УДК 327
Исторические и политические науки
Охотникова Мария Анатольевна, бакалавр 3 курса кафедра политологии Дальневосточный Федеральный Университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований
Россия, г. Владивосток Дзюба Елена Александровна, магистрант 1 курса кафедра международных отношений Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований
Россия, г. Владивосток Прокопчук Дмитрий Дмитриевич, магистрант 1 курса кафедра международных отношений Дальневосточный федеральный
университет
Восточный институт - Школа региональных и международных исследований
Россия, г. Владивосток
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДВУХ ГЛАВНЫХ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ В 2019 ГОДУ: ВЛАДИМИРА ЗЕЛЕНСКОГО И ПЕТРА ПОРОШЕНКО
Аннотация: авторы анализируют предвыборную программу Владимира Зеленского, а также программу его главного оппонента Петра Порошенко. Также авторы выделяют положительные и отрицательные факторы, влияющие на исход выборов.
Ключевые слова: Украина, выборы Президента, Петр Порошенко, Владимир Зеленский.
Annotation: the authors analyze the election program of Vladimir Zelensky, as well as the program of his main opponent Petro Poroshenko. The authors also highlight the positive and negative factors affecting the outcome of the elections.
Keywords: Ukraine, presidential elections, Petro Poroshenko, Vladimir Zelensky.
Украину и Россию связывает история, география, культурное наследие, единая языковая семья. На данный момент России и Украине необходимо публично отодвинуть и пересмотреть политические, институциональные противоречия в угоду экономическому интересу населения, живущих в соседних странах. Курс внешней политики определяет главами каждого государства, поэтому самым важным в отношениях между странами является выбор населения. Именно этот выбор, в сущности, определяет курс дальнейшего сотрудничества между странами. Такой выбор совсем недавно был сделан в Украине. Им стал Владимир Зеленский.
Говоря о предвыборной компании Зеленского мы можем выделить три взаимосвязанных элемента лежащих в основе его образа.
1. Типаж героя сериала "Слуга народа" Президента Голобородько
2. Отсутствие публичных связей с представителями олигархата.
3. Обобщенный характер политической кампании кандидата.
Не отрицая достоинств Зеленского, отметим, что именно кино положительно повлияло на его успех. При этом, не просто кино, а комедийный телесериал «Слуга народа», вышедший в 2015 году, где Зеленский играл идеального президента.
Иначе говоря, с 2015 года он с успехом приучал публику к своей президентской роли, внедряя нужные для него мысли, ничего не подозревающим зрителям. Зеленский вел, пожалуй, самую длинную избирательную кампанию в истории, причем не только Украины [1; 4].
О подобной избирательной технологии могли бы мечтать многие кандидаты, но не всем выпадает такой шанс. Запуская сериал четыре года назад, Владимир Зеленский вряд ли планировал выйти из кино в реальность в придуманном образе, а потому сериал не мог рассматриваться как избирательная технология. Однако в конечном счете именно так и вышло.
Образ, выстроенный в сериале, показывал людям то, что, по их мнению, могло быть программой Зеленского. Основным плюсом этого была широта возможностей для интерпретации посыла сериала и независимость самого кандидата от смыслов, заложенных непосредственно в сериале.
Благодаря сериалу Зеленскому не пришлось выстраивать свой имидж с нуля. Достаточно было просто объявить о своём выдвижении в новогоднюю ночь от своего имени, но в свойственной телевизионному герою манере, как его рейтинг сразу же гарантировал ему попадание во второй тур.
Несмотря на данный успех Зеленскому пришлось скорректировать свой образ в течении второго тура. Так был произведён полный отход от образа политика, который ничего не знает к образу уверенного в себе молодого лидера с профессиональной командой целью которой является пересмотр устоявшегося статуса-кво в вопросах положения политической элиты ярким примером чего стало заявление Зеленского о его вдохновлённости Ли Куан Ю. Это всё так же позволяло Зеленскому избегать конкретики в остальных аспектах своей предвыборной программы максимально используя общественные антиэлитные настроения в свою пользу.
