Научная статья на тему 'ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ"'

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ / ГРАЖДАНСКАЯ НАУКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

В статье представлен замысел проекта «Экологический патруль» и предварительные результаты его реализации по итогам 2019-2021 года. Описана концепция и составные элементы проекта, представлен результат первого года работы по разработке наборов для проведения экологического мониторинга, а также подходы к отбору пилотных регионов и проектных команд. Описаны мероприятия 2020-2021 учебного года, включающие проведение онлайн-семинаров, уроков, сбор результатов выполнения заданий по экомониторингу, этапы и результаты отбора эконаставников. В разделе «Рефлексия» проанализированы достигнутые результаты и возможные пути развития проекта в следующем учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY RESULTS OF THE WORK OF THE PUBLIC SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PUBLIC PROJECT ‘ENVIRONMENTAL PATROL'

The article presents the concept of the ‘Environmental Patrol' project and the preliminary results of its implementation at the end of 2019-2021 period. The concept and components of the project are described, the result of the first year of work on the development of kits for environmental monitoring is presented, as well as approaches to the selection of pilot regions and project teams. The activities of the 2020-2021 academic year are described, including the conduct of online seminars, lessons, collection of the results of the tasks on environmental monitoring, stages and results of the selection of eco-mentors. The ‘Reflection' section analyzes the results achieved and possible ways of developing the project in the next academic year.

Текст научной работы на тему «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ"»

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

Предварительные результаты работы научно-образовательного общественно-просветительского проекта «Экологический патруль»

Preliminary results of the work of the public scientific and educational public project 'Environmental Patrol'

Аннотация. В статье представлен замысел проекта «Экологический патруль» и предварительные результаты его реализации по итогам 2019-2021 года. Описана концепция и составные элементы проекта, представлен результат первого года работы по разработке наборов для проведения экологического мониторинга, а также подходы к отбору пилотных регионов и проектных команд. Описаны мероприятия 2020-2021 учебного года, включающие проведение онлайн-семинаров, уроков, сбор результатов выполнения заданий по экомониторингу, этапы и результаты отбора эконаставников. В разделе «Рефлексия» проанализированы достигнутые результаты и возможные пути развития проекта в следующем учебном году.

Ключевые слова: экологическое образование, экологический мониторинг, экологический патруль, гражданская наука, образовательные технологии

Abstract. The article presents the concept of the 'Environmental Patrol' project and the preliminary results of its implementation at the end of 2019-2021 period. The concept and components of the project are described, the result of the first year of work on the development of kits for environmental monitoring is presented, as well as approaches to the selection of pilot regions and project teams. The activities of the 2020-2021 academic year are described, including the conduct of online seminars, lessons, collection of the results of the tasks on environmental monitoring, stages and results of the selection of eco-mentors. The 'Reflection' section analyzes the results achieved and possible ways of developing the project in the next academic year.

Keywords: environmental education, environmental monitoring, environmental patrol, civil science, educational techniques

Смирнов

Иван Алексеевич,

кандидат биологических наук, заместитель директора по контролю качества образования Гимназии святителя Василия Великого, г. Москва

e-mail: smirnov_ia@ vasiliada.ru

§

Бордин

Антон Павлович,

директор фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», г. Москва e-mail: info@ed-expo.ru

Подходы и методы исследовательского обучения

Ivan

Smirnov,

Ph.D. in Biology, Deputy Director, St. Basil the Great Gymnasium, Moscow

Anton

Bordin,

Director of the Foundation for Technological Support of Education "Navigator of Educational Technologies", Moscow

ЭКОПАТРУЛЬ

В 2019 году начал свою работу научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль», направленный на вовлечение молодежи в экологический мониторинг и охрану окружающей среды. За два года проекта в него включилось более 20 регионов России и почти 3500 школьников. Перед началом планирования нового года проекта представляется важным подвести промежуточные итоги и проанализировать, что удалось сделать с момента старта проекта.

