Научная статья на тему 'Предвидение будущего. Нереализованные проекты А. Л. Шиловского для Западной Сибири'

Предвидение будущего. Нереализованные проекты А. Л. Шиловского для Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ПЛАН ГОРОДА / А.Л. ШИЛОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаева Людмила Юрьевна

В 1919-1920 гг. в Томском губернском отделе коммунального хозяйства шла работа по созданию проектов по промышленной и гражданской застройке старых городских районов, созданию новых кварталов для Томска и развивающихся сибирских городов. Среди них генеральный план городасада, жилые и административные здания, объекты образовательного и культурного назначения для Томска и Щегловска, станций Поломошная и Болотная. В фонде выпускника Петербургской академии художеств, художника архитектора А. Шиловского в собрании Томского областного краеведческого музея хранится 20 интересных проектов, к сожалению, нереализованных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prediction of the Future. Unrealized Designs by A. Shilovsky for Western Siberia

In 1919 1920 Tomsk architects and engineers created designs both for new industrial and civil buildings in old city districts and for new blocks in Tomsk and other developing Siberian towns. Among these works there were a general scheme of a garden city (gorod-sad), dwellings and administrative buildings, educational and cultural buildings for Tomsk State and Shcheglovsk, and for settlements near railway stations Polomoshnaja and Bolotnaja. Twenty of the designs are kept in Tomsk State Regional Museum in the collection of A. Shilivsky, an artist and architect, a graduate from Saint Petersburg Imperial Academy of Arts. Unfortunately, the designs were not realized.

Текст научной работы на тему «Предвидение будущего. Нереализованные проекты А. Л. Шиловского для Западной Сибири»

Рис. 7. Макет Дворца Советов на Международной выставке в Париже 1937 г. Почтовая фотооткрытка 1937 г., Франция

Список использованных источников

1. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986. — 344 с.

2. Эйгель И.Ю. Борис Иофан. — М.: Строиздат, 1978. — 192 с.

3. Постановление Совета строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР от 28 февраля 1932 г.

4. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1997. — 560 с.

УДК 72 (571.1) ББК 85.11 (2РОС-5)

Л.Ю. Исаева, г. Томск

Предвидение будущего.

Нереализованные проекты А.Л. Шиловского для Западной Сибири

Аннотация

В 1919-1920 гг. в Томском губернском отделе коммунального хозяйства шла работа по созданию проектов по промышленной и гражданской застройке старых городских районов, созданию новых кварталов для Томска и развивающихся сибирских городов. Среди них генеральный план города-сада, жилые и административные здания, объекты образовательного и культурного назначения для Томска и Щегловска, станций Поломошная и Болотная. В фонде выпускника Петербургской академии художеств, художника архитектора А. Шиловского в собрании Томского областного краеведческого музея хранится 20 интересных проектов, к сожалению, нереализованных.

Ключевые слова: архитектура Западной Сибири, план города, А.Л. Шиловский.

В личных архивах многих архитекторов есть проекты, которые не были реализованы. Не всегда это проекты, не выигравшие конкурс. Для осуществления одних не нашлось средств, для других не наступило время. Так случилось и с проектами художника-архитектора Андрея Леонидовича Шиловского (10 мая 1887, г. Уфа — 10 мая 1921, г. Томск).

Андрей Шиловский родился в семье помощника начальника материальной части Управления Сибирской железной дороги Леонида Шиловского. С семи лет занимался в рисовальных классах Марии Черепановой при бесплатной библиотеке в Томске. Окончив в 1906 г. с наградой Томское реальное училище, он поступил на архитектурное отделение Академии художеств в Петербурге. За годы учебы в мастерской профессора Л.Н. Бенуа для более глубокого изучения деревянного зодчества студент посетил старинные русские города Ярославль, Москву, Кострому, Смоленск, Псков, Новгород. Под руководством академика Н.К. Рериха занимался реставрацией Новгородского кремля, под руководством академика В.А. Щуко — реставрацией Николаевского вокзала. В 1912 г. стал членом общества Петербургских архитекторов, участвовал в конкурсах, а в 1913 г., завершив обучение, совершенствовал образование в Италии.

