал

A. Ф. Типсин. С этого времени в основном сложилась структура факультета.

Большое значение для становления и развития факультета имело открытие в 1961 г. загородной учебно-спортивной базы в с. Спасская Губа, на которой студенты овладевали учебным материалом по легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным и подвижным играм, а также по спортивному ориентированию и туризму. Важным событием в жизни факультета (да и института в целом) явилось открытие в 1981 г. учебно-спортивного комплекса, который включает в себя учебные аудитории, специализированные залы для занятий гимнастики, легкой атлетики с круговой 160-метровой беговой дорожкой с синтетическим покрытием, медицинский кабинет и научную лабораторию.

В 1995 г. на факультете была создана система непрерывного образования «Контакт»: задействованы спортивные классы средней общеобразовательной школы № 14 г. Петрозаводска, отделение физического воспитания Петрозаводского педагогического колледжа № 1 и факультет физической культуры КГПИ.

На протяжении многих лет факультет сохраняет хорошие контакты с Министерством по физической культуре и спорту Республики Карелия, постоянно принимает участие в разработке программ «Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия».

В 2008 г. впервые в СССР и Российской Федерации был проведен на базе Карельского педуниверситета Международный конгресс учителей физической культуры «Здоровье - в школы!». Инициатором и организатором выступил факультет (декан А. М. Воронов). Преподаватели факультета активно участвовали и в работе последующих II, III, IV, VI, VII Конгрессов. Во всех международных конгрессах «Здоровье в школы!», состоявшихся в Республике Карелия с 2008 г., участниками стали 3000 человек из 68 российских регионов и 15 стран [4].

За прошедшие годы факультетом подготовлено более 3000 специалистов высокой квалификации, подготовлено и защищено 30 кандидатских и три докторских диссертации. Выпускники факультета трудятся в различных звеньях физкультурно-спортивного движения Карелии, Российской Федерации, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Более 100 выпускников стали заслуженными работниками физической культуры и спорта, заслуженными тренерами и заслуженными работниками образования Республики Карелия и Российской Федерации [1].

Студенты и выпускники факультета внесли большой вклад в спортивную жизнь Республики Карелия, а также защищали спортивную честь Российской Федерации в составе национальных и молодежных сборных команд на международных соревнованиях. Среди них можно назвать: Т. Водолазову,

B. Назарову (Гренрос), О. Рокко, Н. Слесареву, Т. Шакшину (лыжные гонки); Ю. Иванова (прыжки на лыжах с трамплина) и многих других спортсменов.

Безусловно высшим достижением являются великолепные результаты В. Ларина, чемпиона XXXII летних Олимпийских игр 2020 в Токио, чемпиона Европы и мира (тхэквондо) и А. Баландина, чемпиона Европы и обладателя Кубка

мира в упражнении на кольцах, серебряного призера чемпионата мира, занявшего 4-е место на XXX летних Олимпийских играх 2012 в Лондоне (спортивная гимнастика).

Новая политико-экономическая система и демократизация социальных отношений создают благоприятные условия для различных преобразований и расширения спектра освоения студентами новых специальностей. 11 февраля 2013 г. вышел в свет приказ Министерства образования и науки РФ «О реорганизации ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия». После реорганизации в ПетрГУ на базе факультета образован Институт физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ), обеспечивающий подготовку по направлениям «Педагогическое образование» с профилями «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и по направлениям «Физическая культура для лиц с отклонениями в здоровье», «Туризм и гостиничное дело».

В 2017 г. в ИФКСиТ был впервые проведен набор на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура). Существенным преимуществом образовательной программы с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг является наличие Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ (директор Л. М. Киэлевяй-нен).

Важнейшим направлением в работе ИФКСиТ является организация научно-исследовательской деятельности. Одним из новшеств в научной работе в эти годы стала деятельность института в осуществлении международных грантов. Так, в 2013/2014 учебном году вместе с университетами Финляндии (Каяни, Оулу, Йоэнсуу, Миккели) были реализованы программы «Благополучие детей двух Карелий» (AHIC), «Двигайся здоровым» (ENPI CBC KARELIA), «Стимулирование молодежного и малобюджетного туризма на Севере России» (ENPI CBC KARELIA).

Выводы. Институт физической культуры, спорта и туризма устойчиво и динамично развивается в соответствии с требованиями времени. За годы функционирования в нем сложилась эффективная система высшего образования, позволяющая осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы физической культуры и спорта, востребованных не только в регионе, но и на всей территории страны.

Литература

1. Высшее физкультурное образование в Республике Карелия: 60 лет (1956-2016). Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2016. 144 с.

2. Карельский государственный педагогический университет в цифрах и фактах: 70 лет. Петрозаводск, 2001. 293 с.

3. Корнетов Г.Б. Постижение истории педагогики // Историко-пе-дагогический журнал. 2014. С. 47-68.

4. История проведения конгрессов по физической культуре // Международный конгресс учителей Физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни «ГТО в Школу» // https://phys.kspu.karelia.ru.

References

1. Vysshee fizkulturnoe obrazovanie v Respublike Kareliya: 60 let (19562016) [Higher physical education in the Republic of Karelia: 60 years (1956-2016)]. Petrozavodsk: KSPU publ., 2016. 144 p.

2. Karelskiy gosudarstvenny pedagogicheskiy universitet v tsifrakh i faktakh: 70 let [Karelian State Pedagogical University in figures and facts: 70 years]. Petrozavodsk, 2001. 293 p.

3. Kornetov G.B. Postizhenie istorii pedagogiki [Comprehension of history of pedagogy]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. 2014. pp. 47-68.

4. Istoriya provedeniya kongressov po fizicheskoy kulture [History of physical education congresses]. GTO v Shkolu [GTO to School]. International Congress of Physical Education Teachers and experts promoting healthy lifestyle https://phys.kspu.karelia.ru

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.