Научная статья на тему 'Предыстория и предпосылки создания Всемирной торговой организации, последствия вступления России в ВТО, влияние на Российский бизнес'

Предыстория и предпосылки создания Всемирной торговой организации, последствия вступления России в ВТО, влияние на Российский бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1326
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ГАТТ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ / WTO / GATT / ACCEDENCE / IMPLICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солуянов А. А.

В статье рассмотрена история, предшествующая созданию ВТО, начиная с ГАТТ, охвачены вопросы присоединения России к организации, а также обозначены возможные преимущества/недостатки присоединения и проанализированы последствия вступления во Всемирную торговую организация для российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предыстория и предпосылки создания Всемирной торговой организации, последствия вступления России в ВТО, влияние на Российский бизнес»

Солуянов А.А. ©

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Мировая экономики и международный бизнес»,

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Москва

ПРЕДЫСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО, ВЛИЯНИЕ НА

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС

Аннотация

В статье рассмотрена история, предшествующая созданию ВТО, начиная с ГАТТ, охвачены вопросы присоединения России к организации, а также обозначены возможные преимущества/недостатки присоединения и проанализированы последствия вступления во Всемирную торговую организация для российского бизнеса.

Ключевые слова: ВТО, ГАТТ, присоединение, последствия Keywords: WTO, GATT, accedence, implication

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) [1]. В соответствии с действующими на тот момент процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT - General Agreement on Tariffs and Trade), преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО, WTO - World Trade Organization) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО. И только 22 августа 2012 года, по прошествии девятнадцати лет, Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации.

Годами ГАТТ еще часто называют годы от Гаваны до Маракеша - годы переговоров и оформившихся договоров и соглашений. На самом деле создание ВТО 1 января 1995 года обозначило коренной перелом и своего рода реформу в международной торговле аж начиная со времен Второй Мировой Войны, когда попытка создать Международную Торговую Организацию (International Trade Organization) провалилась в 1948 году.

Большинство из 47 лет истории ГАТТ были сотворены в Женеве (Швейцария), но нельзя и забывать все те переговоры, которые велись на многих континентах, начиная с 1948 года в Гаване (Куба), Аннеси (Франция), Торки (Великобритания), Токио (Япония), Пунта дел Эсте (Уругвай), Монреаль (Канада), Брюссель (Бельгия) и, конечно же, Марракеш (Марокко) в 1994 году. За весь обозначенный период действия ГАТТ система пыталась создать Международную Торговую Организацию, что привело к тому, что обсуждаемая вновь создаваемая торговая система претерпевала значительные изменения от раунда переговоров стран-участниц к раунду, что привело уже к 1980 году к тщательному пересмотру всех параметров создаваемой системы. Такой пересмотр был осуществлен на Уругвайском раунде, что, в конечном счете, привело к созданию ВТО.

С 1948 по 1994 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле охватывало основную часть мировой торговли, диктуя свои правила. Темпы прироста международной торговли того времени были одними из самых высоких за всю известную историю торговли, и казалось, что действующее соглашение было хорошо проработанным и отвечало всем необходимым требованиям. Но, по прошествии 47 лет, стало понятно, что ГАТТ это всего лишь временное соглашение.

По мере осознания данного факта сначала были идеи создать третью по счету организацию, которая бы отвечала за международную торговлю в рамках экономического сотрудничества между странами. Указанную организацию предполагалось присоединить к другим двум действующим организациям, созданным в рамках Бреттон Вудской конвенции: Всемирному банку и

Международному Валютному Фонду. Более 50 стран участвовали в переговорах по созданию Международной Торговой Организации (МТО) как специализированного института-агента Организации объединенных наций. Черновой вариант устава МТО был очень амбициозным.

©Солуянов А.А., 2013 г.

Планировалось, что при создании МТО будут учтены все существующие порядки по международной торговле, которые включали правила по найму работников, соглашения по сырьевым товарам, ограничения конкуренции, международные инвестиции и услуги. Ставилась задача по созданию МТО в рамках конференции ООН по Торговле и Трудоустройству (Trade and Employment UN Conference), которая должна была проходить в Гаване (Куба) в 1947 году.