Архив архитектора Андрея Леонидовича Шиловского хранится в Томском областном краеведческом музее имени М.Б. Шатилова в трех коллекциях и составляет 211 предметов.

Наиболее известна часть фонда под названием «Архитектурные зарисовки Томска 1920-1921 гг.»13, отдельные работы которой встречаются в публикациях. В 2004 г. к 400-летнему юбилею г. Томска были выпущены альбомы «Томск. История города в иллюстрациях. 1604-2004» и «Деревянная архитектура Томска». В них помещены зарисовки с видами архитектуры старого города, выполненные томскими художниками в 1920-1921 гг., и отмечается роль А.Л. Шиловского в создании свода истори-ко-архитектурных памятников края.

Публикации о творчестве А.Л. Шиловского появились в 1927 г. В первом томе трудов Томского краевого музея директор музея М.Б. Шатилов написал о выдающейся роли архитектора, «поставившего дело охраны памятников архитектурной старины Томска на должную высоту» [17, с. 3]. Вместе с группой художников, отмечал автор статьи, А.Л. Шиловский зафиксировал самые ценные памятники деревянной архитектуры Томска, опубликовав в газете «Знамя Революции» подробный перечень «уник» [2, с. 1], подлежащих охране. В конце сборника был помещен написанный сотрудником музея И.М. Мягковым некролог на смерть архитектора, в котором излагалась творческая биография «европейски-образованного человека с прекрасной душой и изумительной энергией» [6, с. 209].

Позже имя А. Шиловского встречалось на страницах книг П.П. Муратова «Художественная жизнь Сибири 1920-х годов» (1974 г.), В. Славнина «Томск сокровенный» (1991 г.), в сборнике «Томская область. Исторический очерк» (1994 г.), в статьях И.В. Октябрьской, Т.А. Асташкиной (1995 г.), О.Н. Свиридовской (2002 г.), в учебнике по спецкурсу «Охрана памятников в России» А.М. Кулемзина (1999 г.).

Однако все указанные работы отражают деятельность архитектора фрагментарно, рассматривая роль А.Л. Шиловского только в вопросах сохранения культурно-исторического наследия города и создании томского музея. В них не раскрыта в полной мере его практическая работа как архитектора и строителя, организатора и участника конкурсов по монументальному искусству, поэта и публициста.

Цель настоящей статьи — дать представление об архитектурном аспекте творчества А.Л. Шиловского, показать значение его исследований не только для сохранения исторической памяти и культурного наследия города Томска, но и масштаб работ архитектора для Западной Сибири. Конечно, деятельность А.Л. Шиловского была подчинена главной идее — донести до потомков неповторимую красоту томской деревянной архитектуры, запечатлеть как можно больше исчезающих памятников культуры. Но, отстаивая необходимость бережного отношения к классическим традициям прошлого, архитектор и художник А.Л. Шиловский видел в них основу построения новой художественной культуры.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что творческие устремления А.Л. Шилов-

13 Коллекция ТОКМ 1912 г.

ского неразрывно связаны с общественно-политическими событиями, происходящими в стране. Внимание художника привлекало создание новых теорий и форм социалистического искусства. Выражением этого аспекта деятельности Андрея Леонидовича стало учреждение им в Томске Бюро конкурсов по монументальной пропаганде советского искусства и руководство этой структурой Губернского отдела народного образования.

Зарисовки и проекты, исполненные для участия в конкурсах, отражают запросы времени — агитационную наглядность, масштабность, доходчивость. Одновременно они демонстрируют новаторство и динамичность поисков архитектора, широту художественных взглядов, так как в отдельных проектах архитектор А.Л. Шиловский выступает в роли скульптора. Следует отметить, что все разработанные им проекты для пропаганды советского искусства получали высокую оценку устроителей конкурсов и были удостоены первых премий.

