дополнительный избирательный документ -письменное уведомление о самовыдвижении, в котором кандидат указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес места жительства (ч. 3 ст. 41). Одновременно с данным уведомлением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию: заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов и др. (ч. 5 ст. 41). При этом в заявлении о согласии баллотироваться кандидат обязан указать ряд новых сведений: об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии), а также о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и квалификации (п. 1 ч. 5 ст. 41).
С 1 июня 2015 года текст заявления о согласии баллотироваться может быть изготовлен с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, установленной ЦИК России.
В поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрирован-
ных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
По сравнению с Федеральным законом от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором также была предусмотрена смешанная избирательная система, Федеральный закон № 20-ФЗ предусмотрел меньший процент выбраковки недействительных и (или) недостоверных подписей (5 процентов вместо 25), в случае превышения которого избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата (п. 7 ч. 7 ст. 51).
Таким образом, с принятием Федерального закона № 20-ФЗ в Российской Федерации ознаменовался новый этап реформирования избирательного законодательства, связанный с ужесточением ряда требований при выдвижении и регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы.
1. Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
2. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2014. № 14. Ст. 1543.
3. Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919; 2014. № 14. Ст. 1543.
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
С.А. Хвалёв, кандидат юридических наук
Как показывает практика последних региональных и муниципальных выборов в Иркутской области, Интернет всё чаще является средством распространения и источником получения агитационной информации. Предвыборная агитация в Интернете происходит посредством организации интернет-рассылки, блогов, форумов и т. д. Как верно отмечается, немалая часть политически образованного и активного населения всё больше доверяет Интернету, а не агитационным листовкам и традиционным средствам массовой информации (далее - СМИ) [1].
Опыт в информационно развитых обществах показывает, что Интернет как агитационная платформа используется уже давно. Впервые Интернет был применен в целях аги-
тации в ходе кампании по выборам президента США в 1992 году. Сегодня факт того, что Интернет стал неотъемлемой частью избирательного процесса, неоспорим.
Наряду со столь обширной практикой правового регулирования интернет-взаимодействия в зарубежных странах в России эта плоскость избирательных отношений известна сравнительно недавно.
Как представляется, сеть Интернет в качестве средства распространения предвыборной агитации привлекательна по следующим обстоятельствам:
- возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира, а также легкость и быстрота использования [2];
11
12
- значительным охват территории и населения посредством Сети, а также ее бесперебойное функционирование [3];
- относительная дешевизна изготовления электронных агитационных материалов и услуг по их размещению [4];
- отсутствие ограничений по архитектуре и наполнению интернет-ресурса.
Анализ показал, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5] (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) не запрещено вести предвыборную агитацию при помощи Интернета (п. 3, 5 ст. 62). Однако подробная регламентация подобного рода предвыборной агитации в современном избирательном законодательстве России отсутствует.
С учетом статуса интернет-ресурсов вопросы предвыборной агитации в Интернете можно разделить на два блока: во-первых, предвыборная агитация посредством сетевых изданий, во-вторых, предвыборная агитация посредством интернет-ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ.
Предвыборная агитация посредством сетевых изданий. Есть мнение, что в условиях отсутствия более специальных правил, если интернет-сайт зарегистрирован как СМИ, то при организации предвыборной агитации через него необходимо использовать общие нормы избирательного законодательства, регулирующие агитацию на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях [6].
Подобная позиция сегодня реализована в недавно принятом Федеральном законе от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [7] (далее - Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы РФ). В соответствии с названным Федеральным законом в избирательный процесс введено понятие «сетевое издание». При этом под сетевым изданием в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон РФ о СМИ) понимается сайт в Интернете, зарегистрированный в качестве СМИ (ст. 2, 8). При этом установлено, что на сетевые издания распространяются общие правила организации и ведения предвыборной агитации в негосударственных СМИ.
Однако особенностью является то, что предвыборная агитация в сетевых изданиях, в отличие от предвыборной агитации в иных СМИ, может начинаться со дня, следующего за днем представления в Центральную избирательную комиссию РФ сведений о стоимости и других условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов в Интернете. Размещение агитационных материалов в сетевых изданиях прекращается в 16 часов по московскому времени последнего дня агитационного периода (в традиционных СМИ агитационный период начинается за 28 дней до дня голосования).
Очевидно, что предложенное правовое регулирование неполноценно. В частности, не разрешен вопрос о порядке финансирования подобного рода предвыборной агитации. Здесь же следует отметить проблематику организации контроля и привлечения к ответственности работников сетевого издания за нарушение избирательного законодательства. Так, Закон РФ о СМИ устанавливает усложненные правила привлечения СМИ к ответственности. В частности, прекращение деятельности СМИ, приостановление выпуска СМИ за нарушение избирательного законодательства, изъятие тиража или его части возможно только на основании судебного акта, вынесенного в связи с заявлением компетентного органа. С учетом этого вопросы контроля и ответственности сетевого издания за распространение предвыборной агитации в нарушение законодательства практически нереализуемы на практике.