В это время, в декабре 1945 года, 15 стран начали переговоры по сокращению и замораживанию таможенных пошлин. Учитывая тот факт, что только закончилась Вторая мировая война, страны хотели максимально либерализовать торговлю и изменить морально устаревшие протекционистские меры, которые действовали с начала 1930х годов.

Первый раунд переговоров привел к созданию пакета торговых правил и 45 000 таможенных льгот и уступок, которые затронули торговлю в размере 10 млрд. долларов США, что составляло одну пятую от всей мировой торговли того времени. К подписанию соглашения 30 октября 1947 года количество стран-участниц увеличилось уже до 25. Утвержденные таможенные уступки вступили в действие 30 июня 1948 года путем подписания Международного соглашения о временном применении соглашения (Protocol of Provisional Application). Таким образом, указанную дату можно считать датой рождения Соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое подписали 23 страны-члена, которые и разрабатывали указанное соглашение (официально «участники договора»).

Указанные 23 участника договора также были частью большей группы по разработке Устава МТО. Одно из положений ГАТТ гласило, что присоединившиеся к соглашению страны должны принять некоторые из торговых правил первоначального разработанного чернового варианта Устава МТО. Принятие таких правил должно было произойти оперативно, чтобы предыдущие достигнутые договоренности по таможенным тарифам между странами не сошли на нет и не были забыты. Участники предусмотрели, как будут взаимодействовать между собой ГАТТ и Устав МТО, но также и предусмотрели возможность того, что МТО может быть вообще не создана. И как показало время, они оказались правы.

Конференция в Гаване началась 21 ноября 1947 года, менее чем через месяц после подписания ГАТТ. Устав же МТО был окончательно одобрен 21 ноября 1947 года, но его ратификация внутри некоторых национальных юрисдикциях стран-участниц оказалась невозможной. Наиболее серьезной оппозицией выступил Конгресс США, несмотря на то, что правительство США было одной из главных движущих сил по созданию МТО. В 1950 году правительство США официально заявило, что не сможет ратифицировать в конгрессе окончательную гаванскую версию Устава МТО, что можно считать последней безуспешной точкой в создании МТО. Таким образом, ГАТТ стал единственным многосторонним инструментом, регулирующим международную торговлю в период с 1948 года по 1995 год, когда была создана ВТО.

Почти полвека сформированные принципы ГАТТ оставались почти неизменными, начиная с 1948 года. Дополнения коснулись раздела, связанного с развитием, в 1960х годах, а также «плюрилатеральных» соглашений (“plurilateral” agreements) (так называемое добровольное участие) в 1970х годах.

В большинстве случаев все члены ВТО подписывают и принимают все соглашения, действующие в рамках ВТО. По окончании Уругвайского раунда было четыре соглашения, которые изначально уже были согласованны на Токийском раунде (1973-1979, 102 страны-участницы) и которые имели ограниченное количество стран-подписантов, которые присоединились к данным соглашениям. Такие соглашения с ограниченным количеством членов-подписантов, получили название «плюрилатеральных» соглашений. Все остальные соглашения в рамках Токийского раунда были многосторонними (то есть обязательными для всех членов ВТО) к моменту создания Всемирной торговой организации в 1995 году. Этими четырьмя «плюрилатеральными» соглашениями были:

- торговля гражданскими воздушными судами;

- государственные закупки;

- молочная продукция;

- мясо крупного рогатого скота.

Последние два соглашения: молочная продукция и мясная продукция крупного рогатого скота, были аннулированы в 1997 году [2].

Позже попытки сокращения тарифов продолжились. Много было достигнуто на многосторонних переговорах более известных как «торговые раунды» (trade rounds) - самые крупные изменения по либерализации международной торговли были согласованы и приняты в рамках таких раундов в рамках ГАТТ.