В статье рассматривается менее известная исследователям коллекция А.Л. Шиловского «Проектирование в области гражданской архитектуры»14.

С победой Октябрьской революции перед гражданской архитектурой встали принципиально новые задачи, которые диктовали необходимость создания благоприятных условий для трудящихся, строительство удобных жилых домов новой планировки, Дворцов культуры, санаториев. С учетом этих требований появляются декреты советского правительства о социализации земли от 19 (6) февраля 1918 г. и об отмене права частной собственности на недвижимость в городах от 20 августа 1920 г. [3, с. 14-15], заложившие основы для становления советского градостроительства и архитектуры.

Архитектурные проекты коллекции ТОКМ 1913/1-12 отвечают по духу и стилю запросам развития советского общества. По времени исполнения, хотя на некоторых работах отсутствует авторская датировка, проекты можно отнести к периоду с октября 1919 г. по май 1920 г. В 1919 г. А. Шиловский приехал из Петрограда в Томск и поступил на службу в строительный отдел Коммунального хозяйства.

Проекты серии вычерчены на бумаге желтого цвета или кальке. Все чертежи имеют примерно один размер (24x37 см) и выполнены с отличным качеством, черной тушью, с применением техники акварельной размывки. В нижней части листов дается масштабная линейка в саженях15. В коллекции, учитывая различные варианты зданий, насчитывается 26 единиц хранения.

Конкурсные проекты для городов и поселков Сибири выполнены А.Л. Шиловским в соответствии с методическими рекомендациям архитектурно-строительного подотдела Народного комиссариата просвещения [3, с. 230]. Судя по названиям (Щегловск (ныне г. Кемерово), Болотное, Поло-мошное), широкое строительство объектов социальной и культурной значимости предполагалось в наиболее важных в экономическом значении районах Сибири. Станционным поселкам Болотное и Поломошное необходимы были квалифицированные рабочие кадры для обслуживания нужд же-

и II и V у—

лезной дороги. Не случайно среди чертежей встречаются проекты и эскизы общежитий для учеников (рис. 1.) и здания администрации, выполненные для строительства комплекса технического или железнодорожного училища. Архитектор спроектировал светлые помещения для проживания, предусмотрел столовую для организации питания и проведение досуга воспитанников под крышей террасы, позаботился об удобстве работы администрации.

Центр Кузнецкого округа — город Щегловск, в котором наблюдался острый жилищный кризис [9, с. 711] с увеличением населения, прибывшего на работы в угольные шахты, нуждался в грамотно разработанных генеральных планах строительства. В развивающемся индустриальном центре были целые районы самовольного жилья, где отсутствовали объекты сферы услуг и здравоохранения. Для Щегловска А.Л. Шиловский выполнил восемь графических листов. Среди чертежей два проекта генерального плана одного из районов города и варианты одноэтажных и двухэтажных домов для застройки кварталов. Все постройки предполагалось осуществить из кирпича и камня.

Крупный административный город краевого значения — Томск, густо застроенный и менее других городов ощущавший жилищный кризис [9, с. 711], тем не менее испытывал нужду из-за разрушающихся зданий и большого наплыва населения. Газета «Красное знамя» писала: «По количеству разрушенных домов наш Томск занимает в Сибири, несомненно, одно из первых мест. Дома без

14 Коллекция ТОКМ 1913 г.

15 Сажень — русская мера длины, равная 2, 1336 м.

окон, без крыш, с полуразрушенными стенами, провалившимися полами встречаются чуть ли не каждой улице...» [12, с. 240]. В Томске существовала необходимость в реконструкции жилищного строительства, его уплотнении, а также в дальнейшем проектировании и развитии объектов культуры и бытового назначения.