Подводя промежуточный итог, следует отметить, что порядок и условия организации и проведения предвыборной агитация в сетевых изданиях формализованы достаточно поверхностно, а имеющиеся процедуры контроля и привлечения к ответственности работников сетевых изданий за нарушение правил предвыборной агитации не адаптированы к реалиям избирательного процесса.
Предвыборная агитация посредством интернет-ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ. Предвыборная агитация в данной форме в настоящее время практически не регулируется, в связи с чем встает вопрос о правовом режиме агитационных материалов, распространяемых таким образом через Интернет.
Согласно позиции ЦИК РФ, если интернет-сайт не зарегистрирован в качестве сетевого издания, то в отношении агитации, размеща-
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
емой на таких интернет-ресурсах, должны соблюдаться правила, применяемые к аудиовизуальным и иным агитационным материалам [8].
При этом, как представляется, в данном случае речь идет о применении закона по аналогии. Данный институт избирательным законодательством не предусмотрен. Однако даже если не обращать внимание на то, что аналогия закона в этом случае неприменима, всё равно возникает множество проблем. Некоторые нормативные положения не применимы к предвыборной агитации в Интернете. К примеру, нормы об обязательном указании в агитационном материале сведений о его тираже, поскольку это понятие в Интернете не используется [9]. Не могут применяться по аналогии нормы о финансировании предвыборной агитации в Интернете [10], сложно определить соблюдение сроков агитации в Сети и т. д. Остается открытым вопрос о том, каким видом является агитационный материал, распространяемый в Интернете.
Вопросы контроля и привлечения к ответственности лиц, отвечающих за организацию и распространение печатных, аудиовизуальных агитационных материалов в Сети, также четко не регулируются.
Можно предположить, что в данном случае возможно применение в контрольных целях механизмов приостановления распространения незаконной информации в Интернете, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [11] (далее - Федеральный закон об информации).
В соответствии с Федеральным законом об информации противодействие незаконному распространению информации в Интернете осуществляется посредством ограничения доступа к сайтам, содержащим незаконную информацию. При этом, согласно указанному выше Федеральному закону, установлены две формы противодействия незаконной агитации в Интернете.
Во-первых, административный порядок, который заключается в том, что на основании решений уполномоченных федеральных органов возможно приостанавливать распространение посредством Интернета агитационных материалов, содержащих:
- порнографические изображения несовершеннолетних;
- информацию о способах, методах разработки и использования наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- информацию о способах совершения самоубийства;
- информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
- информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Органами, уполномоченными принимать такие решения, являются Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральный прокурор РФ и его заместители [12].
Приостановление доступа к такой информации происходит посредством ограничения и последующего удаления ее из Интернета уполномоченными на то лицами. Потенциально применение указанных выше норм Федерального закона об информации к предвыборной агитации, содержащей определенный перечень сведений, возможно.
Во-вторых, административно-судебный порядок. Так, ограничение доступа к сайту может произойти на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещаемой в Сети, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации. При этом под административно-судебный порядок подпадают случаи распространения предвыборной агитации с нарушением правил распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а именно: распространение агитационных материалов, не заявленных перед распространением в избирательную комиссию, не содержащих все необходимые сведения о заказчике, изготовителе, тираже и дате выпуска; печатные агитационные материалы, изготовленные с нарушением правил финансирования их изготовления, изготовление материалов организацией, не опубликовавшей расценки на соответствующие услуги (работы).
Административный и административно-судебный порядки противодействия распространению незаконной информации в Интернете достаточно подробно регламенти-
14
рованы. Жизнеспособность соответствующих положений Федерального закона об информации подтверждена уже достаточно обширной практикой работы Роскомнадзора и судов на территории Российской Федерации. Однако следует отметить, что практически отсутствует правоприменение Федерального закона об информации в целях противодействия распространению незаконной предвыборной агитации в Сети. Это обусловлено опять же скоротечностью избирательного процесса, зачастую отсутствием фактической возможности избирательных комиссий обращаться в компетентные органы в целях ограничения доступа к соответствующим интернет-ресурсам. Всё это снижает эффективность указанных процедур в рамках избирательного процесса.
В общем, можно сделать вывод о том, что в условиях отсутствия специального регулирования порядка и условий предвыборной агитации посредством Интернета возможность правового воздействия на участников интернет-сообщества, организующих предвыборную агитацию, у компетентных органов публичной власти отсутствует. Существующее состояние дел в области предвыборной агитации в Сети достаточно четко отражено в одном из судебных решений Верховного Суда РФ, в котором он прямо констатировал факт того, что Интернет в целом является информационным полем, не регулируемым правовыми актами [13].
Потребность в законодательном регулировании порядка и условий предвыборной агитации в Интернете очевидна. Как представляется, законодатель при разработке соответствующих норм избирательного законодательства должен будет разрешить проблемы следующего характера:
- во-первых, соотношение юрисдикций различных государств в Интернете [14];
- во-вторых, относительную анонимность пользователей Интернета и возможность выдавать себя за других лиц, создание сайтов-двойников [15];
- в-третьих, определение оснований, субъектов и мер ответственности за несоблюдение избирательного законодательства (искажение информации, ее недостоверность и т. д.) в Интернете [16].