Изначально торговые раунды ГАТТ были сконцентрированы на дальнейшем сокращении тарифов. Но на Кеннеди раунде в середине шестидесятых годов прошлого века было решено создать секцию по дальнейшему развитию и было представлено Антидемпинговое соглашение ГАТТ. На Токийском раунде впервые была сделана попытка по регулированию торговых барьеров, которые существуют в иной форме, нежели тарифной, а также предприняты попытки по совершенствованию системы. Восьмой Уругвайский раунд (1986-1994) был самым обширным и длительным раундом из всех предыдущих. На Уругвайском раунде было принято решение о создании ВТО и выработан новый набор соглашений.

В таблице приведенной ниже можно проследить все раунды в рамках ГАТТ в период с 1947 по 1994 гг.:

№ п/п Год Место проведения/Название раунда (если отлично от места проведения) Обсуждаемые вопросы Страны- участницы (шт.)

1 1947 Женева Тарифы 23

2 1949 Аннеси Тарифы 13

3 1951 Торки Тарифы 38

4 1956 Женева Тарифы 26

5 1960-1961 Женева/Диллон раунд Тарифы 26

6 1964-1697 Женева/Кеннеди раунд Тарифы и антидемпинговые меры 62

7 1973-1979 Женева/Токийский раунд Тарифы, нетарифные методы, рамочные соглашения 102

8 1986-1994 Женева/Уругвайский раунд Тарифы, нетарифные методы, правила, услуги, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильная промышленность, сельское хозяйство, создание ВТО и т.д. 123

Источник: Официальный сайт Всемирной торговой организации (http://wto.org/english/ thewto_e/whatis_e/tif_e/ fact4_e.htm) (англ. яз.). Перевод автора.

Обратимся непосредственному к вопросу функционирования ВТО.

Всемирная торговая организация была официально создана 01 января 1995 года по итогам Уругвайского раунда со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). На сегодняшний день количество персонала, работающего на ВТО достигает порядка 640 человек. При этом, бюджет организации по официально доступной информации на 2011 год составляет 196 миллионов швейцарских франков. Главой организации является француз Паскаль Лами (Pascal Lamy). 07 мая 2013 года члены ВТО в ходе третьего раунда консультаций избрали бразильца Роберто Азеведо (Roberto Carvalho de Azevedo) новым главой ВТО, который вступит в должность с 01 сентября 2013 года по истечении полномочий нынешнего генерального директора Паскаля Лами, находящегося на посту во главе организации с 2005 года [3]. По данным на 02 марта 2013 года членами ВТО являются 159 стран [4].

Основными функциями ВТО являются следующие функции:

- применение и контроль соблюдения торговых соглашений ВТО;

- площадка по ведению переговоров по торговле;

- решение вопросов по торговым вопросам и спорам;

- мониторинг внутренней торговой политики;

- техническая помощь и обучение для развивающихся стран;

- взаимодействие с другими международными организациями [4].

ВТО является организацией, которая регулируется правилами, и состоит из стран-членов, что означает, что все решения принимаются правительствами стран-участниц, а все правила являются совместным решением, которые принимаются членами ВТО. Главной целью ВТО является создание таких условий, при которых международное движение капитала осуществлялось бы наиболее свободно, плавно и предсказуемо, насколько это возможно.

Главный результат, который достигается ВТО - это уверенность. Уверенность потребителей и производителей в том, что они получат безопасные каналы поставок и сбыта продукции, а также наибольший выбор обработанной продукции, различных компонентов, сырья и услуг, которые будут им доступны в рамках данной организации. Производители и экспортеры должны быть также уверены, что иностранные рынки будут открыты для них в настоящее время и будущее.

Кроме этого, создаются более состоятельные, упорядоченные и поддающиеся контролю экономические отношения между странами. Это достигается путем того, что теоретически все решения членов ВТО принимаются путем консенсуса и должны быть ратифицированы правительствами стран-участниц. Все разногласия, связанные с торговлей, направляются напрямую в ВТО, где действует эффективная система урегулирования споров, которая рассматривает возможное правильное трактование тех или иных договоров и соглашений, и принимает необходимые меры для обеспечения того, что внутренняя торговая политика стран соответствовала таким соглашениям. Таким образом, минимизируется риск того, что разногласия участников могут перерасти в политический или даже военный конфликт между странами.