Для Томска А.Л. Шиловский предполагал строительство домов в деревянном исполнении. Фасады и планы зданий в проектных листах выполнены с ярко выраженной симметрией. Справа и слева по фасаду расположены входные двери и крыльцо под навесом с декоративными резными балясинами (рис. 2). Окна прорисованы на чертежах одинарные или сдвоенные, украшены резными наличниками. Отопление в домах задумывалось печное. На крышах домов расположены дымовые трубы с дымниками [18, с. 30]16.

На всех чертежах А.Л. Шиловского возле проектируемых домов прорисованы деревья и кустарники, запланированы газоны. В Томске и в окрестностях города доминировали деревянные кварталы, только административно-деловой центр был застроен каменными зданиями. Чертежи деревянных зданий созданы архитектором в гармонии с городской застройкой и в традициях народного зодчества. Проекты архитектора А.Л. Шиловского закончены, грамотны и выдержаны композиционно, остается только сожалеть, что они не были реализованы.

Для Томска, крупного административного и экономического центра, была актуальна тема школьного строительства, одной из составляющих которого являлось преподавание рабочих профессий на базе школьного образования. Не случайно среди чертежей А.Л. Шиловского есть эскиз проекта школы II ступени, датированный 5-7 апреля 1920 г., и эскиз мастерской ручного труда, выполненный 1-2 апреля 1920 г.

В Томске, как и в столице, архитекторы занимались разработкой генеральных планов городов. Под дробью 2 в коллекции архитектора значится Генеральный план Первомайского квартала города-сада от 22 мая 1920 г. На листе бумаги изображен план городского квартала с нанесенными размерами и осями. На плане обозначены 27 построек, залитых черной тушью. По краям показаны коровники и гаражи. Перпендикулярно к ним расположены 12 домов на две квартиры, а в центральной части плана — три дома на четыре квартиры с главными параллельными фасадами, выходящими на стороны двухэтажных домов. Каждый такой фасад вместе с двумя двухквартирными домами и службами представляет овальный замкнутый комплекс с хозяйственными службами в центре: ледником и помойной ямой. Углубленные под землю службы сверху украшены газонами и клумбами в форме концентрических кругов. Иллюзию замкнутости каждому комплексу придают плотные насаждения кустарников, в окружении которых он находится. Над чертежом даны точные размеры зеленых насаждений. Дома находятся друг от друга на довольно большом расстоянии, указанном в саженях. Между ними разбиты парки овальной формы. Архитектор спроектировал дома низкой этажности полугородского, полусельского типа, симпатичные особнячки, обеспеченные всем необходимым для жизни.

А.Л. Шиловский попытался осуществить социальный заказ, вызванный новыми условиями жизни, новыми задачами советского строительства. Как видно, в плане, кроме жилых зданий, уделено особое значение подсобным и служебным помещениям. Обозначенные в проекте генплана хозяйственные службы предполагают строгое соблюдение санитарной зоны в квартале, регламентируют удаление бытовых отходов и тем самым улучшают гигиенические условия для проживания населения.

Характерно для того времени в проекте деление служб на гаражи и коровники. Присутствие на плане чертежей коровников свидетельствует об отсутствии еще четкого деления жителей квартала на городское и сельское население. Коренная ломка привычного быта в стране началась, но изменения, внесенные в жизнь революцией, проявились недостаточно. Еще было неясно, чем точно будет заниматься население квартала: только трудиться на заводах и фабриках или хотя бы частично работать в сфере сельского хозяйства. Наличие гаражей на генеральном плане демонстрирует, что в проекте сделана попытка решения насущной транспортной проблемы — доставки рабочих на производство и обратно. Это связано с предполагаемым закономерным развитием советской экономики, транспортного и инженерного оборудования городов.

16 Дымник — печная труба, верхняя наружная часть дымохода, нередко украшенная металлическим обрамлением.

План, выполненный А.Л. Шиловским в 1919 г., отвечал идеям деления городов на зоны, вопросам озеленения и комплексной застройки жилых кварталов типовыми зданиями, сформулированной ведущими советскими архитекторами лишь в 1925 г. [3, с. 21]. Воспитанный в лучших академических традициях, умеющий предвидеть будущее, архитектор опередил свое время.

