Научная статья на тему 'Предварительный набросок для рецензии на Элевтерологию Иоганна августа Генриха Ульриха'

Предварительный набросок для рецензии на Элевтерологию Иоганна августа Генриха Ульриха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительный набросок для рецензии на Элевтерологию Иоганна августа Генриха Ульриха»

УДК 1(091)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБОРОСОК ДЛЯ РЕЗЕНЦИИ НА ЭЛЕВТЕРОЛОГИЮ ИОГАННА АВГУСТА ГЕНРИХА УЛЬРИХА1

И. Кант

Разрозненный лист Б 5 Первая страница

Это сочинение полезно. Автор основательно доказывает, как должна мыслиться свобода, если рассматривать существование вещей, поскольку оно детерминировано временем, как способ существования вещей самих по себе. Оно — простой механизм природы.

— Однако он видит трудности, если предположить другой способ (форму) существования этой самой сущности помимо времени, и поэтому предполагает наличие детерминизма и придает ему форму, совместимую с моралью настолько, насколько это возможно. — И если ничто другое не удерживает его, кроме этих самых затруднений, то последние легко преодолимы.

— Следует пожелать, что основательный автор будет обращаться с остальными трудностями системы К. точно так же, как здесь, а именно покажет, как можно справиться со всеми трудностями, с которыми обычно сталкивается чистый разум за пределами свободы, не обращаясь к тем же самым основным принципам различения чувственного и интеллектуального, и лишь только затем выскажет возражения против системы, ибо только таким образом можно будет лучше всего увидеть, где следует искать этому помощь.

В этой форме представления явлений отсутствует чувство раскаяния, виновности, потому что речь идет только о физических основаниях объяснения, по которым нечто происходит, а не о моральных, по которым нечто, существующее всего лишь в идее и не являющееся осуществленным, могло бы произойти. И тут вместо физического закона выступает моральный, вместо физической свободы (странное название) — моральная свобода, а вместо объяснения — чувство виновности.

1 Перевод выполнен по изданию: Kant's Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Berlin, 1955. Bd. 23. S. 79 — 81. Поступила в редакцию 15.12.2014 г. doi: 10.5922/0207-6918-2015-1-10 © Копцев И. Д., пер. с нем., 2015

И. Кант

101

Поступки, если они в обоих случаях берутся в одном и том же смысле, противоречат друг другу, или, более того, исчезает свобода или природа. Но если должны быть обе, то один и тот же поступок одного и того же субъекта должен, во-первых, быть подвержен законам природы, и то же самое существо и относительно того же самого поступка не должно быть подвержено законам природы и тем не менее быть их основанием.

То, что поэтому моральность и виновность вполне согласуются друг с другом, то в это можно поверить, только перевернув все моральные принципы.

Вторая страница

Если поступок плох, то для оправдания необходимо, чтобы в то же самое время субъекту должна быть предоставлена возможность его не совершать, а если он хорош, чтобы никакая другая причина не воздействовала на волю.

Прежде, чем совершить поступок, субъект осознает, что он может и должен стать лучше, но не то, что он обязательно станет лучше. Но когда поступок совершен, то он находит, что при тех обстоятельствах, в которых он был прежде, было действительно невозможно, что он со временем сможет стать лучше. Следовательно, есть возможность, даже при тех обстоятельствах, в которых он был прежде, стать лучше (в том, что касается поступка) и в то же время невозможно, что он может стать лучше; если бы он прежде осознал те условия, в которых он находился, то он уже заранее увидел бы, что хотя по своим способностям, рассматривая абстрактно, улучшение возможно, но по причине обстоятельств совершенно невозможно, о чем он может заключить лишь потом, когда происходит то, чего он не предусмотрел согласно физическим законам.

Далее в том, что касается поступка, ввиду того, что он полагает, что может стать лучше, он с необходимостью признает, что он виновен и подлежит наказанию, если не станет лучше, и лишь затем, так как зло свершилось, он не может ничего поставить себе в вину, потому что обстоятельства не позволяли, чтобы поступок был совершен иначе.

Физическая система моральности — непрерывное противоречие, а воображаемое долженствование — какими бы ни были обстоятельства — это в лучшем случае воображаемая свобода и ничего больше.

Физическая необходимость несовместима с нравственным законом человека. Несмотря на это она не может быть также и упразднена. Следовательно, необходимо найти такую форму отношения субъекта к событиям чувственного мира (поступок есть одно из них), которая может существовать вместе с физической необходимостью и быть одновременно независимой от нее. Но бытие субъекта во времени может существовать только с физической необходимостью. Следовательно, ее бытие должно рассматриваться как необусловленное временем. Однако автор признает на с. 33.

Разрозненный лист Б 9 Вторая страница

Итак, вскоре он признает невозможность физического способа объяснения свободы в нравственном смысле и (так как она неотделима от абсолютной реальности времени и существования вещей в нем как вещей в себе) невозможность рассмотрения подобного существования как существования вещей самих по себе. Следовательно, неудача своей попытки выну-

102

Публикации

дит признать то, что само по себе для него связано с трудностями. Но тем самым он приносит пользу. Ибо выводы, подобные выводам относительно времени, доставляют большие трудности в том, чтобы сделать их полностью понятными, потому что представления сами нуждаются во времени для своего проявления. Только в применении главным образом к антиномиям они обнаруживают свою необходимость. Именно это, то есть попытки разрешить антиномии противоположным образом, если они будут предприняты в отношении остальных антиномий, то возникнет желание, прежде чем заняться разрешением трудностей, связанных с принципами, без которых нельзя обойтись, преградить самому себе путь многочисленными трудностями.

Грешник г-на а.[втора] переживает также и в том, что касается его нравственного достоинства, приятные дни, следуя этим принципам. У него есть осознание должного, хотя и несерьезного воления, но все это так определено его внутренним свойством и обстоятельствами, и иначе не должно было быть. Но зато он осознает возможность (чтобы не сказать способность), что в будущем он станет более совершенным человеком, чему способствует также представление о том, что он должен стать таковым. Если случится, что он станет таковым, то будет хорошо, а если этого не произойдет, то это также хорошо, ибо в соответствии с обстоятельствами времени это в нем и вне его невозможно, чтобы это могло совершиться иначе.

Если бы время было формой существования вещей самих по себе, то каузальность причины мира была бы каузальностью начала мира во времени, и не было бы, следовательно, первой и необходимой причины. Следовательно, должна быть еще одна форма существования вещей и случайность мира зависит только от феноменов, которые... [текст обрывается]

Пер. с немецкого И. Д. Копцева

О переводчике

Иван Демьянович Копцев — д-р филол. наук, проф. кафедры теории языка и межкультурной коммуникации Балтийского федерального университета им. Канта, ivan.kopcev@mail.ru

About translater

Prof. Ivan Koptsev, Department of Language Theory and Cross-Cultural Communication, Immanuel Kant Baltic Federal University, ivan.kopcev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.