Сердцем системы является многосторонняя торговая система - система соглашений в рамках ВТО, согласованная и подписанная большинством мировых торговых держав, а также ратифицированная правительствами этих стран. Такие соглашения являются правовой основой для международной торговли. И конечно же, это систем контрактов и договоренностей, гарантирующая членам-участницам ВТО необходимые права торговли. Такие соглашения также обязывают правительства стран-участниц вести торговую политику, придерживаясь обговоренных лимитов, для всеобщего блага остальных стран-участниц ВТО.

Соглашения утверждаются и принимаются на правительственном уровне каждой из стран, но их главной целью является помощь своим производителям товаров и услуг, экспортерам, а также импортерам в ведении и поддержании своего бизнеса.

Основная задача ВТО - улучшить благосостояние населения стран-участниц [5].

Стоит отметить, что на сегодняшний день ВТО официально выделяет десять заблуждений касательно самой организации, а также десять преимуществ ВТО. Указанные десять плюс десять позиций приведены в таблице ниже.

Всемирная торговая организация

№ п/п Преимущества Заблуждения

1 Система способствует достижению мира ВТО диктует свою политику

2 Споры решаются конструктивно ВТО за свободную торговлю любой ценной

3 Принятые правила облегчают всем жизнь Коммерческие интересы преобладают над: - развитием

4 Свободная торговля снижает стоимость жизни - над вопросами защиты окружающей среды

5 Предоставляет больший выбор продукции и ее качества - над здоровьем и безопасностью

6 Торговля увеличивает доходы ВТО уничтожает рабочие места, ухудшая ситуация с нищетой

7 Торговля стимулирует экономический рост Небольшие страны оказываются бесправные в рамках ВТО

8 Основные принципы делают жизнь более эффективной и рациональной ВТО является мощнейшим инструментов лоббирования

9 Правительства стран избавлены от проведения лоббистской деятельности Более слабые страны вынуждены вступать в ВТО

10 Система содействует наличию хорошего правительства (за счет невозможности отмены ранее принятого им решения) ВТО недемократична

Источник: таблица подготовлена автором на основании данных официального сайт ВТО http://wto.org/ english/thewto_e/whatis_e/10ben_e/10b10_e.htm и http://wto.org/english/thewto_e/whatis_e/10mis_e/ 10m00_e.htm Перевод автора.

Важно отметить, что обычно, при рассмотрении преимуществ ВТО, рассматриваются ее недостатки. В данной же таблице наравне с преимуществами ВТО были рассмотрены не недостатки системы, а заблуждения, касающиеся ВТО, которые ни в кой мере нельзя относить к ее минусам.

Теперь обратимся к вопросу о том, как чувствует себя российский бизнес после вступления России в ВТО.

Всемирным банком была проведена работа и опубликован отчет «Влияние присоединения к ВТО и к Таможенному союзу на обстановку на границе и применение торговых ставок Российской Федерацией» как раз после вступления России в ВТО. В отчете были рассмотрены последствия присоединения России к ВТО, а также сделаны предположения о том, как ВТО повлияет на Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в промежуток с 2012 года по 2020 год. Были сделаны выводы, что ВТО окажет значительное влияние на применяемые Российской Федерацией тарифы и приведет к их снижению. После того, как все обязательства вступят в силу, тарифы снизятся с 11,5% до 7,9% на базе невзвешенного среднего значения, или же с 13,0% до 5,8% на базе средневзвешенного значения. Средняя ставка «заграничного» тарифа применяемого Россией в рамках обязательств должна составить 8,6%, что на 0,7 процентных пункта выше ныне применяемых тарифов. Так, в соответствии с указанным отчетом, обязательства России состоят в значительной либерализации применяемых тарифов, но обязательства России не являются чем-то нестандартным или же необычным, в особенности сравнивая со странами с переходной экономикой [6,2].