Существующие проблемы можно разрешить путем внедрения в избирательное законодательство Российской Федерации нормы о возможности проведения предвыборной аги-
тации в Интернете на строго определенном перечне интернет-сайтов. Их перечень предлагается определять посредством закрепления системы требований к интернет-сайтам и установления факта соответствия конкретного ресурса этим требованиям.
Основными из этих требований должны быть следующие:
- интернет-ресурс должен обладать признаками сетевого СМИ. Реализация данного требования давала бы возможность в период избирательной кампании дополнительно пользоваться правовыми механизмами воздействия на владельцев, работников редакций интернет-ресурсов, предусмотренными законодательством о СМИ, а также возможность контролировать деятельность таких сайтов не только избирательными комиссиями, но и уполномоченным органом исполнительной власти в сфере массовых коммуникаций;
- обязательная систематическая аккредитация или сертификация соответствующих интернет-ресурсов в целях подтверждения технических возможностей редакции сетевого СМИ своевременно обеспечивать достоверность, безопасность размещения агитационного материала, а также постоянный контроль за таким размещением;
- интернет-ресурс должен быть зарегистрирован в пределах юрисдикции Российской Федерации. При этом изменение его «национальности» в период выборов не должно допускаться;
- определенная система требований по продвижению сайта в Интернете.
Предлагаемая модель осуществления предвыборной агитации является одним из вариантов цивилизованного применения Интернета в агитационных целях. При этом данная модель предполагает, что в рамках выборов будет использоваться далеко не всё интернет-пространство, а это ведет к ограничению конституционного права на свободу поиска и получения информации. Однако на современном этапе развития интернет-отношений в России такое ограничение вполне оправданно. В данном случае следует согласиться с мнением Конституционного Суда РФ о необходимости ограничения права на информацию в целях поддержания баланса взаимосвязанных конституционно защищаемых ценностей, таких как свободные выборы и свобода информационного пространства [17].
И З Б И Р А Т Е Л Ь Н О Е П Р А В О
1. Шишкина О.Е. О некоторых теоретических и практических проблемах реализации свободы слова на выборах // СПС «КонсультантПлюс».
2. Шемелин А.В. Роль интернет-ресурса в предвыборной агитации в России // СПС «КонсультантПлюс».
3. НыровБ.Ф. Состояние законодательства относительно информирования населения в ходе муниципальных выборов // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 9. С. 28-35.
4. Шемелин А.В. Там же.
5. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
6. Гришина М.В. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. М.: РЦОИТ, 2011. С. 72-78.
7. Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
8. Гришина М.В. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. М.: РЦОИТ, 2011. С. 72-78; Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов. М.: ЦИК РФ, 2011. С. 50-51.
9. Рябчиков Р.В. Проблемы правового регулирования применения Интернета на выборах в России и перспективы использования виртуального пространства в избирательном процессе // СПС «КонсультантПлюс».
10. Вакунов С. Агитация в Интернете: мировой опыт и перспективы законодательного регулирования // Избирательное право. 2001. № 3. С. 46.
11. Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
12. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» // СЗ РФ. 2012. № 44. Ст. 6044.
13. Определение Верховного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. № 34-Г11-16 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Рябчиков Р.В. Там же.
15. Шириков А. Сайты-двойники: как с ними бороться // СПС «КонсультантПлюс».
16. См., например: Вешняков А.А. Проблема использования Интернета на выборах в Российской Федерации // Информационное право. 2006. № 3. С. 15-22; Хата-ева М.А. Дифференциация ответственности интернет-провайдеров за нарушение интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности в Интернете // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. Выпуск 1. С. 104-112.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ КАК ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ
М.Ю. Куликов
В конституционном праве всё чаще рассматривается проблема злоупотребления субъектов предоставленными правами. Обобщенно под злоупотреблением избирательными правами понимается вид неправомерного поведения, суть которого состоит в умышленном осуществлении участниками выборов своих субъективных избирательных прав в противоречии с их назначением, что влечет нарушение прав и законных интересов других участников выборов, а также причинение вреда иным лицам. Однако для того, чтобы определить, является ли то или иное действие (бездействие) субъекта злоупотреблением правом, необходимо провести квалификацию.
Квалификация (от латинского qualis - какой по качеству и ... фикация) - определение ка-
чества чего-либо, оценка чего-либо [1]. Таким образом, квалификация поведения участников выборов как злоупотребление избирательными правами представляет собой мыслительную деятельность по отнесению конкретного действия (бездействия) участника выборов к злоупотреблению избирательными правами на основе соответствия их определенным признакам.
В большей степени учение о признаках злоупотребления правами развито в уголовном праве Российской Федерации. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) содержится несколько статей, в которых используется понятие «злоупотребление полномочиями» [2]. Так, ст. 285 УК РФ под злоупотреблением должностными полномочиями по-
15