Замысел

Научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль» был разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации о привлечении молодежи к решению проблем в сфере экологии. Проект реализуется в концепции межведомственного взаимодействия Фондом содействия инновациям, Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие», Фондом технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» при участии МГУ имени М. В. Ломоносова (химического и биологического факультетов), Неправительственного экологического фонда имени В. И. Вернадского при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Как часть национального проекта «Образование» «Экологический патруль» способствует внедрению в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Как часть национального проекта «Экология» Экопатруль способствует: созданию и эффективному функционированию во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в крупных промышленных центрах; сохранению уникальных водных объектов и экологической реабилитации водных объектов.

В проекте можно выделить несколько направлений: 1. ЭкоМониторинг — комплекс образовательных программ и методик высокой степени научной, технологической и педагогической проработки в области экологии, современных профессиональных методов наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

и динамике окружающей среды для участников Проекта в различных регионах России.

2. ЭкоПатруль — выявление, фиксация и информирование контрольно-надзорных органов в области охраны окружающей среды с помощью общественных активистов школьного возраста о фактах нарушения экологического состояния окружающей среды в различных регионах России.

3. ЭкоИнфраструктура — высокотехнологическое оборудование для школьных экологических исследований, разработанное отечественными компаниями.

Для проекта было важно выдержать рамку следующих принципов: организация работы в формате межведомственного взаимодействия, охват значительного количества регионов и участников, а также разработка и применение отечественного учебного оборудования.

Российским производителям средств обучения и воспитания проект «Экопатруль» создает дополнительный сегмент рынка высокотехнологичного образовательного оборудования и мотивирует к разработкам инновационных прорывных решений для образования и экологии. На начальном этапе был сформулирован запрос к инфраструктуре проекта, включающей мобильные и стационарные лаборатории, а также современную информационную систему. В концепции мобильных лабораторий рассматривались мультидатчики и измерители, которые включают тепловизор, люксметр, пирометр, детектор углекислого газа, измерители чистоты воды и другое. Для стационарной эколаборатории прорабатывалась концепция кабинета экологического образования в школе и комплект учебного оборудования для организации экологически направленной учебно-исследовательской работы и практикума обучающихся, а также метеорологическая площадка для предметно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. Важная роль отводилась современной информационной системе, предназначенной для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующим техническим ресурсам, включая системы искусственного интеллекта. В идеале все указанные компоненты должны объединяться в общую экосистему проекта, поддерживающую кроссплатформенность, позволяющую упростить взаимодействие участников и интегрирующую технологию BYOD («bring your own device» — «принеси свое устройство»), которая делает телефон или ноутбук школьника инструментом исследования.

Первый год реализации проекта

В первый год реализации проекта в логике межведомственного взаимодействия был сформирован экспертный совет, включающий представителей Фонда содействия инновациям,

Подходы и методы исследовательского обучения

Рисунок 1. Экопатруль. Набор для проведения исследований

Фонда поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие», Фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», МГУ имени М. В. Ломоносова, Неправительственного экологического фонда имени В. И. Вернадского и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (проектный офис «Чистый воздух»).

Экспертным советом был проведен отбор региональных операторов пилотных регионов для реализации проекта. Всего на основе заявок региональных операторов был отобран 21 регион: Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Татарстан, Алтайский Край, Красноярский Край, Белгородская область, Вологодская область, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Курская область, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Тульская область, Челябинская область.

В задачи региональных операторов входил отбор проектных команд образовательных организаций своего региона для реализации проекта. Каждый из регионов сам определял принципы и критерии отбора, но важно было отобрать школьные проектные команды, состоящие из 3-5 участников, имеющих опыт проектирования и исследования, поэтому в большинстве случаев отборы прошли в формате конференций на платформе «Реактор». Всего было представлено 676 проектов в области экологии от 480 образовательных организаций. Общее количество участников превысило 3 400 обучающихся, в финал конкурса было отобрано 408 команд, а по итогам рассмотрения работ 482 команды получили наборы для проведения экологического мониторинга.

Разработка наборов шла параллельно отбору команд в течение года. Отечественным производителем были разработаны несколько вариантов комплектации наборов для проведения экологического мониторинга воды, воздуха и почвы. По итогам обсуждения экспертным советом было принято решение об оснащении проектных команд единым вариантом набора из 3 измерителей (рисунок 1): цифрового датчика рН (рН-метр), измерителя электропроводности и датчика запыленности (измеритель РМ 1, РМ 2,5 и РМ 10 — тонко- и мелкодисперсных твердых частиц, взвешенных в воздухе).