Говоря о не связанности с олигархатом можно сказать, что на антиистеблишментской волне в условиях острого социально-экономического кризиса в Украине возник запрос на несистемного политика, который не принадлежит к политической элите. А настроения против полностью скомпрометированной элиты определили политический выбор населения.
Сила Зеленского заключалась в том, что он определенно не обладает компетенциями опытного политика. Он подчёркивал свое незнание областей, в которых разбираются типичные кандидаты в президенты. Он не связан с
кланами, не работал в госуправлении и не имеет навыков, возникающих у бюрократа, в общем, он «свой» парень, который в период второго срока нивелировал проблему низких компетенций наличием профессиональной команды, как он сам её называл. Как раз в тот период времени у власти хотели видеть не умного, а «своего».
Стратегия Зеленского была построена на том, что называется «центрирование на единичности». Единичность — это изолированная от контекста личность кандидата. В этом случае выбирают кандидата, заведомо не обладающего нужными компетенциями, но имеющего интересную биографию, нужное происхождение и успешное положение. Акцент делается на прошлом кандидата, на его биографии. Именно на этом строилась его легенда. Для этого важны три составляющие: кандидат, средства манипулирования (деньги, админресурс, СМИ) и недовольный властью протестный электорат. Зеленский обладал всеми тремя элементами.
О программе Зеленского можно сказать, что её размытость и неконкретность позволили ему охватить большое количество электората. Это позволило ему, несмотря на второе место в первом туре, привлечь к себе почти весь антипрезидентсвкий электорат во втором, сохраняя при этом пространство для политического манёвра в случае необходимости.
Исходя и предоставленной выше информации мы можем сказать, что избирательная компания Зеленского качественно отличалась не только от президентской компании Порошенко, но и от президентских компаний большинства кандидатов в мире. Её основными чертами стало использование мировой популистской волны в совокупности с использованием новых(в рамках предвыборной программы) инструментов политического моделирования, который в первую очередь были направленны не на формирование мироощущения, а на формирование непосредственно образа самого кандидата, что не прошло незамеченным в научном сообществе. Итогом всего этого стала победа Зеленского на выборах при поддержке 73.23% голосов избирателей.
Петр Порошенко начал подготовку к выборам почти сразу после победы 2014 года, постепенно перестраивая электоральное поле под формат, который будет ему понятен и выгоден. Поэтому ближе к старту президентской гонки вел себя уверенно, чувствуя превосходство. Появление кандидатом Владимира Александровича стала неожиданной, а первые результаты замеров поразили всех участников гонки. И дело здесь не только в новом несистемном кандидате, но и в том, что Владимир Александрович и его штаб стратегически обыграли оппонентов, в первую очередь за счет кардинального различия в уровне коммуникации.
Учитывая поражение Петра Порошенко на выборах, можно выделить несколько фактором, которые привели к поражению данного кандидата:
1. Ортодоксальность подходов к коммуникации.
2. Попытка сгладить антирейтинг национал-патриотической риторикой.
3. Провалы политики президента по итогам первого срока.
Говоря о вопросе коммуникации стоит сказать, что Порошенко, в силу своего президентского статуса, не мог вести свою агитацию в социальных сетях так же агрессивно, как и Зеленский. Однако его командой не было сделано ничего для того, чтобы привлечь к президенту молодую или оппозиционно настроенную аудиторию. Основной причиной этого стала архаизация бывшего президента Украины, непонимание им и его командой тех изменений на электоральном поле, которые произошли в стране в течении четырёх лет его президентства , что в первую очередь заключалось в разочаровании политикой президента и приходом антиэлитной волны в Украину.
Именно неуместная бравада "победами" на политическом фронте в период своего президентства и стала основой политической кампании Порошенко. Упор был сделан на такие вещи, как введение безвизового режима с ЕС, создание "самой сильной армии в Европе" и самоотверженной работе президента против Российской угрозы и важности его действий для защити суверенитета и независимости Украины. Ещё одним приёмом президента стало
противопоставление себя не со своими оппонентами по президентской гонке, а с президентом Росси Владимиром Путиным.