Кроме этого, в ежегодно проводимом исследовании Всемирного банка и опубликованном по итогам исследовании отчете «Ведение бизнеса в России 2012» были рассмотрены все инициативы по реформированию экономики России за последние 7 лет, в рамках которых Всемирный банк проводил свои исследования. Ниже приведена таблица, в которой указаны направления, по которым были проведены вышеобозначенные работы по реформированию и либерализации экономики России.

Индикатор 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 Всего

Открытие бизнеса 1 1 2

Получение лицензий и разрешений на строительство 1 1

Подключение к электросетям 1 1

Регистрация прав собственности 1 1 2

Получение кредита 1 1 2

Защита инвестора -

Уплата налогов 1 1 2

Заграничная торговля 1 1 2

Исполнение контрактов 1 1

Принятие решений о несостоятельности (банкротстве) 1 1 2

Итого: 4 2 3 - 1 2 3 15

Источник: World Bank; International Finance Corporation. 2012. Doing Business in Russia 2012. Washington, DC, стр. 3 https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/12202 Перевод автора.

Как видно из вышеприведенной таблицы, наибольшее количество изменений в Российской Федерации приходится на 2012 год, что, некоторые специалисты увязывают со вступлением России в ВТО. Кроме этого, за последние 7 лет исследований Всемирного банка 163 страны приняли меры, что создать благоприятные условия по ведению и регулированию бизнеса внутри страны. При этом Россия попала в 30 стран, которые в наибольшей мере приложили усилия и улучшили условия по ведению бизнеса. Так, Россия, начиная с 2005 года смогла, сделать 15 изменений по 9 показателям из

10, которые рассматриваются Всемирным банком. Изменения не проводились лишь по такому показателю, как защита инвестора [7,2-3].

Следует отметить, что существует множество мифов и заблуждений о ВТО. Если же заблуждения о ВТО уже были рассмотрены в данной статье, то на мифах остановимся чуть подробнее. При вступлении России в ВТО озвучивались следующим мифы:

- при вступлении в ВТО произойдет обвальное открытие рынков, к нам придет множество новых товаров, а соответствующие отрасли будут переживать кризис, безработицу, социальное напряжение;

- в Россию потекут продукты с ГМО;

- России нечего экспортировать;

- ВТО принудит Россию повысить цены на газ и электроэнергию;

- Членство в ВТО грозит России утратой суверенитета;

- Россия должна сначала стать конкурентоспособной, а потом подписывать все соглашения в рамках ВТО [8].

Средства массовой информации (далее - СМИ) нередко играют большую роль в формировании мифов касательно ВТО, и от освещения вопросов по России в рамках ВТО очень сильно зависит общественное мнение. Помимо этого, мифы можно не только формировать, но и развенчивать.

Так, в Центре международной торговли 02 апреля 2013 года состоялся Всероссийский Форум деловых средств массовой информации на тему: «Роль СМИ в защите интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО». Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России, а соорганизатором - Международный деловой центр «Россия в ВТО» (ЦМТ - Центр Международной Торговли). В рамках мероприятия рассматривались вопросы предоставления информации СМИ о деятельности в условиях интеграции России в ВТО, возможностей для российского бизнеса после вступления России в ВТО [9].

Генеральный директор ОАО «Центр международной торговли» Владимир Юрьевич Саламатов в своем выступлении на мероприятии обозначил три мифа о ВТО, которые были созданы СМИ, а также их и развенчал. Данные мифы приведены ниже.