Наборы были переданы региональным операторам и проектным командам после мероприятий, посвященных Дню эколога (5 июня 2020 года). В ряде регионов мероприятия прошли в дистанционном формате в связи с ограничениями из-за эпидемиологической ситуации.

Предварительные результаты работы научно-образовательного общественно-просветительского проекта «Экологический патруль»

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

Второй год реализации проекта

Основные задачи второго года реализации проекта:

• Организация и проведение вебинаров, курсов повышения квалификации, а также создание видеоуроков для участников проекта;

• Мониторинг и методическая поддержка проектов школьных команд, оснащенных наборами для экологического мониторинга;

• Разработка и апробация модели наставничества в области экологического проектирования, а также подготовка сборника методических рекомендаций, включающих в себя описание лучших практик в области экологических исследований и проектов;

• Поддержка региональных этапов конкурсов экологических проектов школьников, организация и проведение финального этапа конкурса.

Осенью 2020 года прошла серия семинаров для педагогов (таблица 1), онлайн-занятий для обучающихся (таблица 2), в которых приняли участие 282 школьника и 452 учителя, а также на сайте проекта (экологическийпатруль.рф) были размещены онлайн-уроки (таблица 3), рассказывающие об экологическом мониторинге и исследованиях. Общее количество просмотров составило почти 4000.

Таблица 1. Количество просмотров семинаров

Название семинара Просмотры

Семинар 1. Экологический мониторинг 383

Семинар 2. Мониторинг состояния атмосферы 257

Семинар 3. Мониторинг водной среды и осадков 174

Семинар 4. Экологический мониторинг почв 145

Семинар 5. Организация экологического мониторинга 177

Методология исследования и проектирования в школьном экологическом образовании 85

Опыт организации наставничества и тьюторского сопровождения школьных проектов и исследований в российском образовании 46

Итого 1267

Таблица 2. Количество просмотров онлайн-занятий для школьников

Название семинара Просмотры

Занятие 1. Экологический мониторинг 456

Занятие 2. Мониторинг состояния атмосферы 323

Занятие 3. Мониторинг водной среды и осадков 167

Занятие 4. Экологический мониторинг почв 136

Итого 1082

Подходы и методы исследовательского обучения

Таблица 3. Количество просмотров уроков

Названиеурока Число просмотров

VK УоиШЬе

Экологический мониторинг атмосферы — 530

Экологический мониторинг водной среды — 353

Экологический мониторинг почвы 501 222

Итого 1606

После проведенного обучения важно было организовать массовый сбор данных о состоянии окружающей среды в пилотных регионах. Для этой цели школьники получили задания по проведению мониторинга воды, почвы и воздуха. Данные фиксировались с помощью полученных командами наборов для экологического мониторинга и вносились в гугл-формы (атмосфера: https://forms.gle/pDihhNAsmmUcmamb6, водная среда и осадки: https://forms.gle/VuNvkVZE4xojbVbd9, почва: https://forms. gle/nXUEdGHDCF1JB6698), с помощью которых формировались базы данных по наблюдениям. При проведении измерений фиксировались координаты. Между проектными командами были организованы соревнования по максимальному вкладу в формируемую базу данных. Еженедельно объявлялись команды, занявшие 1, 2 и 3 место, а по итогам 2020 года были определены команды, занявшие 1 место, которые получили в качестве приза настольную биологическую игру от партнеров проекта (таблицы 4-6).