Данная политическая стратегия в первую очередь была направленна на лояльный президенту национал-патриотический электорат, количественная масса которого была немногочисленна в сравнении со всем населением страны. А попытка абстрагироваться от прямой политической борьбы с другими кандидатами в условиях высокого антирейтинга лишь усилила его в глазах людей, считающих президента некомпетентным в рамках занимаемой должности [3].
Остальные пункты стали составной частью первого и фактически были неверно интерпретированы командой президента. Попытка играть на своём электорате привела к появлению агрессивно настроенной прослойке сторонников Порошенко, которые своими действиями лишь снижали его рейтинг в глазах менее идеологизированных кандидатов, а попытки свести дискуссию от вопросов связанных с реальными проблемами, в силу специфики кандидата, вызывали негативную реакцию у большей части электората.
Резюмируя всё вышесказанное можно сказать, что социология четко отмечала, что большой процент людей до конца не мог определиться с кандидатом, однако вместо того, чтобы искать пути убеждения, команда президента отсекала от себя потенциальный электорат. Коммуникация президента была сформулирована в ультимативные плоскости «свой-чужой». Все, кто активно не поддерживал президента идентифицировались как «чужой» и таким образом от Петра Алексеевича отвернулся довольно большой процент людей, которым не понравилось чувствовать себя врагами страны. В маркетинге при разработке коммуникационной стратегии одним из ключевых элементов является выбор правильной целевой аудитории. Фокусироваться на лояльных потребителях в условиях выборов не очень эффективно, потому что они не могут проголосовать дважды, а тратить усилия на людей категорически не воспринимают бренд (Хейтер) — это пустая трата времени и усилий за счет низкой конверсии.
И первая роковая ошибка штаба Порошенко была именно в определении ядра центральной аудитории. В политических гонках штаб Порошенко сфокусировал свои усилия на лоялистов (понятный и самый легкий направление), в то время как штаб Зеленского таргетировал людей, которые не определились. Уже через несколько недель после старта активной кампании стало понятно, что если вектор коммуникации не будут изменены, то победа на выборах может стать для Порошенко тяжелым испытанием. После первого тура Петр Алексеевич наконец увидел результаты своей стратегии, и попытался изменить подход к вопросам общения с избирателем, однако это не привело к изменению электоральных предпочтений [2].
Можно выделить несколько тезисов, которые можно вынести по окончании гонки: правильная коммуникационная стратегия - ключевой аспект победы; ортодоксальная коммуникация и поведение не является релевантной в 21 веке. Новые медиа начинают играть важную роль при ведении предвыборной гонки. Черный PR и некорректное поведение к оппоненту диссонируют с должности лидера нации. Лидер несет ответственность за всю коммуникацию, даже провокационную и запущен не через официальные каналы; слишком активные сторонники могут привести к имиджевым потерям; в целом лояльный — не значит полезный и эффективный. Это касается и консультантов-политологов в штабе, и политических партнеров.
Библиографический список:
1. Виталий Шкляров. Политтехнология Зе. Как устроена кампания Владимира Зеленского. [Электронный ресурс] // Новая газета. 2019. №38. -URL : https : //www.novayagazeta.ru/articles/2019/04/07/80130-polittehnologiya-ze (Дата обращения 15.07.2019).
2. Дмитрий Логгинов. Чем взял Зеленский и на чем потерял Порошенко. [Электронный ресурс] // iKontrol. 2019 - URL: http://www.ikontrol.com.ua/statii/logginov-01-05 (Дата обращения 15.07.2019).
3. Кейс Порошенко: как президент собирается во второй раз стать главой государства. [Электронный ресурс] // ИА «24tv» - URL: https://24tv.ua/ru/kejs_poroshenko_kak_prezident_sobiraetsja_vo_vtoroj_raz_stat_gl avoj_gosudarstva_n987537 (Дата обращения 08.07.2019).
4. Шкляров В. Политтехнология Зе. Как устроена кампания Владимира Зеленского. [Электронный ресурс] / Виталий Шкляров // ИА «Новая газета» - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/04/07/80130-polittehnologiya-ze (Дата обращения 08.07.2019).