Ж топок» пгоишіїинліпиіш Ж гоинйской♦« ЛІГШИМ аХ/ ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ £иХ*Я> 1ЖХТГ

Мифы о ВТО, созданные СМИ

Миф №1 ■ Факт І

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВТО нанесет удар по ВПК и поставит под угрозу военную безопасность Ф Ф ВТО не регулирует торговлю товарами ВПК

Миф №2 Факт 1

Произойдет резкий рост цен на энергоресурсы Россия не взяла обязательств по регулированию внутренних цен на энергоносители

Миф №3 Ф Факт I

ВТО запрещает поддержку отечественного бизнеса ВТО не запрещает поддерживать национальных производителей — ВТО устанавливает правила оказания такой поддержки 2

Источник: материалы выступления Саламатова В.Ю. на Всероссийском Форуме деловых средств массовой информации на тему: «Роль СМИ в защите интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО», http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/822

Помимо сторонников вступления России в ВТО и помимо радужной информации, которая предоставляется обывателю в открытых источниках, также существуют противники такого присоединения, которые указывают на множество негативных моментов для России и российского бизнеса и предупреждают о негативных последствиях.

Так, аналитическим центром «ВТО-ИНФОРМ» в конце 2012 года была проведена работа под названием «Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации», где говорится, что наиболее известные и заслуживающие внимания исследования по влиянию на экономику России вступления страны в ВТО были выполнены в свое время Минэкономразвития России, Всемирным банком, РЭШ, ИНП РАН еще до реального вступления нашей страны в ВТО. Согласно выводам этих исследований, следствием снижения импортных ставок и снятия административных барьеров в торговле в долгосрочной перспективе должен был стать небольшой выигрыш: в пределах от 1% до 4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до -0,4%, в других - небольшой, до 1% ВВП, рост. Однако за время, истекшее от публикации этих оценок, произошли события, требующие уточнения сделанных ранее выводов, во всяком случае - по отдельным отраслям и товарным позициям [10,22].

В работе была предпринята попытка с максимальной полнотой учесть всю доступную информацию об условиях вступления России в ВТО, а также об ожидаемой реакции отраслей и секторов экономики на снижение ставок. В рамках работы были учтены существующие стратегии развития отдельных отраслей (например, Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 года, Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года и т. п.). Это позволило оценить потенциал ускоренного развития данных отраслей при условии, что будут предприняты предусмотренные в них меры государственной поддержки. Очевидно, что вступление в ВТО сильно затруднит реализацию этих стратегий из-за обострения конкуренции с импортом и ограничений на господдержку, и условия членства в ВТО едва ли позволят добиться намеченных показателей ускоренного роста. С этой точки зрения, для российской экономики членство в ВТО во многом означает упущенные возможности роста [10,22]. Помимо этого в работе обозначены еще и прямые потери.

Касательно прямых потерь, в работе указывается, что в соответствии с проведенными расчетами суммарные прямые потери, обусловленные снижением ставок импортных пошлин, в 2020 году составят около 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике. Большая часть эффекта придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность (2,3 трлн. рублей), остальное - на машиностроение, легкую промышленность и другие отрасли промышленности. Такое сокращение экономической активности приведет к потере к 2020 году 1,9 млн. рабочих мест [10,24].

К рубежу 2020 года прямые потери бюджета от снижения импортных и экспортных ставок будут составлять, в среднем, 0,3 трлн. рублей в год. Налоговый эффект и потери вследствие снижения социальных выплат - еще 0,2 трлн. рублей. В итоге консолидированный бюджет может недополучить в 2020 году около 2% или до 0,5 трлн. Рублей [10,25].

Количественная оценка упущенных возможностей экономического роста составляет 3,6 трлн. рублей в 2020 году. Большая часть упущенных возможностей (около 2,9 трлн. рублей) придется на сельское хозяйство, пищевую промышленность и машиностроение, остальное - на легкую промышленность и другие отрасли промышленности. Снижение темпов роста экономики означает потерю к 2020 году до 2,5 млн. дополнительных рабочих мест [10,25].

В работе делает вывод, что членство России в ВТО приведет к увеличению сырьевой ориентированности российской экономики. В наименьшей степени от вступления в ВТО проиграют российские добывающие отрасли - нефтегазовый сектор, угольная промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений и т.п. В масштабах российской экономики доля этих отраслей составляет около 40%. Таким образом, недополученные 5,1% в совокупном выпуске, на самом деле, составят 29% потерю оборота сельского хозяйства и обрабатывающего сектора промышленности (без нефтехимии и металлургии). Такое замедление развития производства представляет серьезную угрозу для устойчивости развития страны, поскольку, как показал последний мировой финансовоэкономический кризис, в условиях глобализации кризис, прежде всего, бьет по сырьевым экономикам и национальным экономикам, не опирающимся на развитую индустрию [10,27].