Таблица 4. Пример таблицы с промежуточными результатами по числу проведенных наблюдений за состоянием атмосферы

Команда \ неделя 1 2 3 4 Итог за год

Братский педагогический колледж 3 1 1 312

МАУДО г. Иркутска СЮН 2 2 238

МКУ ДО ИРМО «ЦРТДЮ» д. о «Первоцвет» 3 3 162

Экостражи 1 1 456

Исследователи природы (ЦРТДиЮ «Ровесник») 2 143

Кванториум 51 2 248

МБОУ «Берлибашская ООШ Кайбицкого муниципального района РТ» 3 54

Таблица 5. Пример таблицы с промежуточными результатами по числу проведенных наблюдений за состоянием водной среды

Команда \ неделя 1 2 3 4 Итог за год

МАУДО г. Иркутска СЮН 1 39

Кванториум-51 1 1 2 138

МУ ДО Красноармейский ЦДОД 2 3 35

СЮН «Экопатруль на Витиме» 3 3 41

Братский педагогический колледж 1 95

Экостражи 2 95

МБУ «Улаганский ЦДТ» ТО «Кедр» 2 3 61

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

Таблица 6. Пример таблицы с промежуточными результатами по числу проведенных наблюдений за состоянием почвы

Команда \ неделя Итог

МАОУ СОШ № 23 города Липецка 13

МУ ДО «ДДТ — Город мастеров» 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДДТ г. Боготол 6

МБУ ДО «Центр внешкольной работы», село Тасеево 6

МБОУ г. Иркутска СОШ №35 16

Кванториум-51 6

По итогам 2020 года в соревновании проектных команд по числу измерений водной среды первое место заняла команда Кванториума-51 (146 измерений), второе место — «Экостражи» (105 измерений), 3 место — МАУДО г. Иркутска СЮН (87 измерений). Наименьшее число измерений было получено по почвенной среде — это самая сложная с точки зрения пробоотбора и пробоподготовки среда и при этом самая консервативная, а потому наиболее редко измеряемая. В соревновании проектных команд по числу измерений почвы первое место заняла команда МАОУ СОШ № 23 г. Липецка (21 измерение), второе место — «Экостражи» (18 измерений), третье место — Кванто-риум-51 (12 измерений). Больше всего измерений было получено по атмосфере — это наиболее лабильная среда, которая, однако, при измерении часто не требует специального отбора проб. В соревновании проектных команд по числу измерений атмосферы первое место заняла команда МКУ ДО ИРМО «ЦРТДЮ» ДО «Первоцвет» (621 измерение), второе место — МАУДО г. Иркутска СЮН (515 измерений) и третье место — команда «Экостражи» (488 измерений).

Проведение соревнований! команд дало не только массовый учет параметров окружающей среды, но и позволило оценить вовлеченность различных регионов в реализацию проекта и эффективность использования оборудования. Выяснили, что оборудование для проведения исследований используется как в будние, так и в выходные дни (рисунок 2), с 7 часов утра до 23 часов местному времени (рисунок 3). Чаще всего оборудование для исследований использовалось в понедельник и субботу, с 9:00 до 16:00 и в 19:00.

Рисунок 2.Графикисполь-зования обо рудквания проекта «Экологический патруль» по дням недели

Подходы и методы исследовательского обучения

Рисунок 3. График использования оборудования проекта «Экологический патруль» по местному времени

Рисунок 4. Региональный вклад в общее количество измерений атмосферы, воды и почвы по итогам осеннего периода наблюдений 2020 года и зимой 2021 года

Рисунок 5. Мониторинг использования оборудования проекта «Экологический патруль» в пилотных регионах проекта (по итогам 2020 года)

— активная работа осенью-зимой 2020-2021 г.

— удовлетворительная работа осенью-зимой 2020-2021 г. ^Ь — недостаточная работа осенью-зимой 2020-2021 г.

оь

О <2 _ >

• а

ф

о® й

а

С

• (=)

О £

Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Коми Республика Татарстан Алтайский Край Красноярский Край Белгородская область Вологодская область Иркутская область Калужская область Кемеровская область

^У Курская область ¡И} Липецкая область Мурманская область ^^ Щ нижегородски область ^^ ^ Новгородская область ^ Омская область

Оренбургская область ^В ду Самарская область Тульская область

I Челябина

я область

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

По итогам активности проектных команд было установлено, что наибольший вклад в создаваемую базу данных внесли Иркутская область, Липецкая область, Тульская область, Челябинская область, Мурманская область и Красноярский край (рисунок 4). Данный вариант учета результатов позволил составить своего рода рейтинг пилотных регионов (рисунок 5), позволяющий понять, с какими региональными операторами необходимо проработать вопросы проведения исследований и использования оборудования.