В далеком от столицы Томске, в отсутствии связи, почты и обмена передовыми идеями, А.Л. Ши-ловский создал проект города-сада, составил генеральный план будущего городского квартала и рабочего поселка, оснащенного всем необходимым для жизни.

Архитектор А.Л. Шиловский правильно оценивал возросшие потребности народа, но не смог учесть реальные экономические возможности и состояние материально-технической базы советского государства. Как результат — проекты остались только мастерски исполненными графическими листами, высоко оцененными лишь узким кругом специалистов. И все же удивительно, с каким размахом и романтической приподнятостью трудился А.Л. Шиловский над этими первыми проектами нового советского градостроительства.

Рис. 1. Фасад к проекту общежитий учеников в Болотном и Поломошном

Рис. 2. Дом по улице Гоголевской №53, г. Томск. 13-14 мая 1920 г.

Список использованных источников

1. Деревянная архитектура Томска. — Томск, 2004. — С. 316-339.

2. Знамя революции. Бюллетень постановлений и распоряжений №20. — 28 октября 1920 г.

3. Из истории советской архитектуры 1917-1925 гг. Документы и материалы. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.

4. Кулемзин А.М. Охрана памятников в России (спецкурс). — Томск, 1999.

5. Муратов П. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. — Л.: Художник РСФСР, 1974. — С. 41-42.

6. Мягков И.М. Художник архитектор Андрей Леонидович Шиловский (некролог) // Труды ТКМ. — Томск, 1927. — С. 209.

7. Октябрьская И.В, Асташкина Т.А. Из истории формирования этнографических фондов Томского краеведческого музея: коллекции и персоналии // Труды ТГОИАМ. — Томск, 1995. — С. 7576.

8. Свиридовская О.Н. Роль сибирских музеев в охране культурного наследия в 1920-е гг. // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. — Томск, 2002. — С. 169.

9. Сибирская советская энциклопедия. — Новосибирск, 1929. — С. 711.

10. Славнин В.Д. Томск сокровенный. — Томск, 1991. — С. 61.

11. Томск. История города в иллюстрациях. — Томск, 2004. — С. 286-287.

12. Томск. История города от основания до наших дней. — Томск, 1999. — С. 240.

13. Томская область. Исторический очерк. — Томск, 1994. — С. 349.

14. Требовательные ведомости и списки служащих подотдела музеев и охраны памятников старины и искусства. Переписка по финансовым вопросам // Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 3. Д. 151. 50 л.

15. Учебные программы единой трудовой школы, школ взрослых и среднетехнических курсов НКПС. 1920 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 70. 94 л.

16. Черновые материалы об охране памятников искусства, надгробных памятников и др. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 310. 126 л.

17. Шатилов. М.Б. Исторический очерк и обзор Томского Краевого Музея (1922 г. — 18 марта 1926 г.) // Труды ТКМ. — Томск, 1927. — С. 3, 209.

18. Шинаев С.Я. Деревянное зодчество. Толковый словарь терминов и понятий. — М.: Спецреставрация, 1992. — С. 30.

УДК 72.092+73.036 ББК 85.11

И.А. Казусь, г. Москва Архитектурные конкурсы Сибири 1920-1930-х гг. и их результаты Аннотация

Статья посвящена сибирским архитектурным конкурсам 1920-1930 гг. В них участвовали архитекторы Сибири, лидеры и мастера архитектуры Москвы и Ленинграда. Большинство конкурсов были проведены на социально-новые объекты - Дворец труда, Дворец культуры, Дом Советов, Дом промышленности, Крайисполком, окружная больница, поликлиника. На конкурсах формировались стилевые решения этих зданий. Выявляется значимость этого творческого вклада. Дается перечень архитектурных конкурсов (35 позиций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.