Помимо этого, членство в ВТО, по мнению аналитического центра «ВТО-ИНФОРМ», будет способствовать дальнейшему расслоению общества по доходам и усилению социальной напряженности в стране, особенно в регионах, где нет значительных запасов природных ископаемых или мощностей по их переработке. Так, только 10 регионов практически не проиграют от членства в ВТО - в них объем промышленного производства и сельского хозяйства к 2020 году недополучит до 10% роста. В 42 регионах совокупный выпуск недополучит более 20% роста [10,27-28].

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП РФ) подвела итоги вступления России во Всемирную торговую организацию и опубликовала на своем сайте стратегические задачи участия России в ВТО.

Указанные задачи выглядят следующим образом:

- содействие формированию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений, проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО, что способствовало бы дальнейшему укреплению позиций России в мире, в том числе как полноправного участника международной торговли;

- обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов;

- контроль за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса;

- обеспечение выполнения обязательств России, принятых в процессе присоединения;

- выработка мер по нейтрализации возможного отрицательного воздействия членства в ВТО на экономику, на макро- и секторальном уровнях [11].

В рамках последней стратегической задачи, следует отметить, что, в соответствии с информацией ТПП РФ, в случае возникновения проблем для отдельных секторов российской экономики, Россия намерена использовать разрешенный в рамках ВТО гибкий инструментарий мер защиты рынка. В настоящее время заинтересованные ведомства обсуждают программу мер, включающую перечень потенциальных рисков и набор готовых решений в рамках правового поля ВТО для конкретных проблемных ситуаций. Такая программа позволит в случае необходимости оперативно реагировать на возникающие риски и принимать меры по их нейтрализации.

Подводя итог, важно отметить, что, несмотря на множество сторонников присоединения России к ВТО и также противников, оценить последствия такого вступления для российского бизнеса на данном этапе представляется довольно проблематичным за счет того, что с момента вступления России в ВТО прошло еще очень мало времени: не накоплен достаточный опыт, не в полной мере вступили в действие и выполняются соглашения и договоры, нет накопленных статистических и аналитических данных. Таким образом, делать однозначные выводы можно будет лишь по прошествии определенного времени, только после анализа всей ситуации в целом и с учетом всей проделанной работы за период.

Литература

1. Официальный сайт по присоединению России к ВТО на русском языке (http://www.wto.ru/russia.asp? f=dela&t=11);

2. Официальный сайт Всемирной торговой организации (http://wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/ agrm10_e.htm);

3. Официальный сайт Всемирной торговой организации (http://www.wto.org/english/news_e/news12_e/ biography_robertoazevedo_brazil_e.pdf);

4. Официальный сайт Всемирной торговой организации (http://www.wto.org/english/thewto_e/thewto_e.htm);

5. Официальный сайт Всемирной торговой организации (http://wto.org/english/thewto_e/ whatis_e/inbrief_e/inbr00_e.htm);

6. Shepotylo, Oleksandr; Tarr, David G.. 2012. Impact of WTO Accession and the Customs Union on the Bound and Applied Tariff Rates of the Russian Federation. World Bank, Washington, DC (https:// openknowledge.worldbank.org/handle/10986/12001);

7. World Bank; International Finance Corporation. 2012. Doing Business in Russia 2012. Washington, DC (https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/12202);

8. Матвеева Анастасия. Разоблачаем шесть главных мифов о ВТО. Московские новости, 10 июля 2012, (http://mn.ru/business_economy/20120710/322510076.html);

9. Официальный сайт Центра Международной Торговли (Москва), (http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/ 822);

10. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации, аналитический центр «ВТО-ИНФОРМ», (http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf);

11. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (http://www.tpprf.ru/ common/upload/WTO_itogi.doc).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.