В 2021 году основной задачей проекта стал переход от массовых измерений к росту качества проводимых экологических исследований. С этой целью был проведен конкурс по отбору наставников (тьюторов) в области экологического образования, а также курсы повышения квалификации по эконастав-ничеству. Конкурс, согласно положению, проходил в 3 этапа (страница конкурса на сайте проекта: https://экологический-патруль.рф/есотепШг). В первом этапе конкурса приняло участие 217 педагогов и молодых ученых из 49 регионов (рисунок 6 — чем больше слово на рисунке, тем больше заявок из соответствующего региона).

Во второй этап было отобрано 119 участников из 29 регионов. На втором этапе участникам необходимо было снять мотивационный ролик или написать мотивационное письмо, рассказывающее о том, почему участник решил стать эконастав-ником. На третьем этапе участники должны были разработать и представить методические рекомендации по проведению экологического проекта или исследования. Для участников был подготовлен возможный список замыслов исследований и проектов, включающий 19 возможных тем:

1. Влияние автомобильного транспорта на качество воздушной среды.

2. Оценка воздействия промышленного предприятия на качество воздушной среды.

3. Оценка влияния индивидуального (печного) отопления на качество воздушной среды.

4. Мониторинг аллергенов в весенний период.

5. Исследование запыленности жилых и учебных помещений.

6. Оценка эвтрофикации водоемов в результате смыва удобрений с полей.

7. Исследование изменения кислотности природных водоемов в течение года.

8. Определение наличия кислотных дождей.

9. Изучение самоочищения атмосферы в результате выпадения осадков.

10. Загрязнение снега вблизи автодорог.

11. Накопление антигололедных реагентов снежным покровом.

12. Исследование динамики эвтрофикации почв.

Калуга

лИГ1ецк Челябинск Кемерово г

^ Алтай

Красноярск

1-й этап

Башкортостан

—— Красноярск 5 Москва # Липецк ^тго™-

Курск

Кемерово

2-й этап

ИРКЩ«

нв*им Я растет» ЬЬрц»^

миГшм* КЙе»оярск Б«иоад'

Кемерово

Челябинск

д птай Калуга II сап Лип«ик

3-й этап

Рисунок 6. Облако слов, отражающее представленность регионов в 1, 2 и 3-м этапах конкурса по отбору эконаставников

Подходы и методы исследовательского обучения

13. Изучение динамики кислотности почв.

14. Соответствие питьевой воды колодцев и скважин санитарным нормам и правилам.

15. Исследование качества бутилированной воды.

16. Определение жесткости водопроводной воды жилых и учебных объектов.

17. Сравнение результатов исследования качества воздушной среды, полученных инструментальными и лихеноиндика-ционными методами.

18. Сравнение показателей водной среды, полученных инструментальными и гидробиологическими методами.

19. Изучение информативности использования растений-биоиндикаторов как показателей плодородия почв в сравнении с инструментальными методами анализа. При этом участники могли предложить свои замыслы тем,

не входящие в приведенный перечень. В течение весны проводится экспертиза полученных методических разработок, а летом планируется публикация наиболее интересных работ.

Одновременно с 3-м этапом отбора эконаставников был запущен курс повышения квалификации «Наставничество в области экологического образования»» (36 часов). Курс был реализован совместно с ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» на онлайн-платформе «Геккон» (рисунок 7). На курсы записалось почти 100 педагогов из 28 регионов.

Рисунок 7. Интерфейс системы дистанционного обучения курсов: А - набор модулей, Б - пример теории по модулю, В - вариант опроса по итогам модуля

Вопрос № 2 из 11

Этот ученый впервые доказал роль ... вещества живого • костного

биокостного • биогенного

В

А

Б

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

На момент написания статьи к выполнению заданий курсов приступили 67 слушателей (рисунок 8, рисунок 9).

В качестве выпускной квалификационной работы для слушателей засчитывалось задание третьего этапа конкурса по отбору эконаставников (разработка методических рекомендаций по проведению проекта или исследования).

Проведение конкурса по отбору эконаставников позволило активизировать работу отдельных пилотных регионов, которые осенью и зимой только начинали работать с полученным оборудованием, а также позволило включить в проект педагогов и молодых ученых из регионов, которые не вошли в состав пилотных: из Москвы, Архангельской области, Санкт-Петербурга, Пермского края, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Хабаровского края, Свердловской области, Республики Бурятии, Саратовской области, Томской области, Тверской области, Чувашской Республики, Калининградской области, Республики Сахи (Якутии), Воронежской области, Волгоградской области, Республики Северной Осетии — Алании и Ярославской области. Расширение географии проекта стало возможно благодаря сотрудничеству с Международным научно-образовательным консорциумом высших учебных заведений «Кадры для зеленой экономики», Межрегиональным общественным движением творческих педагогов «Исследователь» и содружеством участников конкурса «Учитель года».

График ехаднимтн тренинга

-Зашля - - егтватили

й)

Рисунок 8. Статистика работы слушателей курсов в системе Геккон

Уран Статуе Зашли Ответил« Прешли

В *0ргянизаи*н э<опег*чесчого момлоримгэ' огу?ликс«пн 67 53 53

ы *Экогогичесии? ыомипоимг в-мосферы" огуСлжсеан 55 50 50

в "Зкогогическгт? Мониторинг водной средь и осадков* стуслжовйн 50

в *ЭкОТОТИЧвС**Р МОМЦ70р»*Ч! почв»* 50 47 47

в Методолог*« исследования и проектировенип в школьном эиоло'ическон образовании огу£л кован 49 45 45

в оервэоаднии огуСтжован 43 Л? *7

в Грое<т>«оя иостсрскои- Кок организовать работу »»адиндивидуальны* проектом отуйгнжоеан «5 30 30

в ЫснкдунЛрадоый опыт ипсгавин^оств-п и -ьюгарстлп а ассопогмчвСкОы ОЙр-тэоаакин огуСлихован 37 нет задйннч

Рисунок 9. Статистика выполнения заданий различных модулей курсов повышения квалификации «Наставничество в области экологического образования»

Подходы и методы исследовательского обучения

Рефлексия

В заключение представляется важным провести анализ достигнутых результатов, обсудить возникающие сложности и перспективы развития проекта.

В связи с дальнейшим развитием проекта возникает вопрос о соотношении соревновательных и исследовательских аспектов «Экологического патруля». Важно определить, какой формат представления результатов работы проектных команд представляется оптимальным — смотр, конференция, конкурс, соревнование? Для начала можно обратиться к определениям названных форматов, чтобы лучше разобраться в их отличиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конференция (от лат. со^егсю «собирать в одно место») — собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организаций для обсуждения определенных тем.

Смотр — 1. торжественное официальное освидетельствование чего-нибудь, ознакомление с порядком, состоянием чего-нибудь. «Смотр войскам». 2. Общественная проверка чего-нибудь. «Смотр печати».

Конкурс (лат. сопсигеш) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта — претендента на победу.

Соревнование — форма деятельности, борьба, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата.

Из представленных определений видно, что соревновательные аспекты есть в конкурсе и соревновании, причем, согласно определению, конкурс — это то же соревнование, но творческое, а не спортивное. Конкурс — это оценка уже достигнутого, а на соревнованиях еще надо достичь чего-то. Для развития проекта важно осознать, хотим мы, чтобы школьники занимались постоянными систематическими измерениями на протяжении года или чтобы они показали свои навыки на региональных и федеральном конкурсах? В первом случае мы проводим конкурс, на котором оцениваем результаты работы за год (по итогам рейтинга выполнения заданий и критериям оценки выступлений/докладов), во втором — соревнование: важно во время регионального или федерального финала показать навыки планирования экологических исследований, работы с оборудованием (формат может быть похож на Worldskills).

В случае конкурса учителя (или наставники) предлагают школьникам темы исследований (задания), которые предполагают вариативность. Верификация данных проводится на этапе оценки работы путем анализа корректности методологии и ответов на вопросы. На уровне региона и на федеральном финале мы можем построить рейтинг команд на основе сумм критериев А, Б, В. Победителями становятся те, кто набрал больше всего баллов на каждом этапе (таблица 7).

Смирнов Иван Алексеевич, Бордин Антон Павлович

Таблица 7. Основные формы работы и способы их оценки в случае проведения конференции по итогам проекта «Экологический патруль»

Что делают команды? Что развивает?

Проектные команды планируют свои мониторинговые исследования -> план исследования / проекта -> оценка по критериям А Развитие научного творчества, умения планировать исследование / проект

В течение года команды проводят измерения -> текст работы -> оценка по критериям Б Систематичность сбора данных, умение анализа данных, их текстового представления

На конкурсе представляются результаты работы (проект, исследование) -> доклад / защита работы -> оценка по критериям В Умение публичной защиты, отстаивания своей точки зрения, ответы на вопросы

Если мы проводим соревнование, учителя (или наставники) предлагают организационному комитету темы заданий с минимальной вариативностью. При этом важно предложить систему верификации результатов для отсева некачественных данных. На уровне региона и на федеральном финале мы можем построить рейтинг команд на основе сумм баллов за выполнение заданий. Побеждают те, кто набрал больше всего баллов в общем зачете (таблица 8).

Таблица 8. Основные формы работы и способы их оценки в случае проведения соревнований по итогам проекта «Экологический патруль»

Что делают команды? Что развивает?

Даются конкретные задания (в соревнованиях установлены единые правила) и проводятся еженедельные, ежемесячные и итоговые подсчеты выполнения этих заданий Освоение методики работы с оборудованием, точность выполнения инструкций. Массовость наблюдений -> большие данные по экологическому мониторингу

На очном или дистанционном финале региона или федеральном также даются единые задания и оценивается скорость, точность их выполнения Исполнительность, конкуренцию, возможно, командную работу

Оба формата итоговых мероприятий предполагают построение системы сбора и верификации данных, что требует поиска или разработки цифровой платформы (или мобильного приложения) со следующим функционалом:

• Прямое проведение измерений из приложения (цифровой платформы), обеспечивающее верификацию данных;

• Автоматическая запись даты, времени и координат наблюдения;

• Визуализация данных на карте (инфографика);

• Формирование массива больших данных (big data) по сети школьного мониторинга с возможностью доступа для зарегистрированных участников;

• Возможность выступать с инициативами проектов по сбору данных;

Подходы и методы исследовательского обучения

• Присвоение различных статусов участникам в зависимости от активности пользователя, геймификация процесса и формирование автоматического рейтинга участников. Разработка такой платформы могла бы быть полезна для целей развития проектного обучения, а также для ознакомления с технологией блокчейн. Сравнение возможных вариантов платформ приведено в таблице 9.

Таблица 9. Сравнение различных подходов к формированию базы данных по итогам измерений проекта «Экологический патруль»

Вариант Верификация Плюсы Минусы

Гугл-формы или Яндекс-формы Вручную по файлам измерений Реализовано, бесплатно Нет привязки к ГИС, авторизации, автоматического рейтинга участников

Глобал.Лаб Возможна автоматическая для ряда измерительных систем Привязка к ГИС, авторизация, автоматический рейтинг участников Сервис платный

Своя цифровая платформа или мобильное приложение Автоматическая Привязка к ГИС, авторизация, автоматический рейтингучастников Не разработана, не ясна стоимость и источники финансирования разработки

В 2020-2021 учебном году запланировано проведение всероссийского конкурса экологических проектов «Экологический патруль», который должен показать эффективность выбранной модели сопровождения проектной и исследовательской деятельности в области экологического образования. Анализ результатов конкурса, а также лучшие практики в области эконаставничества могут стать темой отдельной статьи. На 2021-2022 годы в рамках проекта запланировано:

• Расширение географии проекта до 35 регионов;

• Увеличение количества проектов экологической тематики до 2 500;

• Создание и внедрение информационной системы, способной объединить всех участников проекта и предназначенной для хранения, поиска, обмена и обработки информации, с использованием технологии искусственного интеллекта;

• Увеличение количества детей, вовлеченных в проект до 15 000;

• Проведение серии просветительских мероприятий и создания медиатеки знаний;

• Разработка стационарного комплекта учебного оборудования для организации экологически направленной учебно-исследовательской работы и практикума обучающихся. щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.